История возникновения ислама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения ислама



Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. В те времена там жили предки нынешних арабов – семитские племена. Большая часть из них были кочевниками, занимавшимися скотоводством и торговлей. Однако некоторые жили оседло – в городах. Среди городов Аравии особо выделялась Мекка, находящаяся близ побережья Красного моря. Через Мекку проходили торговые пути, соединявшие Европу и Азию, а также такие страны как Сирия, Египет, Эфиопия. Также Мекка была религиозным центром арабов–язычников; там располагался храм Кааба, где находились идолища всех арабских языческих божеств, олицетворявших силы природы: солнце, луну, гром и молнию и т.д. Около VII в. на Аравийский полуостров начинают проникать иудаизм и христианство (в основном в виде еретических сект – гностиков, монофизитов, несториан и др.). Тогда же там начинается проповедь так называемых «ханифов» – арабов, отвергавших язычество и поклонявшихся Единому Богу, однако, не признающих себя ни иудеями, ни христианами. Вскоре и выдвигаются так называемые «лжепророки», которые также требовали поклонения Единому Божеству, называемому ими Аллах (Бог) или Рахман (Милостивый) и утверждающих, что они получили особое Откровение от Него (впоследствии мусульманами было сделано все, чтобы искоренить саму память о них, т.к. они расценивались как соперники Мухаммада, поэтому о них известно очень мало).

Ко времени появления на исторической сцене основателя ислама арабские оазисы и, прежде всего – Мекка начали приходить в упадок, т.к. торговые пути сместились на северо–восток – в Иран или стали морскими. Торговцы и кочевники–арабы разорялись, в городах началось разрушение патриархального уклада и повсеместное распространение пороков: алчности, склонности к азартным играм, распутства, цинизма. Огромный размах приобрело пьянство: от вина, которое щедро завозили в Аравию греки, гибли целые роды. Таким образом, как это и бывает, возникновению новой религии предшествовал глубочайший кризис общества и его основных ценностей.

Возвышение Аравии стало возможным только благодаря возникновению нового религиозного мировоззрения, объединившего все арабские роды и племена, давшего им столь необходимые духовные опоры, очистившего их от упаднических черт, вдохнувшего в них силы для расширения своего влияния и создания целой цивилизации.

Жизнеописания Мухаммеда. Специфика ислама в сравнении с иудаизмом и христианством.

Такой религией и стал ислам, основателем которой выступил Мухаммад (арабс. «славящий Бога»). Он родился в 570 г. в Мекке и был выходцем из обедневшего клана Хашим могущественного племени курейш (курайшитов), издавна правившим Меккой. Его отец – торговец Абдаллах (Габдула) умер еще до рождения сына, его мать – Амина умерла, когда Мухаммаду было 6 лет. Он воспитывался сначала своим дедом – Абд аль–Мутталибом, а затем своим дядей – торговцем Абу Талибом. С ранних лет Мухаммад отличался скромностью, тихим нравом и склонностью к религии. В юности он стал участвовать в торговых экспедициях своего дяди – Абу–Талиба, побывал с его караванами в Сирии и на границе Византии. Тогда он познакомился с христианами–несторианами, иудеями.

Вскоре молодому Мухаммаду, о котором шла слава как о человеке честном, рассудительном и благочестивом (он получил даже прозвище аль Амин – «заслуживающий доверие»), поручает вести свои торговые дела богатая вдова Хадиджа. Некоторое время спустя он вступил с ней в брак. Несмотря на ощутимую разницу в возрасте (ей было тогда за 40, а Мухаммаду – около 20), брак оказался счастливым. До самой смерти Хадиджи Мухаммад не брал себе другой жены, хотя арабские законы это позволяли. До сорока лет он вел образ жизни обеспеченного, всеми уважаемого, благонравного торговца, пока не случилось событие, которое полностью изменило всю его жизнь. Он любил гулять в горах, окружавших Мекку, молиться там в уединении и размышлять о Боге. Во время одной из таких молитв в пещере горы Хира (Джабал Нур – Горы Света) у него было видение. По его словам, ему явился Ангел Джебраил (Гавриил), который указал ему на книгу и велел читать, сильно, до боли его стиснув. Несмотря на то, что Мухаммад был неграмотен, ему открылся смысл написанного; там говорилось о Господе–Творце, Который сотворил человека. Ему было велено заучить это и передать людям.

