Лекция 3. Архаическое общество и своеобразие его культуры. Культура древних цивилизаций (Египет и Междуречье). 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Архаическое общество и своеобразие его культуры. Культура древних цивилизаций (Египет и Междуречье).



Содержание:

1. Архаическое общество и своеобразие его культура.

2. Особенности Древневосточных цивилизаций.

3. Культура Древнего Египта.

4. Культура Междуречья.

Введение

Архаическое общество и Древний мир отделены от сегодняшних дней тысячелетиями, и все же нас интересуют истоки зарождения культуры, искусства, архитектуры, литературы и религии, и их дальнейшее развитие. Видимо, через тысячелетия, в загадочном облике культур далекого прошлого, мы угадываем самих себя, усматриваем последующее многообразие путей культурного развития человечества и осознаем уникальность культур прошлого и современности.

Основная часть

1. Когда и где возникла культура? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Тем не менее, развитие культуры неотделимо от процесса становления и развития первобытного человека. Периодизацию первобытной культуры можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах и технике, изготовления орудий труда. Первая большая эпоха человеческой истории называется первобытностью, а если иметь в виду ее основной материал – каменным веком. Каменный век (по-гречески – «палеолит») разделяется на этапы:

· нижний (ранний) палеолит (3 млн-100 тыс. лет до н.э.);

· средний палеолит (100 тыс.- 30 тыс. лет до н.э.);

· поздний (верхний) палеолит (30-12 тыс. лет до н.э.).

Следующие за палеолитом этапы развития каменного века – мезолит (среднекаменный век, 12 – 8 тыс. лет до н.э.) и неолит (новокаменный век, 8-3 тыс. лет до н.э.).

Эпоха палеолита, самый протяженный отрезок первобытной истории, является одновременно периодом антропогенеза – формирования современного физического типа человека, сложно совмещенного с развитием его социальности и культуры (социокультурогенез). Проблема происхождения и развития человека крайне сложна и изобилует пробелами.

Обнаруженные останки древнейшего человека, жившего около 4,5 млн. лет назад, ученые назвали австралопитеком. У него был небольшой объём мозга, но он был уже прямоходящим. Австралопитеки были предками (скорее всего, непрямыми) первых людей – архантропов, которые появились около 2 млн. лет тому назад. Древнейший из архантропов именуется Homo habilis (Человек умелый). Назвав самого древнего человека умелым, его первооткрыватели, подчеркивали культурное отличие людей от обезьяны. Они изготовляли орудия труда, а не только пользовались найденными камнями и палками. От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда: оббитые гальки и кремневые сколы (ручные рубила). Ими пользовались следующие ветви архантропов (обезьяноподобных людей) – питекантропы, синантропы и другие. Они бродили мелкими группами, занимаясь собирательством, искусства у них не было. Около 300 тыс. лет тому назад популяции поздних архантропов начинают вытесняться новым видом – человеком с признаками Номо sapiens. Вид «Человек разумный» разделяется на два подвида: Номо sapiens «неандерталец» и Номо sapiens sapiens «кроманьонец». Неандертальцев, обитателей среднего палеолита, от современного человека отличали только низкий лоб, надбровные валики и скошенный подбородок, кроме того, они не умели связно изъясняться. Возможно, они восполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Это уже вполне люди, хотя, с нашей точки зрения, примитивные, неразвитые. Их каменные орудия разнообразнее и лучше обработаны, чем в нижнем палеолите. Они умели добывать огонь, усовершенствовали орудия труда, сооружали жилища и умели добывать и поддерживать огонь в условиях ледникового периода. Неандертальцы пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией. Найдены следы первых художественных опытов. Правда, следы крайне редкие и нехитрые: углубления в камне, насечки на кости, цветное пятно из красного минерала (охры) – вот и все. Неандертальцы хоронили своих покойников (их предшественники бросали или съедали умерших). Значит, у них возник ритуал, зарождались религиозные верования. Наиболее убедительными признаками проблесков нематериальной культуры у этих ископаемых людей являются т. н. «медвежьи пещеры». Сюда неандертальцы стаскивали кости убитых ими медведей. Тут же они нагромождали камни, создавая своего рода «палеолитические сейфы». Для чего служили эти примитивные музеи-хранилища? Скорее всего, неандертальцы, таким образом, выражали свои эмоции и впечатления от опасной охоты и отправляли обряды.

