Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории экспертных криминалистических задач
Теоретической основой криминалистической диагностики как одного из частных методов познания являются общеизвестные положения о познаваемости события (явления, факта) по его результатам.
Являясь одним из методов, применяемых в сложной и многогранной системе судебного доказывания, она полностью согласуется с его общими принципами установления истины. Как известно, судебное доказывание с познавательной стороны этого процесса расценивается как мысленная реконструкция прошлых событий, в ходе которой преобладают выводы так называемого "обратного направления: от явления к сущности, от следствия к его причине, от совокупности общих и частных признаков к установлению конкретного объекта или группы объектов"1. 1 Эйсман А. А. Заключение эксперта. С. 15. Возможность познания причины по ее результату, сущности явления по его следам в широком смысле слова с бесспорностью признается материалистической диалектикой. Методологической основой процесса такого познания является теория отражения1. Отправляясь от известного положения материалистической теории отражения, рассматривающей этот процесс, родственный с ощущением, в качестве фундаментального свойства всякой материи, и опираясь на теоретические основы теории отражения в ее современном виде, отечественные криминалисты сделали немало для того, чтобы с этих позиций раскрыть сущность и способы собирания и использования доказательств в процессе познания такого специфического действия, каковым является преступление. "Связь отражаемого с отражающим — всеобщая универсальная связь, охватывающая в такой же мере и явления, события преступления, — отмечает Н. А. Якубович. — Внутреннюю сторону преступления составляют его причины, умысел обвиняемого, мотивы и цели преступления, которые реализуются в различного рода действиях, связанных со способом совершения преступления. Проявление этих действий познается через те отношения, в которые преступник вступает в момент их совершения с внешней средой. Преступные действия совершаются против кого-то или чего-то; они совершаются в определенной обстановке, с помощью специальных средств и в присутствии или в отсутствие других лиц. В процессе взаимодействия лица с указанными одушевленными и неодушевленными объектами его действия находят в них свое отражение"2. Таким образом, с точки зрения теории отражения, событие преступления, как явление объективной действительности, не может не взаимодействовать с окружающей обстановкой, порождая в ней определенные изменения. При этом связи между отражаемым событием и отражающей средой могут быть как достаточно наглядны и просты, так и носить сложный, многоступенчатый характер. С учетом сложного характера всякого отражаемого события (в том числе преступного действия) и многообразия процесса отражения последний рассматривается как результат взаимодействия двух систем: отражаемой и отражающей. Подобный подход позволяет изучать отражаемую систему в
1 См.: Белкин Р. С. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970. 2 Якубович Н. А. Роль философских категорий в познании природы судебных доказательств // Вопросы борьбы с преступностью. 1962. № 5. С. 109. качестве объекта познания как организованное множество отдельных элементов. Такими элементами могут быть любые явления, физические процессы, свойства объектов, находящиеся в связи, способной обеспечить целостную структуру системы. Таким образом, структура отражает внутреннюю организацию системы, ее целостность и качественные особенности1. При этом каждый из элементов, представляя собой частичную подсистему, также обладает свойствами самостоятельной структуры. В итоге в любом явлении прослеживается соединение, сплетение, многообразие элементов и присущих им структур.
