Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Физическая культураСтр 1 из 15Следующая ⇒
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ в качестве учебно-методического пособия Орск 2007
УДК 378+7А Печатается по решению редакционно- ББК 74.58+74.200.55 издательского совета Орского гуманитарно- М 801 технологического института (филиала) ОГНаучный редактор А.В. Кирьякова, доктор педагогических наук, профессор
Рецензенты Н.В. Назаров, доктор педагогических наук, О.О. Кудрявцева, зав. нучно-методическим центром Орского городского управления образования
Морозов О.В.
М. 801 Физическая культура: Учебно-метод. пособ. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2007. – 78 с.
Содержание пособия соответствует требованиям государственного стандарта по физической культуре для выпускников высшей школы. Рассматриваются ключевые вопросы теории и методики физического воспитания. Освещают организационно-педагогические основы вне- урочной работы по физической культуре, спорту и туризму. Пособие предназначено прежде всего для студентов гуманитарных,технологических и экономических специальностей с целью подготовки к зачёту и экзамену.
ISBN 5-8424-01-02-9 © Издательство ОГТИ, 2007 © О.В. Морозов, 2007
Учебное издание Олег Васильевич Морозов Учебно-методическое пособие
Редактор О.В. Подгорная Технический редактор Г.А. Чумак
Изд. лиц. ЛР № 020028 от 23 декабря 1996
План издательства ОГТИ 2007, поз. 27 Подписано в печать ____________ Формат 60х84 1/16 Усл. Печ. Л. 4,8 Тираж __ Заказ ____ Издательство Орского гуманитарно-технологического института 462403, г.Орск Оренбургской обл., пр.Мира, 15А.Тел. 6-97-0
Светлой памяти сына И.О. Морозова – тренера- преподавателя высшей категории посвящается…
ПРЕДИСЛОВИЕ
Физическая культура, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования. Государственным образовательный стандарт выпускником высшей школы но дисциплине "Физическая культура" предъявляет следующие требования к образованности специалиста: - владеет системой знании о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по - имеет ценностные представления о физической культуре, владеет Практически каждый выпускник педагогических специальностей в той или иной степени оказывается вовлеченным в работу по органи зации проведению различных форм физической культуры в школьном коллективе. Учителя-предметники должны содействовать укреплению здоровья, физическому развитию учащихся посредством проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, физкультпаузы, динамических перемен, а также посредством организации физкультурно-спортивных мероприятий во внеурочное время (соревнования, походы, спортивные часы, дни здоровья и спорта и т. д.). К сожалению, нередко у учителей наблюдается слабое здоровье, недостаточно развитые профессиональные качества и навыки, отсутствие личного примера для формирования физической культуры школьников. Достаточная профессионально-прикладная физическая подготовка необходима и директору школы, и организатору внеклассной и внешкольной работы, и классному руководителю, и вожатой детского лагеря для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу за свободное время школьников, придав ему оздоровительную и спортивную направленность. В детских образовательных учреждениях нет и не может быть педагогов не ответственных за здоровье детей, за формирование их здорового образа жизни. Специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но сели он не обладает здоровьем. то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Для достижения поставленном пели кафедра физического воспитания ОГТИ к учебном курсе предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: - понимание роли физическом культуры и развитии личности, под-
- знание научно-практических основ физической культуры и здо- - формирование мотивационно-ценностного отношения к физиче- - овладение системой практических умений и навыков обеспечи- - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической - приобретение опыта творческого использования физкультурно- Предлагаемый учебный материал пособия предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания роли физической культуры в лично-стно-ориентированном подходе к образованию и использования ее в жизненной практике. Краткое содержание текста лекций, при создании которых автор опирался на отечественный фонд основных учебников по физическому воспитанию, включает в себя основные понятия, ведущие научные идеи, основные закономерности, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре. Методико-практический раздел обеспечивает овладение студентами методами и способами практического использования знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности. Контрольный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения теоретических знаний, методических умений, осостоянии и динамике физической подготовленности каждого студента.
