Лекция 4. Индуизм и буддизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Индуизм и буддизм.



Содержание:

1. Ранние цивилизации в Индии.

2. Варново-кастовый строй в Древней Индии и религиозные представления.

3. Буддизм и «четыре благородные истины».

Введение

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории. Исторические события в Индии, конечно же, происходили, но экономика и социальная структура общества качественных изменений не претерпевали, обнаруживая удивительное постоянство на протяжении тысячелетий. Кроме того, в связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. В стране совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. В расположении исследователей практически нет документов, записей событий, летописных хроник.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось и сосуществовало несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была местом зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры страны.

Основная часть

1. Цивилизация в Индии появилась на основе небольших общин, образовавшихся в долине Инда около III тыс. до н.э. и получила условное название Индской. Люди получали все необходимое для жизни, занимаясь сельским хозяйством, а затем торговлей. Продовольственные продукты земледельцев и художественные изделия ремесленников обменивались на товары, привозимые из других земель, в том числе, на металлы и одежду. В настоящее время известны остатки более сотни древнейших городов. Наиболее впечатляющими являются руины в Мохенджо-Даро и Хараппе. Эти древние города контролировали обширные территории. В результате археологических раскопок здесь были найдены орудия труда из камня, а также изделия из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, долота, ножи, наконечники стрел и копий). В этих городах многие дома были двухэтажными и в них имелись балконы, нависающие над внутренним двориком. Существовала система водоснабжения и канализации. В древности жители долины Инда имели свою собственную письменность. Древние надписи сохранились на множестве предметов, в том числе, на печатях. Однако никому еще не удалось их прочесть.

Таким образом, мировоззрение и идеи людей этой эпохи остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности. Лишь со следующего этапа истории Индии, начало которого совпадает с гибелью Хараппской культуры, до нас дошло через сотни поколений богатейшее наследие религиозно-философского плана, позволяющее судить о культуре страны. Этот этап связан с приходом в Индию ариев и получил название ведического – от Вед, древнейших памятников этого народа.

2. Древняя цивилизация долины Инда прекратила свое существование около 1500 г. до н.э., после прихода на эту территорию кочевников-ариев. Само определение арий означает «благородный». Арии – самоназвание племен, проникших в Индостан в первой половине II тыс. до н.э. через Иран и Афганистан. Ареал распространения их был чрезвычайно обширен – от Балканского полуострова до степей Приуралья. Сведения об ариях содержатся в поэмах-эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». В частности, из «Ригведы» известно, что богатство ариев определялось по числу голов скота, им принадлежащего. В свободное время арии любили слушать музыку, танцевать и играть в различные игры.

Период с 1500-600 до н.э. в истории Индии называют арийским, или ведическим.

Важнейшими элементами древнеиндийской арийской культуры были мифология и религия. За девять столетий были созданы культовые тексты – веды, поскольку они были созданы на ведийском языке. Всю историю культуры Древней Индии отличает неясность хронологии ведических источников, большая часть которых передавалась длительное время из поколения в поколение в устной форме. Веды, священные для индусов тексты, представляют собой собрание религиозных и ритуальных текстов (самхиты): сборники гимнов (Ригведа), магических заклинаний, песнопений и обрядов (Самаведа, Яджурведа, Атхарведа), а заключительная их часть – упанишады – содержит религиозно-философские трактаты.

Религия ариев представляла собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Представления о загробном мире были неразвиты. Не было изображений богов, их святилищ и храмов.

К древнеиндийским текстам относятся также «Священные предания», в состав которых входят сутры –законы и правила домашней жизни. Сутры включают трактат об искусстве любви «Камасутра».

Веды послужили основой для создания двух грандиозных эпосов Индии: «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассказывается о борьбе за царский трон в одном из самых могущественных царских родов Северной Индии. Обе эти поэмы включают десятки тысяч двустиший и фактически являются колоссальной энциклопедией индийской жизни в далеком прошлом.

С началом I тыс. до н.э. принято выделять брахманский период в истории Индии (по имени главного бога Брахмы). С новым богом Брахмой стали связывать кастовое устройство общества, которое начало зарождаться ещё в ведический период. В эпоху брахманизма окончательно складываются замкнутые сословия Индии (касты): жрецов, воинов, земледельцев и купцов. Из уст Брахмы, по древнейшей мифологии ариев, появились брахманы (жрецы), из рук кшатрии (воины), из бедер – вайшьи (ремесленники, земледельцы, купцы), из ступней – шудры (слуги, лишенные собственности и прав). Вне каст были маргиналы-чандалы, считавшиеся «неприкасаемыми».

Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии. Переход из одной касты в другую был запрещён. Индийская философия объясняла рождение человека в различных социальных слоях, с разными способностями и разной внешностью при помощи учения о перевоплощении душ (санск. «сансара») и законе воздаяния (санск. «карма»). В Индии считается, что принадлежность к касте – это та карма, которую заслужил индуист в своей прошлой жизни, и ее нужно нести беспрекословно, дабы в будущем перерождении получить более высокую касту. Подобно ведизму, брахманизм остается политеистической религией. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии, причем у многих мужских божеств появляется своя женская пара. Мировоззренческие и философские доктрины брахманизма нашли свое отражение в Упанишадах. Центральным понятием в Упанишадах является Тримурти – троица упанишад. Она состояла из трех главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Брахма – главный, он создатель и управитель мира, Вишну – охранитель мира, Шива – его разрушитель.

Основу учения упанишад составляют концепции сансары, кармы, мокши, дхармы, теории Брахмана и Атмана.

Атман (санскр. «я») универсальное психическое начало Вселенной, душа мира, а также индивидуальное начало человека. Это одновременно и человеческая душа, и мировая. Атман-Врахма - воплощение единого и многого, единичного и всеобщего, бога и человека. Согласно Ведам, первоначально Атман, создав самого себя посредством своей собственной воли, принял форму гигантского первочеловека Пуруши (санскр. «личность»). Он послужил материалом для социального устройства общества, деления на варны и касты.

В процессе развития и дальнейшей ассимиляции народных верований брахманизм перерос в индуизм. На первый план здесь, по сравнению с брахманизмом, в котором почиталось отвлеченное начало, выходят личные боги человека, покровительствующие и помогающие человеку в повседневной жизни. Отличительной особенностью ранних периодов истории индуизма является её ортодоксальность и кастовый характер. Критерием добродетельного или дурного поведения в индуизме является почитание верховных богов (Вишну или Шивы) и соблюдение кастовых бытовых правил. Немаловажное значение в добуддийских религиозных традициях Индии занимала практика аскетизма («йога») и самоистязания («тапас»). Целью практики йогов стало самосовершенствование души и сохранения чистоты тела для достижения просветления. Для этого ими были разработаны приемы дыхания и специальные упражнения - асаны.

Основой индуизма стало учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. В индуизме, как и в других религиях этой цивилизации, важную роль играли идеи вечного повторения, скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с космической историей. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами, его кармой. Карма наследуется от предыдущих существований, обусловливающих настоящее существование, а настоящее моральное поведение человека определяет последующую карму. Взаимодействие бесчисленных карм вращает колесо жизни – сансару. Сансара безначальна, но в результате правильных деяний она может иметь завершение, которое называется мокшей (санскр. «освобождение»).

В эпоху позднего индуизма в традиционных верованиях индийцев появляются новые явления. Возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы. Устраиваются торжественные церемонии и процессии. Отличительной чертой индуизма становится крайняя веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается у индуистов одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят «гуру» — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так, в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и тот же Будда. Индуизму также присуще почитание животных и растений, признанных священными: коровы, змеи, лотоса и реки Ганг.

Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни и учителями.

Индуизм стал официальной религией Индии после падения империи Гуптов и ослабления позиций буддизма в VII – VIII вв.

В индуизме в это период оформились два направления – вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм повествует о нисхождении в мир Вишну, шиваизм олицетворяет начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение предшествует созиданию. Вишну обычно изображается четвероруким, восседающим на тысячеглавом драконе, в виде белого лотоса. Несмотря на столь величественный вид, Вишну миролюбив, склонен к проказам. Он имеет множество обликов (аватар). Наиболее любимые аватары Вишну в Индии – Рама и Кришна. Рама – герой древнейндийского эпоса «Рамаяна». Жизнь, этическое учение Кришны раскрывается в другой эпической поэме индийского народа – «Махабхарате».

Шива, являясь разрушителем мира, обладает множеством других, прежде всего, созидательных функций. С образом Шивы в индуизме связан культ любви («Кама»). Культ Камы, наряду с духовно-религиозными и материальными ценностями, был возведен на высокую ступень социальной жизни. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка.