Трансформируя систему взаимосвязей отражаемого и отражающего применительно к происходящему при событии преступления, Р. С. Белкин выражает следующим образом акт отражения2:
("отпечатки" свойств личности, результаты действия) Применительно к материальным носителям информации, используемым для диагностических исследований, можно говорить об информации, свидетельствующей о признаках (свойствах) объекта отражения, в том числе о субъекте
1 См.: Свидерский В. И. О динамике элементов и структуры в объективном мире и познании. М., 1962. С. 10—12. 2 См.: Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. I. M., 1977. С. 38. действия, и об информации о признаках механизма действия (события). В соответствии с этим Р. С. Белкин1 предлагает подразделять информацию на: — личностную (информация о человеке как объекте или субъекте процесса следообразования); — вещную (информация о предмете — следообразую-щем и следовоспринимающем объектах); — и операционную (информация об операции, приведшей к возникновению следа, т. е. о механизме следообразования). Последняя может содержать в себе элементы личностной информации индивидуально определенного или группового характера. Диагностические задачи могут находиться в круге любой из указанных информации, о чем свидетельствует приведенный ранее их перечень. Изучение любого из приведенных выше видов информации для решения диагностических задач осуществляется на основе данных, накопленных криминалистикой. В тех случаях, когда диагностирование осуществляется в отношении объектов или их отображений, базисом такого исследования являются научные положения криминалистики, формулируемые как "морфологическое учение о симптомах, свойствах и признаках исследуемых объектов"2. При этом так же, как и в теории идентификации, основное внимание должно быть уделено информативной стороне признаков как выразителей свойств объекта. Методы и средства диагностических исследований, несомненно, обладают своей спецификой. Однако основой исследования объектов и их отображений является изучение признаков, которые, несомненно, должны отвечать тем же требованиям, что и признаки, используемые для идентификации. Здесь также справедливо деление признаков на общие и частные, атрибутивные (качественные) и количественные, необходимые и случайные и т. д. Аналогичны и требования, предъявляемые к изучаемым признакам: их существенность (выраженность, характерность, специфичность) и относительная устойчивость. Обоснование подобного положения не требует значительной аргументации. Достаточно вспомнить, что в числе 1 См.: Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. И. М., 1978. С. 52—53. 2 Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. С. 30. диагностических задач имеются такие, решение которых предшествует идентификации (например, пригоден ли след для идентификации) или осуществляется параллельно с решением идентификационных вопросов (например, какими особенностями обладает объект, оставивший след). Естественно, что в основе указанных, как и многих иных вариантов диагностических исследований объектов и их отображений, не может не лежать изучение признаков материальных объектов, основанное на общекриминалистическом учении о признаках, закономерно отражающих (выражающих) внешние и внутренние свойства объекта.
Несколько иной является научная основа диагностирования явлений (событий, действий). Здесь также в основе исследования лежит изучение следов, фиксирующих результаты действия (взаимодействия). Однако, наряду с изучением следов как отображений внешних признаков взаимодействующих объектов, анализу подвергается главным образом сам механизм взаимодействия, а это требует от исследователя обращения к сведениям, включающим набор типичных ситуаций, повторяющих такие же (аналогичные, сходные, может быть, тождественные) условия. Как уже отмечалось, отправляясь от известного положения, что одним из проявлений закономерности того или иного материального процесса является его повторяемость, приходят к выводу о ситуационном характере такой повторяемости для возникновения, существования и исчезновения доказательств в целом1. Тем более ситуационным по своему содержанию и обусловленности является возникновение изменений в материальной обстановке, как результат действия, явления, события. Здесь в полной мере применимы высказывания Р. С. Белкина в отношении ситуационного характера доказательств и возможности типизации ситуаций. Повторяемость событий, действий обеспечивает стабильное отражение, позволяющее получить сведения как общие для всех аналогичных процессов, так и частные отклонения, зависящие от изменения тех или иных составляющих (взаимодействующих объектов, способа взаимодействия и др.). В результате становится принципиально возможным определение круга ситуационно типичных отражаемых и отражающих объектов, средств отражения и, что особенно важно, результатов отражения, т. е. доказательств2. 