Глава I. Физическая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Физическая культура



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ

в качестве учебно-методического пособия

Орск 2007

 

 

УДК 378+7А Печатается по решению редакционно-

ББК 74.58+74.200.55 издательского совета Орского гуманитарно-

М 801 технологического института (филиала) ОГНаучный редактор

А.В. Кирьякова, доктор педагогических наук, профессор

 

Рецензенты

Н.В. Назаров, доктор педагогических наук,

О.О. Кудрявцева, зав. нучно-методическим центром Орского

городского управления образования

 

 

Морозов О.В.

 

М. 801 Физическая культура:

Учебно-метод. пособ. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2007. – 78 с.

 

 

Содержание пособия соответствует требованиям

государственного стандарта по физической культуре для выпускников высшей школы. Рассматриваются ключевые

вопросы теории и методики физического воспитания.

Освещают организационно-педагогические основы вне-

урочной работы по физической культуре, спорту и туризму.

Пособие предназначено прежде всего для студентов

гуманитарных,технологических и экономических специальностей

с целью подготовки к зачёту и экзамену.

 

ISBN 5-8424-01-02-9 © Издательство ОГТИ, 2007

© О.В. Морозов, 2007

 

 

Учебное издание

Олег Васильевич Морозов

Учебно-методическое пособие

 

Редактор О.В. Подгорная

Технический редактор

Г.А. Чумак

 

 

Изд. лиц. ЛР № 020028 от 23 декабря 1996

 

План издательства ОГТИ 2007, поз. 27

Подписано в печать ____________

Формат 60х84 1/16 Усл. Печ. Л. 4,8

Тираж __ Заказ ____

Издательство Орского гуманитарно-технологического института

462403, г.Орск Оренбургской обл., пр.Мира, 15А.Тел. 6-97-0

 

Светлой памяти сына

И.О. Морозова – тренера-

преподавателя высшей категории

посвящается…

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.

Государственным образовательный стандарт выпускником высшей школы но дисциплине "Физическая культура" предъявляет следующие требования к образованности специалиста:

- владеет системой знании о взаимосвязи физического, психическо­го и социального здоровья человека и общества;

- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по
охране здоровья;

- имеет ценностные представления о физической культуре, владеет
системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья,, развитие и совершенствование психофизических способно-­
стей, самоопределение в физической культуре.

Практически каждый выпускник педагогических специальностей в

той или иной степени оказывается вовлеченным в работу по органи

зации проведению различных форм физической культуры в школьном

коллективе. Учителя-предметники должны содействовать укреплению

здоровья, физическому развитию учащихся посредством проведения

гимнастики до занятий, физкультминуток, физкультпаузы, динамических

перемен, а также посредством организации физкультурно-спортивных

мероприятий во внеурочное время (соревнования, походы, спортивные

часы, дни здоровья и спорта и т. д.).

К сожалению, нередко у учителей наблюдается слабое здоровье, недостаточно развитые профессиональные качества и навыки, отсутст­вие личного примера для формирования физической культуры школь­ников. Достаточная профессионально-прикладная физическая подготов­ка необходима и директору школы, и организатору внеклассной и вне­школьной работы, и классному руководителю, и вожатой детского лагеря для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу за свободное время школьников, придав ему оздоровительную и спортивную направлен­ность. В детских образовательных учреждениях нет и не может быть пе­дагогов не ответственных за здоровье детей, за формирование их здорового образа жизни. Специалист может иметь хорошую профессиональ­ную подготовленность, богатый опыт работы, но сели он не обладает

здоровьем. то его нельзя относить к трудовым ресурсам.

Для достижения поставленном пели кафедра физического воспи­тания ОГТИ к учебном курсе предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание роли физическом культуры и развитии личности, под-
готовке ее к жизни и профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здо­-
рового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физиче­-
ской культуре;

- овладение системой практических умений и навыков обеспечи­-
вающих сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья
школьников;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической
подготовленности, определяющей психофизическую готовность выпу­-
скников к профессии педагога;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-
спортивной деятельности для достижения жизненных целей.

