Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты аристотелевской научной картины мира
Первая научная революция произошла примерно в V в. до н. э. в Древней Греции. Бе результатом стало рождение науки. Тогда же сформировалась и первая научная картина мира, которая часто называется аристотелевской. Рассмотрим ее основные черты. Геоцентризм По мифологическим представлениям первобытного человека Земля, как правило, являлась плоским диском» который плавает на поверхности мирового океана. Человек объяснял себе устройство мира так, как он его видел. Видим же мы, что Земля плоская. Почему бы нам тогда не считать ее плоской? Примерно то же думал и первобытный человек. Однако со временем он начал понимать, что видимое нами может не совпадать с реальностью: видим мы одно, на самом же деле всё совсем иначе. Человек начал пытаться понять невидимое, ненаблюдаемое. А для этого нужны не столько глаза, сколько разум, потому что мысль способна преодолеть любые пространственные расстояния и временные промежутки, скрывающие от нас истинное положение вещей. (Органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус— есть и у животных, но мышлением наделен только человек). Шервая попытка мысленно дорисовать ненаблюдаемое означала 'зарождёнто''ш^вТТЯ<казав1Ш[сь от представлений о Земле как о плоском диске, человек предположил, что и Земля, и всё мироздание имеют форму шара, а вернее, Земля — это твердый или заполненный веществом шар, а мироздание — пустой, внутри которого вращаются Солнце, Луна, звездыидругиенебесныетела. Внимательный читатель, скорее всего, помнит: мы уже говорили о том, что для науки термины «мир» и «Вселенная» не равнознач- ны и что она предпочитает избегать понятий «мир» или «мироздание», предпочитая использовать в своих построениях понятие «Вселенная». Однако всё это относится по большей части к современной развитой науке', к естествознанию, которое базируется на экспериментально-математических методах. Для древней, античной науки рассуждения о мире, о мироздании были равносильными рассуждениям о Вселенной, или, как говорили древнегреческие философы и ученые, космосе. Таким образом, пусть читателя не удивляет, что при описании первой научной картины мира термины «мироздание» и «Вселенная» будут использоваться как синонимы.
Будет ли у нее центр? Конечно же. Какой бы грандиозной ни была шарообразная область мироздания, у нее есть границы. А если есть границы, значит, есть центр. Когда же границ нет, тогда не может быть и центра. Представьте себе отрезок — прямую линию, с двух сторон ограниченную точками. У отрезка есть границы — эти точки. Есть ли у него центр? Конечно же есть. Им будет точка, лежащая ровно посередине двух концов этого отрезка. А теперь представьте себе прямую — линию, не имеющую границ, т.е. бесконечную. Поскольку центр бесконечности может быть везде, постольку никакого одного точного центра у нее нет. Итак, по новым представлениям, сменившим мифологические взгляды, мир — это огромная, но не бесконечная сфера, которая имеет центр. Этот центр есть основное место мироздания, главная точка отсчета, начало всех координат. Всё с этой точкой сравнивается, всё по отношению к ней рассматривается, исходя из нее всё рассчитывается и вычисляется. Что же является этим центром мира? По античным представлениям, центром мироздания является Земля. Она неподвижна, а все остальные объекты мира — Солнце, Луна и звезды — движутся вокруг нее. Представление, по которому Земля является центром всего, называется, как мы уже знаем, геоцентризмом. Для нас очевидно, что такое представление неверно: Земля — не центр мира и движется вокруг Солнца вместе с другими планетами. Однако если какая-либо идея неверна, это вовсе на значит, что она ненаучна: ведь в науке одни представления постоянно сменяются другими. Вернее, не сменяются, а, как говорилось выше, включаются в другие, более широкие представления. Так, если считать, что весь мир — это Земля и окружающее ее видимое пространство, то вполне можно рассматривать Землю как центр. Если же считать, что весь мир — это бескрайнее пространство, а Земля — это один из бесчисленных его объектов, тогда ее никак нельзя рассматривать в качестве центра мира. Таким образом, всё зависит от масштаба нашего рассмотрения. Представьте себе окружность длиной, допустим, в 20 см. Далее представьте себе дугу (т.е. часть этой окружности) длиной в 5 см. Эта дуга будет прямой или кривой линией? Конечно же, кривой. А теперь представьте себе окружность длиной в миллион километров и мысленно отложите на ней дугу длиной в те же 5 см. Эта дуга будет пря^ мой или кривой линией? Конечно же, прямой. Почему? Потому что 5 см по сравнению с миллионом километров — это ничтожно малая величина, и кривизна дуги в этом случае будет ничтожной, незаметной — эта дуга будет казаться прямой линией.
