Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ислам как государствообразующий фактор, политические аспекты ислама.
Мусульманское духовенство. В исламе, как мы уже говорили, нет разделения церкви и государства, поэтому религиозная община в идеале у мусульман совпадает с государством и возглавляется одним и тем же человеком – халифом. У суннитов халиф – выборная должность (первоначально выбирался старейшинами племени, к которому принадлежал Мухаммад – курайшитами). У шиитов халиф обязательно должен быть из рода Мухаммада (точнее потомком праведного халифа Али). Именно в связи с этим исламский государственный идеал характеризуют как светскую теократию. Никакого противоречия в этом определении нет, «священнослужитель»–мирянин – норма для ислама. Подобно христианскому протестантизму, ислам – религия мирян. Те, кого принято назвать мусульманскими священниками, не являются таковыми в христианском смысле слова. Не предусмотрено никакого таинства, наделяющего их некими способностями свыше и делающего их отличными от других мусульман. Они такие же члены общины, как и все, лишь лучше знающие Коран, Сунну, мусульманское законодательство, богословие и потому председательствующие в молитве и управляющие общиной (исключение составляют главы суфийских братств – шейхи, которые проходят через инициацию при помощи своего учителя, а также халифы шиитов, которые, по верованиям шиитов, получают особую «благодать», передающуюся от поколения к поколению в роду пророка). Однако уже в средние века оформились институты светской и духовной власти. Скажем, султаны, будучи первоначально главами светской ветви власти – наместниками халифа в какой–либо провинции халифата, стали претендовать на полноту власти в своих провинциях. Да и в самом халифате произошло своеобразное разделение функций. В государственном управлении участвовали помимо халифа визири – министры–помощники халифа, кади – судьи, которые ведали всеми делами, касающимися отправления и светского и религиозного права, мухтасибы – своеобразная мусульманская полиция, ведающая вопросами общественного порядка – от правил торговли до надзора за нравственностью. Определения по религиозным вопросам выносили специальные советы богословов – муфти (муфтиев), их решения (фетвы) считались обязательными, но лишь для тех, кто принадлежит к тому же толку и мазхабу.
Уже в позднем средневековье единая община мусульман – халифат распалась на ряд независимых государств, причем, некоторые мусульмане оказались внутри иноверческих государств и были вынуждены подчиняться их законам (как, например, мусульмане – татары, башкиры, узбеки, таджики в составе Российской Империи). С возникновением светских государств понятие халифата приобрело сугубо духовный смысл. Сегодня мусульмане, живущие в светской стране, конечно, уже не подчиняются шариату и главе своей религиозной общины, обязанности которого выполняет избранный съездом мусульман богослов–муфтий. Муфтий выносит решения лишь по религиозным вопросам, и по вопросам жизни общины, причем, сугубо в рамках законодательства страны, в которой живут мусульмане. Нередко бывает так, что в одной и той же стране существует несколько духовных управлений мусульман. Так, в современной России есть ДУМЕС (Духовное управление мусульман Европейской части России и стран СНГ) во главе с Талгатом Таджутдином, находящееся в г. Уфе (ДУМЕС является правопреемником Духовного управления, существовавшего в СССР) и ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России) – во главе с Равилем Гайнутдином, находящееся в г. Москве (возникло после перестройки). Каждое духовное управление не признает другое и каждое имеет свои приходы в субъектах Российской Федерации. Кроме того, существуют так называемые «джамааты» (религиозные общины) ваххабитов, которые не признают ни уфимское, ни московское духовное управление, равно как не признают они и законы и органы власти Российской Федерации, подчиняясь лишь своему руководству и самочинно созданным «шариатским судам». Ислам – религия законническая. По представлениям мусульман Откровение – Коран и Предание – Сунна содержат в себе всю полноту истины и содержат основные принципы для регламентации жизни отдельного человека и общества в целом. Однако очевидно, что все многообразие жизненных ситуаций не может быть охвачено примерами из Корана и высказываниями Мухаммада. В связи с этим возникает проблема истолкования религиозного закона, являющегося для мусульман основой для закона светского (ведь ислам не имеет разделения на церковь и мира и на богословие и юриспруденцию). По мере формализации ислама в нем выделилось пять богословско–правовых школ – мазхаба. Это суннитские мазхабы – ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Пятый мазхаб – имамиты–джафариты шиитский.
