Русский космизм о предназначении человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский космизм о предназначении человека



XX век нередко называют веком начала космической: — эпохой выхода человека за пределы своей планеты, еще в XIX — начале XX в. в России появилась целая ца мыслителей, творчество которых вошло в историю яософии под названием русского космизма. Они

327..... ""'".. "........


^пытались осмыслить человека как существо, с одной сторо­ны, включенное в мироздание (космос), порожденное им, а с другой стороны, имеющее свои особые неповторимые чер­ты, способное к творческому и разумному познанию, осво­ению и преобразованию Вселенной. Божественность, оду­шевленность, единство космоса, неразрывная связь чело­века с природой, идея активной эволюции, направляемой преобразующей деятельностью человечества, выходящего в космическое пространство, изменяющего и мир в целом, и собственную физическую и нравственную природу, — та­ковы основные темы философии русского космизма/.

В размышлениях космисто в причудливо сочетаются языческо-пантеистические мотивы обожествления приро­ды и христианская идея «обожения» человека (т.е. вос­хождения человека к Богу, его активного сотворчества в деле созидания мира), фантастические мечтания и науч­ные гипотезы, моральная проповедь и просветительская вера во всемогущество Разума и Науки. Принтом человек рассматривается не как «венец мироздания», а как важ­ный этап в процессе развития космоса, как выдающееся достижение Природы (или прекрасное творение Бога), од-нако достижение незавершенное, неокончательное, спо­собное к дальнейшему росту и осознанно берущее на себя ответственность за судьбу всего космоса. В человеке как неотъемлемой части мироздания бессознательное развитие природы достигает своего пика и должно перейти в свою новую — сознательно-целенаправленную стадию.

Основателем космизма можно считать Николая Федоровича Федорова (1828-1903) — человека, о котором философ Н. О. Лосский писал, что «это был, несо­мненно, праведник и неканонизированный святой», а Лев Толстой признавался: «Я горжусь тем, что живу в одно вре­мя с подобным человеком». Мыслитель фантастической эрудиции, крайний аскет, полагавший, что иметь какую-либо собственность — грех (свое крошечное жалование би­блиотекаря он почти целиком раздавал нуждающимся),


| Николай Федоров производил огромное впечатление на со-еменников. Остро ощущая свою личную ответственность i всех людей, он стремился преодолеть отвлеченно-теоре-юский характер философии и науки, горячо ратовал за Цединство слова и дела, знания и действия. Он писал: «К стории нужно относиться не «объективно», т.е. безучаст­но, "и не «субъективно», т.е. с внутренним лишь сочувстви-, а «проективно», т.е. превращая знание в проект лучше-• мира».

Николая Федорова отталкивала разобщенность, зам­еть каждого в себе — словом, то ♦ небратство»,, кото-! царит среди людей. Каждый человек, в сущности, без-ыгачен к судьбе остальных людей и к судьбе ушедших эколенийч «История есть (в сущности) разорение приро-[ и истребление друг друга», — говорил философ. Именно гив подобного положения вещей и призвано объеди-человечество Общее Дело — дело регуляции людьми шйных сил природы, дело преображения мира, освое-[ космоса и — в итоге — обретения людьми бессмертия. В этом учении Федорова вера в могущество науки и тех-хки сочетается с христианской верой в необходимость для товека помочь Богу в спасении мира, а не пассивно ждать 1ного Суда. После прихода Христа, говорит Федоров, но спасения мира всецело в руках людей. Царство Божие земле возможно, так же как и возможно избежать гокалипсиса, если только приложить усилия всего чело-ства.

Мечты Федорова, которые он пытался нравственно, ре-юзно и научно обосновать, поистине грандиозны, рляция природы должна распространить влияние чело-«на все миры, на все системы миров до окончательно-f одухотворения Вселенной». Федоров писал об управле-[ метеорологическими процессами для получения высо-: урожаев, об использовании солнечной энергий (вместо эгии угля), об освоении электромагнитной энергии зем- -i шара (чтобы превратить всю Землю в корабль для по-


летов в космос), о заселении других планет, о переделке человеческого организма, о создании «братского» обще­ства без классовых различий, войн,, армии и полиции. Конечная цель, по мнению философа, заключается в том, чтобы достичь такого единства, которое сделает невозмож­ным любое разрушение, любую изоляцию, победит саму

смерть.

Вот что писал Николай Федоров: «Космос^каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы» — значит, «сила ста­нет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею». Так, путем сознательного управления эволюцией, освоения космоса, совершенствования собственной приро­ды, человечество достигнет братства, единства и в конце концов сможет победить смерть и воскресить все умершие

поколения.

