Центр против насилия и торговли людьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр против насилия и торговли людьми



ЦЕНТР ПРОТИВ НАСИЛИЯ И ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Методическое пособие

По использованию мультимедийного диска

«Право на защиту от ВСЕх форм насилия»

ПЕРМЬ


УДК 347.23

ББК 67.404.1

М 54

 

Издание осуществлено МОО «Центр против насилия и торговли людьми» в 2003 г. в рамках проекта «Создание мультимедийного пособия по обучению школьников права человека».

 

Книга издана при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества.

Высказываемая здесь точка зрения является точкой зрения авторов и, следовательно, никоим образом не может отражать официальное мнение Европейской Комиссии.

 

Авторы текста – В.А. Гладких (разделы 3 и 4), З.В. Луковцева (раздел 1), Р.В. Маранов (Введение, раздел 2).

Благодарим М.Л. Мохову за ее вклад в создание диска и настоящего Пособия.

Редактор - Ф.Л. Синицын.

Корректор – Н.И. Зумарева.

МОО «Центр против насилия и торговли людьми»:

Почтовый адрес: Россия 614000 г. Пермь, Главпочтамт, а/я 7015.

Эл. почта: no-violence@narod.ru

Интернет-сайт: http://www.cavt.ru

 

 

ББК 67.404.1

М 54 Методическое пособие по использованию мультимедийного диска «Право на защиту от всех форм насилия». Пермь, …, 2002, 132 с.

 

ISBN 000000000000000000

© Авторы, 2002.

© МОО «Центр против насилия и торговли людьми», 2002.


ОГЛАВЛЕНИЕ

    стр.
  Введение    
1. Пособие для младших школьников «Приключения Буратино»    
2. Пособие для старшеклассников «Право на защиту от насилия»    
3. Краткое введение в психологическую диагностику    
4. Описание психологических тестов    
5. Дополнительные материалы, размещенные на диске    

 


ВВЕДЕНие

 

 

Вы держите в руках необычную книгу. Необычность ее заключается в том, что это методическое пособие является инструкцией по эксплуатации к электронному продукту - компьютерной программе по преподаванию прав человека. Это первая в своем роде разработка.

Когда мы заходим в магазин, торгующий разного рода учебной литературой, всегда можно найти витрину, в которой выставлены мультимедийные диски на разную тематику. Есть электронные учебники по химии, физике, математике, астрономии, иностранным языкам. Есть электронные энциклопедии по истории, кинематографии и прочим интересным предметам.

Только нельзя найти на этих витринах диски, которые были бы посвящены школьным общественным дисциплинам. Поэтому одной из целей настоящего проекта была устранить «мультимедийную несправедливость» в отношении такого предмета как «права человека».

Тема «Права человека» входит составной частью в преподавание школьных общественных дисциплин, таких как граждановедение, человек и общество, введение в обществознание и т. д.

Процесс внедрения мультимедийных технологий находится в самом начале. Этот процесс во многом стихиен, но с другой стороны эта стихийность дает некоторые преимущества.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Представляемый учебный диск – тоже продукт ИКТ и поэтому он является новым, современным словом в обучении школьников правам человека в сфере защиты от всех форм насилия.

* * *

 

Каталог (перечень) прав человека, конечно же, гораздо шире, чем те, которые будут рассматриваться в данном модуле. В теории выделяются права человека первого, второго и третьего поколения. В данном случае речь идет о первой категории естественных прав, которые обеспечивают минимум безопасности для человека, без чего невозможна нормальная человеческая жизнь. Можно сказать, что все права сводятся к основным принципам – право на жизнь и личную неприкосновенность и право на равенство перед законом. Одной из основных и базовых потребностей человека (согласно Маслоу) является потребность в безопасности.

Многочисленные исследования показали, что психологические травмы детства оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, психическое и физическое здоровье, адаптацию в обществе. Многие авторы подчеркивают связь между медицинскими, социальными и криминальными аспектами жестокого обращения с детьми и формированием у них в последующем своеобразного «цикла насилия» в виде передачи агрессивного стиля поведения из поколения в поколение. Есть также прямая связь между суровостью наказания и выраженностью агрессивности. Жертвы насилия зачастую сами становятся агрессорами и совершают тяжкие криминальные деяния вплоть до убийств. Именно поэтому проблема жестокости и насилия в отношении детей признана во всем мире приоритетной, что и закреплено в Международной конвенции ООН по правам ребенка (1989 г.).