Мухаммад сперва был очень напуган и долго сомневался: не дьявольское ли это наваждение? Но его близкие – жена Хадиджа, племянник Али, его друг – торговец Абу Бакр и юный невольник Зайд убедили Мухаммада, что это действительно Ангел Божий и что Мухаммаду предначертано быть пророком и посланником Бога. Особенно настаивала на этом Хадиджа, указывая на то, что Мухаммад ведет праведный образ жизни и, значит, любим Богом.

Согласно преданию Мухаммад этим не удовлетворился, он терзался, скорбел и решил покончить с собой. Но всякий раз, когда он взбирался на вершину горы и собирался прыгать вниз, свершалось чудо, ему являлся Джабраил и говорил ему, что он, Мухаммад поистине посланник Божий.

После двухгодичного перерыва видения стали повторяться более или менее регулярно и продолжались в течение 23 лет. Видения настигали его зачастую неожиданно – даже посреди обычных бесед и дел. При этом Мухаммад либо, как он говорил, видел Джибрила, либо слышал его голос. Услышанное он в точности пересказывал окружающим, на глазах которых часто все и происходило. Это были арабские стихи, касающиеся самых разных тем: от веры в Бога до рекомендаций по поводу торговли и брачных договоров. Они заучивались наизусть последователями Мухаммада, частично ими же записывались (сам Мухаммад это сделать не мог, так как был неграмотным), потом они были собраны, отредактированы и составили Коран (арабс. «Чтение») – священную книгу мусульман. Примечательно, что при этих видениях Мухаммад испытывал тяжелые физические страдания: головные боли, состояние исступления и покрывался обильной испариной. Во все остальное время он был совершенно здоровым, рассудительным человеком с ровным характером.

Первое время Мухаммад избегал публичных проповедей и рассказывал о содержании своих видений лишь в узком кругу близких, уже упоминавшихся лиц – Хадиджы, Али, Абу–Бакра, Зайда и других. Они себя стали называть мусульмане («покорившиеся Богу»), а свой религиозный путь – ислам («покорность»). Суть ранней, мекканской проповеди Мухаммада, видимо, сводилась к отрицанию язычества, утверждению, что существует лишь один Бог, сотворивший все сущее и требующий повиновения Себе, а также, что Мухаммад – пророк и посланник Бога и что в конце времен всех людей ждет судный день. Вскоре Мухаммад выступил с публичными проповедями, но они не встретили успеха. Хотя община мусульман благодаря им несколько расширилась, все же среди большинства простых мекканцев слова Мухаммада о том, что он избран Богом вызвали насмешки и даже оскорбления. Правители же города – курайшиты тем более враждебно встретили новоявленного пророка. Особенно им не понравились его страстные проклятия язычникам; ведь в Мекке располагалась главная святыня Аравии – Кааба, куда постоянно стекались толпы паломников, что, безусловно, было прибыльно для правителей города. Против первых мусульман начались даже гонения (известно, что первой мученицей ислама, убитой язычниками, была женщина по имени Сумайа). Курайшиты наложили запрет на торговые дела с кланом Хашим, откуда происходил сам Мухаммад и большинство его первых сподвижников, так что мусульмане были вынуждены влачить полунищенское существование. Некоторые из них вследствие этого бежали в Эфиопию и обосновали там свои общины. Но сам Мухаммад с друзьями остался в Мекке. Пока был жив его дядя Абу–Талиб, которой, хотя и не принял ислам, но относился к племяннику и его проповедям сочувственно, и который при этом имел большое влияние в городе, он был в относительной безопасности. Но в 691 году умер и Абу–Талиб и жена Мухаммада Хадиджа. Мухаммад пробует найти убежище в другом городе (Таифе), но безуспешно. В общине мусульман царит уныние и неуверенность в будущем. Вдруг Мухаммад сообщает своим друзьям, что в одну из ночей он пережил чудесное путешествие: пока вода выливалась из опрокинутого кувшина по воле Бога он был перенесен якобы в Иерусалимский храм, где перед ним разверзлись небеса, открылась лестница к Богу и, взойдя по ней, он беседовал с Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом и ему были открыты правила мусульманской молитвы. Этот рассказ сильно укрепил мусульман (в наше время этот день почитается мусульманами как праздник Вознесения Мухаммада или Ночь Вознесения).

