Лекция 6. Античная культура. Древняя Греция и Древний Рим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Античная культура. Древняя Греция и Древний Рим.



Содержание:

1. Загадка греческого чуда и гуманистическая сущность античной культуры.

2. Религиозно – мифологические представления в Древней Греции и Древнем Риме.

3. Система духовных ценностей. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной культуры.

4. Этапы и особенности развития древнегреческой культуры.

5. Этапы и особенности развития древнеримской культуры.

 

Введение

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре.

Древнегреческая цивилизация возникла гораздо позднее, чем древневосточные цивилизации, и многое заимствовала у своих соседей. Она представляла собой, с одной стороны, новый виток цивилизационного развития человечества, а с другой – его особую модель, которая именуется западной. Именно с появлением древнегреческой цивилизации, было положено начало разделению двух регионов – Запада и Востока, по многим параметрам противоположным друг другу.

Аристотель(384-322 до н.э.) о Древней Греции писал, что жители этого государства, благодаря умеренному климату, сочетают энергию характера с умственной тонкостью. Другой существенной чертой греческого народа Аристотель считал его неистощимую любознательность. В области естественных и нравственных наук, в истории, географии, философии, математике греки проявляли любопытство в лучшем значении этого слова и потому первыми сформулировали почти все великие научные задачи и изобрели почти все научные методы. Их всегда искушало все загадочное, как бы оно ни проявлялось, особенно же их влекла тайна мироздания. Они хотели все увидеть и все познать.

Основная часть

1. Античностью принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологически рамки этого периода, как и любого другого культурно – исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.

Культура собственно Древней Греции существовала с ХХVIII века до н. э. и до завоевания Греции Римом в середине II века до н. э. Ее также называют «античной» - чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в классический период развития в V – IV веках до н. э., став исключительным, неповторимым и во многом непревзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ - ни до, ни после - не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии - Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доведя его до классических форм и подлинного совершенства в соответствии со своими взглядами.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Греко-персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины - колыбель демократии - уступали Спарте, где весь образ жизни был чисто военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом, греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и, прежде всего - республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе - на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ древнего грека нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у них игра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе».

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. С Гераклита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерно возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, поэтому он был почти единственной темой искусства. Идеал греков – идеал молодости и красоты, который они постоянно стремились осуществить и на котором охотно сосредоточивали свою мысль. Греческая нация более всех других любила жизнь, наслаждаясь своими мыслями и чувствами, и по природе была склонна к постоянному деятельному оптимизму.

Благодаря перечисленным причинам общего и частного порядка малочисленный греческий народ в своем культурном развитии поднялся на такую трудно вообразимую высоту, на какую ни до, ни после него, ни одному народу подняться не удалось. Именно поэтому все то, что касалось древних греков, включая мельчайшие подробности их быта, всегда было и остается предметом острого интереса.

Формирование идеального человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления: «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских игра, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания покоились на принципе состязательности.

Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно.

Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому, чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, и не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого, эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее, именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет одновременно «греческое чудо» и основу гуманистической сущности античной культуры.

2. Исключительное своеобразие древние греки проявили в мифологии и религии. Греческая мифология, составляющая основу религии и искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая природу, греки считались с ней. В VIII-VII вв. до н.э. в Греции уже были известны произведения литературы и философии. Важнейшим их источником были древнегреческие мифы. Миф для древнего грека был обобщенным представлением о том мире, в котором он жил, о тех силах, которые этим миром управляют. Так, глядя на огонь, вспыхнувший от удара молнии, на огненные языки костра, светящиеся в ночи огоньки, тлеющие угли, лесной пожар или пламя в кузнечном горне, древний грек все эти отдельные проявления огня обозначает одним словом, обобщает в мифе, давая силе огня имя Гефест.Так рождается и развивается миф о Гефесте.

И так один за другим рождаются мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только бесконечно совершенных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих космической общиной, господствующих над миром. Рождается мифология–предтеча и источник литературы и философии.

Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. В космогонии изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос (жизненное начало). Гея породила Урала (небо), затем с мужем Ураном — поколение богов титанов. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана и породил Зевса, Аида, Посейдона, Деметру, Геру и Гестию. Под предводительством Зевса они свергают Кроноса и утверждают свою власть над Вселенной. Таким образом, формируется пантеон олимпийских богов третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевс - владыка неба, грома и молнии. От брака Зевса и Геры родились Геба, Арес, Гефест, Аполлон, Артемида и другие. У каждого бога была своя сфера господства, ответственности и покровительства. Некоторые природные и социокультурные функции курировали сразу два бога. Среди олимпийских богов вторым по влиятельности после Зевса идет Аполлон - покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона, Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) - бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества - Дионисии и Вакханалии. Богом Солнца был Гелиос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, покровительство кузнечному ремеслу. Афродита считалась богиней любви - свободной и плотской. Посейдон, брат Зевса, был богом морей, Арес – богом войны, Деметра – богиней земли и плодородия, Гея – богиней земли, Гера – покровительницей брака и женой Зевса. Властелином подземного царства мертвых был Аид.

Все названные боги являлись богами высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл – сын Зевса и земной женщины Алкмены.

Между миром богов и миром людей не было непреодолимой грани: боги позволяли себе типичные для людей страсти, люди проникали в мир богов посредством подвигов героев, прежде всего, Геракла.

Боги греческой мифологии подобны людям (антропоморфны), каждый из них наделён своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают страха, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали и почитали.

Представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а, следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. Боги в Греции не были всемогущими, поскольку не предопределяли события. Над миром олимпийских богов возвышалась безликая Судьба («Ананка»). Наряду с политеизмом в религиозном греческом мировоззрении существовали представления об одушевленности природы: каждый феномен природы имел своего бога.

В отличие от Древнего Востока, в полисах Греции не было специальной касты жрецов, несложные религиозные обряды выполнял жрец – официальное выборное лицо из числа граждан.

Римляне, в отличие от греков, неясно представляли себе своих богов, не создали яркой мифологии, которая стала у греков почвой и арсеналом художественного творчества. Не было в Риме первых веков существования и эпических поэм, подобных гомеровским.

В религии архаичного Рима двуликий Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода и человеческого рода. Символами единства общины были особо почитаемые огонь и вода. Религия Рима схожа с греческой. Боги римского пантеона отличались от греческих только по именам. Среди пантеона римских богов были царь богов Юпитер (Зевс), бог войны Марс (Арис), Венера (Афродита), Диана (Артемида) и т.д. Были, собственно, и римские боги - Янус, Квирин (Ромул) и другие.

Религия древних римлян отличалась практицизмом, некой приземленностью и заимствованиями из греческого, этрусского, а, позднее, и восточных пантеонов.

Каждый гражданин был обязан участвовать в установленных обрядах, перед началом нового дела римляне испрашивали волю богов. Особенностью римской религии была традиция ограничивать роль богов в социальной жизни; высшим оставалось мнение сограждан, а образцом для подражания были легендарные предки, совершавшие подвиги во славу Рима.

В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью и каждого бога циклом поэтических мифов, римляне старались выяснить значения явлений, закрепить за каждым из них своего бога; они стремились узнать, как именно обращаться к этому богу, чтобы добиться его расположения к себе. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, но не отличается возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Религия была основана, главным образом, на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств.

У римлян, в отличие от греков, издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они представляли коллегии сведующих людей, специально занятых общими богослужебными порядками, изучением способов, как лучше всего общаться с богами, понимать их волю и знамения. Эти люди истолковывали явления, наблюдавшиеся при жертвоприношениях, были своего рода прорицателями. Боги не нуждались в художественных изображениях. Отсутствие всякого творчества в религиозной сфере послужило причиной того, что фантазия римлян развивалась плохо, поэзия и философия не сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем, удовлетворяла духовные потребности простых людей. Римская религия не препятствовала и усвоению чужих богов. Считалось, что с включением новых богов, мощь Рима усиливается. Олицетворением почитания всех политеистических богов стал храм Пантеон, созданный в Риме в эпоху Империи.