Победа над смертью? Но разве это не абсолютная уто­пия, невозможная мечта? И почему именно такую задачу ставит философ перед человечеством?

Всем нам приходилось терять близких людей и отчаи­ваться от осознания своего бессилия вернуть родного чело­века. Н. Ф. Федоров же не мирился с этим и верил в воз­можность воскрешения всех когда-либо умерших на Земле людей. Он утверждал, что вся наша цивилизация строится на костях отцов, что сама современная идея «прогресса» приносит целые поколения в жертву ради будущего счас­тья их потомков. Всё это несправедливо и бесчеловечно. Раз в Библии говорится о временах, когда «смерти уже не будет», человек не должен сидеть сложа руки — он должен стремиться победить ее, ибо «самая природа в человеке со­знала зло смерти, сознала свое несовершенство». Люди мо­гут вслед за Христом повторить подвиг воскресения. Борьба со смертью и воскресение умерших должны, по мысли Федорова, стать главным делом человечества7~должны сплотить всех людей воедино: «всеобщее воскрешение яв­ляется последней целью, исполнением воли Божией, осу-


ществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем». Да, воскрешение и бессмертие сегодня кажутся невероятным чудом, но разве то, что вчера казалось столь же невероятным, не сбылось сегодня? Невозможное сегод­ня может, а значит, должно стать возможным завтра или послезавтра!

Ведь, пока человек смертен, сохраняется глубинная f основа страдания и зла, корень вражды, разделения и со­перничества. Во многом именно из-за частой смены поко-i лений научный прогресс не сопровождается нравственным j (каждый индивид за короткую жизнь не успевает овладеть духовной культурой человечества). И наконец, просто без­нравственно наслаждаться плодами прогресса, основанно­го на смерти и страданиях «отцов», не стремясь вернуть им 4 долг, убежден Федоров.

Две задачи: заселение, преобразование космоса и обре-|тение человеком бессмертия — тесно взаимосвязаны в фи­лософии Общего Дела, поскольку «борьба с разъединяю- пространством» для Федорова есть «первый шаг в |борьбе со всепоглощающим временем». Космос неисчерпа­ем по своим ресурсам и может стать полем деятельности 1Я бессмертной жизни, и наоборот, только бессмертные

I

существа могут преобразить, заселить Вселенную. Люди, объединившись, смогут всё, утверждал мыслитель: «Воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего тру-

' • f - -:'■

Многие идеи Николая Федорова получили развитие у

ругих представителей русского космизма — ||Сонстантина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) и Владимира Ивановича \ ер н ад с к о г о (1863-1945).КонстантинЦиолковский — геный, инженер, изобретатель и философ, один из основа­ми космонавтики, — посвятил свое творчество всесто-эннему обоснованию неизбежности выхода человека в смическое пространство._Пр его убеждению, «прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остано-


виться на человеке». За сознанием и жизнью непременно должны прийти Сверхсознание и Сверхжизнь. А значит, в повестку дня должна быть поставлена проблема космиче­ского будущего человечества. Именно освоение бескрайних просторов Вселенной — путь к предотвращению гибели че­ловеческой.цивилизации в результате истощения земных ресурсов. Подобные проекты имеют высокий нравствен­ный смысл, так как они поднимают каждого человека от сиюминутного и эгоистического к всемирному и героиче­скому. Мечта о «небе», тысячелетиями жившая в людях, должна воплотиться в реальность.

Вселенная в учении Циолковского предстает в духе
пантеизма — как живое, единое, одушевленное целое, раз­
вивающееся циклически и никогда не погибающее.
Космос — это целостный организм, подобный «добрейше­
му и разумнейшему животному». Мыслитель не сомневал­
ся, подобно Джордано Бруно, в существовании множества
населенных живыми- существами миров и ставил задачу
разработки ♦космической_этики», основанной на осозна­
нии «круговой поруки» всех нравственных существ за
судьбу космоса, на признании необходимости совместного
труда людей и инопланетян в деле преобразования
Вселенной. По Циолковскому, жизнь и разум — фунда­
ментальные атрибуты мироздания, а «смысл» Космоса — в
неизбежности появления в нем цивилизаций, творчески и
осознанно влияющих на устройство и эволюцию
Вселенной. ~~ —-—-—

U3. том же самом — формиров 8йнии_планетарного мыш­ления, «космической философии», основанной на осозна­нии единства человека и природы и человеческой ответ­ственности за судьбу космоса, писал и другой выдающийся русский ученый — геолог,.биолог и химик Владимир Иванович Вернадский. По мысли Вернадского, мир — един, жив и вечен. Природа_порож дает человека сГего раз -'^момТи^тот разумГсам ста новится решающей косм ической силой. «Человек должен понять, —утверждал философ, —


|дгеошгне естьслучай на,

у а, рртукпютт*г^гп УЯ^ сврбодн о действующее природное явление.. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух |миллиардов лет».