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Основные понятия физической культуры Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура - составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности (А. П. Матвеев, 1998). Многие авторы в объем понятия «физическая культура» включают понятия «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация» (идентично понятию «активный отдых») и «физическая реабилитация» (восстановление функций организма). Спорт - составная часть физической культуры; это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Распространенными производными от этих двух основных понятий являются: - физкультурник - человек, систематически занимающийся физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования; - спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных спортивных результатов (Н. К. Коробейников, 1989). Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека. В узком смысле специфика его заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В более широком смысле это понятие трактуется "как целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни" (И. И. Пидкасистый, 1995).
. Физическое развитие - процесс изменения и становления морфо-. логических и функциональных свойств организма человека. Характеризуется ростом, массой тела; окружностью грудной клетки, жизненной емкостью легких и т. д. Физическое развитие зависит не только от на следственности, но и от условий жизни, физического воспитания с момента рождения ребенка. По физическому развитию в значительной степени судят об эффективности занятий физическими упражнениями. Физическая подготовка - специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к решению ка-
кой-либо практической задачи. Результат физической подготовки, достигнутый в процессе овладения двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, называется физической подготовленностью. Определяется контрольными упражнениями, тестами, функциональными пробами. Физическое совершенство - исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека. Физическим образованием называется процесс овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. (Не путать с физкультурным образованием, которое определяет меру профессиональной педагогической подготовки, что удостоверяется соответствующим дипломом). Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. Системой физических упражнений, построенных в соответствии с закономерностями физического воспитания, решаются педагогические задачи. Эффективность применяемых физических упражнений зависит от личностных характеристик учителя и учеников, от оптимальной дозировки нагрузки, от гигиенических факторов, естественных сил природы. Под техникой физического упражнения понимается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Психофизиологическая характеристика умственного труда Умственный труд студентов, школьников становится эффективным, если он соответствует определенным психофизиологическим, гигиеническим и организационно-педагогическим условиям.
Общая работоспособность определяется тремя группами факторов: - физиологические (состояние здоровья, тренированность, питание, - физические (освещение, шум, температура и др.) - психические (самочувствие, настроение, мотивация и др.) Если физическое утомление возникает при общей физической нагрузке, то умственное утомление появляется при достаточно напряженной умственной работе с чрезмерным повышением требований к вниманию, памяти, органам чувств. Шлейф утомления после тяжелого физического труда растягивается на 2-4 дня, а после напряженного умственного даже на 10-12 дней. Длительные профессиональные занятия умственным трудом могут привести к функциональным изменениям, обусловленным малой подвижностью (ухудшение работы сердца, гипотония у молодых и гипертония у пожилых, головные боли, малокровие, ожирение, склероз сосудов,
атония кишечника и т. д.). От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в зонах коры больших полушарий. У школьников ранняя усталость возникает от нерегулярного питания, недосыпания, перенесенного заболевания или как следствие отсутствия привычки к систематическому труду. Накопленное, хроническое утомление приводит к переутомлению, а это уже не физиологическое, а патологическое состояние. На почве переутомления возникает "информационный невроз", для которого характерно чувство усталости уже до начала работы, апатия, раздражительность, снижение иммунитета. Анализ динамики физиологических показателей школьников в течение недели выявил, что наиболее выраженное утомление наступает в пятницу и понедельник (а у младших школьников и субботу). В эти дни должны быть исключены контрольные работы, объяснения сложного материала. 4 .2. Средства и приемы оптимизации работоспособности Для высокопроизводительной умственной работы требуется соблюдение следующих основных условий: 1.Постепенное втягивание в работу для создания рабочей уста- 2.Соблюдение привычного ритма работы (слишком высокий и 3.Системность в работе; умение распределять ее равномерно.