Около 40-35 тыс. лет до н.э. неандертальца сменил кроманьонец (Номо sapiens sapiens – «дважды разумный»). Биологическое формирование человека завершилось, кроманьонец владел речью и умел изготавливать около 170 каменных и костяных орудий труда. В придачу к орудиям появляются изображения, и культура приобретает более привычный нам характер. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающего мира в художественных образах и символах. В позднем палеолите активно развиваются язык и его повествовательные средства. Звуковая сигнализация неандертальцев переходит в членораздельную речь Номо sapiens sapiens. Для людей, добывавших зверя на открытом пространстве, четкая звуковая сигнализация была жизненно необходима. Первоначально существительные и глаголы не расчленены. Появление таких слов, скорее всего, совпало с нанесением изображений на стены пещер, названия других предметов появляются позднее, что касается обозначений человека, то, скорее всего, эта стадия развития языка принадлежит следующей эпохе, мезолиту, и другой культуре – уже не охотничьей (во всяком случае – не чисто охотничьей).

Таким образом, эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Становление мира культуры является результатом длительного взаимодействия биологической и социальной эволюции. На каком же этапе эволюции человека кроятся истоки становления культуры? По мнению философов, культурологов и ученых её истоки следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. По вопросам генезиса (происхождения) культуры выдвигаются различные концепции. Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах генезиса культуры, мы находим в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции, человек был создан Богом и все человеческие качества, в, том числе, и умение создавать культуру, были получены от Бога.

Натуралистическая концепция генезиса культуры возникла благодаря трудам Ч. Дарвина, Г. Спенсера, К. Лоренца. Они считали, что возникновение культуры является следствием саморазвития человеческого рода, естественного результата его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находятся в жизни высших животных. К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше, содержатся в поведении животных. Ведь природа предусмотрела механизмы, тормозящие проявления инстинктивных форм поведения (прежде всего, агрессии) с помощью специальных механизмов — долгой подготовки к схватке, поз покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторой ритуализации поведения высших животных и может считаться, по их мнению, зародышем культуры.

Своеобразным вариантом этого подхода являются игровые концепции культурогенеза. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Поэтому вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, философия, искусство, религия и другие сферы культуры, бывшие вначале игрой. Ведь игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии.

Другой ракурс проблемы мы видим в психоаналитической концепции генезиса культуры, созданной З. Фрейдом. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо), с помощью норм и запретов. Так происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяних предков. Таким образом, культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности.

Широко известна орудийно-трудовая концепция происхождения культуры, изложенная в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней утверждается, что мышление, речь, знания — все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно знаменитое изречение Ф. Энгельса о том, что «труд создал человека». Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средствах общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу наших обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Таким образом, труд породил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и рост его производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Появившийся досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенно выделился целый ряд «творческих» профессий — художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры, таких людей, создателей духовных ценностей, становилось все больше — появились философы, ученые и т.д.

Данную теорию дополняет близкая ей социальная концепция генезиса культуры. Одним из ее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологии Б. Малиновский. В ней подчеркивается не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилища и т.п. Таким образом, на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Под иным углом зрения рассматривает социальные отношения и проблему культурогенеза магическая концепция. Ее сторонниками являются Дж. Фрезер (1854-1941), Л. Леви-Брюль (1857-1939) и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами. Они занимали господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали ряд других символических действий. При этом они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов, исходя из принципа единства мира. Поэтому при совершении необходимых действий они были уверены в нужном исходе. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

Следующий шаг в развитии этих идей делает символическая концепция генезиса культуры. Ее основные положения мы находим в работах Э. Кассирера, К. Г. Юнга, М. Хайдеггера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к пониманию значения его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек. Это происходит на основе деятельности человека и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла. Появление этой способности и есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.

Таковы основные концепции генезиса культуры. Тем не менее, ни одна из них не может достоверно и полно раскрыть истоки человеческой культуры.

Особенностью архаической, первобытной культуры человечества является синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни, не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления.

В верхнем палеолите завершается процесс эволюции человека. Между двумя первичными очагами человечества, афро-европейским и азиатским, в этот период поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. В позднем палеолите, у обитателей приледниковой Европы выражены черты европеоидной расы, в южном Средиземноморье – негроидной, а на востоке – в Азии – монголоидной. Все человечество в нижнем палеолите сохраняет значительное единство, и этим объясняется родство всех современных народов, населяющих Землю. Закладываются основы языка, верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества.

Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей. У обитателей приледниковых пещер Европы культ животных-предков, скорее всего, был более простым, чем у австралийских аборигенов. Изобилие изображений животных на стенах палеолитических пещер говорит о расцвете магии, постепенном становлении древнейших форм религии –тотемизма, фетишизма. Кроме того, вырабатывается более сложный ритуал поведения. У всех известных этнографам первобытных народов ритуал, так или иначе, слит с мифом. Миф – это рассказ, сценарий ритуального действия. Однако человек нижнего палеолита был еще неважным рассказчиком. Он только-только научился говорить связно и предпочитал действовать. Способность к построению сюжетов была еще мала. Такое заключение можно сделать, анализируя изображения, обнаруженные в пещерных галереях. Выделить здесь какую-то композицию, за немногими исключениями, не удается. Фигуры размещены хаотично, один рисунок зачастую наносили на другой, не обращая внимания на его положение в пространстве. Древнейшие рисунки и не преследовали задачу построения сюжета, скорее всего, в них указывалось на предмет магического воздействия. Палеолит давал своего рода «заготовки» для последующих эпох.

В среднем каменном веке, мезолите (8-5 тыс. лет до н.э. для Европы) ледник отступает к северу, затапливая Европу своими водами. Человек был вынужден искать новые формы хозяйствования, кроме охоты, он стал заниматься рыболовством и собирательством. Были изобретены лук и стрелы, приручена собака (она прибивается к человеку еще в палеолите), одомашнена свинья.

Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитом (5-4 тыс. лет до н.э. назад для наиболее развитых областей Средиземноморья). Это расцвет родового устройства, каменной индустрии. Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры. С помощью этого шедевра каменного века первобытный человек мог быстро срубить дерево, построить дом, выдолбить лодку.

В неолите появляется производящая экономика. Ее отрасли – земледелие и скотоводство. Земледелие появляется тем, где плодородные почвы дают хороший урожай при самой примитивной обработке. Это, преимущественно, речные долины. Достаточно бросить горсть семян в плодородный ил и дождаться урожая. После этого можно перебираться на другое место. Первое земледелие – палочно-мотыжное и кочевое, но довольно скоро оно становится оседлым. В исключительных условиях речных пойм у земледельцев уже при неолитической технике появляются большие, богатые поселения – деревни и городища, общины объединяются в племена, возникают государства. Примером цивилизации, зародившейся в каменном веке, является Древний Египет.

Но таких территорий на планете мало, они составляют не больше 1 % площади обитания человека и земледелие в Европе, особенно в северной его части, появилось на несколько тысячелетий позднее. Чтобы освоить под пашню густые леса и засушливые степи, палкой-копалкой и мотыгой не обойдешься. Люди оседают, появляются новые отрасли хозяйства – скотоводство и земледелие. Люди неолита постепенно становятся скотоводами и землепашцами. Признаки человеческого общества это периода: аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях – анимизм. Анимизм означает всеобщее одушевление мира. Вся природа одушевлена и представляет собой сообщество родичей человека. Продолжалось дальнейшее духовное освоение мира, в котором важную роль играли искусство и верования. Искусство эпохи неолита характеризуется развитием абстрактного мышления. Животные и люди изображены художниками схематично, односложно, но достоинство этих росписей в их сюжетности. Особенностью архаической, первобытной культуры было создание стройной системы мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры. Она была неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего, мифами. Слово «миф» означает повествование, словоречение. Сначала мифы – это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа, то есть мифологию. Ученые-мифологоведы разделили мифы на космогонические (о происхождении космоса из хаоса), антропогонические (о сотворении человека), эсхатологические (о конце света), этиологические (о происхождении разных вещей и явлений).

Миф заменял первобытному человеку искусство и науку, он давал полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Первобытная память, как и память современного человека, иногда требует высокой точности запоминания, но гораздо чаще эти требования не очень высоки. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает полезные и нужные сведения, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Чем-то исполнение мифа сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.

Люди практиковали также и магию. Земледельческая магия отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь земледельца зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая.

Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и богов упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства) и сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (антропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий – политеизм. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы.

Таким образом, значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: искусство, производящее хозяйство, организация общества, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, мифология, знания, которые остаются с человечеством навсегда. Они составляют глубинную суть его существования.

