Ислам как государствообразующий фактор, политические аспекты ислама. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам как государствообразующий фактор, политические аспекты ислама.



Мусульманское духовенство.

В исламе, как мы уже говорили, нет разделения церкви и государства, поэтому религиозная община в идеале у мусульман совпадает с государством и возглавляется одним и тем же человеком – халифом. У суннитов халиф – выборная должность (первоначально выбирался старейшинами племени, к которому принадлежал Мухаммад – курайшитами). У шиитов халиф обязательно должен быть из рода Мухаммада (точнее потомком праведного халифа Али). Именно в связи с этим исламский государственный идеал характеризуют как светскую теократию. Никакого противоречия в этом определении нет, «священнослужитель»–мирянин – норма для ислама. Подобно христианскому протестантизму, ислам – религия мирян. Те, кого принято назвать мусульманскими священниками, не являются таковыми в христианском смысле слова. Не предусмотрено никакого таинства, наделяющего их некими способностями свыше и делающего их отличными от других мусульман. Они такие же члены общины, как и все, лишь лучше знающие Коран, Сунну, мусульманское законодательство, богословие и потому председательствующие в молитве и управляющие общиной (исключение составляют главы суфийских братств – шейхи, которые проходят через инициацию при помощи своего учителя, а также халифы шиитов, которые, по верованиям шиитов, получают особую «благодать», передающуюся от поколения к поколению в роду пророка).

Однако уже в средние века оформились институты светской и духовной власти. Скажем, султаны, будучи первоначально главами светской ветви власти – наместниками халифа в какой–либо провинции халифата, стали претендовать на полноту власти в своих провинциях. Да и в самом халифате произошло своеобразное разделение функций. В государственном управлении участвовали помимо халифа визири – министры–помощники халифа, кади – судьи, которые ведали всеми делами, касающимися отправления и светского и религиозного права, мухтасибы – своеобразная мусульманская полиция, ведающая вопросами общественного порядка – от правил торговли до надзора за нравственностью. Определения по религиозным вопросам выносили специальные советы богословов – муфти (муфтиев), их решения (фетвы) считались обязательными, но лишь для тех, кто принадлежит к тому же толку и мазхабу.

Уже в позднем средневековье единая община мусульман – халифат распалась на ряд независимых государств, причем, некоторые мусульмане оказались внутри иноверческих государств и были вынуждены подчиняться их законам (как, например, мусульмане – татары, башкиры, узбеки, таджики в составе Российской Империи). С возникновением светских государств понятие халифата приобрело сугубо духовный смысл. Сегодня мусульмане, живущие в светской стране, конечно, уже не подчиняются шариату и главе своей религиозной общины, обязанности которого выполняет избранный съездом мусульман богослов–муфтий. Муфтий выносит решения лишь по религиозным вопросам, и по вопросам жизни общины, причем, сугубо в рамках законодательства страны, в которой живут мусульмане.

Нередко бывает так, что в одной и той же стране существует несколько духовных управлений мусульман. Так, в современной России есть ДУМЕС (Духовное управление мусульман Европейской части России и стран СНГ) во главе с Талгатом Таджутдином, находящееся в г. Уфе (ДУМЕС является правопреемником Духовного управления, существовавшего в СССР) и ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России) – во главе с Равилем Гайнутдином, находящееся в г. Москве (возникло после перестройки). Каждое духовное управление не признает другое и каждое имеет свои приходы в субъектах Российской Федерации. Кроме того, существуют так называемые «джамааты» (религиозные общины) ваххабитов, которые не признают ни уфимское, ни московское духовное управление, равно как не признают они и законы и органы власти Российской Федерации, подчиняясь лишь своему руководству и самочинно созданным «шариатским судам».

Ислам – религия законническая. По представлениям мусульман Откровение – Коран и Предание – Сунна содержат в себе всю полноту истины и содержат основные принципы для регламентации жизни отдельного человека и общества в целом. Однако очевидно, что все многообразие жизненных ситуаций не может быть охвачено примерами из Корана и высказываниями Мухаммада. В связи с этим возникает проблема истолкования религиозного закона, являющегося для мусульман основой для закона светского (ведь ислам не имеет разделения на церковь и мира и на богословие и юриспруденцию). По мере формализации ислама в нем выделилось пять богословско–правовых школ – мазхаба. Это суннитские мазхабы – ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Пятый мазхаб – имамиты–джафариты шиитский.

