Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления



Финансовый менеджмент

1. Цели, задачи и содержание финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – специфическая область управленческой деятельности. Связанная с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для стратегических целей развития предприятия.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация собственного капитала, те. Рыночной стоимости предприятия (рыночной стоимости акций).

Задачи финансового менеджмента:

1. Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов

2. Обеспечение минимизации финансового риска

3. Оптимизация денежного оборота

4. Оценка потенциальных финансовых возможностей организации

5. Обеспечение рентабельности предприятия

6. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия

7. Максимизация прибыли предприятия.

 

Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим способом:

1. Планирование (стратегическое, текущее оперативное), которое включает составление финансовых планов (смет, бюджетов, бизнес планов), прогнозирование, определение ценовой политики

2. Обеспечение источниками финансирования: поиск внутренних и внешних источников финансирования, выбор оптимального их сочетания, управление финансовыми ресурсами, управление денежными средствами на счетах в банке и в кассе, управление денежными средствами в расчетах, управление портфелем ценных бумаг, управление заемными средствами

3. Учет, анализ, контроль: разработка ученой политики, анализ результатов и финансового состояния предприятия, сопоставление результатов с планами и стандартами, осуществление внутреннего аудита.

4. Защита активов: управление рисками, выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.

 

Формы и методы реализации функций финансового менеджмента:

1. Учетная политика

2. Кредитная политика

3. Политика управления денежными средствами

4. Политика управления затратами

5. Дивидендная политика

 

 

Финансовые инструменты.

Финансовый инструмент – любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение активов одной организации и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой организации.

Первичные финансовые инструменты: кредиты и займы, облигации и другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность

Вторичные или производные: опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Финансовые активы организации – часть активов, к которым относятся:

- денежные средства

- Контрактное право получать от другой организации денежные средства или любой другой вид финансовых активов

- контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях

- акции других предприятий

 

Финансовые обязательства:

- обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-либо иной вид финансовых активов другому предприятию

- обменяться финансовыми инструментами на потенциально выгодных условиях.

 

 

7. Методы оценки финансовых активов:

1) Метод балансовой оценки осуществляется на основе данных последнего отчетного баланса и имеет ряд разновидностей:

- оценка по учетной балансовой стоимости сводится к суммированию остаточной стоимости ОС и нематериальных активов, стоимости незавершенных капитальных вложений и оборудования к монтажу, запасов и финансовых активов за минусом обязательств;

- оценка по восстановительной стоимости производится путём корректировки учетной балансовой стоимости отдельных видов мат. активов на реальные темпы инфляции после послед индексации;

- оценка по стоимости производственных активов заключается в очистке балансовых активов от непроизводительных видов и неликвидов и корректировки активов с учетом ценностей, находящихся на забалансовых счетах.

Общий недостаток в этих методах состоит, в том, что они не отражают непосредственных результатов хозяйственной деятельности, генерируемых этими активами.

2) Метод оценки стоимости замещения или затратный метод, сводится к определению стоимости затрат, необходимых для воссоздания имущественного комплекса в современных условиях в разрезе отдельных его элементов с учетом реального износа каждого из них:

- оценка по фактическому комплексу активов;

- оценка стоимости замещения с учетом Гудвилла.

Недостаток метода, в том, что он оперирует стабильными среднеотраслевыми показателями прибыльности и рентабельности, что в реальных условиях в нашей стране пока недостижимо.

3) Метод оценки рыночной стоимости основан на рыночных индикаторах цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. Оценка в этом случае может осуществляться по аналоговой рыночной стоимости, что в настоящее время достаточно затруднительно.

4) Метод оценки предстоящего чистого денежного потока определяет стоимость имущественного комплекса суммой реального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе его эксплуатации. Предстоящий чистый денежный поток определяется с помощью суммы прибыли после налогообложения и нормы капитализации чистого денежного потока (нормы прибыли на капитал или ставки ссудного %). Данный метод ограничен в применении в современной отечественной практике.

На практике, как правило, используют сразу несколько методов оценки, а не один.

Дивидендная политика.

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная цена предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроль над акционерным капиталом.

Наиболее распространенными теориями дивидендной политики являются:

1. Теория независимости дивидендов (Миллер и Модельянни). Дивидендная политика должна предусматривать направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу.

2. Теория предпочтительности дивидендов (Гордон и Линтнер). Максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. Эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим дохода собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения.

4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

5. Теория клиентуры (соответствия дивидендной политики составу акционеров). Компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

 

Факторы, определяющие дивидендную политику:

1. Правовое регулирование дивидендных выплат (законодательно установленные принципы и правила. В РФ – Закон об акционерных обществах. Законом определены источники. Возможная периодичность, порядок и процедура выплаты дивидендов)

2. Обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов (ограничение дивидендных выплат в случае необходимости инвестирования средств)

3. Поддержание достаточного уровня ликвидности компании

4. Сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала

5. Соблюдение интересов акционеров

6. Информационное значение дивидендных выплат (выплаты – индикатор прибыльности компании)

 

Консервативная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.

Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с агрессивной надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой раскрутки предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

Избранный тип характеризуется показателем – коэффициент дивидендных выплат:

Кдв = div/ EPS,

где div – дивиденды, выплаченные на 1 акцию,

EPS – чистая прибыль в расчете на 1 акцию.

Между дивидендной политикой и стоимостью акций есть связь. Существуют следующие методы искусственного регулирования курса акций:

1. методика "дробления акций". Техника "дробления" включает в себя: получив разрешение на проведение этой операции, совет директоров в зависимости от рыночной цены акции определяет масштаб дробления и затем производится замена ценных бумаг. Валюта баланса и структура собственного капитала при этом не меняется, увеличивается лишь количество обыкновенных акций. Возможна и обратная процедура – консолидация акций, когда несколько старых акций обмениваются на одну новую.

Величина дивидендов зависит от решения общего собрания акционеров или совета директоров, в частности, дивиденды могут измениться пропорционально изменению нарицательной стоимости акций (т.е. "дробление" акций не повлияет на величину получаемых дивидендов). Однако, если нарицательная стоимость и размер дивидендов были установлены с использованием различных алгоритмов, получаемый акционерами доход может измениться.

2. методика выкупа акций. Причины, по которым предприятие выкупает свои акции, могут быть различны. В частности это может быть обусловлено необходимостью получения акция для дальнейшей реализации их высококвалифицированным специалистам, необходимостью уменьшить количество совладельцев, повысить курсовую стоимость акций.

 

 

Теории структуры капитала.

В 1958 г. Франко Модильяни и Мертон Миллер опубликовали работу, содержавшую одну из самых удивительных теорий современного финансового менеджмента, они пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры ее капитала.Этот вывод имел такие масштабные последствия, что данная работа оказала на практику управления финансами большее влияние, чем все ранее опубликованные.

В своей работе Модильяни и Миллер, исходя из весьма жестких заданных условий, включающих наличие идеальных рыков капитала, доказывают с помощью арбитражных операций, что структура капитала не влияет на стоимость фирмы. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, а не за счет собственных источников средств, то владельцы акций компании со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть акций своей фирмы, использовав вырученные средства на покупку акций фирмы, не пользующейся привлеченными источниками, и восполнив недостаток в финансовых ресурсах за счет заемного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами фирмы с относительно высокой и относительно низкой долей заемного капитала приведут к тому, что цены таких фирм будут примерно совпадать.

Таким образом, согласно Модильяни и Миллеру, стоимость акций фирмы не связана с соотношением между ее заемным и собственным капиталом.

Если бы теория Модильяни-Миллера была абсолютно корректной, менеджерам не стоило бы волноваться при принятии решений, касающихся структуры капитала фирм, - ведь, согласно теории, такие решения не влияют на курсы акций. Однако, подобно большинству экономических теорий, концепция Модильяни-Миллера является верной лишь при наличии определенных предпосылок. Продемонстрировав те условия, при которых структура каптала не влияет на стоимость фирмы, Модильяни и Миллер сделали важный вклад в понимании возможного влияния заемного финансирования.

В 1963 г. Модильяни и Миллер опубликовали вторую работу, посвященную структуре капитала, в которой ввели в свою первоначальную модель такой фактор, как налоги на корпорации, тем самым, смягчив принятое ранее допущение – нулевое налогообложение. С учетом наличия налогов на корпорации было показано, что цена акций фирмы непосредственно связана с использованием этой фирмой заемного финансирования: чем выше доля заемного капитала, тем выше и цена акций.
Модильяни и Миллер начали свой анализ, допустив отсутствие каких-либо налогов на доходы корпорации или частных лиц.

Утверждение 1. Стоимость любой фирмы определяется путем капитализации ее чистой прибыли с постоянной ставкой, соответствующей классу риска фирмы. По модели Модильяни-Миллера при отсутствии налогов стоимость фирмы не зависит от способа ее финансирования.

Утверждение 2. Цена акционерного капитала финансово-зависимой фирмы, равна сумме цены акционерного капитала финансово-независимой фирмы той же группы риска и премии за риск, величина которой зависит как от разницы между ценами акционерного и заемного капитала для финансово-независимой фирмы, так и от уровня финансового левериджа, т.е. соотношения заемного и собственного капитала.
Утверждение 2 констатирует, что по мере увеличения доли заемного капитала цена ее акционерного капитала также увеличивается, причем математически точным образом.
Рассматриваемые вместе два утверждения Модильяни-Миллера означают, что увеличение доли заемного капитала в структуре источников не увеличивает стоимость фирмы, так как выгоды от более дешевого заемного капитала будут в точности уравновешены увеличением степени риска и, следовательно, цены ее акционерного капитала.
Таким образом, теория Модильяни-Миллера утверждает, что в отсутствии налогов как стоимость фирмы, так и общая цена ее капитала не зависят от структуры источников.