Через некоторое время Мухаммад получил тайное приглашение от старейшин города Йасриб (Ясриб) поселиться в нем со своими приверженцами и стать его правителем. Йасриб был земледельческим оазисом, находившимся в 400 км. к северу от Мекки. Его жители давно враждовали с мекканцами и может быть поэтому они обратились к Мухаммаду – врагу курайшитов. Кроме того, в Йасрибе начались распри между арабами–язычниками и иудеями и старейшины надеялись, что Мухаммад выступит при этом как третейский судья. Курайшиты не хотели отпускать мусульман, видимо, боясь их усиления, поэтому им пришлось бежать тайком; причем, Мухаммада при побеге чуть было не пленили. Существует мусульманская легенда, что Мухаммад со своим спутником спрятался в пещере, по особой воле Божьей паук сплел паутину у входа в пещеру и преследователи не стали ее осматривать.

Как бы то ни было Мухаммад со сподвижниками оказались в Медине. Беглецов назвали потом мухаджиры (переселенцы), а год переселения или, по–арабски, Хиджры (622 г.) стал первым годом мусульманского летоисчисления (от Хиджры). Город Йасриб после переселения туда Мухаммада стал называться Мадинат–ан–Наби (город пророка) или сокращенно – Медина.

Многие жители Медины после переезда туда Мухаммада приняли ислам; их стали называть ансары. Мухаджиры и ансары стали опорой нового правителя города. Однако, он старался найти поддержку и среди мединцев– иудеев и христиан. Ему казалось, что это не слишком сложно, т.к., видимо, сначала Мухаммад полагал, что он не проповедует некую новую религию, и иудеев и христиан относил к своим единоверцам. В первых мединских проповедях Мухаммад подчеркивал, что иудеи и христиане близки к мусульманам, и что им Бог также как и арабам дал свое Откровение через Моисея и Иисуса. Известно даже, что в первой мечети (от арабского «масджид» – место, где совершают земные поклоны), которая была построена близ Медины, мусульмане, как и христиане, при молитве обращались лицом на восток – к Иерусалиму. Также среди жен Мухаммада двое были иудейками и одна – христианкой.

Однако вскоре Мухаммад столкнулся с тем, что ни иудеи, ни христиане не соглашаются видеть в мусульманах единоверцев. В проповедях Мухаммада все отчетливее начинает говориться об особом значении ислама, о том, что Мухаммад – «печать пророков», которому дана истина во всей ее полноте, о том, что и иудеи, и христиане исказили данное им от Бога Откровение. В противовес иудейской субботе и христианскому воскресенью Мухаммад устанавливает особый мусульманский священный день – пятницу. В мечетях при молитве теперь велено обращаться не к Иерусалиму, а к Мекке, т.к. там находится Кааба, которую Мухаммад объявляет первым храмом Единому Богу, построенным Адамом после изгнания его из рая, восстановленным Авраамом и лишь впоследствии превращенным язычниками в капище. Тогда же Мухаммад устанавливает правила мусульманского ритуала – молитвы, омовения, поста и т.д., правила жизни мусульманской общины – относительно наследования и раздела имущества, бракосочетания и т.д. Вводится запрет на свинину, на азартные игры, на вино.

Но даже несмотря на разногласия с другими монотеистическими религиями, Мухаммад до конца своих дней относился с нескрываемым уважением к иудеям и христианам, считая их также людьми Божьими (людьми Книги), не требуя от них обязательного обращения в ислам, как от язычников.

Мусульманская традиция рисует Мухаммада как совершенного правителя и особенно подчеркивает его добродетельный образ жизни. Действительно, он жил скромно, соблюдая простоту и в еде, и в одежде, и в обстановке дома. Известно, что зачастую он питался только сырыми фруктами, сам помогал женам в уборке дома, сам штопал свою прохудившуюся одежду и никогда не носил золотых украшений (в связи с этим у мусульман существует запрет на ношение золотых украшений, это не обязательное, но желательное требование). В общении Мухаммад был вежлив, приветлив, оказывал уважением старшим. Правда, он имел гарем, состоявший из 12 жен. Но надо помнить, что в тогдашней Аравии (также как и в Израиле библейских времен) это было обычным делом и не свидетельствовало о некоей распущенности человека; даже напротив, зачастую это было средством предоставить женщине законную защиту, обеспечить ей достойную жизнь. К примеру, среди арабов принято было жениться в этих целях на вдовах своих убитых в бою товарищей, что, собственно, неоднократно делал и сам Мухаммад.

