Сущность банкротства и процедура признания должника банкротом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность банкротства и процедура признания должника банкротом.



Согласно статье 1 Закона Украины «О банкротстве» 1992 г. под банкротством понимают несостоятельность юридического лица удовлетворить в установленный для этого срок выставленные к нему кредиторами требования и выполнить обязательства перед бюджетом, связанные с недостаточностью активов в ликвидационной форме.

В июне 1999 года Верховная Рада Украины приняла закон «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее - Закона), который введен в действие с 01.01.2000 г.

Также, банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе, как путем применения ликвидационной процедуры.

Причины банкротства:

- потеря клиентов и покупателей готовой продукции;

- уменьшение количества заказов и контрактов по продаже продукции;

- неритмичность производства, неполная загрузка мощностей;

- рост себестоимости и резкое снижение производительности труда;

- увеличение размера неликвидных оборотных средств, наличие сверхурочных запасов;

- возникновение внутрипроизводственных конфликтов и увеличение текучести кадров;

- рост давления на цены.

Процедура банкротства - предусмотренные законом способы и порядок действий уполномоченных лиц при осуществлении установленных судорог действий относительно предприятия-должника. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются такие процедуры банкротства:

· распоряжение имуществом должника;

· санация (возобновление платежеспособности) должника;

· ликвидация банкрота;

· мировое соглашение.

Этапы осуществления дела в соответствии с новым законом о банкротстве.

1. Основания и порядок представления заявления относительно возбуждения дела о банкротстве должника. Дело о банкротстве предприятия возбуждается по письменному заявлению кого-либо из кредиторов должника, органов государственной налоговой или контрольно-ревизионной служб, работников предприятия при наличии соответствующих оснований (формальных признаков финансовой несостоятельности). Кредиторы имеют право объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с общим заявлением. Должник может обратиться в суд хозяйственного по собственной инициативе в случае его финансовой несостоятельности или угрозы такой несостоятельности. Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами по месту пребывания должника.

Возбуждение дела о банкротстве осуществляется при наличии формальных признаков финансовой несостоятельности должника. Отечественное законодательство выделяет два таких признака:

ü Неплатежеспособность (фактическая). Должник считается неплатежеспособным, если он не может выполнить свои платежные обязательства, срок оплаты, которых наступил. Внешним признаком неплатежеспособности должника является прекращение им любых платежей.

ü Угроза неплатежеспособности (прогнозируемая). Должнику угрожает неплатежеспособность, если он предусматривает невозможность выполнения им платежных обязательств до наступления срока их погашения. С формальной стороны, угроза неплатежеспособности оказывается на основании анализа оперативного финансового плана должника (плану ликвидности).

Кредитор может обратиться в суд лишь в случае фактической неплатежеспособности должника, поскольку прогнозируемую неплатежеспособность может обнаружить лишь сам должник.

2. Постановление относительно возбуждения дела о банкротстве.

Судья, приняв заявление относительно возбуждения дела о банкротстве, не позже чем на пятый день со дня его поступления выносит и направляет сторонам постановление относительно начала осуществления дела о банкротстве. В постановлении отображаются такие позиции:

- сообщается о принятии заявления к рассмотрению;

- устанавливается процедура распоряжения имуществом должника;

- назначается распорядитель имущества (арбитражный руководитель);

- определяются мероприятия по обеспечению денежных требований кредиторов;

- сообщается о внедрении моратория на удовлетворение требований кредиторов;

- сообщается дата проведения подготовительного заседания суда.

3. Подготовительное заседание.

До даты проведения подготовительного заседания должник обязан подать в хозяйственный суд и заявителю отзыв на иск. Отзыв должника должен содержать такую информацию:

- имеющиеся у должника возражения относительно требований заявителя;

- общую сумму задолженности должника перед кредиторами, в том числе по заработной плате работникам должника, а также задолженности по налогам и сборам;

- сведения об имеющемся у должника имуществе и денежных средствах.

По результатам рассмотрения заявления кредитора и отзыва должника на иск на подготовительном заседании принимается постановление, где определяются:

- размер требований кредиторов, которые подали заявление относительно возбуждения дела о банкротстве;

- дата составления распорядителем имущества реестра требований кредиторов (должен быть подан в суд хозяйственного на утверждение не позже чем через два месяца и десять дней после даты проведения подготовительного заседания суда);

- дата предыдущего заседания суда, которое должно состояться не позже чем за три месяца после даты проведения подготовительного заседания суда;

- дата созыва первых общих собраний кредиторов, которые должны состояться не позже чем через три месяца и десять дней после даты проведения подготовительного заседания суда;

- дата заседания суда, на котором будет вынесено постановление о санации должника или о признании его банкротом и открыто ликвидационную процедуру.

4. Предварительное заседание хозяйственного суда.