То же самое и с картиной мира. Геоцентрическое представление о нем является правильным (т.е. верно и хорошо всё объясняющим) в небольших масштабах (в пределах Земли и видимой части неба). Но оно становится непра^ вильным в грандиозных масштабах (относительно всего бескрайнего космоса). Поскольку древние представления о мироздании были не столь масштабными, как нынешние, геоцентрическая картина мира оказалась не только приемлемой, но и вполне убедительной для древности. Ее автором был греческий ученый Птолемей. Появившись за несколько веков до нашей эра, она просуществовала до XVI века (до открытия Н. Коперника), т.е. приблизительно две тысячи лет* Мы уже говорили о том, что, с нынешней точки зрения, геоцентрическое представление является неверным. Но для своего времени оно было смелым и дерзким шагом человеческой мысли в неизвестность. Ведь Земля была признана шарообразной, а не плоской (хотя мы этого и не видим), а видимое полушарие мира (то, которое находится над нами) было дополнено невидимым (тем, что под нами), в результате чего мироздание приобрело завершенную форму грандиозного шарообразного пространства, ограниченного огромной сферой. Геоцентризм стал одним из главных признаков первой научной картины мира. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек, познающий мир, вооружен сложнейшими приборами и техническими приспособлениями, которые намного облегчают его научно-познавательную деятельность. Кроме того, он опирается на многотысячелетний опыт, накопленный предыдущими поколениями. А древним ничего не оставалось, кроме как полагаться на самих себя, на свой страх и риск рисовать научную картину мира. Но как это можно сделать без приборов и предыдущего опыта? Возможно было только одно: придумать картину мира, изобрести ее мысленно, увидеть, узреть ее с помощью ума, поэтому мы говорим, что древние греки рисовали научную картину мира умозрительно, т.е. больше выдумывали, чем исследовали и экспериментировали. В силу этого в их картине мира присутствовало много фантастического, а сходство с реальностью было минимальным. И всё же картина являлась красивой и величественной. Сравним научное понятие «картина мира» с настоящим живописным полотном. Когда мы смотрим на него, то несходство изображения с реальностью совсем не причиняет нам неудобства. Даже наоборот — мы восхищаемся замыслом художника и скорее предпочли бы живописную картину фотографии, несмотря на то что последняя точно отображает реальность. Умозрительное создание картины мира называется натурфилософией (от лат. «натура» — природа). Натурфилософия — это философия природы или создание "наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.
Однако кроме умозрительного объяснения мира натурфилософия характеризуется также тем, что пытается уви-деть мир весь^целиком, не разбивая его на отдельные части или области. Нынешняя наука существует в виде огромного количества дисциплин (физики, астрономии» химии, биологии и других), каждая из которых изучает какую-либо одну область мироздания. В отличие от нее, древняя натурфилософия не делилась на дисциплины, а была единой наукой, исследуя сразу все части и йбдасталира, Ее интересовало и движение небесных тел, и устройство Земли, и жизнь растений и животных, и многое другое. Поэтому натурфилософы сильно отличались от современных ученых: они пытались мысленно охватить всё и приобрести максимально широкие знания. Ни отдельных наук, ни специальных ученых в древности не было, а была только одна наука — натурфилософия и одни ученые — натурфилософы или просто — философы. Не удивительно поэтому, что греческие мыслители были, по современным понятиям, и астрономами, и физиками, и биологами, и географами, и математиками. Например, в школьном курсе геометрии изучаются теорема Фалеев и теорема Пифагора. Если бы нам сказали, что и Фалес, и Пифагор — это известные греческие философы, то, скорее всего, мы невольно задались бы вопросом: «При чем же тут геометрия?» Однако после ознакомления с понятием натурфилософии подобный вопрос исчезает, так как нам теперь известно, что в древности все возможные ли они, потому что у них, так же как и у человека, есть душа. Как нельзя причинять страдания себе подобному: (т.е. другому человеку), так нельзя причинять их любому организму вообще (будь то растение или животное), потому что всё окружающее тоже подобно нам. Пифагор, например, говорил, что нельзя употреблять в пищу мясо, так как убийство животного равносильно убийству человека. А индийские аскеты пили воду через марлю, чтобы случайно не проглотить (и не погубить) какие-нибудь микроорганизмы, находящиеся в воде, и часами могли стоять неподвижно под палящими лучами солнца, чтобы случайно не наступить при передвижении на копошащихся в пыли насекомых. Пантеистический взгляд на мироздание подчеркивал единство человека и всего, что его окружает. Циклизм. В научной картине мира античных времен важное место занимает вопрос о неизменности или изменчивости. «Всё меняется или всё неизменно?» — спрашивали себя древние греки. Скорее всего, всё в мире находится в состоянии движения и вечного изменения, полагали они.
