Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Золотой век» в русской средневековой культуре. Ведущее значение зодчества и иконописи.Зодчество Крещение Руси и создание государственности способствовали развитию искусства, в первую очередь, архитектуры. Под руководством приглашенных византийских мастеров возводились первые каменные храмы, затем русские мастера начали сами, без помощи византийцев возводить величественные церкви Интенсивное строительство велось в Киеве при Ярославе Мудром (1019–1054), стремившимся сделать Киев таким же красивым, как Константинополь. Были возведены Софийский собор и Золотые ворота. Тип храма был крестово–купольный, сложившийся в зодчестве Византии. Идея креста, распятия, в соединении с символом небесного – куполом – воплотила единство небесного и земного, вечного и преходящего. По инициативе Ярослава, собравшего в 1037 г. большое количество писцов для перевода и переписки уже переведенных книг при храме святой Софии, была создана на Руси первая библиотека, а затем по его же инициативе был создан сборник первых законов на Руси – «Русская правда». Отличительная черта зодчества Древней Руси – монументальность форм, проявляющаяся в масштабах и структуре линий, отдаленно напоминающих античную классику. Очень рано в русской церковной архитектуре проявилось стремление к поиску самостоятельных путей и к отходу от византийских канонов – это форма и расположение куполов, многокупольность, пирамидальность, подчеркивание алтарной части храма, а затем введение ложных, чисто декоративных, закомар–кокошников. Феодальная раздробленность Древней Руси XII–XIII вв. привела к созданию в каждом удельном княжестве своей художественной школы: новгородской, владимиро–суздальской, галицко–волынской, смоленской, полоцкой. Владимирское зодчество, вершиной которого является Успенский собор (1158–1160 гг.), особенно процветало при князе Андрее Боголюбском, в 1165 г. заложившем один из самых поэтических древнерусских храмов – храм Покрова на Нерли. На долгое время после монгольского нашествия и разорения памятников архитектуры каменное строительство на Руси прекратилось. В XIV в. все пришлось начинать заново. В это время столицей Русского государства становится Москва. С образованием централизованного государства со столицей в Москве формируется общерусская культура. В Москве начинается белокаменное строительство. Во второй половине XIV в. по приказу Дмитрия Донского сооружаются каменные стены Московского Кремля вместо старых деревянных. Возводится новое кольцо окраинных монастырей: Рождественский, Высокопетровский, Спасо–Андроников, Алексеевский, Чудов, два Симоновых монастыря, Сретенский и Новинский, Кремль Дмитрия Донского.
Иконопись В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем в Москве. Для стиля фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность, эмоциональность. Он не всегда тщательно прорисовывал свои изображения, но достигал огромной силы воздействия на чувства зрителя. Этот характер живописи соответствовал и темпераменту художника, о котором говорили, что он «изограф нарочитый и живописец изящный во иконописях». Современник рассказывает, что во время работы он никогда не стоял на месте («ногами беспокоя стояще»): вероятно для того, чтобы все время видеть, как смотрится мазок издали. Не прерывая работы, Феофан вел беседы с друзьями — и об искусстве, и о философии. Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360—1430). Великолепный колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В годы кровавых феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости. Эти черты особенно ярко проявились в самом знаменитом произведении, созданном им совместно с учениками, — «Троице». На иконе изображены три прекрасных юноши, ведущие неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу. Андрей Рублев работал и в области книжной миниатюры; во времена, когда искусство было большей частью безымянным, он оставил после себя прочную память. Даже в середине XVI в. в одном из завещаний среди множества икон без указания авторов особо выделяется образ «Ондреева письма Рублева». Традиции Андрея Рублева продолжались в живописи второй половины XV—XVI в. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозер-ском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо нежным колоритом. Искусство иконописания сохранило для нас не только имя Дионисия; но и имена Прохора с Городца, Даниила Черного, Прокопия Чирина, Истомы Савина, Симона Ушакова. Об их уровне иконописания грек, диакон Павел Алепский, побывавший в 1666 г. в России, писал: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости письма и навыку в мастерстве... Жаль, что люди с такими руками тленны». Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства. Достижения искусства средневековой Руси вошли в.плоть и кровь русской культуры XVIII—XIX вв.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.004 с.) |