В России складывающаяся ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.

Курс прав человека - прежде всего, мировоззренческий. Права человека - это воспитательный компонент, направленный на формирование ценностей, и это во многом его отличает от других предметов, которые преподаются в школе.

Однако редкий учитель включает в свои занятия воспитательные цели. В основном он тратит время на компонент наращивания знаний. Но если мы будем поступать именно таким образом, то спрашивается, кого мы получим в итоге? Того, кто не умеет полученные знания применять в своей жизни. Даже добавив компонент навыков, мы получим людей, которые, может быть, и умеют применять знания на практике, но могут быть лишь умелыми манипуляторами. Для них будет неважно, где и как использовать свои знания и умения. Например, человек может знать законодательство, знать, как оно работает, и использовать его для того, чтобы добиваться каких-то своих низменных целей и уходить от ответственности.

Нам важно, чтобы либеральные ценности стали важнейшими для тех людей, с которыми мы ведем работу, чтобы они стали важной составляющей личности этих людей, чтобы соблюдать права человека стало потребностью человека.

Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь людям достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия должны последовательно вырабатывать у детей не только знания и умения, но и ценностные установки, без которых невозможно создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.[1]

Если мы дадим детям знания, но не научим действовать, они будут пассивны и беспомощны. Если мы научим детей действовать, но не привьем ценности знаний, мы вырастим самоуверенных карьеристов, некомпетентных политиков. Если же мы не сформируем нравственных ценностей, то получим умелых и знающих манипуляторов, равнодушных и безжалостных к нуждам окружающих.[2]

Применительно к рассматриваемой нами теме, знания и умения могут быть следующего содержания:

Знания: о том, что существуют документы, в которых сформулированы права человека, направленные на защиту от различных форм насилия, и о том, какие могут быть последствия нарушений прав человека.

Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, общаться с другими людьми, разрешать конфликты мирным путем, уметь противостоять любым формам насилия, помогать другим людям, ставшим жертвами насилия.

Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что нельзя применять насилие к другим людям, что мы можем сделать мир лучше, если только постараемся.

Учебный диск состоит из трех самостоятельных частей.

1. Пособие для младших школьников «Приключения Буратино».

2. Электронный учебник для старших классов «Защита от любых форм насилия»

3. Программа психологических тестов.

Все части направлены на решение одной проблемы – эффективного обучения детей основным навыкам защиты от любых форм насилия.

Пособие на основе созданного специально для настоящего диска мультфильма «Приключения Буратино» рассчитано на младших школьников. Данная сказка и ее персонажи очень хорошо подходят для использования их в качестве постоянных героев при изучении прав человека.[3]

В каждой из сцен мультфильма Буратино или его друзья попадают в сложные ситуации, где нарушается какое-то из прав человека, происходит акт насилия определенного рода. Дети с помощью учителя должны дать объяснению ситуации и поведению героев сцены мультфильма. Благодаря такой методике повышается мотивация к изучению дисциплины, увеличивается уровень усвоения материала.

Электронный учебник для средних и старших классов «Защита от всех форм насилия» содержит информацию о различных формах насилия и о способах защиты от этих форм насилия. Учебник также имеет своей целью привить учащимся идеи уважения к правам человека, ненасилия и культуры мира. Почти в каждом занятии присутствует компьютерная игра соответствующей тематики.

Раздел «Психологическая диагностика» является важным дополнением к первым двум частям, но может использоваться самостоятельно как инструмент для проведения психологических тестов.

Необходимость включения такого раздела вызвана следующими соображениями. Рассматриваемая тема - «защита от насилия» - во много связана с человеческой природой, в частности с проблемами врожденной агрессии и деструктивности. С другой стороны, при нарушении права на защиту от насилия у жертвы – человека, подвергшегося какой-либо форме насилия, - могут происходить изменения на психологическом уровне (например, начаться посттравматический синдром), и тогда последствия могут быть очень серьезными. Мы считаем, что школа не только должна дать знания в области защиты от насилия, но она должна помогать тем ученикам, кто стал жертвой насилия, или наоборот, склонен к насилию. Для того чтобы выявить таких «проблемных» учеников, как раз необходимы психологические тесты.