Но что представляет собой это движение? Ведь оно может быть восходящим, т.е. все изменения ведут от низшего к высшему, от менее совершенного —• к более совершенному. Однако также возможно, что оно является нисходящим, т.е. всё движется от высшего к низшему, от более совершенного—к менее совершенному. Первый вариант движения называется прогрессом, а второй — регрессом. И, наконец, возможен третий вариант движения и изменения: всё происходит не по восходящей линии и не по нисходящей, а движется по кругу, постоянно проходя одни и те же пункты и этапы. Такой вариант движения называется циклизмом (от греч. «циклос» — круг). Именно так и представляли себе движение древние философы. Всё вечно повторяется, считали они, всё мироздание — грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. Философ Гераклит, который утверждал, что «всё течет и ничто не останавливается», что движение есть единственно возможный способ существования мира, говорил: «Дорога туда и обратно — одна и та же». Т.е., с его точки зрения, мироздание является вечным движением, но совершается оно по круговой траектории — и никак иначе. Также Гераклиту принадлежит известное утверждение: «Этот Космос — один и тот же для всего существующего — не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, то затухающим, то воспламеняющимся». Это высказывание Гераклита говорит о том, что, по его представлениям, мироздание периодически возникает из огня и, существуя какое-то время, погибает в огне, для: того^чтобьд потом вновь из него появиться. Другой известный греческий философ — Демокрит — утверждал, что наш мир складывается из атомов, носящихся в пустоте, и через некоторое, время распадается на них, после чего опять из них собирается. То, что древние философы представляли себе мироздание в качестве вечного грандиозного круговорота, не удивительно. На их месте мы, наверное, думали бы точно так 1ке. Что мы наблюдаем вокруг себя каждый день, месяц и год? Постоянное движение и изменение, в котором всё всегда повторяется, т.е. идет по кругу. День сменяется ночью, а после нее наступает новый день. Солнце движется над нами всегда в одном и том же направлении, проходя свой дневной путь с востока на запад тысячи и миллионы раз. Последовательно и неизменно меняются лунные фазы: то мы видим на ночном небе тоненький серп Луны, то половину ее, то полную Луну, после чего она начинает убывать, исчезает вообще, а потом появляется опять и снова растет. Из брошенных в весеннюю землю семян тянутся к летнему солнцу молодые побеги, на исходе лета они дают новые семена, которые следующей весной станут новыми побегами. i Листья деревьев появляются и опадают каждый год. И че-ловеческая жизнь не является исключением из общего
правила мирового круговорота. Человек рождается, растет, взрослеет, у него появляются дети, которые точно так же растут, взрослеют, стареют, оставляя после себя новые поколения людей, которые будут повторять путь своих предков. Цели мы видим вечное круговращение, то почему бы нам не предположить, что оно и является одним из главных принципов мира, представляет собой одну из основных чёрт всего существующего. Так и думали древние греки — авторы первой научной картины мира, важной особенностью которой был циклизм. Рождение логики С древних времен человека интересовал не только окружающий его мир, но и само человеческое мышление, направленное на познание этого мира. «Что представляет собой мироздание, — спрашивал себя человек, — откуда оно взялось и как устроено?» Но также он спрашивал себя: «Что представляет собой мое мышление, как оно устроено и по каким законам протекает?» Интерес к окружающему миру появился, наверное, вместе с появлением самого человека, а вот интерес к мышлению — намного позже. Обычно считается, что наука появилась тогда, когда человек стал исследовать не только внешний мир, но и свое собственное мышление. А это произошло все в той же Древней Греции примерно в V-IVbb. до н.э. Греки создали особенную науку, посвященную мышлению, — логику. Наиболее известным ее представителем был Аристотель, поэтому древняя логика часто называется аристотелевской. Наше мышление по своему содержанию, заметили древние греки, многообразно и бесконечно, ведь мыслить можно о чем угодно (о планетах и звездах, растениях и животных, материках и океанах, о вчерашнем дне, о будущем месяце и так далее до бесконечности). Но всё это многообразие нашего мышления укладывается всего в не- сколько форм, т.