Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла



(Адаптация Т.В. Нещерет, «Семейная жизнь глазами матери»)

 

Тип методики Опросник
Автор методики Е.Шеффер и Р.Белл
Что тест изучает Отношение родителей (матерей) к разным сторонам семейной жизни
Для кого предназначен Для родителей (усыновителей, попечителей)
Интерпретация Максимальная выраженность признака - 20 баллов, минимальная - 5 баллов (описание признаков - ниже)

 

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы:

1. оптимальный эмоциональный контакт;

2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;

3. излишняя концентрация на ребенке.

 

Шкалы выглядят следующим образом:

 

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков:

- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (шкала 3);

- ощущение самопожертвования в роли матери (шкала 5);

- семейные конфликты (шкала 7);

- сверхавторитет родителей (шкала 11);

- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (шкала 13);

- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (шкала 17);

- доминирование матери (шкала 19);

- зависимость и несамостоятельность матери (шкала 23).

 

Отношение родителей к ребенку:

1. Оптимальный эмоциональный контакт

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (шкала 1)

- партнерские отношения (шкала 14)

- развитие активности ребенка (шкала 15)

- уравнительные отношения между родителями и ребенком (шкала 21)

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

- раздражительность, вспыльчивость (шкала 8)

- суровость, излишняя строгость (шкала 9)

- уклонение от контакта с ребенком (шкала 16)

3. Излишняя концентрация на ребенке

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (шкала 2)

- преодоление сопротивления, подавление воли (шкала 4)

- создание безопасности, опасение обидеть (шкала 6)

- исключение внесемейных влияний (шкала 10)

- подавление агрессивности (шкала 12)

- подавление сексуальности (шкала 18)

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (шкала 20)

- стремление ускорить развитие ребенка (шкала 22).

 

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Максимальная выраженность признака - 20 баллов, минимальная - 5 баллов. 18, 19, 20 – высокие оценки, 8, 7, 6, 5 – низкие.

Даже беглое знакомство с признаками, которые изучаются данной методикой, показывает, что эта методика не подходит для самообследования. Любой родитель хочет считать себя хорошим родителем и стремится им стать. Только «хорошесть» каждый понимает по-разному, и например, то, что психологи называют гиперопекой, считают проявлением своей любви. Если представить, что такой родитель получит результаты, которые ему не понравятся, то сразу же включатся защитные механизмы и результаты будут обесценены. Поэтому данная методика должна использоваться исключительно специалистами, которые понимают, как использовать полученные результаты, и являются людьми, не связанными с обследуемым родителем какими бы то ни было отношениями, кроме профессиональных.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето­дике это шкала 17);

- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.008 с.)