При этом для получения более объективной картины следует подвергнуть диагностике не только учащихся, но и их родителей. Для этой цели на диске имеются также специальные тесты для родителей.

Мы считаем, что и педагог должен пройти специальное самотестирование, чтобы лучше понять отношения, которые складываются между ним и учениками.

Результаты всех тестов сохраняются в папке Results в виде текстовых файлов или файла в формате bmp (картинка) в тесте «Силуэт».

 

Почему не Интернет?

У некоторых читателей может возникнуть вопрос, зачем создавать отдельный диск, когда проще разместить всю информацию на сайте в Интернете, куда может зайти любой желающий, - ведь это дешевле, чем тиражировать диск и распространять его по школам.

Проблема в том, что в среднем только 2 % школ России имеют более-менее постоянный доступ в Интернет. Связано это с тем, что доступ во всемирную сеть является платным, и школа просто не имеет средств платить за Интернет. Во-вторых, поскольку доступ в Интернет осуществляется через телефонные линии, качество которых в большинстве регионов России оставляет желать лучшего, то объем информации, который можно прокачать через Интернет – мизерный, и программы, загружаемые через Интернет, работают медленно.

Успешность открытого дистанционного обучения производна, прежде всего, от желания и умения учиться самостоятельно, без непосредственного контакта учащегося с преподавателем. В странах бывшего Советского Союза подавляющее большинство школьников и студентов этой способностью не обладают. Поэтому развивающая стратегия (благотворная и в очном, непосредственном обучении), в дистанционном обучении особенно полезна. Она возрождает (и поддерживает) учебно-познавательный интерес учащегося и формирует у него систему учебных и познавательных действий, что и реализуется в освоении учащимся знаний, умений и навыков в определенной области.

 

Компьютерной грамотностью

Естественно, что при использовании компьютерных технологий необходимо, чтобы учитель имел хотя бы общие представления о том, как работает компьютерная программа. Поэтому проще всего сначала попробовать ее на себе, выяснить, что конкретно можно включить в план занятий, как построить сам урок.

 


Пособие для младших КЛАССов

«Приключения Буратино»

 

 

Представленная программа занятий направлена на формирование у младших подростков адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях. Предусмотрено рассмотрение шести тематических разделов, посвященных наиболее распространенным вариантам нарушения прав ребенка: «Право на жизнь», «Насилие в семье», «Насилие среди сверстников», «Насилие на улице», «Сексуальное насилие», «Психологическое насилие». Каждому разделу соответствует одно занятие, включающее выполнение интерактивного теста, обсуждение ключевых вопросов темы и выполнение детьми (самостоятельно или совместно с родителями) домашнего задания. В течение всего обучающего цикла в распоряжении детей остается словарь, включающий все необходимые понятия.

Исходя из общих возрастно-психологических характеристик целевой группы детей, при проведении занятий необходимо принять во внимание следующее:

 

1. Младший подростковый возраст относят к аффективному периоду развития высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка. Для детей этого возраста характерны неустойчивость эмоциональных реакций, недостаточная сформированность и обоснованность собственных установок и убеждений. В силу этого важно, чтобы при обсуждении проблемных вопросов преподаватель особенно бережно отнесся к переживаниям участников занятий.

Следует обратить внимание на детей, которые подчеркнуто несерьезно относятся к занятиям, высмеивают обсуждаемые термины и ситуации, или, напротив, «уходят в себя»: почти всегда такое поведение связано с наличием насилия в собственном опыте ребенка и носит характер психологической защиты.

Нередко кто-нибудь из участников во время обсуждения эмоционально значимой для него темы задает вопрос о реальном факте насилия (обычно «произошедшего с подругой» или «увиденного в телепередаче»). Вкратце ответив на такой вопрос, преподавателю следует предусмотреть и продумать возможности дальнейшей помощи ребенку на тот случай, если на самом деле описанная ситуация произошла с ним самим (можно предложить ребенку подойти после занятия и подробнее обсудить эту ситуацию и пр.).