е. строится одними и теми же способами, протекает по одним и тем же законам и правилам. Так вот, логика — это наука, которую интересует не содержание мышления (то, что мы мыслим), а его формы (то, как мы мыслим), поэтому она часто называется формальной логикой, т.е. наукой р формах человеческого мышления. Таких форм всего три, и всё бесконечное содержание мышления существует в этих трех формах. Первая называется понятием. Понятие — это выраженное в слове или словосочетании обозначение кШбго-либо предмета. Любой предмет мы обозначаем каким-то понятием. Например, один предмет мы называем деревом, другой — планетой, третий — горой и так далее (т.е. дерево, планета, гора — это различные понятия). Человек — единственное существо на Земле, обладающее понятийным мышлением, ведь ни одно другое существо не обозначает предметы какими-либо понятиями, а говоря иначе, не дает предметам имена или названия. Вторая Форма, мышления- называется с уж д е н и е м. Суждение — это какое-либо высказывание о предмете, в котором что-то, „утверждается или отрицйе*шг * о нем. Понятно, что любое суждение состоит из понятий, связанных между собой, и выражается в форме предложения. Например, высказывание «Все планеты — это движущиеся небесные тела» является суждением, потому что'в нем утверждается нечто о каком-то предмете (о планетах). Это суждение состоит из понятий «планеты» и «движущиеся небесные тела». Если мы обозначим первое понятие латинской буквой S, а второе — буквой Р, то у нас получится высказывание: «Все S — это Р». В данном случае мы отбросили содержание суждения(у.е. то, что оно о планетах и небесных телах) и оставили только его форму, и у нас получилась просто формула (Все S — это Р), под которую можно подвести огромное количество различных суждений с разным содержанием. Например, этой формуле будут соответствовать суждения «Все воробьи — это птицы», «Все цве- ты— это растения», «Все люди— разумные существа»?, «Все треугольники — геометрические фигуры» и многие другие. Третья форма мышления называется у м о з а к л ю ч е -н и е м. Умозаключение — это выведение нового суждения из двух или нескольких исходных суждений. Например, если мы расположим друг за другом два суждения: «Все люди смертны» и «Сократ— человек», то из этих двух суждений обязательно следует в качестве вывода новое суждение — «Сократ смертен». Таким образом, любое умозаключение состоит из суждений, а любое суждение — из понятий. В форме понятий, суждений и умозаключений и существует наше мышление. Однако помимо форм мышления логика изучает его законы, т.е. такие правила, соблюдение которых ведет нас к истинным выводам и предотвращает возможные ошибки. Основных логических законов, как и форм мышления, тоже три. Первый называется законом тождества. Он говорит о том» что любая мысль, для того чтобы быть ясной и точной, должна быть тождественна (т.е. равна) самой себе. Например, высказывание «Ученики прослушали объяснение учителя» является неясным, так как его можно понимать и в том смысле, что они все внимательно слушали, и в том смысле, что они все пропустили мимо ушей. Получается, что высказывание одно, а возможных смыслов у него два. Два не равно одному (2 ф 1), т.е. тождество (равенство) в данном случае не соблюдается, а значит, закон тождества нарушен, что и приводит к неясности данного высказывания. Все софизмы, о которых мы уже говорили, основаны как раз на преднамеренном нарушении закона тождества. Вторым законом логики является закон противоречия, который говорит о том, что два высказывания, противоречащих друг другу, не могут одновременно быть истинными. Например, высказывания «Сократ высокого роста» и «Сократ низкого роста» не могут быть одновре- менио истинными. Истинным может быть только одно из них. Однако это правило действует только при трех условиях: 1. Речь должна идти об одном и том же предмете. Ведь 2. Предмет должен рассматриваться в одно и то же вре 3. Предмет должен сравниваться с каким-то одним дру 'Сократе и в одно и то же время его жизни, но он сравнивается одновременно с высоким Аристотелем и низким Платоном, то получится, что по отношению к Аристотелю Сократ низкий, а по отношению к Платону — высокий. Третий закон логики — это закон достаточного основания. Он говорит о том, что любая мысль, для того чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо другими мыслями (аргументами или основаниями), причем эти основания должны быть достаточными для доказательства, т.