1 См.: Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. I. С. 46. 2 Там же. С. 47. Следовательно, говоря о криминалистической диагностике как процессе (комплексе методов) познания, мы можем констатировать наличие всех элементов, являющихся основой диагноза: закономерности, выявленные на основе повторяемости явлений, классификация типологических форм этих явлений, строго определенные признаки как выразители свойств изучаемых явлений, реальные гипотезы, направляющие исследование от частного (конкретного) к типологической характеристике (классу, объему) и от него снова к конкретной ситуации путем увеличения числа признаков, способных довести это конкретное до единичного. Все это дает основание для утверждения целесообразности внедрения метода диагноза в криминалистику и необходимости разработки частной теории криминалистической диагностики подобно тому, как была создана и постоянно совершенствуется частная теория криминалистической идентификации. Вместе с тем возникает естественный вопрос о том, какие сферы практического применения криминалистических знаний могут стать областью внедрения диагностики. Что касается криминалистической экспертизы, то, как нам представляется, все ранее изложенное позволяет считать, что диагностика нашла уже отражение в этой области. Определены экспертные диагностические задачи применительно ко всем видам криминалистической экспертизы, имеются частные методики диагностирования объектов криминалистической экспертизы, отдельным видам экспертной криминалистической диагностики посвящен ряд работ1. В последнее время стали появляться работы, в которых предпринимаются попытки сделать диагностику достоянием следователя, т. е. инструментом расследования. Так, Г. А. Зорин говорит о следственной диагностике в процессе расследования2, о диагностике (текущей) следственной ситуации, включая в нее перебор исходных симптомов ситуации; распознавание, различение, определение, оценку элементов ситуации; изучение и анализ морфологических и функциональных признаков и т. д.3 Наверно, это было бы весьма привлекательно, если бы мы могли приблизить процесс расследования к диагности- 1 См., например: Куприянова А. А. Теоретические основы и методика судебно-почерковедческих диагностических исследований. М., 1982; Серегин В. В. Возможности судебно-почерковедческой диагностики свойств исполнителей рукописей. М., 1983; и др. 2 См.: Зорин Г. А., Попуцевич В. Ф. Введение в экспертно-креатив-ные системы. Гродно, 1995. 3 См.: Зорин Г. А., Попуцевич В. Ф. Указ, работа. С. 124. ческому процессу, подчинив его закономерностям, постулатам и правилам последнего. Формально для внедрения диагностики в расследование преступлений имеется достаточно оснований. Главным звеном и главной сложностью расследования как процесса познания неизвестного является принципиальная возможность познания события по его отражению, используя экстраполяцию как перенос прошлого опыта на опыт будущего. Отсюда значительное внимание, уделяемое аналогии и экстраполяции в расследовании преступлений. Учения о версиях (в том числе типовых), о криминалистической характеристике преступлений, о тактических приемах и комбинациях, о моделировании при расследовании и, наконец, вся методика расследования (как общая, так и частные) в основе своего создания имеют аналогию и экстраполяцию. Сравнение по аналогии, построение на этой основе версии (гипотезы), экстраполяция имеющегося опыта (личности, коллективного, общенаучного) как форма перехода от незнания к вероятностному знанию, а от него к достоверному, осуществляемые в процессе расследования, чрезвычайно роднят этот процесс с дигностированием, подчеркивая наличие у них общих черт. Однако подобной схожести явно недостаточно, чтобы ввести диагностику в расследование. Такое внедрение на современном этапе означало бы лишь замену одного термина другим, "расследования" — "диагностированием", не внося ничего нового в саму сущность познания. Как было продемонстрировано ранее, одним из главных звеньев диагностики (диагноза) являются операции с диагностическими признаками: их выделение, научное обоснование, классификация, обнаружение, оценка, поиск новых, достоверных, специфических. Криминалистическая экспертиза накапливала десятилетиями диагностические признаки для каждого вида и подвида исследований. Достаточно привести здесь основания классификации признаков объектов в экспертизе, чтобы оценить глубину подхода и имеющиеся наработки в данной области. Деление признаков осуществляется по: 1) происхождению — собственные и приобретенные; 2) природе — закономерные и случайные; 3) длительности времени, в течение которого признаки присущи объекту, — устойчивые, неустойчивые; 4) характеру — качественные, количественные; 5) наличию связи с другими признаками — зависимые, независимые; 6) числу множеств объектов, обладающих данным признаком, — родовые (групповые) и индивидуализирующие; 7) значению в процессе познания — классификационные, идентификационные, диагностические; 