При обсуждении «планов безопасности» и тем насилия в семье и сексуального насилия принципиальное значение имеет внесение полной ясности в вопрос о локусе контроля или ответственности. Наряду с необходимостью следовать «плану безопасности» дети должны усвоить, что отступление от этого плана не переносит на них ответственности за возможные последствия. Например, если ребенок поверил злоумышленнику, последовал за ним и подвергся насилию, то вина за случившееся в любом случае лежит на том, кто совершил насилие. Уверенность в собственной правоте поможет детям обратиться за помощью к родителям или другим взрослым без страха быть наказанными за «излишнюю доверчивость» или «недомыслие».

 

2. Сложность работы с младшей подростковой аудиторией связана с наличием противоречий между усвоенными в младшем возрасте «родительскими» установками и зарождающимся стремлением к совершению самостоятельных выборов. Преподавателю следует быть готовым к проявлениям отрицания, негативизма в отношении обсуждаемых проблем. При трудностях такого рода стоит задавать «оппозиционерам» наводящие встречные вопросы, но не навязывать «официальную точку зрения».

 

Последнее занятие посвящено просмотру и обсуждению мультфильма, сцены которого соответствуют тематическим разделам предыдущих занятий. Построение сюжетов мультфильмов оставляет возможности для дополнительного обсуждения с детьми некоторых проблемных вопросов:

· Поведение положительных персонажей мультфильмов неоднозначно. Так, в сцене 1, Папа Карло, защищая Буратино, сам совершает насилие в отношении обидчика (хватает Карабаса Барабаса за бороду и привязывает его к столу), и такие эпизоды встречаются еще в ряде сцен.

· Сцены насилия выглядят ярче и живее, чем возможности выхода из ситуаций насилия. Ряд сюжетов завершается вмешательством Папы Карло или «волшебной силы» - Сверчка. Возникает вопрос: что делать ребенку в настоящей ситуации насилия, когда рядом нет никого из близких, и в кармане нет говорящего Сверчка?

· В силу указанных моментов сюжеты мультфильмов оказываются несколько изолированными от содержания дальнейших занятий, посвященных закреплению информации о правах ребенка.

 

Для того чтобы сфокусировать внимание детей на реальных способах выхода из опасных ситуаций, можно завершать просмотр каждой сцены тремя дополнительными упражнениями:

 

  1. Обсуждение чувств и мыслей персонажей

Цель: озвучить внутренние причины и цели поступков персонажей, сделать образы персонажей более отчетливыми. Это особенно важно при работе с теми сценами, в которых позиция одного и того же героя меняется. Например, в сцене 2 Буратино сначала дразнит Мальвину, затем жалеет ее и грозится наказать обидчика, а при появлении Карабаса Барабаса пугается и зовет на помощь Папу Карло.

Возможные вопросы для обсуждения сцены 2:

· Почему Буратино стал дразнить Мальвину?

· Как чувствовала себя при этом Мальвина?

· Что изменилось, когда Буратино увидел синяки на лице Мальвины?

· Почему Мальвина не хотела признаваться в том, что ее побил Карабас Барабас?

 

Инсценировка № 2 «Больница»

Примерный список персонажей:

· Врач, являющийся противником эвтаназии.

· Врач, являющийся сторонником эвтаназии.

· Медсестра.

· Нянечка.

· Пациент – обеспеченный пожилой человек, страдающий онкологическим заболеванием и обреченный на смерть. Болеутоляющие средства помогают с каждым днем все меньше; пациент просит медиков и своих родных прекратить его страдания – совершить акт эвтаназии.

· Друг пациента.

· Сын пациента.

Дети, не вошедшие в число актеров, становятся зрителями. Инсценировка проходит в форме поочередного произнесения монологов каждым из персонажей. В монологах должны прозвучать позиции персонажей.

По окончании инсценировки все дети возвращаются на свои места в классе и проводят мозговой штурм на тему “Следует ли разрешить эвтаназию?”