Но при этом он мог быть жестким и даже жестоким, когда дело касалось порядка в государстве, войны и политики. С 623 года начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, дабы заполучить контроль над торговыми путями. В 624 году при Бадре мусульмане одержали первую победу над мекканским войском, что истолковали как знак благоволения Бога к себе. В 625 году около горы Ухуд, напротив, победили мекканцы, Мухаммад был ранен в голову, мусульмане потерпели большие потери, но Медина осталась за ними. В 627 году мекканцы с 10 000 войском двинулся на Медину; на их сторону перешло одно из мединских еврейских племен (банукурайза), тем самым, изменив своему слову, данному Мухаммаду. Армия Мухаммада одержала победу и по его приказу мужчины этого рода были казнены все до единого (впрочем, им предлагалось помилование, но только если они перейдут в ислам, на что ни один еврей не согласился). Мухаммад расправился и с другими своими противниками и провел ряд успешных военных экспедиций вглубь Аравии, в результате которых мусульмане подчинили себе множество арабских племен. Надо сказать, что уже тогда Мухаммад сталкивается и вступает в борьбу с так называемыми «лжепророками», т.е. людьми, которые, объявляли себя пророками Бога, и также, впадая в транс, проповедовали (среди них наиболее известен Маслам, который был во главе довольно большой общины). Впоследствии «лжепророки» и их последователи были уничтожены мусульманами.

В 628 году Мухаммад с 1400–войском подошел к Мекке и между мусульманами и курайшитами было заключено перемирие, согласно которому мусульманам было разрешено совершать паломничество к Каабе, что, и случилось через год. Однако это мир был слишком хрупок, в ноябре 629 года снова разгорелась война. В 630 году десятитысячная армия мусульман без труда овладела Меккой – к тому времени мусульмане имели уже большое влияние по всей Аравии, поэтому многие мекканцы добровольно переходили на их сторону и принимали ислам. После взятия города число обращенных в ислам выросло еще больше. Недавние враги Мухаммада – курайшиты присягнули на верность новому правителю.

Мухаммад выбросил всех идолов из Каабы и совершил семикратное ритуальное обхождение вокруг нее. После этого он вернулся в Медину, где и провел остаток своей жизни. Лишь однажды (в 632 г.) он прибыл в Мекку для совершения паломничества, которое назвали прощальным (хиджжат ал–вада). Тогда он установил правила хаджа (паломничества) и произнес на горе Арафат последнюю проповедь. Мусульманское предание говорит, что в ней он подвел итог исламскому культу и правилам морали, а также, предсказав свою близкую смерть, объявил, что он возвестил Откровение во всей его полноте и что после него уже не будет никаких пророков и посланников.

Возвратившись в Медину Мухаммад начал готовить военную экспедицию в Сирию, но вскоре заболел и умер на руках своей младшей жены Айши. Случилось это 8 июня 632 году. Перед смертью он высказывал опасения, что его могут обожествить, и потому приказал разобрать пол в его доме и похоронить его под домом, чтобы мусульмане не поклонялись его могиле, как язычники поклоняются идолам. В наши дни на этом месте стоит знаменитая «Мечеть пророка». Преемники Мухаммада по руководству мусульманской общиной (халифы) продолжили его завоевательные походы и создали империю, простиравшуюся от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Северной Африки. Войска арабов вторглись даже во Францию, но там потерпели поражение от франков в битве при Пуатье (732 г.) и тем самым их экспансия была остановлена.

Личность Мухаммада широко почитается мусульманами до сих пор. Его высказывания (хадисы) и рассказы о его жизни составляют исламское Предание – Сунну, которая большинством мусульман считается второй после Корана священной книгой. При упоминании имени Мухаммада всякий мусульманин обязан употребить ритуальную формулу (благословит его Аллах и приветствует!). Имя Мухаммада в его арабском написании используется простыми мусульманами как талисман и оберег (поэтому имя Мухаммад и различные его транскрипции – Мухамед, Ахмад, Ахмет так распространено в исламском мире); в народном исламе о Мухаммаде ходят легенды.

Исламские богословы видят в Мухаммаде совершенного человека, образец проповедника, правителя, руководителя религиозной общины. Мистики–суфии сочиняют молитвы о Мухаммаде, которые они читают во время своих бдений. Однако в последнее время среди мусульманских экстремистов (например, ваххабитов) наблюдается резкий протест против почитания Мухаммада, доходящий до кощунства (они не просто отказываются праздновать день рождения Мухаммада, обращаться к нему в молитвах и признавать значительную часть Сунны, ваххабиты в конце позапрошлого (XIX) века разрушили «Мечеть пророка» и осквернили могилу Мухаммада).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.013 с.)