2. Первые древнейшие цивилизации человечества вышли непосредственно из первобытности в VI – IV тыс. до н.э. и возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы. Цивилизация возникает лишь после того, как становится возможным производство прибавочного продукта, за счет которого общество и содержит аппарат управления, войско и «интеллигенцию», т.е. жрецов, писцов, ученых, художников и т.д. Раньше всего такая возможность появляется в долинах великих рек субтропической зоны, а также примыкавшей к ней южной части зоны умеренного климата. Именно здесь обилие влаги для орошения, легкие и плодородные почвы, а также достаточное (без орошения даже чрезмерное) количество солнечного тепла позволили при помощи сравнительно простых орудий обеспечить резкий подъем производительности труда. Следовательно, чрезвычайно существенную роль на заре цивилизации играет географический фактор. Им определяется характер хозяйства, а в некоторых случаях даже и форма государственного устройства. Например, специфические географические условия Египта (узкая полоса пригодной для обитания и для возделывания земли, вытянутая вдоль громадной реки — естественного пути через всю страну) очень рано привели к созданию здесь единого государства с мощной центральной властью, во главе которой стоял обожествленный правитель. Альтернативой этому было бы лишь взаимное истребление враждующих номов Египта. Вместе с тем, нельзя и преувеличивать роль географического фактора. Так, вопреки широко распространенной в нашей науке точке зрения, необходимость искусственного орошения не была побудительным мотивом к созданию крупных территориальных государств. В указанных речных долинах (как и в долинах Инда и Хуанхэ) не было и не могло быть в древности единой оросительной системы, управляемой из одного центра, а были многочисленные, независимые друг от друга местные системы. Исследования последних десятилетий, проведенные с помощью аэрофотосъемки, показывают, что, например, в Шумере главные оросительные системы на основе магистральных каналов и естественных ответвлений русла Евфрата были созданы еще в раннединастический период. В дальнейшем они лишь поддерживались и расширялись. Реки были чрезвычайно многоводны, так что не возникала конкуренция между местными оросительными системами из-за воды, хотя, конечно, случались раздоры между общинами, расположенными на одном канале. Кроме того, если бы объединение мелких государств в большие действительно вызывалось хозяйственными причинами, было полезно для общества, оно было бы быстрым и прочным. В действительности же, например, в Месопотамии, объединительные попытки значительное время встречали ожесточенное и упорное сопротивление, так что для III-II тысячелетий до н.э. более типично не единство, а политическая раздробленность, характерная в течение значительного времени также для Индии и Китая. Лишь Египет был исключением.

На самом же деле, создание больших централизованных государств на месте первоначальной системы «номовых государств» есть результат завоеваний и стремления к увеличению возможностей эксплуатации населения.

3. ВIV – III тыс. до н.э., когда обитавшие в Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже стал страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. История Древнего Египта делится на следующие периоды:

1. Раннее царство (3200 – 2800 гг. до н.э.).

2. Древнее царство (2800 – 2250 гг. до н.э.).

3. Среднее царство (2050 – 1700 гг. до н.э.).

4. Новое царство (1580 – 1100 гг. до н.э.).

Основной особенностью государственного устройства Египта была деспотия, (впрочем, в той или иной степени она была присуща всем восточным цивилизация).

Египет управлялся абсолютным монархом. Первым монархом, объединившим Египет в единое государство, был Джосер. Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул «Сын Солнца» и воплощал религиозную, политическую и военную власть на территории всего Египта и, кроме того, был верховным собственником всех земель. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. Слово «фараон» – греческое искажение египетского слова, обозначавшего «царский дворец». Этим словом стали обозначать персону царя лишь со времен Нового царства после 1580 г. до н.э. Социальное устройство общества в Египте было жестко регламентировано.

Наиболее почитаемыми в египетском обществе были жрецы, им была доверена служба в храмах, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. На следующей социальной ступени находилась знать, облеченная политической и религиозной властью в провинциях; затем писцы – чиновники царской администрации и, наконец, большая часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян. Наличие такой социальной дифференциации общества - важнейший признак, отличающий общество древнейших цивилизаций от первобытного.

Одним из важнейших функций государственной власти в Древнем Египте была организация ирригационных работ, от которых зависело благополучие страны. Именно этот фактор, привел, по мнению исследователей, привел к созданию жесткой социальной иерархии и централизации государственного устройства.

В Древнем Египте была развита ирригационная система орошения. Используя тот факт, что из-за периодических затоплений берег в Ниле постепенно понижался по мере удаления от реки, и вода поднималась до уровня берегов, ее легко направляли по каналам. Но когда река возвращалась в свое русло, берег был очень высоким, уровень воды опускался на 4-5 м ниже берегов. Тогда для подъема воды использовали сакью, водоотливное колесо, которое вращали ослы или быки. Воду черпали также шадуфом, кожаным ведром на журавле, из которого вода переливалась в следующий, стоящий выше, шадуф, и так, пока вода не поднималась до уровня поля. Такая древняя ирригационная система применяется в Египте и сегодня.

