Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский космизм о предназначении человека
XX век нередко называют веком начала космической: — эпохой выхода человека за пределы своей планеты, еще в XIX — начале XX в. в России появилась целая ца мыслителей, творчество которых вошло в историю яософии под названием русского космизма. Они 327..... ""'".. "........ ^пытались осмыслить человека как существо, с одной стороны, включенное в мироздание (космос), порожденное им, а с другой стороны, имеющее свои особые неповторимые черты, способное к творческому и разумному познанию, освоению и преобразованию Вселенной. Божественность, одушевленность, единство космоса, неразрывная связь человека с природой, идея активной эволюции, направляемой преобразующей деятельностью человечества, выходящего в космическое пространство, изменяющего и мир в целом, и собственную физическую и нравственную природу, — таковы основные темы философии русского космизма/. В размышлениях космисто в причудливо сочетаются языческо-пантеистические мотивы обожествления природы и христианская идея «обожения» человека (т.е. восхождения человека к Богу, его активного сотворчества в деле созидания мира), фантастические мечтания и научные гипотезы, моральная проповедь и просветительская вера во всемогущество Разума и Науки. Принтом человек рассматривается не как «венец мироздания», а как важный этап в процессе развития космоса, как выдающееся достижение Природы (или прекрасное творение Бога), од-нако достижение незавершенное, неокончательное, способное к дальнейшему росту и осознанно берущее на себя ответственность за судьбу всего космоса. В человеке как неотъемлемой части мироздания бессознательное развитие природы достигает своего пика и должно перейти в свою новую — сознательно-целенаправленную стадию. Основателем космизма можно считать Николая Федоровича Федорова (1828-1903) — человека, о котором философ Н. О. Лосский писал, что «это был, несомненно, праведник и неканонизированный святой», а Лев Толстой признавался: «Я горжусь тем, что живу в одно время с подобным человеком». Мыслитель фантастической эрудиции, крайний аскет, полагавший, что иметь какую-либо собственность — грех (свое крошечное жалование библиотекаря он почти целиком раздавал нуждающимся),
| Николай Федоров производил огромное впечатление на со-еменников. Остро ощущая свою личную ответственность i всех людей, он стремился преодолеть отвлеченно-теоре-юский характер философии и науки, горячо ратовал за Цединство слова и дела, знания и действия. Он писал: «К стории нужно относиться не «объективно», т.е. безучастно, "и не «субъективно», т.е. с внутренним лишь сочувстви-, а «проективно», т.е. превращая знание в проект лучше-• мира». Николая Федорова отталкивала разобщенность, заметь каждого в себе — словом, то ♦ небратство»,, кото-! царит среди людей. Каждый человек, в сущности, без-ыгачен к судьбе остальных людей и к судьбе ушедших эколенийч «История есть (в сущности) разорение приро-[ и истребление друг друга», — говорил философ. Именно гив подобного положения вещей и призвано объеди-человечество Общее Дело — дело регуляции людьми шйных сил природы, дело преображения мира, освое-[ космоса и — в итоге — обретения людьми бессмертия. В этом учении Федорова вера в могущество науки и тех-хки сочетается с христианской верой в необходимость для товека помочь Богу в спасении мира, а не пассивно ждать 1ного Суда. После прихода Христа, говорит Федоров, но спасения мира всецело в руках людей. Царство Божие земле возможно, так же как и возможно избежать гокалипсиса, если только приложить усилия всего чело-ства. Мечты Федорова, которые он пытался нравственно, ре-юзно и научно обосновать, поистине грандиозны, рляция природы должна распространить влияние чело-«на все миры, на все системы миров до окончательно-f одухотворения Вселенной». Федоров писал об управле-[ метеорологическими процессами для получения высо-: урожаев, об использовании солнечной энергий (вместо эгии угля), об освоении электромагнитной энергии зем- -i шара (чтобы превратить всю Землю в корабль для по- летов в космос), о заселении других планет, о переделке человеческого организма, о создании «братского» общества без классовых различий, войн,, армии и полиции. Конечная цель, по мнению философа, заключается в том, чтобы достичь такого единства, которое сделает невозможным любое разрушение, любую изоляцию, победит саму
смерть. Вот что писал Николай Федоров: «Космос^каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы» — значит, «сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею». Так, путем сознательного управления эволюцией, освоения космоса, совершенствования собственной природы, человечество достигнет братства, единства и в конце концов сможет победить смерть и воскресить все умершие поколения. Победа над смертью? Но разве это не абсолютная утопия, невозможная мечта? И почему именно такую задачу ставит философ перед человечеством? Всем нам приходилось терять близких людей и отчаиваться от осознания своего бессилия вернуть родного человека. Н. Ф. Федоров же не мирился с этим и верил в возможность воскрешения всех когда-либо умерших на Земле людей. Он утверждал, что вся наша цивилизация строится на костях отцов, что сама современная идея «прогресса» приносит целые поколения в жертву ради будущего счастья их потомков. Всё это несправедливо и бесчеловечно. Раз в Библии говорится о временах, когда «смерти уже не будет», человек не должен сидеть сложа руки — он должен стремиться победить ее, ибо «самая природа в человеке сознала зло смерти, сознала свое несовершенство». Люди могут вслед за Христом повторить подвиг воскресения. Борьба со смертью и воскресение умерших должны, по мысли Федорова, стать главным делом человечества7~должны сплотить всех людей воедино: «всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осу- ществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем». Да, воскрешение и бессмертие сегодня кажутся невероятным чудом, но разве то, что вчера казалось столь же невероятным, не сбылось сегодня? Невозможное сегодня может, а значит, должно стать возможным завтра или послезавтра! Ведь, пока человек смертен, сохраняется глубинная f основа страдания и зла, корень вражды, разделения и соперничества. Во многом именно из-за частой смены поко-i лений научный прогресс не сопровождается нравственным j (каждый индивид за короткую жизнь не успевает овладеть духовной культурой человечества). И наконец, просто безнравственно наслаждаться плодами прогресса, основанного на смерти и страданиях «отцов», не стремясь вернуть им 4 долг, убежден Федоров. Две задачи: заселение, преобразование космоса и обре-|тение человеком бессмертия — тесно взаимосвязаны в философии Общего Дела, поскольку «борьба с разъединяю- пространством» для Федорова есть «первый шаг в |борьбе со всепоглощающим временем». Космос неисчерпаем по своим ресурсам и может стать полем деятельности 1Я бессмертной жизни, и наоборот, только бессмертные