Поскольку в индуизме почитается огромное количество богов вместе с их аватарами (воплощениями), существуют местные культы и секты, то назвать его единой религией можно лишь весьма условно. Сложнейшая система мифов также делает индуизм учением, с трудом поддающимся логическому изложению. Обязательных для всех верующих (они называются индусами) догматов немного: это признание священного авторитета вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки Индии считают, что именно пестрота религиозных организаций индуизма сделала возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее — подчинение английским завоевателям.

3. Буддизм – одна из трех мировых религий – возник в Индии в VI в. до н.э. Его основателем был Будда(623 – 544 до н.э.). Его настоящее имя Сиддхартха Гаутама. Имя Будда, что на санскрите означает «просветленный», было дано ему его последователями. Буддизм, как и индуизм, позаимствовал ряд идей у ведийской культуры. Однако буддизм существенно реформировал ведийскую религию, поставив в качестве основного, вопрос о жизненном пути человека и избавлении его от страданий.

Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама Шикьямуни. Он был сыном правителя народа шакья в северо-восточной Индии (в настоящее время Непал). Ему была уготована судьба правителя. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо же, если встретиться со страданием, стать проповедником новой религии. Предание рассказывает о том, что его отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юного принца. Сиддхартха Гаутама не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезнь и смерть. Женившись, принц стал отцом и вскоре должен был унаследовать трон правителя, но он решил узнать о жизни за стенами дворца. Четыре выхода за его пределы дворца пробудили Сиддхартху ото «сна». Принц увидел старость, страдания, болезнь, смерть. Он начал постигать смысл сансары, его поразило, что люди смирились со своей участью – болезнями, старостью и смертью. И тогда он, оставив жену и сына, отказался от мирской жизни и предался поискам истины. Сначала он занимается йогой, поскольку усмирение плоти – необходимая предпосылка духовного роста. Умерщвлением плоти он занимался шесть лет, ограничивал себя в пище и сне, не мылся, ходил нагим. Обретя авторитет у аскетов, он вместе с авторитетом приобрел учеников и последователей. Но и годы аскетизма не принесли удовлетворения Гаутаме. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от истины. И тогда, расположившись однажды под сенью большого дерева, впоследствии названного деревом просветления, Сиддхартха Гаутама принял решение: «Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление». И с тех пор неподвижное сиденье стало характерным для буддизма: истина обретается в молчании, и тишина значит больше, чем действие. Он сел в позу для медитации, необыкновенной сосредоточенности и контроля над своим сознанием.

Этот процесс красочно описан в буддийских текстах. В ночь полнолуния в месяц весак (май) Будда сконцентрировал свое сознание на восходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Сиддхартха стал Буддой (просветленным): он вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете. Это было «великое пробуждение». Будда осознал свое великое предназначение – донести истину до людей. И он стал вести жизнь странствующего проповедника. Умер Будда в преклонном возрасте, после 40 лет проповедей.

Четыре Благородные Истины, являющиеся стержнем его учения, открылись Будде в знаменитую ночь просветления. В них он видел весь закон нравственной жизни, ведущей к освобождению от всех страданий. Все рассуждения и логические построения буддизма посвящены разъяснению и развитию этих положений.

Первая «благородная истина». Страдание (санскр. «духка») – это сама жизнь во всех ее проявлениях. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств – все это цепи, сковывающие человека. Страдание – это единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.

Вторая «благородная истина». Источником страдания (санскр. «тришна») является само желание: «Жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда избыть». В самом знаменитом из буддийских текстов «Стезя добродетелей» есть такие слова Будды: «Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости».

Третья «благородная истина» (санскр. «нирвана») – пресечение страданий. Буддизм рекомендует «срединный» путь: избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного неведения этого влечения. Преодоленность страданий в буддизме обозначается словом «нирвана» (медленное затухание огня). Так обозначается определенное душевное состояние, которого человек достигает усилиями собственной воли. Состояние нирваны означает одновременно обретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого бытия, жизни и смерти.