4.Правильное чередование труда и активного отдыха, причем от 5.Порядок на рабочем месте и выполнение необходимых гигиени- Высокая работоспособность обеспечивается в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами. Динамика умственной и физической деятельности имеет свои пики. Самая высокая работоспособность приходится на следующие часы: 5-6, 11-12; 16-17, 20-21, 24-1. Самая низкая работоспособность у нас в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые наиболее работоспособны в утренние часы, немало людей вечернего типа ("совы"), которые наиболее продуктивно работают в вечерние часы. "Совы" формируются в результате неблагоприятных условий труда и быта, и нарушение их суточной ритмики может повлечь за собой отклонения в функционировании сердечнососудистой системы. "Голуби" характеризуются "двухвершинной" кривой динамики работоспособности: первый пик в 10-11 часов, к 14-15 ча-
сам работоспособность снижается, а к 17-18 часам вновь повышается. При составлении расписания занятий необходимо учитывать три момента: 1. Чередование «трудных и легких» уроков. 2. Чередование уроков, основным моментом в которых является 3. Недопустимы сдвоенные уроки (утомляющий фактор - моно- Лучшая форма отдыха - движения на свежем воздухе. Активный отдых ("феномен Сеченова") более эффективен и характеризуется сменой деятельности. Под влиянием спортивной тренировки восстановление организма происходит быстрее, однако при предельном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Ослабить или снять утомление помогают игровые виды спорта, единоборства (в зависимости от темперамента), занятия бегом, лыжами, плаванием, велоспортом и т.д.). Временно устранить утомление (на 1-1,5 часа) можно также ополаскивая водой лицо, шею, ступни ног и верхнюю часть тела. Смех является фактором отдыха. "Смехотерапия" улучшает настроение, повышает тонус нервной системы, снимает чувство усталости. Различные цвета неодинаково влияют на нервную систему: красный цвет возбуждает, синий и фиолетовый угнетают, оранжевый и желтый бодрят и создают ощущение тепла, уюта. Зеленый цвет действует успокаивающе и наименее утомляет зрение. К другим приемам временного. повышения работоспособности следует отнести "ароматерапию" (запахи цитрусовых, например лимона, поднимают настроение), употребление чая, кофе, шоколада, бальзама. Для снятия нервно-эмоционального напряжения ("утилизации" стресса), которое приводит к повышению уровня адреналина, холестерина в крови и развитию склеротических изменений кровеносных сосудов, можно рекомендовать следующие способы: физкультурные занятия по интересам, прогулки на свежем воздухе, массаж, теплые ванны, музыка, танцы, аутотренинг, ритмичное дыхание, общение с друзьями, животными, концентрация внимания, сон, релаксация, оздоровительные напитки -чай, бальзам, настойки трав,"смехотерапия", баня и т. д. Вопросы и задания на усвоение и проверку знаний 1.Проведите пословицы и поговорки о ценности здоровья. 2.Перечислите факторы укрепляющие и ухудшающие здоровы:. 3.Обоснуйте причины усталости, утомления и переутомления. 4.В чем заключается правильная организация умственного трупа? 5.Что такое «оптимальный жизненный ритм»?
ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Вопросы и задании па усвоение и прочерку литий 1.Дайте краткую характеристику дидактическим принципам физического 2.Изобразите схематично классификацию методов обучения физическим упражнениям. 3.В какие возрастные периоды лучше всего развиваются изученные физические качества? 4.Каковы условия достижения наилучшей спортивной формы? ГЛАВА 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 6.1. Мотивация, формы и содержание самостоятельных занятии физическими упражнениями Мотивом называется сильное внутреннее побуждение, приводящее к тому или иному поступку (в нашем случае к занятиям физической культурой). Следует различать мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой, спортом вообще (общие мотивы), и мотивы, побуждающие человека из всего многообразия видов фнзкультурно-спортивной деятельности выбрать лишь один из них. Основные общие мотивы: - удовлетворение потребности в двигательной активности (двигательная доминанта, удовлетворение «мышечной радостью», имеет первостепенное значение, особенно для растущего детского организма, так как. позволяет перевести организм на повышенный уровень функциональной активности); - стремление к самосовершенствованию (достижение высоких - социальное признание и самоутверждение (получить одобрение - ответственность за уровень своей физической подготовленности, - потребность в социальном общении (эмоциональное удовлетво-
Выбор конкретного вида двигательной активности зависит от примера или совета родителей, тренера, друзей; от близости спортивной базы к мест)' жительства; от популярности пила спорта; от возможности достижения успеха в данном виде спорта. Формирование мотивов, а затем и интересов к систематическим физическим занятиям - дело весьма сложное. Еще сложнее сохранить мотивацию, особенно при отсутствии внешних позитивных стимулов. Внутренняя мотивация - это та энергия, которая направляет, поддерживает человека и появляется из целей, желаний, решимости, настойчивости и силы волн в процессе физкультурной деятельности. Другими словами, физкультурные занятия для человека должны иметь значение, удовлетворять его и усиливать его индивидуальность. С течением времени закрепленная внешняя и внутренняя мотивация позволяет человеку обрести фиксированную модель поведения. Привычки, которые закладываются у детей и подростков в процессе организованной и самостоятельной физической активности, во многом определяют становление черт характера и убеждений будущего взрослого человека. Физическая активность может являться универсальным рычагом управления образом жизни человека. Самостоятельные регулярные занятия физической культурой могут уберечь человека от неблагоприятных последствий экономического кризиса, социальной напряженности, гиподинамии, дефицита времени. Чтобы успешно заниматься самостоятельной физической тренировкой, необходимо получить рекомендации врача, определить условия, нужные средства, знать правила и понимать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Наконец, важно составить индивидуальную программу занятий и вести самоконтроль за состоянием здоровья. Самостоятельные занятия физической культурой могут иметь самые разнообразные формы. Утренняя гимнастика способствует легкому и быстрому переходу от вялости к активному состоянию, быстрейшей ликвидации застойных явлений, повышает возбудимость центральной нервной системы, ускоряет врабатываемость в учебно-трудовой процесс. Комплекс утренней гимнастики, включающий несложные упражнения, которые особенно необходимы вам лично, рассчитанный в начале занятий на 8-10 минут, должен удовлетворять следующим требованиям: - упражнения должны соответствовать функциональным возмож- - выполняться в определенной последовательности; - охватывать основные мышечные группы и воздействовать на си-
- носить преимущественно динамический характер, выполняться - нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением - комплекс необходимо периодически обновлять, так как привыч- Через 2-3 месяца комплекс упражнений можно довести до 15-20 минут с использованием небольших отягощений (1-3 кг), резиновых жгутов, эспандеров, скакалок. Занятия проводить лучше на открытом воздухе с последующим использованием водных процедур. Практически здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить зарядку при частоте пульса до 120-140 ударов в минуту. Показателем оптимальной нагрузки является самочувствие. Физкультурная пауза - комплекс физических упражнений в режиме дня - имеет своей целью перемену деятельности, что способствует отдыху, предупреждает развитие утомления, улучшает функциональное состояние организма, способствует поддержанию на высоком уровне работоспособности, концентрации внимания. Проводить физкультурную паузу следует уже через 2-3 часа после начала занятий в момент, предшествующий развитию утомления, или при появлении первых признаков снижения работоспособности. При составлении комплексов физкультурной паузы необходимо учитывать, чтобы в нее включались упражнения, способные ликвидировать отрицательные