Полученный групповой ответ оформляется в виде плаката и помещается на стену класса, где проходят занятия.

ОБРАЗЕЦ ОПРОСНОГО ЛИСТА

Вопрос №1: “Следует ли отменить запрет на смертную казнь? Почему?”

Вопрос №2: “Следует ли разрешить эвтаназию? Почему?”

Пол отвечавшего Возраст отвечавшего Место работы (учебы) отвечавшего Ответ на вопрос №1 Ответ на вопрос №2
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          

 

На следующем занятии результаты опроса оглашаются, и проводится обсуждение того, почему преобладают те или иные ответы.


Тема 2. Насилие в семье.

 

При обсуждении данной темы полезно не только затронуть вопрос о том, что такое насилие в семье и что делать, если ребенок с ним столкнулся. Очень важно закрепить навык ненасильственного поведения и у самих участников занятий. Для достижения этой цели предлагается провести мини-опрос участников занятий на тему “Ненасильственное поведение”.

 

Прочитай список качеств, приведенный в таблице.

Задание № 1. Представь себе, что ты уже взрослый. Хочешь ли ты, чтобы твой муж (жена, сын, дочь и другие) обладали такими качествами? Напротив каждого качества в колонке “А” напиши “Да” или “Нет”.

Задание № 2. Как ты думаешь, есть ли перечисленные качества у тебя самого? Напротив каждого качества в колонке “Б” напиши “Да” или “Нет”.

Задание № 3. Сравни колонки “А” и “Б” и подумай над полученным результатом.

ОБРАЗЕЦ ОПРОСНОГО ЛИСТА

Качество А Б
1. Любит навязывать свое мнение, “давить” на окружающих, считает себя лучше других    
2. Насмехается над окружающими    
3. Всегда открыто говорит о своих чувствах и мыслях    
4. Обманывает окружающих, используя их в своих целях    
5. Уважает чувства и мнение окружающих    
6. Обвиняет окружающих в собственных ошибках и плохом настроении    
7. Жестоко обращается с животными, маленькими детьми, стариками: оскорбляет, бьет их    
8. Внимательно выслушивает и поддерживает окружающих, помогает им    
9. Ревнует своих близких, следит за ними, запрещает им общаться с друзьями    
10. Запугивает окружающих, угрожает им    

 

Итоги опроса обсуждаются в классе, после чего проводится мозговой штурм на тему «Что такое ненасильственное поведение?” Результаты мозгового штурма оформляются в виде плаката и помещаются рядом с плакатами по предыдущей теме.

 

Упражнение № 2

“Одноклассник, который на меня не похож”

 

Выполняя это упражнение, участники делятся на пары. По команде один из партнеров начинает называть вслух качества, которыми кто-то из одноклассников отличается от него самого. Второй партнер пытается отгадать, о каком именно однокласснике идет речь. Побеждает та пара, которая справилась с заданием быстрее всего.

 

Тема 4. Насилие на улице.

 

Обсуждая с детьми данную проблему, необходимо озвучить вопрос о внутренних барьерах, мешающих детям применить даже хорошо выученный “план безопасности”. Участникам стоит раздать карточки с описаниями различных ситуаций и попросить объяснить, ПОЧЕМУ маленькие герои не смогли поступить согласно планам безопасности (например: из-за смущения, от неожиданности, из-за желания быть вежливым…). По окончании обсуждения необходимо суммировать перечисленные барьеры и выписать их на доске.

 

Примеры ситуаций:

1. Мальчик Дима гулял во дворе. К нему подошел пожилой мужчина и, сказав, что очень плохо себя чувствует, попросил проводить его до аптеки. Дима отправился вместе с незнакомцем, хотя мог бы позвать кого-то из соседок, сидевших неподалеку на лавочке.

2. Девочка Настя возвращалась из школы. Подойдя к своему подъезду, она услышала за спиной шаги: сзади шел незнакомый мужчина. Мужчина сказал Насте, что он идет в гости в этот подъезд, и попросил открыть кодовый замок. Настя открыла дверь и вежливо посторонилась.