Предварительное заседание хозяйственного суда происходит не позже трех месяцев после проведения подготовительного заседания суда. На предварительном заседании хозяйственный суд проводит такую работу:

- рассматривает реестр требований кредиторов

- изучает требования кредиторов, относительно которых были возражения должника и которые не были включены распорядителем имущества в реестр требований кредиторов;

- выносит решение с указанием размера признанных требований кредиторов, включенных распорядителем имущества в реестр, и назначением даты проведения собраний кредиторов.

Реестр требований кредиторов должен включать:

а) все признанные судом требования кредиторов;

б) сведения о каждом кредиторе;

в) размер требований по денежным обязательствам или обязательствам относительно уплаты налогов и сборов в разрезе каждого кредитора;

г) очередность удовлетворения каждого требования.

5. Проведение сборов кредиторов и создание комитета кредиторов.

6. Признание должника банкротом.

При нехватке предложений относительно проведения санации или несогласия кредиторов с ее условиями, а также в случае не достижения договоренности о заключении мирового соглашения хозяйственный суд признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру. Срок ликвидационной процедуры не может превышать двенадцати месяцев. В определенных случаях хозяйственный суд может продлить этот срок на шесть месяцев. Постановлением о признании должника банкротом хозяйственный суд назначает также ликвидаторов (ликвидационную комиссию).

С момента признания должника банкротом:

- прекращается его предпринимательская деятельность;

- к ликвидационной комиссии переходит право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязанности;

- прекращается начисление пени и процентов на все виды задолженности банкрота;

- сведения о финансовом положении банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну.

Ликвидационные процедуры проводит ликвидационная комиссия. Следует отметить, что характер ликвидационных мероприятий, которые применяются в ходе осуществления дела о банкротстве, во многом идентичен с теми, которые осуществляются в случае ликвидации предприятий по другим причинам, например по решению его владельцев.

 

 

Санация

 

Санация - система мероприятий, которые осуществляются во время осуществления дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменение организационно-правовой и производственной структуры должника;

Хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов в срок, который не превышает срок действия процедуры распоряжения имуществом, установленного в соответствии с Законом, имеет право вынести решение о проведении санации должника и назначения управляющего санацией.

Санация вводится на срок не больше двенадцати месяцев (плюс-минус шесть месяцев по ходатайству).

В течение трех месяцев со дня вынесения решения о санации должника управляющий санацией обязанный подать комитету кредиторов для одобрения план санации должника, который должен содержать:

1. мероприятия по восстановлению платежеспособности должника,

2. условия участия инвесторов, при их наличии, в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов (путем перевода долга на инвестора),

3. срок и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение взятых согласно плану санации обязательств.

4. срок восстановления платежеспособности должника, когда будут отсутствовать признаки банкротства

5. условия о выполнении обязательств должника третьими лицами; обмен требований кредиторов на активы должника и (или) его корпоративные права.

Мероприятиями по восстановлению платежеспособности должника:

· реструктуризация предприятия;

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание) части долгов, о чем заключается мировое соглашение;

· ликвидация дебиторской задолженности;

· реструктуризация активов должника в соответствии с требованиями Закона;

· продажа части имущества должника;

· обязательство инвестора о погашении долга (части долга) должника и его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;

· выполнение обязательств должника собственником имущества должника и его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;

· продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для негосударственных предприятий);

· получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника, которые освобождаются согласно плану санации, который погашается за счет реализации имущества должника;

· увольнение работников должника, которые не могут быть задействованы в процессе реализации плана санации. Выходное пособие в этом случае выплачивается за счет инвестора, а при его отсутствии - за счет реализации имущества должника или за счет кредита, полученного для этой цели;

· другие способы восстановления платежеспособности должника.


Мировое соглашение

 

Под мировым соглашением по делу о банкротстве понимается договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки, а также списания кредиторами долгов должника, которая оформляется соглашением сторон. Не подлежит списанию по условиям мирового соглашения задолженность по выплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного государственного социального страхования.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии осуществления по делу о банкротстве.

Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов, членов комитета и считается принятым при условии, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, выразили письменное согласие на заключение мирового соглашения.

Решение о заключении мирового соглашения принимается от имени должника руководителем должника или арбитражным управляющим (управляющим санацией, ликвидатором), на которых лежат полномочия органов управления и руководителя должника, и подписывают мировое соглашение.

От имени кредиторов мировое соглашение подписывает председатель комитета кредиторов.

Мировое соглашение может быть заключено только относительно требований, обеспеченных залогом, требований второй и следующих очередей, определенных статьей 31 Закона.

Для конкурсных кредиторов, которые не брали участия в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не могут быть установлены условия хуже, чем для кредиторов, которые выразили согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к одной очереди.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.022 с.)