Четвертая «благородная истина». Существует путь, который ведет к нирване. Это восьмеричный путь духовного возвышения: универсальная этическая схема буддизма, следуя которой, человек утвердится в качестве нравственной личности и победит самого себя. Восьмеричный путь включает: праведные взгляды, праведное поведение, праведные усилия, праведную речь, праведный образ мыслей, праведную память, праведный образ жизни, праведное самоуглубление (медитацию). Этот путь указан Буддой, но пройти его и достичь просветления каждый обязан сам через медитацию. Согласно буддизму, личности как таковой нет – это всего лишь поток дхарм. То, что присутствует в любом человеке изначально, значительно больше того, что проявляет себя эмпирически в реальной жизни. Поэтому «развивать» личность для буддизма – не «записывать» на ней информацию, а «стирать» написанное, очищать сознание от «загрязнения».

Таким образом, буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но теперь уже сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Избавиться от мучительной сансары и прийти к нирване человек может только сам, и помочь ему в этом не могут даже боги, сами подчиненные закону сансары. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов, но и сам он не спасает, а лишь указывает правильный путь к спасению. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от своего социального происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал к касте кшатриев). Как учение буддизм весьма оригинален. Его иногда называют религией без бога, и в этом есть доля истины. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

Самые ранние дошедшие до нас письменные источники, повествующие о жизни, проповедях Будды и его учении (священные тексты Палийского канона «Трипитака»), датируются I в. до н.э. Трипитака (санскр. «три корзины») состоит из трех частей («корзин»): Винаяпитаки («корзина устава»), Суттапитаки («корзина поучений») и Абхидхаммапитаки («корзина объяснения учения»). «Трипитака» почитается всеми буддистами. Однако наряду с этим каноном существуют сочинения, которые признаны только отдельными школами буддизма. Поэтому в буддизме нет канонического сборника «священных книг», подобно христианской Библии или мусульманскому Корану.

Буддистские общины как организации верующих людей представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма, который как учение был несравненно демократичнее брахманизма, что и способствовало широкому успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов, а буддизм простотой своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, не мог не снискать себе сторонников.

В противоположность сложной обрядности брахманизма, связанной с жертвоприношениями, буддизм изначально отличался простотой культа. Первые его последователи совершали очень немногие ритуальные действия, В их число входили медитация, молитвы и поклонения ступам — культовым сооружениям, связанным с памятью о земной жизни Будды. Считается, что первые восемь ступ были сооружены в разных местах над телесными остатками Шакья-Муни после его кремации. Паломники обычно обходят вокруг больших ступ, оставляя в специальных сосудах пожертвования. Другое культовое сооружение — храм. Буддийские храмы в разных странах построены в соответствии с местными архитектурными традициями, но внутри имеют одинаковое устройство. В глубине обширного зала располагается алтарь, но не вплотную к стене, чтобы была возможность его ритуального обхода. На алтаре, а также на внутренних поверхностях помещения, находятся живописные и скульптурные изображения Будды и других персонажей пантеона. Часто используется мандала — своеобразная графическая диаграмма Вселенной (круглая, с возвышением в центре), насыщенная магическими знаками и символами. Верующие зажигают свечи и кладут перед изображением Будды цветы.

Сам буддизм также изменялся. В I в. н. э. произошел раскол буддизма на два течения: хинаяну (букв. «малая колесница») и махаяну (букв. «большая колесница»). Хинаяна оставалась «узким путем спасения» исключительно для монахов, с многочисленными моральными запретами и ограничениями. Приверженцы Хинаяны пользовались самоназванием Тхеравада («путь старейшин»). Тхеравада как направление буддизма получило официальное признание в Шри-Ланке и по всей материковой части Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама). Монахи-тхеравадины (старшие монахи) придерживались взглядов, представленных в ранних сутрах буддизма, согласно которым, целью монашеской жизни является достижение состояния архата, добиться которого можно исключительно лишь соблюдением монашеской дисциплины, но никак не жизнью в миру. Мирянин может на время обрести небесное блаженство, но ему снова придется родиться в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни. Архатом называется тот, кто достиг нирваны, т.е. искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения, и не испытает новых перерождений по окончании нынешней жизни. Старейшины полагали, что состояние Будды являлось исключительной привилегией Гаутамы и что Гаутама помимо того, что он был архатом, обрел также совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване. Буддизм Тхеравады в Юго-Восточной Азии под влиянием индуизм претерпел значительные изменения по сравнению с ранними постулатами. В буддизме Тхеравады на посвящение в монахи стали смотреть как на один из обрядов жизненного цикла, как на инициацию в члены взрослого общества, обязательную для всех молодых людей. Большая часть из них становились монахами лишь на краткое время, и только немногие принимали монашеские обеты на всю жизнь. Буддизм усвоил местные культы духов, подобно тому, как он принял богов и духов народных «низовых» религий в Индии.