8) значимости —существенные, несущественные; 9) отношению к объекту в целом или его части — общие, частные1. Достаточно сравнить приводимую или подобную ей схему классификации признаков с любой криминалистической характеристикой преступления в том виде, как они излагаются в литературе в настоящее время, чтобы согласиться со сделанным несколько ранее выводом — криминалистика не готова сегодня к внедрению диагностики в процесс расследования, к созданию так называемой следственно-судебной диагностики. Подобный вывод не является катастрофическим для криминалистики. Криминалистика располагает существенным багажом научных исследований, посвященных использованию различных методов познания, в том числе и при расследовании преступлений2. Определены роль и значение общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания в криминалистике3, предложена методология расследования преступлений4, проанализирован деятельно-стный подход к расследованию, определена гипотеза как судебная версия5, нашли освещение моделирование при расследовании преступлений и понятие криминалистически значимой информации6, рассмотрены логика доказывания7, место идентификации и дифференциации в структуре деятельности по расследованию преступлений8. Проведенные в указанных направлениях исследования способствовали неизмеримому росту криминалистики как 1 За основу взята классификация, приведенная в Словаре основных терминов судебной экспертизы. М., 1980. С. 35. 2 См., например: Якубович Н. А. Роль философских категорий в познании природы судебных доказательств // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 5. М., 1967. С. 95—115. 3 См.: Белкин Р. С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966; его же. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (общая и частная теории). М., 1987. 4 См.: Лузгин И. М. Методологические проблемы расследования. М., 1973. 5 См.: Старченко А. А. Гипотеза (судебная версия). М., 1962. 6 См.: Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981; Хлынцов М. Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982; Колдин В. Я., Полевой Н. С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М., 1985. 7 См.: Эйсман А. А. Логика доказывания. М., 1971. 8 См.: Селиванов Н. А., Эйсман А. А., Грабовский В. Д., Каминский М. К. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Горький, 1980. науки, обогатили ее теоретический базис, повысили ее значение и роль в практике расследования. Приращение к этому багажу диагностики потребовало бы в первую очередь строго научной классификации признаков каждого вида преступлений, что само по себе представляется едва ли возможным. В случае же решения этой задачи возникла бы необходимость пересмотра всех методик расследования для построения их по схеме: "если — то". Отсюда можно сделать вывод о том, что внедрение диагностики в расследование — это не просто замена одних терминов на другие, это колоссальная по объему работа, способная в корне изменить как частные методики расследования, так и сам подход к расследованию как к процессу выявления, собирания, анализа и оценки признаков преступления. Несомненно, элементы диагноза есть в расследовании преступлений. Однако было бы ошибкой подменить весь процесс расследования диагностированием. Подобная участь грозила в свое время и идентификации. Вслед за предложением идентифицировать процессы, отрезки времени, т. е. сделать идентификацию всеобщим методом познания при расследовании, последовали предложения представить квалификацию преступлений как идентификацию: есть нормативный состав, есть признаки деяния — отождествляем одно с другим1. Доказав неоправданность и несостоятельность подобного расширения функций, теория идентификации приобрела четкую структуру и логику построения. Было бы ошибочным целиком отождествлять расследование с диагностикой. Действительно, познавая событие, мы действуем в определенной мере по законам диагностирования, оперируя признаками свойств, явлений, процессов. Отсюда, в частности, большое внимание и природе признака, и его месту в процессе доказывания. Вместе с тем расследование шире по своему объему, чем диагностика. За пределами ее остаются такие немаловажные и специфические элементы расследования, как закрепление доказательств, изобличение виновных лиц, предъявление доказательств и т. п. На данном этапе применительно к диагностике должно сложиться отношение такое же, как к идентификации. Есть 1 См.: Кентлер Р. А. Основные вопросы идентификации и новые возможности ее применения в криминалистике. Автореф. дисс. к. ю. н. Л., 1963. С. 9; Коган В. М. Сущность отождествления // Проблемы криминалистики и судебной экспертизы. Алма-Ата, 1965. С. 18—20. теория идентификации, определены субъекты ее применения, ее цели, задачи, объекты, возможности. Создание частной теории криминалистической диагностики предусматривает реализацию диагноза теми же субъектами: эксперт, специалист, следователь, оперативный