3. Несмотря на то, что в древнегреческой и древнеримской культуре существовали общие пути социального развития (гражданская община), особая форма государственности (полис), собственности (античное рабовладение), схожий пантеон богов, а также открытость культуры для освоения опыта других культур, система духовных ценностей имела и отличительные черты, что позволяет говорить о Римской культуре как об особой фазе и варианте развития античной культуры. Римская культура является преемственной цивилизацией по отношению к этрускам и Греции. Благодаря тому, что с самого начала Рим тесно соприкасался с этими культурами и оказался под их непосредственным влиянием, темп его развития был достаточно высоким. Однако это не мешало сохранению его своеобразия.

Подобно древнегреческой цивилизации, римская тоже переживала процесс экспансии. Однако суть этого процесса была иной. С VIII по VI в. до н. э. экспансия древних греков имела преимущественно мирный характер: колонии создавались за счет заключения взаимовыгодных договоров с местным населением или выкупа земли. Рим с самого начала своей истории вел активную захватническую политику, римская цивилизация расширялась за счет непрерывных войн. Кроме того, древнегреческая цивилизация всегда, даже в эпоху эллинизма, оставалась раздробленной, в ней существовали и противоборствовали различные цивилизационные центры (например, Афины и Спарта). Римская государственность была централизованной, Рим фактически до самого конца сохранял роль центра цивилизации и оставался таковым в глазах современников даже в эпоху кризиса и распада империи (III—IV вв.).

В государственном строе Рима сохранялись и играли достаточно большую роль элементы демократии, однако демократия в ее наиболее завершенном, афинском варианте, в Риме не возникла. На первый взгляд, римская демократия (Сенат, консулы, Народное собрание) может показаться весьма ограниченной по сравнению с афинской, но у нее есть одна специфическая черта. В отличие от Греции, римский полис развивался как более открытое общество, дав гражданские права плебеям.

Основой системы римской культуры, постоянно расширяющей в ходе кровопролитных войн ареал своей государственности, был патриотизм. Если греки выдвигали на первый план в идеальном человеке все прекрасное (антропоцентризм), то римляне – чувство долга и патриотизм. Рим был высшей ценностью. Долг гражданина – служить обожествляемому Риму. Любовь к Риму ставилась выше семейных связей и любви к близким. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе. К личности предъявлялись следующие требования: стремление к справедливости, полное владение эмоциями, умеренность в развлечениях. Заложенные в характере римлян исключительная прямолинейность, целеустремленность, рационализм, патриотизм, склонность к аналитическому мышлению и расчленению сложного явления на простые элементы нашли воплощение в четко функционирующем государственном аппарате и детальном законодательстве. Делами, достойными римлянина, были политика, война, земледелие, право, история. Ремесло, сценическое искусство, скульптура и живопись (основа древнегреческого искусства) считались уделом рабов.

Политизированность–характерная черта римской культуры. Если в маленьком греческом полисе многие вопросы можно было решить непосредственно, при помощи общего собрания граждан, то управление огромной Римской республикой, а затем и империей, потребовало создания детально разработанной системы государственных органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство и т. д. Римский историк Полибий во II в. до н.э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества.

Насколько греки остаются недосягаемым образцом всестороннего развития человеческого духа, настолько римляне велики строго самобытным развитием духовного уклада.

Постепенно, по мере успешных завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, завоевало к IV в. всю Италию, а во II – I в. до н.э. и все Средиземноморье. Включение этих районов в состав государства способствовало расцвету римской культуры и одновременному разложению традиционных римских норм. В начальный период империи (конец I в. до н.э. – I н.э.) римская и греческая культура окончательно слились в единую позднеантичную культуру.

4. История древнегреческой культуры включает в себя несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период (III—II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От ХI до VIII века до н. э. выделяется период, называемый условно «гомеровским». Он характеризуется знаменитым эпосом, утратой государственности, городского уклада жизни, письменности. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII—VI века до н. э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. В эти столетия закладываются основы материальной и духовной культуры, определившие специфику античной древнегреческой культуры. Формируется полисное мышление, состязательность. В это время закладывается архитектура, покоящаяся на двух видах ордера – дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает храм. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная.