Ханифитский мазхаб. Среди мусульман бывшего СССР и нынешней РФ большинство мусульман принадлежит к ханифитскому масхабу, к которому мы и обратимся в первую очередь. Он называется так по имени своего основателя – Абу Ханифа (699–767). Для него характерно также одновременное признание и религиозного (шариат) и светского (урф) права. В области религиозного права высшие авторитеты для ханифитов – Коран и Сунна, при этом, если не имеется прямых указаний в Писании и Предании, они толкуются с широким использованием формальной логики. Признание обычного, светского права способствует упрощениям отношений с иноверцами, послаблениям в быту и т.д. Как видим, именно принадлежность к ханифитскому мазхабу делает мусульман России лояльными гражданами, поскольку, как уже говорилось, ханифиты могут проживать на территории иноверческого или светского государства и совмещать исповедание своей религии с лояльностью этому государству. Ханифитский мазхаб распространен, кроме территории бывшего СССР, в Турции, в Индонезии был государственным в Османской империи. На основе ханифитского мазхаба возникает джадидизм (в основном в среде татарских богословов XIX – начала XX вв.) – так называемый «просвещенный ислам», для которого свойственны смягчение требований исламской морали, разрешение ростовщической, банковской деятельности, запрещенной в ортодоксальном исламе, политический либерализм. Малакитскй мазхаб был основан Маликом ибн Анасом (713–795). Рассматривает Коран и Сунну как две части единого источника – духовного опыта первой мусульманской общины. В случаях, не предусмотренных Кораном и Сунной малакиты, как и сторонники ханифизма, используют умозрительные методы интерпретации истилах, но в отличие от них истилах здесь не зависит собственно от мусульманского права (фикха). Одним из важнейших Критериев истины считается ссылка на опыт мединской общины. Распространен этот мазхаб в Северной, Западной Африке. Был государственным в средневековой мусульманской Испании. Шафиитский мазхаб был основан Мухаммадом аш Шафии (767–820), учеником Малика ибн Анаса. В своем учении он объединил положения ханифитского и малакитского мазхабов. Он отверг принцип истилаха, используемый ханифитами и ссылки на меддинскую общину, распространенные у малакитов. При возникновении необходимости дать религиозную оценку случаям, не упоминаемым в Коране и Суше, шафииты опираются на прямую аналогию, здравый смысл и обычаи. Шафиитский мазхаб распространен в Сирии, Ливне, Палестине, Пакистане. Ханбалитский мазхаб. Если ханифиты – наиболее мягкий мазхаб, то ханбалиты – наиболее жесткий, консервативный. Появился в IX в. и назван так по имени основателя Ахмада бен Ханбала (780–855 гг.), ученика Мухаммада аш Шафии. Для ханбалитов характерно осуждение любого философствования, включая даже философию калама и рациональной теологии, требование принимать на веру догматы ислама, так они не могут быть доказанными, доступное их изложение, отрицание аллегорического толкования Корана, и, наконец, осуждение любых нововведений (бид). Однако, традиционный ханбализм в отличие от его современных модификаций, характеризовался политической лояльностью и антиреволюционностью. В средние века ханбализм был распространен в Ираке, Сирии. В настоящее время к ханбализму близки «Братья–мусульмане» (радикальная организация мусульман), ханбалистские идеи положены в основу официальной богословской доктрины ваххабитской Саудовской Аравии. Ваххабизм вообще является своего рода преемником ханбилизма, хотя ряд черт не позволяет считать его разновидностью ханбалистского мазхаба (как утверждают сами ваххабиты) и заставляет охарактеризовать как реформаторский, пуританский ислам (по утверждениям современных ханифитов).
Заключение Ислам – это «религия мирян», муллы, улемы, муфтии – те же миряне, но только лучше всех знающие Коран, мусульманское богословие, обряды, пользующиеся уважением среди единоверцев. Жизнь этого сообщества (уммы) полностью подчиняется Корану и выводимому из него своду законов – шариату и фикху. В исламе юриспруденция есть лишь отрасль богословия, Священная книга здесь рассказывает не только о нормах морали, священной истории, но и о том, как вести себя с иноверцами, на ком можно жениться, как обращаться с рабами и т.д. Таким образом в исламе нет разницы между духовной и светской общиной, церковью и государством. Глава государства – халиф есть одновременно и религиозный лидер.
Список использованной литературы
1. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. - М., 2006. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.,1998. 3. Васильева О.В., Латыпова В.В. Дорога к храму. История религиозных 4. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988. 5. заведений г. Уфы. - Уфа, 1993. 6. Игнатко А.Л. И поисках счастья. М., 1989. 7. Массэ Л. Ислам. М., 1982. 8. Мец Л. Мусульманский Ренессанс. М„ 1966. 9. Религии мира. Ислам. Автор составитель А.А. Ханников - Минск, 2006 10. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.. 1989. 11. Тримшгэм Д. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. 12. Хуссейн М. Единая основа гуманизма // Курьер ЮНЕСКО. 1992. Октябрь. 13. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.013 с.) |