В Древнем Египте были развиты торговля и ремесла. Большое разнообразие предметов, найденных в гробницах, доказывает, что египтяне умели искусно обрабатывать золото, серебро, медь, и что они создавали замечательные украшения из драгоценных камней. Кольца, браслеты, подвески, серьги отличались невероятным совершенством.

Пользуясь примитивными инструментами, египтяне успешно выделывали драгоценные ткани, изготовляли керамику, стекло, эмали. Монет не было: товары обменивались по соглашению. Народам Нубии, например, они отдавали свои сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия в обмен на дерево, кожи, золото и слоновую кость. Из Аравии привозились пряности и благовония. Финикия поставляла в большом количестве древесину (кедр).

Населенные центры в дельте Нила первыми достигли расцвета, став настоящими торговыми и морскими городами. Не замыкаясь в укрепленных стенах, они разрастались на длинных молах с верфями, многочисленными хранилищами и обширными рынками. Процветая, эти города продолжали расширяться, а управлялись они владельцами кораблей, торговавшими в далеких морях, вплоть до Черного моря.

Религиозные традиции в Древнем Египте были прочными. Жрецы обладали огромной силой, но в то же время находились в согласии с властями, фараонами и всячески способствовали их обожествлению. В Древнем Египте долгие столетия сохранялись религиозные традиции родоплеменных отношений. Так, греческих путешественников поражал культ диких и домашних животных в Египте. В разных местностях почитали крокодила, священной в Египте считалась также кошка. Никто не имел права ее обидеть, а за ее убийство виновник платил своей жизнью. Почитались также птицы: коршун, ибис, кобчик; а из насекомых — навозный жук, так называемый скарабей. Иногда богом объявлялся наиболее яркий представитель какого-нибудь вида животных, например, бык. Даже человекообразные боги в Древнем Египте изображались с головами барана, крокодила, а богини – с головами коровы, львицы или кошки. Значение того или иного бога зависело от политической обстановки в стране. Тем не менее, разные божества в различные эпохи египетской истории отождествлялись с верховным и главным богом – Ра, Солнцем. В эпоху Раннего царства поклонялись богу Атум – Ра, в эпоху Древнего царства самому Ра, (вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора), во времена Среднего царства Амон – Ра и до конца истории Древнего Египта он остается главенствующим в иерархии богов. При этом большинство богов Египта имели зооантропоморфный вид.

Египтяне считали, что для того чтобы душа не умирала, тело должно быть мумифицировано. Существенным элементом египетской культуры был заупокойный культ. Это не был культ смерти. Он был отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь, сделать так, чтобы смерть – явление ненормальное и относительное – не нарушала красоты жизни.

Смерть ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах «заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой», вопреки всем ритуальным обрядам.

По учению жрецов, основы науки были изначально переданы людям богом луны Тотом, который считался изобретателем письма и создал все свои произведения, вдохновленный высшим божеством.

Особенно развита была в Египте математика. Правда, числовая система у египтян была довольно громоздкой. Черточка означала единицу, дужка – десяток, вьющаяся веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Чтобы написать, например, девять тысяч, требовалось девять раз подряд начертить цветок лотоса. Несмотря на все эти сложности, египетские математики решали сложные задачи: они вычисляли площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру.

Небывалого расцвета достигла в Египте астрономия. Основываясь на наблюдении движения небесных тел, египтяне рассчитали астрономический год, разделенный на 12 месяцев, по 30 дней, сгруппированные в три сельскохозяйственных сезона по четыре месяца в каждом: период разлива, период сева и период жатвы. К 360 дням они добавили пять дней, соответствующих главным праздникам.

Медицина у египтян появилась также очень рано, но чаще всего она связывалась с магией. До нас дошли многочисленные медицинские трактаты по гинекологии, хирургии, записи рецептов и различных лекарств. Многие из этих рецептов современному человеку кажутся очень наивными: употреблялись, например, такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Но вместе с тем, было выявлено воздействие многих трав. Имели место и теоретические обобщения: был открыт закон кровообращения, окулисты уже в VI в. до н.э. делали операции на глазах.