Предлагаемый учебный материал пособия предусматривает овла­дение студентами системой научно-практических и специальных зна­ний, необходимых для понимания роли физической культуры в лично-стно-ориентированном подходе к образованию и использования ее в жизненной практике.

Краткое содержание текста лекций, при создании которых автор опирался на отечественный фонд основных учебников по физическому воспитанию, включает в себя основные понятия, ведущие научные идеи, основные закономерности, принципы, положения, раскрывающие сущ­ность явлений в физической культуре. Методико-практический раздел обеспечивает овладение студентами методами и способами практиче­ского использования знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и ито­говую информацию о степени освоения теоретических знаний, методи­ческих умений, осостоянии и динамике физической подготовленности каждого студента.

 

 

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Основные понятия физической культуры

Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура - состав­ная часть общей культуры, область социальной деятельности, представ­ляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, соз­даваемых и используемых обществом для физического развития челове­ка, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной актив­ности (А. П. Матвеев, 1998). Многие авторы в объем понятия «физиче­ская культура» включают понятия «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация» (идентично понятию «активный отдых») и «фи­зическая реабилитация» (восстановление функций организма).

Спорт - составная часть физической культуры; это собственно со­ревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

Распространенными производными от этих двух основных поня­тий являются:

- физкультурник - человек, систематически занимающийся фи­зическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармонично­го физического развития и совершенствования;

- спортсмен - человек, систематически занимающийся специаль­ными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных спортивных ре­зультатов (Н. К. Коробейников, 1989).

Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека. В узком смысле специфика его заключа­ется в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В более широком смысле это понятие трактуется "как целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни" (И. И. Пидкасистый, 1995).

. Физическое развитие - процесс изменения и становления морфо-. логических и функциональных свойств организма человека. Характери­зуется ростом, массой тела; окружностью грудной клетки, жизненной

емкостью легких и т. д. Физическое развитие зависит не только от на­

следственности, но и от условий жизни, физического воспитания с

мо­мента рождения ребенка. По физическому развитию в значительной

сте­пени судят об эффективности занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовка - специализированный процесс физиче­ского воспитания, направленный на подготовку человека к решению ка-

 

кой-либо практической задачи. Результат физической подготовки, дос­тигнутый в процессе овладения двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, называется физической подготов­ленностью. Определяется контрольными упражнениями, тестами, функ­циональными пробами.

Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека.

Физическим образованием называется процесс овладения специ­альными систематизированными знаниями, физическими упражнения­ми, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. (Не путать с физкультурным образованием, которое определяет меру профессиональной педагогической подготовки, что удосто­веряется соответствующим дипломом).

Физическим упражнением называется двигательное действие, соз­данное и применяемое для физического совершенствования человека. Системой физических упражнений, построенных в соответствии с зако­номерностями физического воспитания, решаются педагогические зада­чи. Эффективность применяемых физических упражнений зависит от личностных характеристик учителя и учеников, от оптимальной дози­ровки нагрузки, от гигиенических факторов, естественных сил природы. Под техникой физического упражнения понимается наиболее эффек­тивный способ выполнения двигательного действия.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Психофизиологическая характеристика умственного труда

Умственный труд студентов, школьников становится эффектив­ным, если он соответствует определенным психофизиологическим, ги­гиеническим и организационно-педагогическим условиям.

Общая работоспособность определяется тремя группами факто­ров:

- физиологические (состояние здоровья, тренированность, питание,
сон, организация отдыха и т. д.);

- физические (освещение, шум, температура и др.)

- психические (самочувствие, настроение, мотивация и др.)
Работоспособность имеет вполне закономерные колебания. Снача­ла наступает фаза врабатывания (настройка механизмов управления
данным видом деятельности), затем следует фаза оптимальной устой-­
чивости,
после чего развивается утомление. Утомление - это совокуп­-
ность функциональных изменений в организме, характеризующихся
временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъ­-
ективном ощущении усталости. Биологическая роль утомления чрез­-
вычайно высока, так как оно несет защитную функцию, предохраняя ор­-
ганизм от истощения при слишком длительной или напряженной работе.

