Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация криминалистических диагностических задач
Достаточно подробное изложение основных положений и этапов медицинской диагностики позволяет с бесспорностью установить несомненное сходство этого процесса с тем, который осуществляют криминалисты при решении некоторых из так называемых неидентификационных задач. Такое положение не является случайным, так как диагностика, выступая в качестве метода научного познания, служит целям определения явления (в медицине — болезни конкретного лица) по его признакам, проявлениям, симптомам. Аналогичная задача решается и в криминалистике, когда необходимо восстановить событие по его следам, от следствия идти к причине, раскрывая и условия, в которых действовала эта причина. Единство целей медицинской и криминалистической диагностики дополняется единством сущности этого процесса. Решая диагностические задачи в криминалистике, исследователь также проделывает путь от изучения частного к более общему и вновь к частному. Здесь это изучение отдельных следов, признаков объекта (явления, события), оценка совокупности следов, сопоставление с типовой моделью подобного рода следов (признаков) из своего личного экспертного опыта и по описаниям, приведенным в литературе, и вновь обращение к частному с целью характеристики происшедшего, окончательной его расшифровки, уточнения, конкретизации. Очевиден при криминалистической диагностике и ход мысли исследователя, подчиняющийся общим законам познания (равно как и при медицинской диагностике), — от чувственно-конкретного созерцания к абстрактному мышлению (оценке признаков в отдельности и в совокупности, переборе вариантов, соответствующих наблюдаемой картине признаков, оценке результатов сопоставления изучаемых признаков с наиболее вероятной моделью), и вновь обращение к конкретному, к практике, к объекту исследования с тем, чтобы дать достоверный вывод о диагностируемом объекте, событии, явлении. Сходство процесса, именуемого в медицине диагностикой, с процессом решения ряда задач в криминалистике свидетельствует о том, что диагностика давно уже, по существу, нашла свое отражение в криминалистике, фигурирует в учебниках криминалистики, но не обзавелась еще своей теорией. Однако, вводя такое понятие и стремясь наполнить его конкретным содержанием, вплоть до разработки основных положений теории криминалистической диагностики, методологии такой диагностики, ее объектов и целей, необходимо четко определить границы того, что следует именовать диагностическими исследованиями.
Подробный анализ гносеологической сущности диагностики приводит к выводу о том, что диагностический процесс в его приложении к так называемым неидентификационным исследованиям оказывается более глубоким по своему содержанию, но меньшим по объему, так как не охватывает всех неидентификационных исследований. Элементы диагностики, несомненно, есть и в идентификации. Достаточно вспомнить ту стадию клинической диагностики, когда устанавливается нозологическая форма заболевания, и сравнить ее с криминалистическим установлением рода, вида, группы в процессе идентификации. Совокупность специфических симптомов и симптомо-комплексов — это индивидуальная совокупность признаков в криминалистической экспертизе, способствующая индивидуализации объекта при криминалистической идентификации. Таких совпадений немало и они еще будут предметом дальнейшего изучения. Однако наличие их не должно и не может привести к слиянию в гносеологическом плане понятий "идентификация" и "диагностика". В этом отношении совершенно прав В. А. Снетков, когда он подчеркивает совпадение по целям "криминалистического диагностирования и криминалистической идентификации и их отличие как двух особых видов познавательного процесса"1. Правда, автор не совсем удачно, как нам кажется, определяет это различие. Суть диагностики он видит в сопоставлении знаний об изучаемом объекте со знаниями о классе соответствующих объектов в отличие от идентификации, когда сопоставляются признаки конкретных объектов. Нам представляется, что, подчеркивая сходство процессов идентификации и диагностирования как методов 1 Снетков В. А. Проблемы криминалистической диагностики // Труды ВНИИ МВД СССР. Вып. 23. М, 1972. С. 104. познания, совсем не обязательно пытаться разграничить их по объему решаемых задач. В концепции, предлагаемой В. А. Снетковым, это цель индивидуального отождествления для идентификации и, по сути дела, установление групповой принадлежности (класса, рода, вида) для диагностики.