3. Мальчик Денис был дома один, когда зазвонил телефон. Денис снял трубку. Незнакомая женщина спросила, есть ли дома кто-нибудь из взрослых. Денис вежливо сказал: «Нет, мама и папа на работе и вернутся только в восемь часов».

 

Пособие для старших классов

«право на защиту от насилия»

 

 

Возрастные рамки модуля

Данный модуль ориентирован на 6-8 классы. Однако он может быть использован как вспомогательный в 9-11 классах.

В этом возрасте у детей еще не сложились устойчивые жизненные стереотипы, они только вырабатывают свою жизненную позицию, поэтому данный модуль, посвященный правам человека, может помочь им в этом.

Также важно помнить, что с 14-тилетнего возраста подросток может подлежать уголовной ответственности, и, следовательно, может столкнуться с насилием в правоохранительных органах. При таких обстоятельствах необходимо дать достаточную информацию о том, как подростку защитить себя от насилия.

 

Цели и задачи модуля

Первой целью модуля является воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.

В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2001-2010 гг. Международным Десятилетием за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира - не устранение конфликтов (без которых невозможны развитие и контакты), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах:

1. Уважении прав, достоинства и жизни каждого человека – уважении всех прав и прав всех людей.

2. Ненасилии - отказе от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.

3. Щедрости души - умении жить вместе без отчуждения и несправедливости.

4. «Слушать, чтобы слышать» – свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

5. Сохранении планеты – уверенности, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

6. Толерантности - осознании того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

7. Равноправии мужчин и женщин - гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

8. Демократии - когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений.

Вторая цель - научить детей эффективной защите от различных форм насилия. Под этим подразумевается правовое просвещение учащихся и их обучение конкретным методикам защиты себя и других от насилия.

Содержание модуля

В рамках данного модуля собраны темы, так или иначе связанные с защитой прав, перечисленных в статьях 3, 4 и 5 Всеобщей декларации прав человека, а именно:

«Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3).

«Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4).

«Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию» (ст. 5).

Данные статьи провозглашают право человека на защиту от любых форм насилия.

Поскольку дети нуждаются в дополнительной защите, то в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. В преамбуле Конвенции говорится, что ее цель – установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми, в различной степени, они ежедневно сталкиваются во всех странах мира.

В частности, в статье 19 Конвенции указано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического и психологического насилия. В статье 32 Конвенции закреплено право ребенка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья. Статья 34 устанавливает защиту ребенка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защиту от использования детей для создания порнографических материалов. Согласно ст. 35 Конвенции, государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми и контрабанды детей.

Основываясь на указанных документах, данный модуль направлен на изучение именно той части Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, где говорится о праве на защиту от насилия (его разных форм). Каждая тема, помимо теоретической части, содержит практическую часть, направленную на обучение детей защите от различных форм насилия.

Методические основы модуля

К настоящему времени накоплен большой опыт преподавания прав человека в школах. Наиболее фундаментальные исследования в данной области выработал Молодежный центр прав человека и правовой культуры. В его методиках наиболее полно изложена суть подхода к преподаванию прав человека. В целом мы считаем, что наш модуль может быть включен как дополнение к курсу «Права человека», разработанному Молодежным центром прав человека и правовой культуры.

В данной книге мы не будем приводить все приемы и методы, используемые в процессе преподавания курса «Права человека», поскольку они подробно изложены в книге «Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя». В 2-х тт. - М.: Издательство «Реал-А», 2000. Мы остановимся лишь на тех методических приемах, которые обязательно должны применяться, если на уроках используется какая-либо часть компьютерного пособия.

 

Методические приемы обучения [4]

Приводим варианты, как может быть использован данный модуль в конкретных случаях.

 

Игра

Практически в каждом уроке есть компьютерная игра. Однако сама правовая или деловая игра не сводится только к компьютерной. Правильней было бы сказать, что компьютерная игра является разминкой для «живой» игры. Это связано с тем, что ситуации в ролевых играх не могут быть заранее просчитаны и, соответственно, не могут быть реализованы в компьютерном виде. «Живая» игра может идти по общему сценарию с компьютерной, но содержание и предлагаемые варианты решения ситуаций всегда будут разными. Как раз именно это и является залогом интересности игры, вживанием ученика в роль.

