Демонстративная символика сообществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демонстративная символика сообществ



Параллельно самоидентификации индивидуумов все более ревнос­тно охраняется отграниченность родовых и племенных сообществ. Они стремятся отличаться друг от друга одеянием, прической, рас-


краской тела, специфическими украшениями и орнаментами на орудиях труда, предметах обихода, оружии. Так, по этнографичес­ким наблюдениям, в Центральной Бразилии у племени бороро

каждый клан отличается от других, особенно во время праздников, убором из перьев, перламутра и других материалов, которые не только по своей природе, но и по форме, способу обработки строго фиксированы для каждого клана1.

Чтобы убедиться в подобной демонстративной вариативности, запечатленной многовековой традицией, не обязательно отправ­ляться в далекую Бразилию. В краеведческих музеях Средней по­лосы России до сих пор сохраняются праздничные одежды крес­тьянок, расшитые изысканными орнаментами и украшенные би­сером или жемчугом. Варианты орнаментов строго отличаются по местам поселений: рязанский, к примеру, обязательно должен был не повторять узоров калужского, и наоборот. Тем самым элемен­ты проторекламы, формируясь на основе символизации и обладая вследствие этого определенным мистическим наполнением, игра­ли существенную роль в консолидации архаических сообществ.

Вышитый орнамент представлял собой знаки — обереги. Они защищали голову, руки и сердце от беды.

' Л сны-Строе К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 301.

 

В ряду подобных особо значимых элементов — образы ро­довых и племенных тотемов, основой которых являлись пок­ровительствующие племени животные, священные растения, иногда — неодушевленные предметы: раковина, копье, праща и т.п. «Северные глинкит, живущие на побережье Аляски..., имеют ревностно охраняемые клановые гербы и эмблемы», — сообщает К. Леви-Строс. И подобные факты зафиксированы этнографами у подавляю­щего числа народностей, доныне остающихся на первобытной стадии.


 

 


 

Так выявляется глубинное, доисторическое происхождение множества символов, вошедших впоследствии в «золотой фонд» западноевропейской, а затем и российской геральдики, а также — источники ремесленнических эмблем, купеческих меток и дру­гих предпосылок маркирования изделий и товаров.

Участие первобытных людей в отправлении совместных ри­туалов не устраняло необходимости в индивидуальной защите от невидимых грозных сил, поиска способов их умилостивить. Такой цели служили амулеты и обереги. Часть из них необходимо было держать в секрете, другие же, напротив, постоянно и настойчиво демонстрировать. Этим, в первую очередь, объясняется то обилие декоративных предметов, которые стремятся удержать на теле, включить в прическу, прикрепить к одежде аборигены Полинезии

' Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 302.

или жители Центральной Африки. Мистическое чувство побуждает демонстрировать обереги от самых различных напастей: от дурного глаза, неудач на охоте, семейных неурядиц и т.п. Лишь оставишь какой-нибудь амулет без внимания, не наденешь на себя или не на­шьешь на одежду — тут-то и произойдет непредвиденное!


 


т

 

Амулеты. Египетская культура

Индейцы племени черноногих, помимо магических амулетов, рисовали на своей одежде символы духов, которых считали «тай­ными помощниками». Они надеялись, что, увидев такое почита­ние, эти помощники обязательно будут поддерживать их в жизни'. Важной частью боевого наряда североамериканских индейцев был пышный головной убор. Он делался из перьев хищных птиц, глав­ным образом орлиных, так как орел во все века символизировал силу, стойкость, мужество, героизм, а также идею превосходства по отношению к окружающим. По форме индейский головной убор символизировал солнце с расходящимися лучами.

ШульцДж. Ловец орлов. М., 1991. С. 218.



В прическе воин также мог носить орлиные перья — их чис­ло указывало на число совершенных им подвигов. Той же цели могли служить зарубки на лице или на теле, варианты татуиро­вок. О насущной демонстративной роли последних выразитель­но рассказал один из первых европейских духовных лиц, посе­тивших Южную Америку в середине XVI в., — Диего де Ланда. В подробном изложении особенностей жизни аборигенов падре писал:

Они татуировали себе тела и чем больше, тем более считались храбрыми и мужественными, ибо татуировка была большим мучением и делалась сле­дующим образом: татуировщики покрывают часть, которую они хотят тату­ировать, краской, а затем они надрезывают осторожно рисунок и, таким об­разом, от крови и краски на теле остаются следы. Это делается понемногу из-за сильной боли. Они (аборигены — Авт.) даже становятся после этого больными, ибо татуированные места воспаляются и выступает жидкость. Несмотря на это, они насмехаются над теми, кто не татуируется1.