Согласно пересмотренной теории Модильяни-Миллера, фирмам следовало бы финансироваться на 100% за счет заемного капитала, так как это обеспечило бы им наивысшие курсы акций. Такой вывод обусловлен структурой налогообложения корпораций, существующей в США, - доходы акционеров должны выплачиваться из прибыли остающейся после уплаты налогов, а выплаты кредиторам производятся из прибыли до уплаты налогов. Такое асимметричное налогообложение приводит к тому, что при увеличении доли заемного капитала увеличивается и доля валового дохода фирмы, остающейся в распоряжении инвесторов.
Однако обычно доля займов в капитале фирмы бывает весьма далека от 100%. Позднее различные исследователи, пытаясь модифицировать теорию Модильяни-Миллера, для того, чтобы объяснить фактическое положение вещей, смягчали многие из первоначальных предпосылок данной теории. Выяснилось, что некоторые из этих предпосылок не оказывают существенного влияния на получаемые результаты. Однако при проведении в модель такого фактора как затраты финансовых затруднений фирмы ввиду неблагоприятной структуры капитала, картина резко меняется.

Экономия за счет снижения налоговых выплат обеспечивает повышение стоимости фирмы по мере увеличения доли займов в ее капитале. Однако, начиная с определенного момента, при увеличении доли заемного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, поскольку экономия на налогах более чем перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более рисковой структуры источников средств.

Модифицированная с учетом фактора затрат финансовых затруднений теория Модильяни-Миллера утверждает: наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фирме; чрезмерное использование заемного капитала приносит фирме вред; для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного капитала.

Таким образом, модифицированная теория Модильяни-Миллера, именуемая теорией компромисса между экономией от снижения налоговых выплат и финансовыми затратами, позволяет лучше понять факторы, от которых зависит оптимальная структура капитала. Хотя данная теория обладает несомненной привлекательностью, эмпирические доказательства в пользу ее правильности весьма слабы. Очевидно, что при принятии финансовых решений должны учитываться и другие факторы.

 

Финансовый менеджмент

1. Цели, задачи и содержание финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – специфическая область управленческой деятельности. Связанная с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для стратегических целей развития предприятия.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация собственного капитала, те. Рыночной стоимости предприятия (рыночной стоимости акций).

Задачи финансового менеджмента:

1. Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов

2. Обеспечение минимизации финансового риска

3. Оптимизация денежного оборота

4. Оценка потенциальных финансовых возможностей организации

5. Обеспечение рентабельности предприятия

6. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия

7. Максимизация прибыли предприятия.

 

Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим способом:

1. Планирование (стратегическое, текущее оперативное), которое включает составление финансовых планов (смет, бюджетов, бизнес планов), прогнозирование, определение ценовой политики

2. Обеспечение источниками финансирования: поиск внутренних и внешних источников финансирования, выбор оптимального их сочетания, управление финансовыми ресурсами, управление денежными средствами на счетах в банке и в кассе, управление денежными средствами в расчетах, управление портфелем ценных бумаг, управление заемными средствами

3. Учет, анализ, контроль: разработка ученой политики, анализ результатов и финансового состояния предприятия, сопоставление результатов с планами и стандартами, осуществление внутреннего аудита.

4. Защита активов: управление рисками, выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.

 

Формы и методы реализации функций финансового менеджмента:

1. Учетная политика

2. Кредитная политика

3. Политика управления денежными средствами

4. Политика управления затратами

5. Дивидендная политика

 

 

Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления

Финансовый менеджмент – специфическая область управленческой деятельности. Связанная с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для стратегических целей развития предприятия.

Ключевые области финансового менеджмента: управление активами и управление источниками средств

Сферы финансового менеджмента:

1. Общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия

2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств)

3. Распределение и использование финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами)

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение

Финансовые методы:

1. Общеэкономические, которые включают методы финансирования (самофинансирование, кредитование, страхование, налогообложение), систему кассовых и расчетных операций, систему финансовых санкций, трансфертные операции. В большей степени регламентированы государством

2. Прогнозно-аналитические, к которым относятся финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования и финансового анализа. Эти методы выбираются предприятием самостоятельно

3. Специальные приемы и методы, включающие дивидендную политику

Финансовый инструмент – любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение активов одной организации и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой организации.

Первичные финансовые инструменты: кредиты и займы, облигации и другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность

Вторичные или производные: опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Технические средства: программные продукты и возможность их эффективного использования

Финансовая информация включает сведения финансового и общеэкономического характера, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя – информация финансового рынка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.069 с.)