По убеждению Вернадского, «под влиянием научной Цмысли и человеческого труда биосфера переходит в новое нние — ноосферу». Это понятие — ноосфера (от | греческого «нус» — разум)— ключевое в учении Вернадского. Что же оно обозначает? «Ноосфера — это био­сфера, переработанная научной мыслью», она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений — это новая специфическая «оболочка» Земли, оказывающая на биосферу всё большее преобразующее воздействие. В но-" ере преобладает духовное начало, материализующееся |в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, тво-ениях искусства.

В. И. Вернадский подчеркивал несовершенство челове-а, его промежуточный характер (эта мысль созвучна иде-Ницше о Сверхчеловеке): человек «служит промежу-очным звеном в длинной цепи существ, которые имеют ошлое и, несомненно, будут иметь будущее». Человек — лсшая точка эволюции бессознательной, стихийной и весте с тем начало, исходный пункт разумной, направ-енной дальнейшей эволюции.

Однако человек, создавший мощную науку и технику, называется способен к хищническому отношению к при-рде, чреватому экологической катастрофой, самоуничто-ением себя как вида. Гибель человечества означала бы и цение, гибель всей космической эволюции, породившей > и человеческое сознание. Поэтому Вернадский про-оведовал «сознание нравственной ответственности уче-: за использование научных открытий и научной рабо-[ для разрушительной, противоречащей идее ноосферы,

I».


Нравственное преображение человека должно идти па­
раллельно с его физическим преображением и его победой
над болезнями и смертью. Проповедуя активную работу че­
ловека, над преодолением его собственной нынешней «про­
межуточности» и несовершенства, Вернадский выдвигает
как 'ориентир идею автотрофности(в переводе с лау
тинского — самопитание) человека. Сейчас люди для под­
держания своего существования вынуждены поедать дру­
гих существ, тогда как растения автотрофны — строят свой
организм на основе мертвого вещества (газы, соли), при по­
мощи солнечного света делая неживое живым. Цель, по­
ставленная Вернадским перед человечеством и тесно свя­
занная с освоением космоса, — изменить доступные людям
формы питания и источники энергии путем творческого
самосозидания. •

Итак, освоение космоса, преображение собственного облика человека, победа над болезнями, достижение соци­ального и нравственного совершенства, формирование пла­нетарного сознания, регуляция природных стихий, обре­тение бессмертия и воскрешение всех предыдущих поколе­ний — таковы головокружительные мечты русских косми-стов. Но некоторые из высказанных ими пожеланий уже в XX веке стали явью: человек начал полеты в космос, мно­гие болезни прошлого (оспа, тиф, чума, холера) полностью или частично побеждены. И кто знает, быть может, то, о чем писали Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и К. Э. Циол­ковский, станет реальностью завтрашнего дня?

Вопросы и задания

MUКакое Общее Дело, по убеждению Николая Федорова, должно объединить всех людей?

2. Приведите какие-нибудь примеры фантастических литературных произведений или фильмов, в которых используются темы, мысли и сюже­ты, впервые высказанные представителями философии русского космиз­ма.


(3/В чем представители русского космизма видят миссию человека как ^Особой части космического целого?

Ф, Сравните размышления русских космистов о месте человека в эво­люции и идеи Ницше о Сверхчеловеке. Что общего и что различного в этих учениях?

(5. Что такое ноосфера? В чем она проявляется и чем характеризует-
|ся?,...-

/ 6) К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский говорили о необходимости ~ ахания «космической этики». Что стоит за этим понятием?

7. В. И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до раз-шумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут 1 человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. |?Поэтомуон уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человече-|ства»... не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая гло-[ экологическая катастрофа, широкое использование науки для по-|рабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном. Согласны |ли вы с мнением В. И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

/Некоторые из идей русского космизма, которые казались фанта-

I

стическими в начале XX века, сегодня воплотились в реальность. Как вы думаете, другие мысли Н. Ф. Федорова и остальных представителей кос­мизма, в частности мысли о достижении человеком бессмертия, радикаль-" i изменении своего организма (автотрофности) и воскрешении умерших Щкотцов», являются несбыточными лишь сегодня, но станут осуществлять-i в будущем, или же имеется граница, отделяющая сферу абсолютно не-иожного для человечества в сколь угодно отдаленном будущем?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.016 с.)