Для исследования межличностных отношений в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для исследования межличностных отношений в семье



Тип методики Сочетает в себе проективную методику (рисуночный тест) и анкету
Автор методики Рене Жиль
Что тест изучает (цель) Сферу межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, его социальной приспособляемости
Для кого предназначен Для детей от 4 до 12 лет; в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста
Интерпретация Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица в тесте (в основном качественный анализ результатов)

 

Выводы о характере межличностных отношений должны, в первую очередь, базироваться на наблюдении. Однако далеко не всегда у психолога имеются возможности для глубокого и всестороннего наблюдения, и тогда ему приходится моделировать межличностные связи клиентов. Нередко даже взрослому человеку бывает трудно с помощью речевых конструкций обозначить тонкие оттенки отношений, поэтому многие подобные тесты носят невербальный характер.

Для моделирования межличностных отношений широко используются неоднозначные рисунки (например, ТАТ и его многочисленные модификации, тест Розенцвейга и т.п.). Оценивая ситуацию на рисунках, испытуемый руководствуется личным опытом, своим знанием сферы отношений, собственной интерпретацией изображенных людей и предметов.

Тест Рене Жиля был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь, к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого (важных для него людей). Это проективная методика, использующая как рисунки, так и опрос. Она была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей. Методика направлена на выявление особенностей поведения в разных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него и затрагивающих отношения с другими людьми.

Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: «С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?»

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.

Личностные отношения ребенка можно описать, используя две группы переменных:

1. Показатели, характеризующие отношения ребенка с другими людьми: а) матерью, б) отцом, в) обоими родителями, г) братьями и сестрами, д) бабушкой и дедушкой, е) другом (подругой), ж) учителем (воспитателем или другим авторитетом для ребенка).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: а) любознательность, б) стремление к доминированию в группе, в) стремление к общению с другими детьми в больших группах, г) отгороженность от других, стремление к уединению, д) социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста Р. Жиля, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с его помощью.

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.[5]

Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.

Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.006 с.)