явления, возникающие вследствие однообразных поз, статического положения. Те, кто занимается однообразной, статической деятельностью, во время физкультпауз должны выполнять динамическую работу, а выполняющие динамическую - упражнения на расслабление. Продолжительность физкультурной паузы - 5-7 минут. Физкультурная минутка - это кратковременный отдых продолжительностью от 30 секунд до 2 минут с расслаблением работающей мускулатуры, включением в активную кратковременную работу мышц, не принимающих участие в работе, а также со стимуляцией внимания. В физкультминутку обычно включаются 3-4 упражнения, которые могут выполняться как из основных стоек, так и сидя. В начальных классах широко используется пальчиковая гимнастика, а комплекс можно проводить с использованием речитатива. Периодически, примерно через 1,5-2 месяца, комплексы необходимо менять. Еще лучше проводить смену не всего комплекса, а определенной его части. Оздоровительная ходьба - простейший вид физической активности, доступный для любых возрастных, половых категорий населения. Ходьба обеспечивает сравнительно высокую функциональную нагрузку, тренировку и укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем,
опорно-двигательного аппарата. Тренирующий эффект во многом зависит от скорости и продолжительности ходьбы. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта для здоровых людей. Ходьба с темпом 70-90 шагов (3-4 км/ч) относится к средней скорости и дает определенное поимшение тренированности для слабо подготовленных людей. 90-100 тагов к минуту (4-5 км/ч) считается быстрой ходьбой, 110-130 шагов в минуту - очень быстрой. Оба указанных типа дают наибольший тренирующий эффект с повышением функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Оздоровительный бег - более интенсивное упражнение, поэтому использовать его следует при определенной степени подготовленности человека. Очень важно определить индивидуальную "дозу" бега. Она заключается в учете физиологического воздействия бега на организм. В беге необходима постепенность и последовательность нарастания длительности и темпа бега. Лучшие контролеры воздействия бега на организм - самочувствие и пульс (его обычно измеряют сразу после бега в течение 10 секунд и умножают на 6). Варьируя продолжительность и темп бега, следует держаться в рамках определенной зоны. В возрасте 20 лет оптимальная волна пульса находится в интервале от 140 до 170 ударов в минуту, а в возрасте 25 лет -130 - 160 ударов в минуту. Индивидуальную нагрузку надо контролировать и по реакции восстановления пульса. Если через 10 минут после бега пульс превышает исходный более чем на 20 ударов в минуту, то нагрузка была чрезмерной. Для обеспечения надежного минимума здоровья следует использовать общепризнанную систему Кеннета Купера. Следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью (от 20 минут с интенсивностью 60-70 процентов от максимального возрастного показателя частоты сердечных сокращений) в плазме крови значительно повышается концентрация эндорфинов - медиаторов удовольствия. Отсюда возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовольствие бегунам. В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным - от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным - от 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Плавание. Наряду с развитием общей выносливости плавание, благодаря действию контрастных температур, выступает как средство закаливания организма. При занятиях спортивным плаванием на дистанциях от 50 до 1500 метров эффективно развивается дыхательная мускулатура. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а жизненная емкость легких - 7500 см3 и более, что почти в два раза
больше нормы. Плавание способствует пропорциональному развитию мускулатуры, сердечно-сосудистой системы, улучшает обмен веществ; показано при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и для снятия нервно-эмоционального напряжения. В плавании большое значение имеет положение туловища: чем более оно горизонтально, тем меньше оно встретит сопротивление воды и тем меньше придется затрачивать энергии. Другая особенность - постановка дыхания с чередованием работы рук и ног. Во всех способах плавания вдох производится через рот, а выдох - через рот и нос непосредственно в воду (за исключением, естественно, плавания на спине). Рекомендуются следующие основные подготовительные упражнения для начинающего плавать: а) хождение по дну, загребая воду руками; приседания с выдохом б) "поплавок", "звездочка" (повторять до тех пор, пока не научи в) «стрелы», «торпеды» (скольжение на воде без работы и с рабо- той ног); г) работа ног («фонтанчики»), держась руками за бортик бассейна; д) хождение по дну с полной координацией движений стиля кроль Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде. Каждый педагог, работающий с детьми, обязан не только уметь плавать, но и уметь спасти утопающего. Лыжная подготовка. Занятия на лыжах имеют оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение. Передвижение на лыжах способствует развитию