е. доказываемая мысль должна вытекать из них безусловно. Например, ученик говорит учителю: «Не ставьте мне двойку, спросите еще, я же прочитал весь учебник, может, и отвечу что-нибудь». В данном случае исходная мысль (не ставьте двойку, спросите еще) подкрепляется основанием или аргументом (я же прочитал весь учебник, может, и отвечу что-нибудь). Однако из этого основания не вытекает безусловно исходная мысль. Ведь ученик действительно мог прочитать весь учебник, но ничего не понять или всё забыть. Говоря иначе, из того, что он прочитал весь учебник, вовсе не сле-■ дует с точностью, что он что-нибудь ответит учителю. Закон достаточного основания является одним из главных принципов науки. Он предостерегает от поспешных выводов, недоказанных мыслей, голословных утверждений, от принятия чего-либо исключительно на веру. И не только этот закон, но и вся логика является важным элементом науки. Где нет логики, там не может быть и научного знания. Появившись в Древней Греции, логика развивалась в последующие эпохи. Сейчас она существует в качестве разветвленной дисциплины, но ее основу до сих пор составляет античная, или аристотелевская, логика. Вопросы и задания 1. Когда и где появилась первая научная картина мира? 2. Что такое геоцентризм? Почему у конечного (имеющего границы) 3. С какой точки зрения геоцентрическое представление о мире явля 4. Почему нельзя говорить, что геоцентрическая картина мира нена 5. Что такое умозрение и умозрительная картина мира? 6. Что обозначает термин «натурфилософия»? 7. Какими чертами помимо умозрительности отличается натурфило ■ ' 8. Что такое пантеизм?, 9. Почему, говоря о пантеизме, правильнее употреблять не понятие 10. Чем древние доказывали наличие в мире разумного начала? 11. Что такое макрокосмос и микрокосмос по представлениям древ 12. Чем объясняются древние запреты нанесения вреда любым жи 13. Что такое прогресс и регресс? 14. Что такое циклизм? Какие известные греческие философы гово
15. Почему древние греки думали, что всё в мире движется и меняется 16. Что такое логика? Почему она часто называется формальной ло 17. Сколько существует форм мышления? Дайте краткую характери- 18. Что такое закон мышления? Каковы основные законы логики? 19. Почему считается, что логика является необходимым элементом 9.8. Основные черты ньютоновской научной картины мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V-IV вв. до н.э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать древней, или античной, или геоцентрической, или пантеистической, или аристотелевской. Эта картина мира с небольшими изменениями, вносимыми в нее по ходу дальнейшего развития науки, просуществовала приблизительно две тысячи лет. В эпоху Возрождения и особенно Нового времени наступила эпоха грандиозной смены древней научной картины мира новыми представлениями. Примерно в XVI-XVII вв. произошла вторая научная революция, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира, которая часто называется классическим естествознанием. В древности никакого естествознания в полном смысле этого слова не было, так как не было отдельных наук (их все заменяла натурфилософия). В Новое время эти науки появились, а значит, появилось естествознание, которое быстрыми темпами достигло больших успехов и заложило прочный фундамент всего последующего научного знания. Поэтому оно
и называется классическим, т.е. первым, основным, исходным, образцовым, эталонным. Какими же были основные черты классического естествознания, или второй научной картины мира? Гелиоцентризм Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ природы, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании главными науками являются астрономия и физика. Картина мира начинается, как мы помним, именно с астрономических идей. Так, основной чертой первой, древней научной картины мира был геоцентризм, созданный греческим ученым Птолемеем. Вспомним, что по геоцентрическим представлениям мироздание — это грандиозное пространство, охватываемое сферой, в центре которого находится неподвижная шарообразная Земля, а все планеты и звезды движутся вокруг нее в пустоте этого пространства. Вторая научная картина мира ознаменовалась открытием и даже, как говорили современники и последователи, переворотом в астрономии, который был сделан польским ученым Николаем Коперником в начале XVI века. Старые геоцентрические представления для своего времени и для многих последующих столетий были весьма убедительными. Они с успехом многое объясняли и отвечали на множество вопросов. Но человеческий разум не стоит на месте, он постоянно устремляется к йовому, неизвестному и задает себе новые вопросы, ставит новые проблемы. Поэтому