Особенности проведения методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения методики



Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого. Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу. Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик. И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.

Как любая проективная методика, тест Жиля не имеет однозначной интерпретации, поэтому важно, чтобы его проводил специалист, имеющий опыт работы с проективными методиками в целом и этой методикой в частности.

Есть несколько критических замечаний или точнее вопросов, которые появляются, когда начинаешь применять данную методику. Один из вопросов: если у ребенка нет братьев и сестер или один родитель, то ему нужно предлагать другие картинки или те же самые? Неизвестно, как использование стандартных картинок повлияет на результаты тестирования в случае ребенка без братьев (сестер) или родителя (родителей).

Интересно было бы соотнести типичные выборы с видами личностных проблем ребенка. Для этого необходимо обобщить большой эмпирический материал. Таких данных, которые бы существенно помогли интерпретации, обнаружить не удалось.

 


Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)

Тип методики Опросник (88 вопросов)
Автор методики К. Леонгард
Что тест изучает Акцентуации характера
Для кого предназначен Можно применять, начиная с подросткового возраста
Интерпретация Показатель выше 12 баллов по шкале говорит о выраженности акцентуации

 

Чтобы понять, что измеряет данный тест, скажем несколько слов о характере.

В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Поэтому, когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Важнейшими проблемами характерологии (учения о характере) на протяжении веков были выявления типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно, под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Понятие «акцентуация» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывается на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Таким образом, наличие акцентуаций говорит о том, что некоторые черты характера преувеличены (акцентуированы).

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

2. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты - добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

3. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляя повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросердечные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнера по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Циклотимный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнуты. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной акцентуацией.

9. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

10. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

 


Методика «Силуэт»

 

Тип методики Проективная методика (цветовая)
Автор методики Неизвестен
Что тест изучает Локализацию различных чувств в теле и их количественную выраженность
Для кого предназначен Возрастных ограничений не имеет
Интерпретация Преобладание какого-либо цвета (в процентном соотношении) говорит о преобладании чувства, которое символизирует этот цвет. Качественная интерпретация приводится ниже

 

Это проективная методика, цель которой - наглядная демонстрация распределения (наличия) таких эмоций, чувств, как гнев, радость, удовольствие и др. в теле, и их количественное выражение. Предполагается, что каждое чувство имеет свою локализацию в теле человека. В данной методике каждое чувство связано с определенным цветом, причем эта связь субъективна, т.е. человек сам выбирает, какой цвет символизирует то или иное чувство.

Кроме получения информации об эмоциональной окраске самоощущения ребенка, для анализа полученной картины можно ориентироваться на следующие положения:

1. Чувства, локализующиеся в конечностях (руки, ноги), осознаются больше и имеют больше возможностей для выхода, чем чувства, локализованные в туловище, эти чувства наименее осознанные и наиболее скрытые.

2. Чувства, расположенные в конечностях (руки, ноги) подвижны, легко заменяются другими.

3. Чувства, расположенные в голове, не являются мотивом поступков. Скорее всего, они являются предметом изучения, рассмотрения.

4. Чувство в данном тесте не привязано к определенному цвету.

Процедура проведения следующая: обследуемому предлагают соотнести определенное чувство с цветом, для этого его просят закрасить домик, рядом с которым написано то или иное чувство, в один из восьми цветов (красный, черный, синий, желтый, коричневый, фиолетовый, зеленый, голубой). После этого предлагают раскрасить силуэт человека любыми из этих цветов.

Чтобы интерпретировать результаты этого теста, необходимо обладать знаниями в нескольких областях психологии, таких как теория проекции, психология цвета, психосоматика, а также иметь опыт в проведении этой методики и общения с обследуемыми. Любое механическое объяснение результатов может негативно отразиться на клиенте.

Методику «Силуэт» нельзя считать тестом в строгом смысле слова, нет данных о ее проверке на валидность и надежность, нет также информации о нормах. У данной методики большой диагностический потенциал, необходимы серьезные исследования для изучения тех возможностей, которые может дать «Силуэт». Однако эта методика применяется в клинической практике и, по словам использующих ее специалистов, дает много полезной информации о клиенте, помогая тем самым в познании его личности и выявлению проблемных зон.

В психодиагностике существует методика, которая строится на выборе цвета – это методика цветовых выборов Люшера. Однако есть существенная разница между методикой «Силуэт» и методикой Люшера. В методике Люшера каждому цвету соответствует определенное чувство или состояние (например, синий цвет символизирует спокойствие и удовлетворенность), в методике «Силуэт» соотношение цвета и чувства производит сам индивид. Вполне возможны расхождения типа: обследуемый по методике «Силуэт» обозначит черным цветом чувство радости, а в методике Люшера черный цвет символизирует негативные чувства, такие как страх, тревожность, переживания стресса. Необходима дополнительная беседа, чтобы прояснить мотивы выбора черного цвета в качестве обозначения радости. С одной стороны, это несет дополнительную информацию об обследуемом, с другой – требует осторожно подходить к любым интерпретациям результатов по данному тесту.

Существует тест, похожий на методику «Силуэт», он называется «Цветоуказание на неудовлетворенность собственным телом». Это невербальная (без использования слов) методика, предназначенная для оценки уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) своим телом. Обследуемому дается два изображения человеческого тела (вид спереди и вид сбоку), мужского и женского. Затем предлагают пять карандашей (голубой, зеленый, черный, желтый и красный) и просят раскрасить изображенную фигуру соответствующего пола.

Интересна интерпретация цветов в данном тесте: если человек закрасил какую-либо часть тела красным цветом, то это говорит о том, что его эта часть тела крайне не удовлетворяет (5 баллов). Желтый цвет – часть тела не удовлетворяет (4 балла), черный – нейтральное отношение (3 балла), зеленый – удовлетворяет (2 балла), голубой – весьма удовлетворяет (1 балл).

Получаются довольно противоречивые данные в литературе, поэтому так важно осторожно относиться к интерпретации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.015 с.)