Ханифитский мазхаб. Среди мусульман бывшего СССР и нынешней РФ большинство мусульман принадлежит к ханифитскому масхабу, к которому мы и обратимся в первую очередь. Он называется так по имени своего основателя – Абу Ханифа (699–767). Для него характерно также одновременное признание и религиозного (шариат) и светского (урф) права. В области религиозного права высшие авторитеты для ханифитов – Коран и Сунна, при этом, если не имеется прямых указаний в Писании и Предании, они толкуются с широким использованием формальной логики. Признание обычного, светского права способствует упрощениям отношений с иноверцами, послаблениям в быту и т.д. Как видим, именно принадлежность к ханифитскому мазхабу делает мусульман России лояльными гражданами, поскольку, как уже говорилось, ханифиты могут проживать на территории иноверческого или светского государства и совмещать исповедание своей религии с лояльностью этому государству. Ханифитский мазхаб распространен, кроме территории бывшего СССР, в Турции, в Индонезии был государственным в Османской империи.

На основе ханифитского мазхаба возникает джадидизм (в основном в среде татарских богословов XIX – начала XX вв.) – так называемый «просвещенный ислам», для которого свойственны смягчение требований исламской морали, разрешение ростовщической, банковской деятельности, запрещенной в ортодоксальном исламе, политический либерализм.

Малакитскй мазхаб был основан Маликом ибн Анасом (713–795). Рассматривает Коран и Сунну как две части единого источника – духовного опыта первой мусульманской общины. В случаях, не предусмотренных Кораном и Сунной малакиты, как и сторонники ханифизма, используют умозрительные методы интерпретации истилах, но в отличие от них истилах здесь не зависит собственно от мусульманского права (фикха). Одним из важнейших Критериев истины считается ссылка на опыт мединской общины. Распространен этот мазхаб в Северной, Западной Африке. Был государственным в средневековой мусульманской Испании.

Шафиитский мазхаб был основан Мухаммадом аш Шафии (767–820), учеником Малика ибн Анаса. В своем учении он объединил положения ханифитского и малакитского мазхабов. Он отверг принцип истилаха, используемый ханифитами и ссылки на меддинскую общину, распространенные у малакитов. При возникновении необходимости дать религиозную оценку случаям, не упоминаемым в Коране и Суше, шафииты опираются на прямую аналогию, здравый смысл и обычаи. Шафиитский мазхаб распространен в Сирии, Ливне, Палестине, Пакистане.

Ханбалитский мазхаб. Если ханифиты – наиболее мягкий мазхаб, то ханбалиты – наиболее жесткий, консервативный. Появился в IX в. и назван так по имени основателя Ахмада бен Ханбала (780–855 гг.), ученика Мухаммада аш Шафии. Для ханбалитов характерно осуждение любого философствования, включая даже философию калама и рациональной теологии, требование принимать на веру догматы ислама, так они не могут быть доказанными, доступное их изложение, отрицание аллегорического толкования Корана, и, наконец, осуждение любых нововведений (бид). Однако, традиционный ханбализм в отличие от его современных модификаций, характеризовался политической лояльностью и антиреволюционностью. В средние века ханбализм был распространен в Ираке, Сирии. В настоящее время к ханбализму близки «Братья–мусульмане» (радикальная организация мусульман), ханбалистские идеи положены в основу официальной богословской доктрины ваххабитской Саудовской Аравии. Ваххабизм вообще является своего рода преемником ханбилизма, хотя ряд черт не позволяет считать его разновидностью ханбалистского мазхаба (как утверждают сами ваххабиты) и заставляет охарактеризовать как реформаторский, пуританский ислам (по утверждениям современных ханифитов).

Заключение

Ислам – это «религия мирян», муллы, улемы, муфтии – те же миряне, но только лучше всех знающие Коран, мусульманское богословие, обряды, пользующиеся уважением среди единоверцев. Жизнь этого сообщества (уммы) полностью подчиняется Корану и выводимому из него своду законов – шариату и фикху. В исламе юриспруденция есть лишь отрасль богословия, Священная книга здесь рассказывает не только о нормах морали, священной истории, но и о том, как вести себя с иноверцами, на ком можно жениться, как обращаться с рабами и т.д. Таким образом в исламе нет разницы между духовной и светской общиной, церковью и государством. Глава государства – халиф есть одновременно и религиозный лидер.

 

Список использованной литературы

 

1. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. - М., 2006.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.,1998.

3. Васильева О.В., Латыпова В.В. Дорога к храму. История религиозных

4. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

5. заведений г. Уфы. - Уфа, 1993.

6. Игнатко А.Л. И поисках счастья. М., 1989.

7. Массэ Л. Ислам. М., 1982.

8. Мец Л. Мусульманский Ренессанс. М„ 1966.

9. Религии мира. Ислам. Автор составитель А.А. Ханников - Минск, 2006

10. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.. 1989.

11. Тримшгэм Д. Суфийские ордены в исламе. М., 1989.

12. Хуссейн М. Единая основа гуманизма // Курьер ЮНЕСКО. 1992. Октябрь.

13. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.013 с.)