Если физическое утомление возникает при общей физической на­грузке, то умственное утомление появляется при достаточно напряжен­ной умственной работе с чрезмерным повышением требований к внима­нию, памяти, органам чувств. Шлейф утомления после тяжелого физи­ческого труда растягивается на 2-4 дня, а после напряженного умствен­ного даже на 10-12 дней.

Длительные профессиональные занятия умственным трудом могут привести к функциональным изменениям, обусловленным малой под­вижностью (ухудшение работы сердца, гипотония у молодых и гиперто­ния у пожилых, головные боли, малокровие, ожирение, склероз сосудов,

 

 

атония кишечника и т. д.). От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приво­дит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в зонах ко­ры больших полушарий.

У школьников ранняя усталость возникает от нерегулярного пита­ния, недосыпания, перенесенного заболевания или как следствие отсут­ствия привычки к систематическому труду. Накопленное, хроническое утомление приводит к переутомлению, а это уже не физиологическое, а патологическое состояние. На почве переутомления возникает "инфор­мационный невроз", для которого характерно чувство усталости уже до начала работы, апатия, раздражительность, снижение иммунитета.

Анализ динамики физиологических показателей школьников в те­чение недели выявил, что наиболее выраженное утомление наступает в пятницу и понедельник (а у младших школьников и субботу). В эти дни должны быть исключены контрольные работы, объяснения сложного материала.

4 .2. Средства и приемы оптимизации работоспособности

Для высокопроизводительной умственной работы требуется со­блюдение следующих основных условий:

1.Постепенное втягивание в работу для создания рабочей уста­-
новки, настроя организма.

2.Соблюдение привычного ритма работы (слишком высокий и
слишком низкий ритм быстрее вызывает утомление).

3.Системность в работе; умение распределять ее равномерно.

4.Правильное чередование труда и активного отдыха, причем от­
дых должен опережать утомление.

5.Порядок на рабочем месте и выполнение необходимых гигиени­-
ческих требований.

Высокая работоспособность обеспечивается в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологиче­скими ритмами. Динамика умственной и физической деятельности име­ет свои пики. Самая высокая работоспособность приходится на сле­дующие часы: 5-6, 11-12; 16-17, 20-21, 24-1. Самая низкая работоспо­собность у нас в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Наряду с так назы­ваемыми "жаворонками", которые наиболее работоспособны в утренние часы, немало людей вечернего типа ("совы"), которые наиболее продук­тивно работают в вечерние часы. "Совы" формируются в результате не­благоприятных условий труда и быта, и нарушение их суточной ритми­ки может повлечь за собой отклонения в функционировании сердечно­сосудистой системы. "Голуби" характеризуются "двухвершинной" кри­вой динамики работоспособности: первый пик в 10-11 часов, к 14-15 ча-

 

 

 

сам работоспособность снижается, а к 17-18 часам вновь повышается. При составлении расписания занятий необходимо учитывать три момен­та:

1. Чередование «трудных и легких» уроков.

2. Чередование уроков, основным моментом в которых является
письмо или записывание (русский, иностранный языки), с уроками дли­
тельного объяснения (история, география) или напряженной мыслитель­
ной деятельности (физика, математика).

3. Недопустимы сдвоенные уроки (утомляющий фактор - моно­-
тонность, однообразие).

Лучшая форма отдыха - движения на свежем воздухе. Активный отдых ("феномен Сеченова") более эффективен и характеризуется сме­ной деятельности. Под влиянием спортивной тренировки восстановле­ние организма происходит быстрее, однако при предельном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Ослабить или снять утомление помогают игровые виды спорта, единоборства (в зависимости от темперамента), занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом и т.д.).

Временно устранить утомление (на 1-1,5 часа) можно также опо­ласкивая водой лицо, шею, ступни ног и верхнюю часть тела. Смех яв­ляется фактором отдыха. "Смехотерапия" улучшает настроение, повы­шает тонус нервной системы, снимает чувство усталости. Различные цвета неодинаково влияют на нервную систему: красный цвет возбужда­ет, синий и фиолетовый угнетают, оранжевый и желтый бодрят и созда­ют ощущение тепла, уюта. Зеленый цвет действует успокаивающе и наименее утомляет зрение.