Характерной для мраморных статуй эпохи архаики была условность в изображении, подобно искусству Древнего Египта. С чертами условности были статуи скульптора Полимеда из АргосаVI в. до н.э. Это были куросы, именуемые «архаическими Аполлонами». К наиболее известным из них, дошедшим до нашего времени, относится стоящая мраморная фигура юноши, получившая название «Аполлон из Теней» с условной архаической рыбкой, с глазами навыкате, опущенными, сжатыми в кулаки, руками. Фронтальность изображения, выразительная пластика рук и головы, умело вылепленные детали – характерные черты скульптур архаики. Однако скульптуры были лишены гармонии цельности.

Скульптура архаического периода широко была распространена на островах Эгейского моря, где были открыты богатейшие залежи мрамора. Так, паросский мрамор поддавался тончайшей обработке, что давало возможность передать все изгибы фигуры, завитки волос, складки одежды.

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Именно в Древней Греции сложились основные литературные направления: эпос, драма, лирика. Первыми древнегреческими литературными произведениями были два шедевра – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.Их сюжеты взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.В каждой из поэм отражены лишь небольшие эпизоды этого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны. Описание заканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. На все предшествующие и последующие события даются лишь намеки, свидетельствующие о том, что содержание всего цикла было хорошо известно слушателям.

Идеалы Гомера – идеалы аристократические, и обращается он к носителям аристократической культуры и сознания. Поэмы Гомера – своего рода кодекс аристократической морали. Для гомеровского воина высшей ценностью является посмертная слава, память о доблестном бойце и его подвигах. Эту память сохраняет певец – аэд, который передает ее потомкам. Со временем, поэмы Гомера стали для греков священными книгами. Новые пути эпической поэзии VIII-VII вв. до н.э. проложил Гесиод,беотийский земледелец, создавший три новых эпических жанра: космогонический (поэма «Теогония» о происхождении мира богов и людей), генеалогический («Каталог женщин» — о repoинях древних мифов) и дидактический («Труды и дни», содержащий советы и наставления земледельцу).

Его поэмы «Теогония» и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

В VII в. до н.э. продолжает развиваться поэзия. Ее ярким представителем был поэт Архилох, сострова Парос. В своих стихах он утверждал отличие от гомеровских ценностей и считал призрачной посмертную славу, к которой стремились герои Гомера. Архилох выражает более реалистичный взгляд на мир. В его стихах звучат порывы неудовлетворенной страсти, оскорбленное самолюбие, язвительная мстительность, готовность стойко переносить превратности судьбы. Старые стихотворные размеры он заменяет ямбом и хореем.

Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с о. Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины. В архаическую эпоху на основе финикийского письма создается греческое алфавитное письмо. Возникает натурфилософия.

Классический период (V - I века до н. э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

Прежде всего, в этот период возрастает экономическое, политическое и культурное значение Афин, следствием чего и является тот факт, что этот период иногда именуют аттическим.Культурный подъем Афин совпадает со временем, когда Афинским государством руководил Перикл (495-429 до н.э.), образованный человек, тонкий политик и хороший полководец. Он в течение 15 лет (445-430) избирался в коллегию 10 стратегов и был руководителем всей политики Афин, привлекая выдающихся деятелей науки и искусства из разных областей Греции.

За два десятилетия были построены Парфенон, Пропилеи (проход к Акрополю), храм Афины-победительницы, Эрехтейон.

Храм Парфенон, воздвигнутый на Акрополе, был памятником богине Афине – покровительнице городов в честь победы. Слово «Парфенон» означает «храм Девы». Колонны Парфенона в шесть раз выше человеческого роста. По фасаду их восемь в ряд. Над колоннами расположены треугольные фронтоны, а в них – многофигурные скульптурные сцены.

Если эпоха архаики выразила себя в лирике, то классический период в V в. до н.э. заговорил языком трагедии и комедии. Возникла трагедия из хоровой песни, из дифирамба, который распевали одетые в козлиные шкуры «сатиры», лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. «Хоры козлов», сатиров существовали по всей Греции уже в VII в. до н.э. Возникла же трагедия, когда афинский тиран Писистрат (560-527до н.э.) учредил государственный праздник Великих Дионисий и народный культ Диониса и, таким образом, получил поддержку властей. К хору был добавлен актер, ведущий с ним диалог, и трагедия превратилась в драматическое действо. Сначала разыгрывались сцены только о самом Дионисе, затем стали разыгрывать и другие мифологические сюжеты. Дальнейшему превращению «хора козлов» в драму способствовал тот факт, что великие драматурги (Эсхил и Софокл) стали вводить в действия актеров. Но и в дальнейшем хор играл в драме не меньшую роль, чем актеры. Это сближает греческую трагедию с современной оперой или ораторией.