всей мышечной системы, органов дыхания к кровообращения, усиливает обмен веществ. Занятия лыжным спортом развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту, способствуют воспитанию смелости, решительности и приобретению умения ориентироваться на местности. Техника передвижения на лыжах состоит из разнообразных способов: лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов, каждый из которых подразделяется на разновидности. Лыжные ходы по способу отталкивания палками разделяются на попеременные (отталкивание попеременное) и одновременные (отталкивание одновременное). По числу шагов выделяют попеременный, двух-шажный и четырехшажный ходы. Ходьба ступающим шагом и скользящим шагом без палок является первоначальным звеном в обучении детей. Различают одновременные бесшажный, одношажный, двухшаж-
ный, коньковый ходы. В лыжных гонках используются переходы с одновременных ходов на попеременные и обратно. Подъемы на лыжах в гору различны, и их выбор зависит от крутизны склона, состояния снега, тренированности лыжники. Используются подъемы скользящим, беговым, ступающим шагами, а также "елочкой", "полуелочкой", "лесенкой". При спусках применяются следующие стойки: основная, низкая, высокая и стойка отдыха. Торможение при спусках можно выполнить "плугом", упором, боковым соскальзыванием, падением. Повороты на месте выполняются переступанием вокруг пяток или носков лыж, махом ноги, прыжком, а в движении - переступанием, упором либо на параллельных лыжах. Лыжная подготовка может проводиться самостоятельно в различных формах: эпизодические домашние занятия школьника, учебно-тренировочные занятия лыжника-гонщика, лыжная прогулка, разминка перед соревнованиями. При самостоятельной общефизической подготовке важно планирование основных элементов организации тренировочного процесса: - определение уровня своей физической подготовленности (тестирование развития физических качеств и сравнение полученных результатов с нормативными требованиями); - определение направленности общефизической подготовки и вы - выбор ветчины объема и продолжительности нагрузки (вели - планирование каждого занятия и системы занятий на недель После каждого недельного цикла с учетом переносимости нагрузки разрабатывается содержание последующих циклов. ГЛАВА 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППП) БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Профессиональная направленность физического воспитания предполагает осуществление специальных мероприятий, содействующих адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности; формирование специальных профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков, которые необходимы в конкретной профессиональной деятельности; профилактику профессиональных вредностей. В профессиональной подготовке учителя любой специальности должны присутствовать знания и умения, необходимые для проведения "малых" форм физического воспитания с детьми. К таким формам относятся: - организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в ре - организация внеклассной работы по физкультуре и спорту; массовые соревнования и конкурсы 'внутри класса, туристические походы, Подготовка фнзкультурно-спортивной документации План-сценарий детского физкультурного праздника
Существует несколько способов проведения соревнований, выбор которых зависит от задач спортивного соревнования, срока проведения, числа участников, количества площадок. Прямой способ - последовательное или одновременное исполнение соревновательного упражнения всеми участниками на спортивной арене с постоянным судейским составом (бег, плавание, велоспорт, гребля и т.д.) Круговой способ - позволяет достаточно полно и объективно выявить относительную силу команд по спортивным играм и единоборствам. Недостаток способа - большая продолжительность соревнований. Таблица очередности встреч при четырех командах будет выглядеть следующим образом. 1-ый день 2-ой день 3-ий день 1 – 4 1 – 3 1 – 2 2 – 3 4 – 2 3 - 4 Результаты встреч оцениваются в баллах (например, победа - 2, ничья -1, поражение - 0 очков), а учет результатов ведется по специальной таблице. Способ с выбиванием ("олимпийский") основан на принципе выбывания команд из соревнований после одного (или нескольких) поражений. Преимущество способа - проведение соревнований в сжатые сроки с большим количеством участников. Смешанный способ проведения соревнований состоит в последовательном сочетании в одном соревновании двух систем - круговой и с выбыванием (1-ый этап - по одному способу, а 2-ой - по другому). 6. Способы определения утомления занимающихся Физических нагрузок Обычно ощущение усталости у спортсменов принято считать субъективным показателем состояния утомления. Отдалить утомление и повысить мышечную работоспособность можно, используя активный
отдых, музыку, элементы игр и соревнований. Однако субъективное ощущение усталости следует сопоставлять с результатами объективных признаков утомления. Внешние признаки утомления при физических нагрузках следующие:
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.139 с.) |