Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла
(Адаптация Т.В. Нещерет, «Семейная жизнь глазами матери»)
Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1. оптимальный эмоциональный контакт; 2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3. излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы выглядят следующим образом:
Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков: - ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (шкала 3); - ощущение самопожертвования в роли матери (шкала 5); - семейные конфликты (шкала 7); - сверхавторитет родителей (шкала 11); - неудовлетворенность ролью хозяйки дома (шкала 13); - «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (шкала 17); - доминирование матери (шкала 19); - зависимость и несамостоятельность матери (шкала 23).
Отношение родителей к ребенку: 1. Оптимальный эмоциональный контакт - побуждение словесных проявлений, вербализаций (шкала 1) - партнерские отношения (шкала 14) - развитие активности ребенка (шкала 15) - уравнительные отношения между родителями и ребенком (шкала 21) 2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком - раздражительность, вспыльчивость (шкала 8) - суровость, излишняя строгость (шкала 9) - уклонение от контакта с ребенком (шкала 16) 3. Излишняя концентрация на ребенке - чрезмерная забота, установление отношений зависимости (шкала 2) - преодоление сопротивления, подавление воли (шкала 4) - создание безопасности, опасение обидеть (шкала 6) - исключение внесемейных влияний (шкала 10) - подавление агрессивности (шкала 12) - подавление сексуальности (шкала 18)
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (шкала 20) - стремление ускорить развитие ребенка (шкала 22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Максимальная выраженность признака - 20 баллов, минимальная - 5 баллов. 18, 19, 20 – высокие оценки, 8, 7, 6, 5 – низкие. Даже беглое знакомство с признаками, которые изучаются данной методикой, показывает, что эта методика не подходит для самообследования. Любой родитель хочет считать себя хорошим родителем и стремится им стать. Только «хорошесть» каждый понимает по-разному, и например, то, что психологи называют гиперопекой, считают проявлением своей любви. Если представить, что такой родитель получит результаты, которые ему не понравятся, то сразу же включатся защитные механизмы и результаты будут обесценены. Поэтому данная методика должна использоваться исключительно специалистами, которые понимают, как использовать полученные результаты, и являются людьми, не связанными с обследуемым родителем какими бы то ни было отношениями, кроме профессиональных. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: - хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); - межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17); - отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11). Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23. Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.008 с.) |