К другим приемам временного. повышения работоспособности следует отнести "ароматерапию" (запахи цитрусовых, например лимона, поднимают настроение), употребление чая, кофе, шоколада, бальзама. Для снятия нервно-эмоционального напряжения ("утилизации" стресса), которое приводит к повышению уровня адреналина, холестерина в кро­ви и развитию склеротических изменений кровеносных сосудов, можно рекомендовать следующие способы: физкультурные занятия по интере­сам, прогулки на свежем воздухе, массаж, теплые ванны, музыка, танцы, аутотренинг, ритмичное дыхание, общение с друзьями, животными, концентрация внимания, сон, релаксация, оздоровительные напитки -чай, бальзам, настойки трав,"смехотерапия", баня и т. д.

Вопросы и задания на усвоение и проверку знаний

1.Проведите пословицы и поговорки о ценности здоровья.

2.Перечислите факторы укрепляющие и ухудшающие здоровы:.

3.Обоснуйте причины усталости, утомления и переутомления.

4.В чем заключается правильная организация умственного трупа?

5.Что такое «оптимальный жизненный ритм»?

 

 

ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Вопросы и задании па усвоение и прочерку литий

1.Дайте краткую характеристику дидактическим принципам физического
воспитания.

2.Изобразите схематично классификацию методов обучения физическим уп­ражнениям.

3.В какие возрастные периоды лучше всего развиваются изученные физи­ческие качества?

4.Каковы условия достижения наилучшей спортивной формы?

ГЛАВА 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

6.1. Мотивация, формы и содержание самостоятельных занятии физическими упражнениями

Мотивом называется сильное внутреннее побуждение, приводя­щее к тому или иному поступку (в нашем случае к занятиям физической культурой). Следует различать мотивы, побуждающие к занятиям физи­ческой культурой, спортом вообще (общие мотивы), и мотивы, побуж­дающие человека из всего многообразия видов фнзкультурно-спортивной деятельности выбрать лишь один из них.

Основные общие мотивы:

- удовлетворение потребности в двигательной активности (двига­тельная доминанта, удовлетворение «мышечной радостью», имеет пер­востепенное значение, особенно для растущего детского организма, так как. позволяет перевести организм на повышенный уровень функцио­нальной активности);

- стремление к самосовершенствованию (достижение высоких
спортивных результатов, подготовка юношей к службе в рядах Воору­женных сил России, а девушек - к семенной жизни и материнству);

- социальное признание и самоутверждение (получить одобрение
со стороны коллектива, родителей; быть первым, запить достойное ме­сто среди товарищей и т. д.);

- ответственность за уровень своей физической подготовленности,
состояние здоровья (ответственность за результат команды, реализацию
своих способностей; престижность здоровья);

- потребность в социальном общении (эмоциональное удовлетво­-
рение, снятие нервного напряжения, хорошее телосложение и т. д.).

 

Выбор конкретного вида двигательной активности зависит от при­мера или совета родителей, тренера, друзей; от близости спортивной ба­зы к мест)' жительства; от популярности пила спорта; от возможности достижения успеха в данном виде спорта.

Формирование мотивов, а затем и интересов к систематическим физическим занятиям - дело весьма сложное. Еще сложнее сохранить мотивацию, особенно при отсутствии внешних позитивных стимулов. Внутренняя мотивация - это та энергия, которая направляет, поддержи­вает человека и появляется из целей, желаний, решимости, настойчивос­ти и силы волн в процессе физкультурной деятельности. Другими слова­ми, физкультурные занятия для человека должны иметь значение, удов­летворять его и усиливать его индивидуальность. С течением времени закрепленная внешняя и внутренняя мотивация позволяет человеку об­рести фиксированную модель поведения.

Привычки, которые закладываются у детей и подростков в про­цессе организованной и самостоятельной физической активности, во многом определяют становление черт характера и убеждений будущего взрослого человека. Физическая активность может являться универсаль­ным рычагом управления образом жизни человека.

Самостоятельные регулярные занятия физической культурой мо­гут уберечь человека от неблагоприятных последствий экономического кризиса, социальной напряженности, гиподинамии, дефицита времени. Чтобы успешно заниматься самостоятельной физической тренировкой, необходимо получить рекомендации врача, определить условия, нужные средства, знать правила и понимать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Наконец, важно составить индивидуальную программу занятий и вести самокон­троль за состоянием здоровья.