1 Чинда Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. М., 1994. С. 142.

Как видим, подобные действия, осуществляемые с подлин­ной самоотдачей, имели как сакральное, так и престижное зна­чение для многих из наших предков.

Тотемы острова Пасхи

 

Престижная протореклама

Обозначение места индивида в социальной иерархии — про­изводная функция проторекламы от трех предыдущих. Но сте­пень ее значимости требует специального рассмотрения. От глубокой древности и до совсем недавних времен повсеместно полагалось выделять правителей и их приближенных из «про­стых смертных» посредством наглядных примет. В этой роли опять-таки выступали сакральные символы, формирующие на­бор знаков власти, а также специальная одежда, украшения и прочая атрибутика. Как правило, это был постепенно наращи­вающийся знаково-символический комплекс, приобретавший, с одной стороны, статус незыблемой традиции, а с другой — со­здававший мистический ореол вокруг правителя и тем обеспе­чивавший благоговение подданных. Истоки данного варианта проторекламы также идут из глубокой архаики и встречаются на всех пяти континентах.

В поэтическом эпосе южноамериканского народа киче «По- поль-Вух» подробно повествуется о том, как правители этого на­рода получили свои знаки отличия. Их вручило непосредственно верховное божество,

и вот все они, перечисленные по их названиям: балдахин, трон, флейты, сделанные из костей, барабаны, желтые бусы, когти пумы, голова ягуара, ноги оленей, помост, ожерелья из раковин, табак, маленькие тыквы, перья попугая, перья белой цапли для головных уборов, татам1...

Озаботиться тем, чтобы весь этот комплекс предметов посто­янно окружал правителя и находился в привлекательном состоя­нии, должны были особо уполномоченные приближенные.

Не менее изощренно стремились к наглядной демонстрации своего социального статуса вельможи южноамериканского пле­мени мочика:

привилегированные лица украшали себя знаками своего достоинства буквально с головы до ног. Высшая группа — военачальники — носила на голове особое покрывало, украшенное птичьими перьями, маленькими золотыми полумесяца­ми и т.п. Они носили также золотые или медные серьги и плащ, испещренный различными геометрическими фигурами. Эти фигуры, скорее всего, были «гер­бами» привилегированных семей, переходящими по наследству[4].

И вновь мы должны отметить параллелизм процессов, опи­рающийся на социально-психологическую глубинную общность различных ответвлений рода человеческого, будь то аборигены Северной или Южной Америки, Африки, Австралии, Азии или ранней поры становления европейской цивилизации.


 

Еще одним примером, подтверждающим сквозной тезис этой i павы, является находка археологов на территории России. В газете ■ Известия» сообщалось, что в августе 1993 г. новосибирские архео­логи во время раскопок в труднодоступном регионе на Восточном ЛI гае обнаружили невиданное по своему богатству захоронение...

Особую ценность захоронению придавала прекрасно сохранившаяся мумия молодой женщины... Умерла она 2500 лет назад в возрасте 23 лет... Мумия скифской девушки уникальна тем, что на ней сохранились следы татуиров­ки, которая являлась привилегией высшей касты. Особенно интересны ри­сунки на руках, считавшиеся символом власти[5].

Дальнейшая реконструкция объектов захоронения позволила установить, что «принцесса» была в одежде из шелка, в высоком го­ловном уборе с позолотой и с палочкой из лиственницы в руках. По­верх шелкового платья была надета шуба, а рядом захоронены шесть коней с металлическими бляхами, покрытыми иероглифами. Есть версия, что при жизни эта женщина была жрицей и большая часть окружавших ее предметов и знаков носила сакральный характер.

На этом «отечественном» примере мы вновь убеждаемся во вселенской жизненности наглядной демонстрации членами со­общества своего ранга и статуса. Парадоксально, но подобная потребность не завершается даже с окончанием жизни многих людей. Заботы о приличествующих рангу похоронах, о достой­ном надгробии содержатся в подавляющем числе официальных завещаний от античности до наших дней. И тем самым элементы проторекламы реализуются и в пышности похорон, и в помпез­ности надгробий, и в велеречивости эпитафий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.009 с.)