существа могут преобразить, заселить Вселенную. Люди, объединившись, смогут всё, утверждал мыслитель: «Воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего тру- ' • f - -:'■ Многие идеи Николая Федорова получили развитие у ругих представителей русского космизма — ||Сонстантина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) и Владимира Ивановича \ ер н ад с к о г о (1863-1945).КонстантинЦиолковский — геный, инженер, изобретатель и философ, один из основами космонавтики, — посвятил свое творчество всесто-эннему обоснованию неизбежности выхода человека в смическое пространство._Пр его убеждению, «прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остано-
виться на человеке». За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космического будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Вселенной — путь к предотвращению гибели человеческой.цивилизации в результате истощения земных ресурсов. Подобные проекты имеют высокий нравственный смысл, так как они поднимают каждого человека от сиюминутного и эгоистического к всемирному и героическому. Мечта о «небе», тысячелетиями жившая в людях, должна воплотиться в реальность. Вселенная в учении Циолковского предстает в духе U3. том же самом — формиров 8йнии_планетарного мышления, «космической философии», основанной на осознании единства человека и природы и человеческой ответственности за судьбу космоса, писал и другой выдающийся русский ученый — геолог,.биолог и химик Владимир Иванович Вернадский. По мысли Вернадского, мир — един, жив и вечен. Природа_порож дает человека сГего раз -'^момТи^тот разумГсам ста новится решающей косм ической силой. «Человек должен понять, —утверждал философ, — |дгеошгне естьслучай на, у а, рртукпютт*г^гп УЯ^ сврбодн о действующее природное явление.. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух |миллиардов лет». По убеждению Вернадского, «под влиянием научной Цмысли и человеческого труда биосфера переходит в новое нние — ноосферу». Это понятие — ноосфера (от | греческого «нус» — разум)— ключевое в учении Вернадского. Что же оно обозначает? «Ноосфера — это биосфера, переработанная научной мыслью», она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений — это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу всё большее преобразующее воздействие. В но-" ере преобладает духовное начало, материализующееся |в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, тво-ениях искусства.
В. И. Вернадский подчеркивал несовершенство челове-а, его промежуточный характер (эта мысль созвучна иде-Ницше о Сверхчеловеке): человек «служит промежу-очным звеном в длинной цепи существ, которые имеют ошлое и, несомненно, будут иметь будущее». Человек — лсшая точка эволюции бессознательной, стихийной и весте с тем начало, исходный пункт разумной, направ-енной дальнейшей эволюции. Однако человек, создавший мощную науку и технику, называется способен к хищническому отношению к при-рде, чреватому экологической катастрофой, самоуничто-ением себя как вида. Гибель человечества означала бы и цение, гибель всей космической эволюции, породившей > и человеческое сознание. Поэтому Вернадский про-оведовал «сознание нравственной ответственности уче-: за использование научных открытий и научной рабо-[ для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, I». Нравственное преображение человека должно идти па Итак, освоение космоса, преображение собственного облика человека, победа над болезнями, достижение социального и нравственного совершенства, формирование планетарного сознания, регуляция природных стихий, обретение бессмертия и воскрешение всех предыдущих поколений — таковы головокружительные мечты русских косми-стов. Но некоторые из высказанных ими пожеланий уже в XX веке стали явью: человек начал полеты в космос, многие болезни прошлого (оспа, тиф, чума, холера) полностью или частично побеждены. И кто знает, быть может, то, о чем писали Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский, станет реальностью завтрашнего дня? Вопросы и задания MUКакое Общее Дело, по убеждению Николая Федорова, должно объединить всех людей? 2. Приведите какие-нибудь примеры фантастических литературных произведений или фильмов, в которых используются темы, мысли и сюжеты, впервые высказанные представителями философии русского космизма.
(3/В чем представители русского космизма видят миссию человека как ^Особой части космического целого? Ф, Сравните размышления русских космистов о месте человека в эволюции и идеи Ницше о Сверхчеловеке. Что общего и что различного в этих учениях? (5. Что такое ноосфера? В чем она проявляется и чем характеризует- / 6) К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский говорили о необходимости ~ ахания «космической этики». Что стоит за этим понятием? 7. В. И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до раз-шумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут 1 человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. |?Поэтомуон уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человече-|ства»... не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая гло-[ экологическая катастрофа, широкое использование науки для по-|рабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном. Согласны |ли вы с мнением В. И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ. /Некоторые из идей русского космизма, которые казались фанта-
стическими в начале XX века, сегодня воплотились в реальность. Как вы думаете, другие мысли Н. Ф. Федорова и остальных представителей космизма, в частности мысли о достижении человеком бессмертия, радикаль-" i изменении своего организма (автотрофности) и воскрешении умерших Щкотцов», являются несбыточными лишь сегодня, но станут осуществлять-i в будущем, или же имеется граница, отделяющая сферу абсолютно не-иожного для человечества в сколь угодно отдаленном будущем?
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.016 с.) |