Монахи — приверженцы Махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую и для мирян, — обретение состояния Будды. Махаяна подверглась некоторым изменениям в сравнении с ранним буддизмом, став в некоторой степени уступкой брахманизму: Будда стал почитаться почти как бог, возник его культ и появилось представление о множестве Будд, в число которых были включены и брахманские боги. Число Будд доходит до тысячи. Наиболее почитаются из них Шакьямуни — основатель буддистского учения и Майтрейя — ожидаемый, будущий учитель. Предметом почитания в махаяне стали также бодхисатвы — люди, достигшие состояния перехода в нирвану, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим. Махаяна допускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана. Души праведников пребывают в блаженной стране, прежде чем, достигнут нирваны. В Махаяне первоначальное учение буддизма было изменено, приспособлено к менее утонченному восприятию, стало более понятным народным массам, и именно в этой форме буддистское учение проникало в различные страны.

В III в до н. э. буддистское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев стали покровителями буддизма. Представитель этой династии, Ашока объявил буддизм государственной религией. Еще больший подъем и более широкое распространение получил буддизм в I - II вв. н. э., распространившись по Индии, он начал проникать и за ее пределы, в том числе в Тибет, Китай и Японию. Буддизм в этих странах приспосабливался к уже существующим религиям – к культам духов в Юго-Восточной Азии и в Тибете, к конфуцианству и даосизму в Китае, к синтоизму в Японии.

Двумя разновидностями буддизма дальневосточного типа стали чань-буддизм и дзен-буддизм, распространившиеся в Китае и Японии с VI в. н.э.

Уклад монашеской жизни в китайском чань-буддизме был, в основном, таким же, как и в Индии; основное отличие заключалось в том, что монастыри сами обеспечивали себя посредством пожалованных им земель и монахи гораздо меньше вступали в контакт с обществом. Кроме того, монашеские общины, по большей части, возникали вокруг отдельных монахов-наставников; каждая община состояла из наставника и его учеников. Этот строй, тенденция к которому проявилась уже в индийском буддизме Махаяны, получила в Китае широкое развитие благодаря конфуцианскому и даосскому идеалу мудреца. Монахи чань-буддизма невысоко ставили изучение древних текстов и переводов и настаивали на необходимости дисциплины, и, прежде всего, медитации. Они удалялись в горы, где разрабатывали множество новых методов достижения прозрения. Другим их новшеством было введение труда в монашескую жизнь. Мирская ипостась буддизма в Китае не развивалась в тесном сотрудничестве с жизнью, как это было в Индии и Юго-Восточной Азии. Ее основными составляющими стали накопление заслуг путем пожертвований монастырям и почитание Будды и Бодхисаттв наряду с культом добуддийских божеств и духов.

Японский дзен-буддизм развивался под влиянием китайского образца, но с той лишь разницей, что, начиная с ХIII в. он отказался от монашеских обетов и ввел институт женатого духовенства. В Японии буддизм взаимодействовал с синто – исконно японской традицией. Сложилось своеобразное разделение обязанностей, в силу которого синтоистские жрецы отвечали в основном за мирские дела (например, освещение брака), тогда как буддийские монахи совершали похоронный обряд.

По преданию, история дзен-буддизма началась с приходом в Китай с Запада в 520 г. н. э. индийского монаха Бодхидхармы. Именно ему приписываются основные принципы вероучения дзен. Дзен исходит из возможности достижения просветления и прекращения перерождений непосредственно в этой, земной жизни. В каждом человеке есть природа Будды, ее необходимо постичь. Постижение интуитивно и мгновенно. Главное препятствие на этом пути — логическое мышление, которое лишь огрубляет действительность. Логическим путем истина недостижима, поэтому дзен делает упор на практические методы просветления: медитацию размышления над абсурдными, не имеющими логического решения загадками; такой же характер носят диалоги; дыхательные и гимнастические упражнения; напряженный физический труд и т. п. В результате мгновенного озарения, по мнению дзен-буддистов, достигается просветление.