настало время, когда старая геоцентрическая картина мира не всё уже могла объяснить и не со всеми вопросами справиться. Она пришла в противоречие с новыми обнаруженными людьми фактами. Так, Коперник, долгое время наблюдая за движением небесных тел, заметил, что некоторые из них движутся по четким круговым орбитам, а некоторые совершают какие-то странные петлеобразные дви- жения. Причём первые объекты — это звезды, а вторые — планеты, подобные нашей Земле. Почему движения планет и звезд отличаются друг от друга? Ведь геоцентрическая теория говорила о том, что вокруг неподвижной Земли вращаются все небесные тела, а это значит, что мы должны наблюдать одинаковые траектории (направления движения) как планет, так и звезд. Но мы видим другое, следовательно, геоцентризм неправильно объясняет происходящее. Коперник сделал необыкновенно смелое для своего времени предположение о том, что Земля — это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими вращается вокруг настоящего неподвижного центра, мироздания — Солнца. Совместное движение Земли и других планет вокруг Солнца и приводит к тому, что мы видим не ровные круговые, а петлеобразные траектории этих планет. Или, говоря иначе, движение Земли искажает реальную картину их вращения вокруг Солнца. Дальнейшие на-, блюдения и размышления убедили Коперника в верности его первоначального предположения. Его теория стала называться гелиоцентризмом (от греч. «гелиос» — Солнце) и сменила собой древний геоцентризм. Она многое объяснила по-новому, и гораздо лучше, чем геоцентрическая теория; она смогла ответить на те вопросы и снять те проблемы, с которыми не справлялась птолемеевская картина мира. До сих пор наши представления о Солнечной системе являются по преимуществу коперниковскими. Польский ученый сделал свое знаменитое открытие в начале XVI века. И хотя это уже была эпоха Возрождения, тем не менее средневековые представления оставались еще в силе, играли значительную роль в духовной жизни, и влияние церкви также было достаточно сильным. Коперниковская теория наносила сокрушительный удар по религиозным средневековым представлениям. Ведь они, вслед за Птолемеем, рисовали Землю неподвижным центром мироздания. А кроме того, считалось, что ад, где мучаются после смерти грешники, находится под Землей, а рай, где блаженствуют праведные, — на небе, т.е. ад и рай расположены на противоположных концах мироздания. У Коперника же получилось, что Земля сама движется по небу вокруг Солнца, а значит, ад, который находится под Землей, расположен на небе, рядом с раем, чего никак не может быть по религиозным представлениям. Церковники сожгли книгу Коперника, а его самого принудили отречься от своих взглядов. Однако открытие было сделано, и новые идеи неумолимо шли вперед, попирая старые. Искусственно сдержать научную мысль очень непросто. Переворот Коперника ознаменовал собой новую эпоху в развитии* науки, явился началом глобальной смены научных представлений, исходным пунктом второй научной революции. Упадок натурфилософии Как мы уже знаем, первостепенную роль в формировании первой научной картины мира играла натурфилософия, главной чертой которой является умозрительное описание природы в ее целостности. Конечно же, при стремлении охватить весь окружающий мир в его наиболее общих чертах натурфилософии приходилось многое выдумывать; в нарисованной ею картине мироздания присутствует немало вымышленного и фантастического. Вместе с тем эта «слабая» сторона натурфилософии оборачивается и ее немалым достоинством: масштабность умозрительного постижения мира, попытка охватить одним широким взглядом все тайны и законы природы делала натурфилософов энциклопедистами, универсальными учеными, стремящимися к знанию обо всём. Греческий мыслитель Пифагор, произнося знаменитую впоследствии фразу: «Я не мудрец, а только философ», в данном случае имел в виду, что быть мудрецом невозможно, т.е. нельзя владеть мудростью, потому что для этого надо действительно знать всё на свете. Однако можно быть философом, любителем мудрости, т.е. стремиться к ней, или, другими словами, пытаться достичь полного и исчерпывающего знания обо всём. Таким образом, натурфилософ — это тот, кто хочет узнать всё возможное об окружающем его мире. Стремление к всеохватности и широта взгляда давно остались в прошлом. Одной из характерных черт современной науки является ее узкая специализация. Ныне мы можем встретить физика, химика, биолога и т.