Любая игра делится на две части: непосредственно игра и дискуссия (обсуждение). Особенность игр по правам человека, по сравнению с другими учебными играми, заключается в том, что они в основном направлены не на закрепление информации, а на осознание ее содержания, для чего необходимо примерить права человека на себя, прочувствовать их. Иначе, при несовпадении получаемых знаний с внутренними убеждениями, получается обратный эффект. И чем изящнее замаскирован учебный материал в игре, тем большее удовольствие в процессе добывания этой информации получают дети. В связи с этим, игру можно проводить как после беседы на определенную тему, так и до. В последнем варианте, игра служит поводом и дополнительным мотивом для изучения того или иного случая.

В данном случае мы использовали имитационную игру. Это такая игра, которая основывается на конкретных ситуациях, взятых из жизни, и представляет себя упрощенную модель действительности. Имитация здесь понимается широко – как замена непосредственного эксперимента манипулированием моделями и макетами, заменяющими реальный объект изучения. В данных играх участники принимают на себя определенные роли: Деловые или имитационные игры являются серьезными играми, а не развлечением или отдыхом. Поэтому всегда следует избегать ситуации, когда игра становится самоцелью.

 

Этапы организации игры

Дидактическая функция правовой игры реализуется через суждение игрового действия, причем происходит это на двух уровнях, как анализ самого процесса и как обсуждение возможностей использования опыта в других ситуациях. Правовая игра имеет две стороны учебно-познавательного результата: предметно-содержательную и социально-психологическую. Схематично модель обучения на основе правовой игры можно представить так:

1. Создание игровой правовой ситуации (компьютерный вариант)

2. Игра: «переживание ситуации» (компьютерный вариант)

3. Итоги игры: самооценка действий участников

4. Проведение «живой» игры.

5. Вывод из игры, обсуждение игры.

6. Учебно-познавательные итоги игры.

В случае проведения «живой» игры по сценарию компьютерной игры, важно помнить, что в ходе игры «переживание ситуации» должно четко отделяться от последующего обсуждения. Детей необходимо вывести из ролевой ситуации. Дети, пережившие ролевую ситуацию непосредственно, могут потерять грань между игрой и реальностью. Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. Ученик сразу же после окончания игрового этапа должен почувствовать, что ролевая игра и обсуждение – разные вещи. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, т.е. не обязательно, что он считает правильными такой образ мысли и действия. А в обсуждении он говорит то, что он думает и чувствует на самом деле.

В процессе компьютерной игры участие ведущего (эксперта), которым обычно является педагог, не обязательно. Но в процессе живой игры не обойтись без эксперта – независимого от игровой ситуации лица, который отслеживает ход игры, наиболее интересные игровые ситуации и их решение.

Ход обсуждения:

1-й этап

· Восстановление игровой ситуации (в том числе снятие эмоционального всплеска).

· Общие игровые итоги (но не выявление победителя).

· Обсуждение наиболее интересных решений в возникавших игровых ситуациях.

2-й этап.

Правовое содержание игры, т.е. выявление проблем (правового характера), с которыми столкнулись участники игры.

3-й этап.

Конструкторское обсуждение – заключительный этап работы над игрой. Когда все чувства проанализированы и проблемы, затронутые в игре, обсуждены, можно обсудить саму технологию игры (т.е. техническую сторону): как ее можно изменить и улучшить, чтобы модель более полно соответствовала жизни.

Любая правовая игра должна являться основанием для начала (или продолжения) правового обучения. При обсуждении необходимо отмечать и анализировать те проблемные ситуации с нарушением права, которые не были запрограммированы в начале игры, но возникли в ходе ее.

 

Проведение игры

Проведение каждой игры, как правило, подразделяется на три этапа: подготовку, ход игры и анализ.

Подготовка к компьютерной игре должна начинаться с объяснения правил игры и правил управления игрой, знакомства с интерфейсом. При этом желательно, чтобы ученики видели всё, что происходит на экране, или сами уже сидели за компьютерами. Эта информация, в принципе, есть в самой игре. Важно сразу же определить, сколько времени необходимо на «прохождение» всей игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.133 с.)