Самостоятельные занятия физической культурой могут иметь са­мые разнообразные формы.

Утренняя гимнастика способствует легкому и быстрому переходу от вялости к активному состоянию, быстрейшей ликвидации застойных явлений, повышает возбудимость центральной нервной системы, уско­ряет врабатываемость в учебно-трудовой процесс.

Комплекс утренней гимнастики, включающий несложные упраж­нения, которые особенно необходимы вам лично, рассчитанный в начале занятий на 8-10 минут, должен удовлетворять следующим требованиям:

- упражнения должны соответствовать функциональным возмож-
ностям вашего организма, состоянию здоровья, возраста и полу;

- выполняться в определенной последовательности;

- охватывать основные мышечные группы и воздействовать на си­-
лу, растяпжанпс, расслабление; обеспечивать улучшение общей под­-
вижности;

 

 

 

- носить преимущественно динамический характер, выполняться
без значительных усилий и задержки дыхании;

- нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением
к концу занятия;

- комплекс необходимо периодически обновлять, так как привыч-
ность упражнения снижает его эффективность.

Через 2-3 месяца комплекс упражнений можно довести до 15-20 минут с использованием небольших отягощений (1-3 кг), резиновых жгутов, эспандеров, скакалок.

Занятия проводить лучше на открытом воздухе с последующим использованием водных процедур. Практически здоровые люди в воз­расте до 40 лет могут проводить зарядку при частоте пульса до 120-140 ударов в минуту. Показателем оптимальной нагрузки является самочув­ствие.

Физкультурная пауза - комплекс физических упражнений в режи­ме дня - имеет своей целью перемену деятельности, что способствует отдыху, предупреждает развитие утомления, улучшает функциональное состояние организма, способствует поддержанию на высоком уровне работоспособности, концентрации внимания.

Проводить физкультурную паузу следует уже через 2-3 часа после начала занятий в момент, предшествующий развитию утомления, или при появлении первых признаков снижения работоспособности.

При составлении комплексов физкультурной паузы необходимо учитывать, чтобы в нее включались упражнения, способные ликвидиро­вать отрицательные явления, возникающие вследствие однообразных поз, статического положения. Те, кто занимается однообразной, статиче­ской деятельностью, во время физкультпауз должны выполнять динами­ческую работу, а выполняющие динамическую - упражнения на рас­слабление. Продолжительность физкультурной паузы - 5-7 минут.

Физкультурная минутка - это кратковременный отдых продолжи­тельностью от 30 секунд до 2 минут с расслаблением работающей мус­кулатуры, включением в активную кратковременную работу мышц, не принимающих участие в работе, а также со стимуляцией внимания.

В физкультминутку обычно включаются 3-4 упражнения, которые могут выполняться как из основных стоек, так и сидя. В начальных классах широко используется пальчиковая гимнастика, а комплекс мож­но проводить с использованием речитатива. Периодически, примерно через 1,5-2 месяца, комплексы необходимо менять. Еще лучше прово­дить смену не всего комплекса, а определенной его части.

Оздоровительная ходьба - простейший вид физической активно­сти, доступный для любых возрастных, половых категорий населения. Ходьба обеспечивает сравнительно высокую функциональную нагрузку, тренировку и укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем,

 

опорно-двигательного аппарата.

Тренирующий эффект во многом зависит от скорости и продолжи­тельности ходьбы. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта для здоровых людей. Ходьба с темпом 70-90 шагов (3-4 км/ч) относится к средней скорости и дает определенное поимшение тренированности для слабо подготовленных людей. 90-100 тагов к минуту (4-5 км/ч) считается быстрой ходьбой, 110-130 шагов в минуту - очень быстрой. Оба указанных типа дают наибольший трени­рующий эффект с повышением функций сердечно-сосудистой, дыха­тельной систем.

Оздоровительный бег - более интенсивное упражнение, поэтому использовать его следует при определенной степени подготовленности человека. Очень важно определить индивидуальную "дозу" бега. Она за­ключается в учете физиологического воздействия бега на организм. В беге необходима постепенность и последовательность нарастания дли­тельности и темпа бега.