д., но, скорее всего, нигде не встретим натурфилософа, потому что сегодня желание всё знать воспринимается как несерьезное, а человека, который пытается охватить максимально широкий круг природных явлений, непременно сочтут дилетантом. Современное научное предпочтение заключается в том, чтобы знать многое о малом, а древняя наука явно исходила из обратного: пусть придется узнать малое, но зато— и это самое главное— о многом или обо всём. Специализация науки делает ее более строгой, точной и эффективной, но также — более сухой и безжизненной. Другой важной чертой древней натурфилософии помимо стремления к цельному и общему описанию природы был ее умозрительный характер. Причем, несмотря на тесную связь умозрения с вымыслом и фантазией, оно порой приходило к удивительно точным (для своего времени) выводам. Например, утверждение греческих натурфилософов о том, что Земля является не плоской, а шарообразной, было получено чисто умозрительным путем. Ни о каком опытном подтверждении этого вывода говорить невозможно: посмотреть на Землю из космоса человек смог только в XX в., а первые кругосветные путешествия были предприняты в XV в., т.е. спустя примерно 2000 лет после появления древних натурфилософских построений. Другим ярким примером необыкновенной прозорливости умозреция является учение греческого философа Демокрита об атомах. Этот мыслитель предположил, что, хотя все тела и состоят из частей, а последние, в свою очередь, из других, более мелких частей, всё же это деление возможно не до бесконечности: существуют очень малень- кие частицы, неделимые далее, по-гречески называемые атомами. Поскольку они ни из чего не состоят, то и распадаться им не на что, а значит, они никогда не смогут распасться и поэтому существуют вечно, будучи подлинной, неизменной основой природы. Всё же остальное представляет собой ту или иную комбинацию атомов. Любой объект существует временно: когда атомы, составляющие его, соединяются, он появляется; когда они разъединяются — исчезает. Эта гениально простая теория Демокрита, как видим, охватывала собой весь окружающий человека природный мир. Она была изобретена чисто умозрительно, но оказалась глубокой и верной не только для своей эпохи: естествознание Нового времени базировалось, по большому счету, на учении Демокрита вплоть до конца XIX в. Помимо гениальных идей, которые выдержали проверку многими последующими столетиями, натурфилософия сделала и множество наивных (с современной точки зрения) выводов. Например, древние ученые утверждали, что легкие тела взлетают вверх, тяжелые же падают вниз; а увеличение скорости падающего на землю тела при приближении к ней объяснялось так: как путник, завидев издали свой дом, убыстряет шаги, так и камень, подброшенный вверх и возвращающийся на землю, тем быстрее летит, чем ближе он к ней. Такого рода утверждений, по всей видимости, в натурфилософии было больше, чем гениальных догадок. С течением времени она исчерпала свои возможности и стала уступать место другим методам и формам научного описания и объяснения природы. В эпоху второй научной революции и формирования новой научной картины мира — ньютоновского, или классического естествознания — единая и универсальная наука древности, стремившаяся к общему и цельному взгляду на мир, стала вытесняться зарождавшейся научной специализацией: началось дробление науки на отдельные отрасли и дисциплины, каждая из которых занялась какой-либо определенной областью природы. Кроме того, на смену на- турфилософскому умозрению шел экспериментальный метод. Здесь необходимо отметить, что умозрение характерно не только для натурфилософии. Оно представляет собой неотъемлемую черту научного познания во все эпохи. Вспомним: говоря о взаимодействии эмпирического и теоретического уровней науки, мы отмечали, что объяснительная схема для фактов — гипотеза или теория — создается как раз умозрительно, после чего соотносится с фактами. Чем же отличается умозрение древней натурфилософии от умозрения науки Нового времени? Прежде всего тем, что умозрительные выводы в эпоху классического естествознания стали проверяться экспериментальным путем. Роль эксперимента, говоря в общем, сострит в том, что какое-либо теоретическое построение подтверждается (верифицируется) или опровергается (фальсифицируется) с помощью него. Умозрительные положения древних обычно не подлежали ни верификации,. ни фальсификации. Поэтому натурфилософия часто рассматривается в качестве преднауки, а рождение науки нередко связывают, как мы уже отмечали, с появлением классического естествознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.061 с.) |