Развитие демонстративной символизации в культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие демонстративной символизации в культуре



Постепенно любые властные структуры — от первобытных вождей до современных парламентов — обрастают многозвенной репре­зентирующей символикой. Она включает детально разработанные церемониалы, связанные с переходом властных полномочий из рук в руки, со встречами почетных гостей и с проводами соратников в последний путь. Сюда же относится весьма сложная подчас атри­бутика гербов и знамен, декорирование празднеств и интерьеров, особая, подчас многозвенная титулатура, обязательная при устных и письменных обращениях к высокопоставленной личности.

Эти традиции с поразительной универсальностью прони­зывают античность и обнаруживаются в эпоху Средневековья, подчас до деталей совпадая с предшествующим опытом демонс­тративной символизации в культуре. Французский медиевист нашего времени Жорж Дюби свидетельствует:

В соборе Бамберга сегодня хранится мантия, которую по великим праздникам на­девал Генрих II. На ней вышиты изображения 12 созвездий и 12 домов зодиака... Император предстает перед своими потрясенными подданными облаченным в звездное небо, как бы утверждая тем самым, что он является верховным повели­телем времени, прошедшего и будущего, повелителем ясной погоды, а, следова­тельно, обильного урожая, победителем голода, что он — гарант порядка[6]...

Английская королева Елизавета с символами власти (1952)

Сошлемся также на эпизод византийского Средневеко- ш.я. Как известно, церемониал при дворе византийских ва- силевсов был одним из наиболее изощренных в Европе. Его особую пышность и торжественность заимствовали русские самодержцы. Вот что рассказывает принцесса Анна Комнина и споем, ставшем всемирно известным, историческом труде «Алексиада»:

После того как был свергнут с трона Михаил Дука, его сын... Константин Порфирородный добровольно снял с себя багряные сандалии и надел обычные черные. Однако Никифор Вотаниат, который взял скипетр у Дуки,... приказал Константину снять черные сандалии и надеть обувь из пестрых шелковых тканей; Никифор как бы совестился юноши и отдавал должное его красоте и роду. Он не хотел, чтобы сандалии Константина целиком блистали багрянцем, но допускал, чтобы багрянцем цвели от­дельные кусочки1.

Ьагряный цвет символизировал царское происхождение — от- с ища и титулование Порфирородный, т.е. рожденный в помещении, пег пены которого затянуты багряными (порфирными) тканями. 11о ног мнет символизировал также и реальную высшую власть,

Кимнина Анна. Алексиада. СПб., 1996. С. 123.

чего узурпатор уже не мог допустить применительно к недавнему наследнику престола, а ныне его неизбежному конкуренту.

До сих пор, знакомясь с вариантами проторекламы в культу­ре, мы опирались на ее предметные и наглядные изобразитель­ные формы. Но исторический опыт содержит немало примеров вербальной проторекламы. Это разнообразные виды прозаичес­ких и поэтических восхвалений сильных мира сего, жанры дифи­рамба и энкомия, разнообразные риторические и протокольные ухищрения, призванные устной и письменной речью прославить очередного правителя. В этом ряду особо репрезентативны дан­ные эпиграфики — древние тексты, вырезанные на таких матери­алах, как камень, железо, горный хрусталь и т.п.

На ряд подобных памятников ссылается античный историк Геродот. Часть их непосредственно вошла в состав его знаме­нитой «Истории». Описывая выступление полчищ персидского царя Дария против скифов, историк пишет:

...Обозрев Боспор, царь повелел воздвигнуть на берегу два столпа из бе­лого мрамора и на одном высечь ассирийскими письменами, а на другом эллинскими имена всех народов, которых он вел с собой, а предводитель­ствовал он над всеми подвластными народами[7].

Следующий памятный знак в этом походе Дарий повелел пос­тавить на берегу фракийской реки Теар и высечь такой текст:

Источники Теара дают наилучшую и прекраснейшую воду из всех рек. К ним прибыл походом на скифов наилучший и самый доблестный из всех людей — Дарий, сын Гистаспа, царь персов и всего азиатского материка[8].

Время донесло до нас значительное число подобных эпигра­фических памятников с различных концов ойкумены. Стремле­ние демонстрировать окружающим свой социальный ранг, свои вкусы и пристрастия присуще не только правителям и их при­ближенным. Это общечеловеческое качество, о котором про­ницательно писал французский просветитель Жан Жак Руссо: «... Человек общежительный всегда живет вне самого себя, он может жить лишь во мне­нии других; и одно это мнение дает ему, так сказать, ощущение его бытия...»[9].

Разумеется, всеобщность подобных ориентаций еще не озна­чает их равновеликую обязательность для каждого человека. Но, полагаем, что к большинству былых и ныне живущих людей суж­дение Руссо вполне применимо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.005 с.)