Сюжеты трагедии, в основном, заимствовались из мифологии. Древнегреческая трагедия играла большую воспитательную роль. Великие авторы трагедии стремились потрясти зрителя, наставить его, показать на примере своих героев, как божественные законы управляют жизнью людей.

Представление в древнегреческом театре длилось три дня, во время праздника в честь Диониса. Давали подряд три трагедии, а затем «сатирову драму» – инсценированный эпизод из мифологии, но в облегченном, веселом, забавном освещении, что позволяло зрителям снять напряжение после трагедии.

Так как греческая драма возникла из песен хора, то хор был первоначально ее главной и необходимой принадлежностью, и долго в ней удерживался. У Эсхила хор нередко являлся главным действующим лицом. У Софокла, сохраняя связь с действием, хор уже имеет второстепенное значение. У Еврипида хор утрачивает связь с действием, и песни его превращаются в музыкальный дивертисмент между отдельными актами драмы. И уже с конца IV в. до н.э., некоторые поэты стали писать трагедии без хоров.

Все театральные постановки, начиная с 508 г. до н.э., проводились как состязание – агон.В состязании участвовало три поэта, три актера и три хорега. В состав жюри входили десять граждан. Наград было три, но победу означала только первая. Постановление комиссии (протокол) публиковалось на мраморной доске. Такие протоколы назывались дидаскалиями и сохранились до нашего времени.

Практически во всех областях духовной культур греки выдвинули «отцов- основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего, это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу - научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и, в первую очередь, о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин - геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее, в первую очередь, относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Для греков человек был олицетворением всего сущего, поэтому он был почти единственной темой искусства. Овладев передачей движения и свободно стоящей фигуры в пространстве, скульпторы высокой классики создают идеальный образ гармонически развитого человека в его величавой завершенности. Единственное, чего не знала греческая скульптура, это анализа характеров. Лица греческих статуй периода высокой классики малоиндивидуализированы, они сведены к общему типу идеальной красоты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба, продолговатый разрез глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волнистые волосы, мягко и плотно облегающие голову.

Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Жизнь, динамичность, радость, движение видел художник в природной красоте. Греческий скульптор удивлялся живой красоте тела человека так же, как трогательной красоте юного лепестка или молодого побега. Создатели великого искусства, вдохновляясь живой красотой и наполняясь богатством духа, наделяли им свои творения. Глыба мрамора превращалась в ласковые обводы человеческого тела, а в каждый кусочек каменного тела вдыхалась человеческая жизнь. Скульптор своему творению отдавал свою физическую жизнь, свое вдохновение, вдыхая в него свой дух, был духовным донором статуи.

Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом, греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека для них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тел древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица. Для нас это удивительно, но на лицах нет выражения. Более того, женские лица, в нашем восприятии, несколько грубоваты, а мужские лица женоподобны.

Следует отметить, что здания, подобные этому, были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Классическая Греция была мраморной, но не белой, как часто считают, шедевры ее архитектуры блистали всем разноцветьем красок – красной, голубой, золотой, зеленой.

Последний период греческого искусства (вторая половина IV – середина I века до н. э.) — эпоха эллинизма — характеризуется широким распространением культуры эллинизма, являвшегося синтезом восточной и греческой культуры, среди народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Становление культуры эллинизма связано с походами Александра Македонского. В этот период кругозор эллинов значительно расширился, изменялась система социально-политических отношений, старый гармоничный мир полиса разрушился. Вследствие этого изменилась и культура.

В эллинистической культуре выразительнее, чем в классической греческой, выступают различия субкультур: эллинизированной (элиты) и местной (социальных низов). В городах существовали эллинский образ жизни и система образования.

Бурно развивалась архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь госу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.065 с.)