Особое направление буддизма, распространенное в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве и Калмыкии, называется ламаизмом. Считают, что основу этого направления заложил Падмасамбхава в VIII в. н. э., а окончательно оформил его религиозный реформатор Цзонкава (ХV в. н. э.). Он основал несколько монастырей, ввел безбрачие духовенства и жесткую монастырскую дисциплину, ограничил практику магическо-эротических обрядов, используя вместо них имитационные приемы. Цзонкава высоко поднял авторитет буддийского монаха — ламы. Лама — духовный наставник мирян.

Центр ламаизма находился в тибетском городе Лхаса. Обязательные для верующих пожертвования и безбрачие лам привели к накоплению в монастырях огромных богатств. Пантеон ламаизма расширился как за счет местных тибетских божеств, так и за счет обожествления высших руководителей церкви — панчен-ламы и далай-ламы. Большое место в культе ламаизма занимает почитание Майтрейи — грядущего Будды.

В тибетском буддизме развились две уникальные черты: во-первых, институт «перерожденцев» - лам, основанный на вере в то, что каждый следующий лама в данной линии преемственности является перевоплощением предыдущего ламы, возглавлявшего эту линию, во-вторых, высшие ламы обладали не только духовной, но и светской властью над Тибетом.

Широкое распространение в северном буддизме получила практика многократного повторения имени того или иного Будды. Развитием этой магической практики стало использование в ламаизме специальных молитвенных барабанов- хурдэ. Они наполняются множеством бумажек с записанными молитвами, заклинаниями, «священными текстами». Вращая барабан, ламаисты верят, что каждый оборот равнозначен прочтению всех текстов, которые в него вложены, а также начертаны на его стенках. Такое же значение имеет и многократное произнесение магической формулы-заклинания: «Ом мани падме хум!». Праздничные служения особенно торжественны и красочны, сопровождаются пением, театрализованными представлениями.

В самой Индии к началу VIII в. буддизм постепенно утратил статус господствующей религии и был вытеснен родственной религией – необрахманизмом (индуизмом). К началу XV в. буддизм был фактически полностью поглощен индуизмом и сошел с индийской религиозной сцены.

Вслед за оригинальными философско-религиозными учениями, Индия уже в древности дала мировой культуре авторитетные достижения в медицине, химии, математике, астрономии.

Здесь была изобретена десятичная система счисления, впервые введен в язык математики знак «нуль», найдены решения многих квадратных и кубических уравнений, разработаны важные разделы геометрии и тригонометрии. Индийские химики готовили краски, лекарства, косметику и иные препараты, с особым успехом занимались термической обработкой металлов. Однако исследователи констатируют, что чрезвычайно властное доминирование религиозных традиций в индо-буддийской культуре затруднило становление в ней исторических и социальных наук, опытных отраслей знания и их основы — технических наук. По мнению выдающегося политика и философа Неру, брахманизм, буддизм и индуизм приглушали любознательность, тенденцию к изменениям и прогрессу, отбивали у человека желание способствовать необходимым социальным начинаниям, консервировали архаичные порядки.

Буддизм — древнейшая из мировых религий, сыгравшая важную роль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, до настоящего времени оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни своих приверженцев. Буддизм на политической карте мира охватывает множество государств. Значительная часть населения Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Китая, Монголии, России и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии является приверженцами тех или иных течений буддизма. В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. Приверженцами этой религии в России традиционно являются буряты, тувинцы и калмыки. К началу 2006 г. в нашей стране зарегистрировано свыше 200 буддийских объединений.

По существу, буддизм — это грандиозный социо-культурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, методы практической деятельности и отношение к миру.

Заключение

Современная Индия – светское и демократическое государство, она успешно идет по пути технической цивилизации. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существуют два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущий привычный для их предков образ жизни, в основе которого лежит религия. Обе части населения остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране. Индия – большая страна, и нельзя определить ее развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному, так же, как и ее будущее.

Список использованной литературы:

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

2. Жудинова Е.В. Религии мира. Индуизм. М., 2006.

3. Культурология./ Под ред. А.А. Радугина. М., 2003.

4. Перельстуз Л.В. Религии мира. Буддизм. М., 2006.

5. Религии мира. Буддизм. Автор составитель Л.А. Сурженко Минск, 2006.

6. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т.2 /Пер. с английского. М.: 1996.

7. Розин В.М. Культурология. М., 2001.

8. Семотюк О.П. Буддизм. История и современность. Ростов-на-Дону, 2006.

9. Страницы истории культуры. Уфа, УГНТУ, 1998.

10. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.047 с.)