Лучшие контролеры воздействия бега на организм - самочувствие и пульс (его обычно измеряют сразу после бега в течение 10 секунд и умножают на 6). Варьируя продолжительность и темп бега, следует держаться в рамках определенной зоны. В возрасте 20 лет оптимальная волна пульса находится в интервале от 140 до 170 ударов в минуту, а в возрасте 25 лет -130 - 160 ударов в минуту.

Индивидуальную нагрузку надо контролировать и по реакции вос­становления пульса. Если через 10 минут после бега пульс превышает исходный более чем на 20 ударов в минуту, то нагрузка была чрезмер­ной. Для обеспечения надежного минимума здоровья следует использо­вать общепризнанную систему Кеннета Купера.

Следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью (от 20 минут с интенсивностью 60-70 процентов от макси­мального возрастного показателя частоты сердечных сокращений) в плазме крови значительно повышается концентрация эндорфинов - ме­диаторов удовольствия. Отсюда возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удоволь­ствие бегунам.

В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным - от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным - от 20 км до марафонского бега (42 км 195 м).

Плавание. Наряду с развитием общей выносливости плавание, благодаря действию контрастных температур, выступает как средство закаливания организма. При занятиях спортивным плаванием на дис­танциях от 50 до 1500 метров эффективно развивается дыхательная мус­кулатура. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а жизненная емкость легких - 7500 см3 и более, что почти в два раза

 

 

 

больше нормы. Плавание способствует пропорциональному развитию

мускулатуры, сердечно-сосудистой системы, улучшает обмен веществ;

показано при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и для снятия

нервно-эмоционального напряжения.

В плавании большое значение имеет положение туловища: чем более оно горизонтально, тем меньше оно встретит сопротивление воды и тем меньше придется затрачивать энергии. Другая особенность - по­становка дыхания с чередованием работы рук и ног. Во всех способах плавания вдох производится через рот, а выдох - через рот и нос непо­средственно в воду (за исключением, естественно, плавания на спине).

Рекомендуются следующие основные подготовительные упражне­ния для начинающего плавать:

а) хождение по дну, загребая воду руками; приседания с выдохом
в воду;

б) "поплавок", "звездочка" (повторять до тех пор, пока не научи­
тесь держаться на поверхности воды);

в) «стрелы», «торпеды» (скольжение на воде без работы и с рабо- той ног);

г) работа ног («фонтанчики»), держась руками за бортик бассейна;
плавание за счет циклических движений ногами с пенопластовой дос-­
кой;

д) хождение по дну с полной координацией движений стиля кроль
на груди; плавание с полной координацией и выходом в воду.

Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде. Каждый педагог, работающий с детьми, обязан не только уметь плавать, но и уметь спасти утопающего.

Лыжная подготовка. Занятия на лыжах имеют оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение. Передвижение на лыжах способ­ствует развитию всей мышечной системы, органов дыхания к кровооб­ращения, усиливает обмен веществ. Занятия лыжным спортом развива­ют силу, выносливость, ловкость, быстроту, способствуют воспитанию смелости, решительности и приобретению умения ориентироваться на местности.

Техника передвижения на лыжах состоит из разнообразных спосо­бов: лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов, каж­дый из которых подразделяется на разновидности.

Лыжные ходы по способу отталкивания палками разделяются на попеременные (отталкивание попеременное) и одновременные (отталки­вание одновременное). По числу шагов выделяют попеременный, двух-шажный и четырехшажный ходы. Ходьба ступающим шагом и сколь­зящим шагом без палок является первоначальным звеном в обучении детей. Различают одновременные бесшажный, одношажный, двухшаж-

 

ный, коньковый ходы. В лыжных гонках используются переходы с од­новременных ходов на попеременные и обратно.

Подъемы на лыжах в гору различны, и их выбор зависит от кру­тизны склона, состояния снега, тренированности лыжники. Используют­ся подъемы скользящим, беговым, ступающим шагами, а также "елоч­кой", "полуелочкой", "лесенкой".

При спусках применяются следующие стойки: основная, низкая, высокая и стойка отдыха.

Торможение при спусках можно выполнить "плугом", упором, бо­ковым соскальзыванием, падением.