Существовали в Египте зачатки географии: Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами), обтекаемого со всех сторон океаном. Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил; задней – Север (острова Средиземного и Эгейского морей); правой стороной – Запад, где предполагалось обиталище душ умерших; а левой стороной – Восток, «Страна бога Ра». Людей египтяне делили по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависела от благодатной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (осадки). До нас дошли географические карты Древнего Египта, а также древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков.

Особое место среди других искусств в Египте занимала архитектура и, прежде всего, архитектура культовая. Огромное значение имели масштабы архитектурных сооружений, символизировавшие социальную значимость и благосостояние их владельца. Особое развитие архитектура получает в правление фараона Джосера (2778-2723 до н.э.). Это связано с именем гениального архитектора и крупного ученого Имхотепа, прослывшего великим мудрецом и позже обожествленного, бывшего также визирем Джосера. В Саккаре он создал каменную гробницу небывалых размеров для Джосера. На 60 метров возвышается она над землей и состоит из шести уменьшающихся мастаб, поставленных одна на другую. Имхотеп впервые развил постройку в вертикальном направлении. За сходство силуэта гробницы с гигантской лестницей ее называют ступенчатой пирамидой. Пирамида Джосера находится в большом дворе со многими храмами, часовнями и подсобными помещениями. Весь этот комплекс построек окружен высокой каменной стеной, украшенной крупными выступами и уступами, пилястрами, резными карнизами. Здесь впервые в египетской архитектуре используются полуколонны с каннелюрами вдоль ствола и с капителями в виде цветов папируса.

Другими, более поздними, были пирамиды, построенные в Гизе для фараонов IV династии (Хеопса, Хефрена и Микерина). Еще в древности эти пирамиды, вслед за греческим историком Геродотом стали, считать одним из чудес света. По сообщению Геродота, самую крупную – пирамиду Хеопса – строили около 100 тыс. человек в течение 30 лет. Ее первоначальная высота была около 147 метров, а длина стороны основания – 230 метров.

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) Египет занял господствующее положение в Восточном Средиземноморье. В этот период стали воздвигаться крупные храмы, такие, как Луксорский и Карнакский, с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями. В этот же период создаются грандиозные статуи до 20 метров в высоту, высеченные из скал («Большой Сфинкс» – статуя льва с человеческой головой, а также гигантские статуи Рамзеса II).

В искусстве Египта подчеркивается дух поклонения и обожествления верховной власти. В скульптуре и живописи чувствуется монументальность, условность, проявляющаяся в изображении человеческой фигуры на плоскости. Лицо изображалось в строгом профиле, но глаза были повернуты в анфас. Такова была традиция, особенно проявившаяся при изображении высокопоставленных лиц, которых нужно было изображать в величественной неподвижной, бесстрастной позе, с застывшей улыбкой на лице. Но у художника была полная свобода при изображении фауны, поэтому изумительно точно египетские художники изображали диких кошек, гусей, уток.

Ломка сложившихся художественных традиций произошла в XIV в. до н.э., при фараоне-реформаторе Аменхотепе IV (Эхнатоне), пытавшемся ввести монотеизм с почитанием бога-солнца Амона. Он сам, его жена Нефертити и их дети изображались натуралистически, причем недостатки даже подчеркивались, что прежде было невозможно. Однако, после их смерти искусство вернулось в канонические формы предшествующего этапа.

Развивались в Египте музыка и танцы. Существовали уже духовые инструменты (флейты), ударные (кастаньеты), струнные (арфы, лютни и др.). В храмах ставились религиозные драмы мистерии, в которых представлялись смерть и возрождение Осириса. Это были зачатки театра, получившего развитие уже в античном мире.

4. Еще одна древнейшая цивилизация Ближнего Востока, возникшая в древности, наряду с египетской, - это шумеро-аккадская или месопотамская (от греч. Междуречье). Междуречье – это территория, находящаяся между реками Тигр и Евфрат. Наиболее бурное развитие получила цивилизация в южной части этой территории – Шумере, находившейся на территории современного Ирака.

Самая ранняя культура Шумера получила название Убайдской по названию селения, где она была впервые открыта. Уже около 5 тыс. лет до н.э. земледельцы освоили берега рек и окрестности болот. Земля Шумера страдала от недостатка дождей, но постепенно земледельцы научились строить opocительные каналы, чтобы создавать запасы воды и подавать ее на поля. Жители Шумера выращивали пшеницу, ячмень, овощи и финики, разводили ове



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.004 с.)