сотрудник, дознаватель, судья. Различен объем диагностирования и доказательственное значение получаемых результатов. У эксперта — это заключение как вид доказательства по делу. У специалиста — нигде не фиксируемые выводы, имеющие оперативно-тактическое значение. Для следователя и всех остальных из числа вышеназванных — это не более чем мыслительные операции, результаты которых находят опосредованное отражение в материалах дела: изъятие вещественных доказательств, следственные осмотры, назначение экспертизы и т. д. В настоящее время мы говорим о так называемой сквозной идентификации, понимая под этим установление факта тождества экспертом и использование этого факта в ходе расследования. Особое значение сквозная идентификация приобретает в тех случаях, когда эксперт на основе применения специальных познаний вынужден ограничиться установлением групповой принадлежности, а следователь, используя доступные ему средства, фактически доводит процесс идентификации до индивидуального отождествления. Думается, что имеются все основания говорить по аналогии и о "сквозной диагностике", вкладывая в это понятие возможности следователя: а) конкретизировать задания эксперту по мере выявления новых фактов, имеющих значение диагностических признаков, и б) отправляясь от выводов эксперта, сужать количество альтернативных ситуаций до одной наиболее достоверной. По-видимому, на данном этапе развития криминалистики такое положение теории криминалистической диагностики и практическая реализация положений этой теории могут быть признаны оптимальными. По мере развития этой теории могут, несомненно, расшириться как ее горизонты, так и область применения. В заключение раздела хотелось бы высказать несколько критических замечаний по поводу высказываемых утверждений о том, что никакой криминалистической диагностики нет и не надо, что именуемое диагностикой — не более чем приложение к идентификации. Было бы ошибочным пытаться свести все многообразие форм познания к одному только отождествлению, или только к диагностированию, или к чему-либо иному, но опять же единственному. Увлекшись теорией идентификации, можно, конечно, пытаться доказать, что весь процесс познания сводится к установлению тождества или его отсутствию (дифференциации). Тогда, разумеется, и диагностика может трактоваться как установление групповой принадлежности1 на том только основании, что в процессе диагностирования осуществляется сопоставление конкретного с типовым (по законам индукции). Равным образом увлекшись теорией диагностирования, можно попытаться весь процесс познания свести к диагностике, так как, что бы мы ни познавали, мы изучаем свойства, признаки, стороны объекта, явления, события. В этом случае, наверное, идентификация предстанет в виде составной части диагноза, как основа для отбора такого же (тождественного) или для дифференцирования (дифференциальная диагностика). Однако и тот, и другой путь был бы ошибочным и бесперспективным. И дело здесь отнюдь не в приоритете и не в главенствующей роли какого-либо из рассматриваемых методов. Главное заключается в том, чтобы, исходя из постулатов, принципов и закономерностей теории познания, определить роль, место и возможности каждого из методов или комплекса методов, используемых в процессе познавательной деятельности, в том числе и при расследовании преступлений. По-видимому, не будет преувеличением утверждать применительно к материалистическому мировоззрению, что главным в теории и практике познания является постоянное сопоставление (сопряжение) познаваемого (объекта, явления, события) с уже известным ранее в форме личного или общественного опыта. Познавая (изучая) объект и сопоставляя его с уже известным, мы стремимся найти некоторые точки опоры для такого познания и с этой целью ищем признаки сходные (и даже тождественные), признаки отличающие, устанавливаем свойства уже известные, являющиеся своего рода константами в той области научного знания, которая используется в данном случае. В процессе такого познания, основанного на постоянном сопоставлении, находят свое применение и диагностика, и идентификация, и моделирование, и анализ с синтезом, и индукция с дедукцией, равно как вся громада общенаучных и специальных методов, созданных на базе и в соответствии с основополагающей концепцией — диалектическим материализмом. 1 См.: Селиванов Н. А. Нужна ли криминалистике такая диагностика // Социалистическая законность. 1988. № 6. Резюмируя все вышеизложенное в данном разделе, можно предложить следующее определение предмета криминалистической диагностики. Предметом криминалистической диагностики является познание изменений, происшедших в результате совершения преступления, причин и условий этих изменений на основе избирательного изучения свойств и состояния взаимодействовавших объектов с целью определения механизма преступного события в целом или отдельных его фрагментов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.07 с.) |