Повороты на месте выполняются переступанием вокруг пяток или носков лыж, махом ноги, прыжком, а в движении - переступанием, упо­ром либо на параллельных лыжах.

Лыжная подготовка может проводиться самостоятельно в раз­личных формах: эпизодические домашние занятия школьника, учебно-тренировочные занятия лыжника-гонщика, лыжная прогулка, разминка перед соревнованиями.

При самостоятельной общефизической подготовке важно плани­рование основных элементов организации тренировочного процесса:

- определение уровня своей физической подготовленности (тести­рование развития физических качеств и сравнение полученных резуль­татов с нормативными требованиями);

- определение направленности общефизической подготовки и вы­
бор физических упражнений по признакам их воздействия на организм;

- выбор ветчины объема и продолжительности нагрузки (вели­
чину нагрузок подбирают по показателям частоты сердечных сокраще­-
ний, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный
режим -до 120 ударов в минуту; поддерживающий - до 140 ударов в ми­
нуту; развивающий - до 160 ударов в минуту; тренирующий - свыше 160
ударов в минуту;

- планирование каждого занятия и системы занятий на недель­
ный, месячный, годовой периоды
(периодичность занятий зависит от
серьезности притязаний занимающихся и колеблется от двух раз в неде­лю до ежедневных).

После каждого недельного цикла с учетом переносимости нагруз­ки разрабатывается содержание последующих циклов.

ГЛАВА 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППП) БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Профессиональная направленность физического воспитания пред­полагает осуществление специальных мероприятий, содействующих адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности; фор­мирование специальных профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков, которые необходимы в конкретной профессиональ­ной деятельности; профилактику профессиональных вредностей.

В профессиональной подготовке учителя любой специальности должны присутствовать знания и умения, необходимые для проведения "малых" форм физического воспитания с детьми. К таким формам отно­сятся:

- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в ре­
жиме учебного дня: гимнастика до занятий; физкультминутки, физ-
культпаузы, двигательные перемены;

- организация внеклассной работы по физкультуре и спорту; мас­совые соревнования и конкурсы 'внутри класса, туристические походы,
экскурсии, прогулки, дни здоровья, участие класса в массовых внутри-
школьных соревнованиях.

Подготовка фнзкультурно-спортивной документации

План-сценарий детского физкультурного праздника

 

Время Название частей праздника Участники (фамилии, классы) Музыкальное и речевое сопровождение Ответственный
         

Существует несколько способов проведения соревнований, выбор которых зависит от задач спортивного соревнования, срока проведения, числа участников, количества площадок.

Прямой способ - последовательное или одновременное исполнение соревновательного упражнения всеми участниками на спортивной арене с постоянным судейским составом (бег, плавание, велоспорт, гребля и т.д.)

Круговой способ - позволяет достаточно полно и объективно выявить относительную силу команд по спортивным играм и единобор­ствам. Недостаток способа - большая продолжительность соревнований. Таблица очередности встреч при четырех командах будет выглядеть следующим образом.

1-ый день 2-ой день 3-ий день

1 – 4 1 – 3 1 – 2

2 – 3 4 – 2 3 - 4

Результаты встреч оцениваются в баллах (например, победа - 2, ничья -1, поражение - 0 очков), а учет результатов ведется по специаль­ной таблице.

Способ с выбиванием ("олимпийский") основан на принципе вы­бывания команд из соревнований после одного (или нескольких) пора­жений. Преимущество способа - проведение соревнований в сжатые сроки с большим количеством участников.

Смешанный способ проведения соревнований состоит в последо­вательном сочетании в одном соревновании двух систем - круговой и с выбыванием (1-ый этап - по одному способу, а 2-ой - по другому).

6. Способы определения утомления занимающихся

Физических нагрузок

Обычно ощущение усталости у спортсменов принято считать субъективным показателем состояния утомления. Отдалить утомление и повысить мышечную работоспособность можно, используя активный

 

отдых, музыку, элементы игр и соревнований. Однако субъективное ощущение усталости следует сопоставлять с результатами объективных признаков утомления. Внешние признаки утомления при физических нагрузках следующие:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.139 с.)