Правильнее было бы подчеркнуть общее для целей, задач, логической структуры этих методов, определив содержание каждого из них. Такой подход позволит выявить и различие, коренящееся в природе идентификации и диагностики. Однако прежде чем оттенять эти различия, полезно обратить внимание на то, что процессы диагностики и идентификации могут чередоваться при решении криминалистических задач. Диагностический анализ признаков может быть насущно необходим до идентификации и для нее. Например, задача изучения признаков, отобразившихся в следе папиллярных линий ногтевой фаланги пальца, для решения вопроса о том, пригоден ли этот отпечаток для целей идентификации, относится к категории диагностических и должна быть решена при производстве большинства дактилоскопических экспертиз. Сочетание решения диагностических и идентификационных задач отчетливо просматривается в любом акте отождествления объекта по оставленным им следам. Идентифицируя объект по отобразившимся в следе признакам, эксперт не может не учитывать условий их отображения (возникновения следа), т. е. должен мысленно восстановить механизм образования следа, диагностировать (определить, различить, распознать) обстоятельства возникновения следа. На это справедливо обратил внимание Б. И. Шевченко, говоря о соотношении идентификационных и неидентификационных, т. е. диагностических исследований1. Вместе с тем нельзя считать, что диагностика неразрывно связана во всех случаях с идентификацией. Немало диагностических задач решается независимо от целей и метода идентификации. Разграничение их следует искать в различии устанавливаемых видов связей, как это трактовалось выше2, применительно к идентификационным и неидентификационным исследованиям. Однако было бы неверно рекомендовать целиком слить понятия "диагностические" и "неидентификационные" ис- 1 См.: Шевченко Б. И. Научные основы трасологии // Вопросы советской криминалистики. М., 1957. С. 10. 2 См. § 2 гл. 1. следования, тем более что содержание второго из них не трактуется однозначно в криминалистической литературе. Представляется, что деление экспертных криминалистических задач должно быть осуществлено в рамках трех категорий: идентификационные, классификационные, диагностические. К идентификационным задачам должны быть отнесены исследования двух видов: индивидуальное отождествление и установление групповой принадлежности (в том числе, установление общего источника происхождения). Объектами исследования здесь могут быть предметы материального мира и их отображения, а также события, явления, участки пространства (для индивидуального отождествления, по концепции С. М. Потапова). К классификационным исследованиям относятся такие, когда исследуется объект (но не его отображение) и в задачу исследования входит определить, к какому стандартизированному классу (определенному ГОСТом или иной системой стандартизации) он относится. Отличие классификационных исследований от идентификационных в рамках установления групповой принадлежности заключается в двух основных положениях. Первое из них состоит в том, что при установлении групповой принадлежности могут исследоваться как сам объект, так и его отображение. При классификационных исследованиях изучают только сам материальный объект, не решая задачи, связанной с характеристикой объекта по его отображениям (следам). Иными словами, здесь нет важного момента идентификации, связанного с выявлением субстанциональных связей при решении вопроса о том, в какой мере признаки, запечатленные в отображении (следе), позволяют судить о самом объекте. Объект исследования имеется в натуре, свойства его познаваемы при непосредственном его исследовании, и основной задачей является отнесение объекта на основании его свойств и характеристик к определенному классу.
Второе положение, отличающее классификационные задачи от задач по установлению групповой принадлежности, заключается в том, что при классификации изучаемый объект относят к известному ранее, общепринятому (может быть, стандартизированному) классу. При установлении групповой принадлежности в рамках идентификационного исследования группа может быть определена произвольно, по любому основанию, с единственной целью — достичь ее максимального сужения. При этом группа, к которой относят объект, может быть как поименована заранее, так и не поименована1. Предложение делить классы на категории универсальных и специальных было выдвинуто А. А. Эйсманом2. К универсальным автор относит классы, имеющие широкое общепринятое значение, используемые в различных областях науки и практики. В том числе и так называемые официальные, признакам которых придано определенное правовое значение (ГОСТ, ТУ и т. п.) и которые фигурируют в качестве моделей, марок и т. д. Определения специальных классов А. А. Эйсман не дает, но признаки, указываемые автором как основания к созданию таких классов, позволяют считать, что речь идет либо о специальных группах, разработанных криминалистикой для целей идентификации (например, класс высоковыработанных почерков, класс кустарной дроби), либо о любых признаках, служащих целям сужения группы: "Эти специальные классы не только не входят в универсальные общепринятые классификации, но даже в пределах специальной отрасли знаний не имеют устойчивой постоянной номенклатуры"3.
Именно это, по нашему мнению, и является определяющим в разграничении понятий классификационных и идентификационных задач. При классификационном исследовании свойства (признаки), подлежащие исследованию, заранее предопределены свойствами универсального класса (рода, вида). При установлении групповой принадлежности предварительно должна быть выделена сама группа, определены основания формирования такой группы, изучены ее свойства, свойства объекта, в отношении которого стоит вопрос о возможности его отнесения к данной группе. При этом в процессе формирования группы играют немалую роль признаки, отобразившиеся в самом объекте (например, группа пишущих машинок с отсутствующей буквой "о"), что полностью исключается при классификационных исследованиях. Рассмотренные выше положения позволяют, по нашему мнению, отметить весьма существенные различия между классификационными и идентификационными (в том числе и в рамках установления групповой принадлежности) задачами. При единстве целей (отнесении к классу, роду, 1 См.: Селиванов Н. А. и др. Советская криминалистика (теоретические проблемы). М., 1978. С. 64. 2 См.: Эйсман А. А. Заключение эксперта. С. 34. 3 Там же. С. 35. виду, группе) они различаются по объему исследования и по способу достижения цели. Предложения ввести понятие классификационных экспертиз можно найти в криминалистической литературе, однако авторы несколько иначе трактуют их содержание и основания для их выделения. Наиболее близка к изложенному нами точка зрения В. А. Пучкова1. Выделяя в самостоятельный вид исследования решение классификационных задач при экспертизе волокнистых материалов и изделий из них, автор перечисляет следующие категории экспертиз: идентификационные, ситуационные, реставрационные, классификационные, диагностические2. В. Я. Колдин, признавая по существу наличие классификационных исследований, рассматривает их как часть, этап в установлении групповой принадлежности, допуская в процессе классификационного исследования: изучение следа искомого объекта, выяснение механизма образования следа, сопоставление этого механизма с известными данными о способе совершения действий (взлома и др.)3. Представляется, что подобные действия сами по себе являются процессом идентификации, а не предшествуют ему, как отмечает автор. Касаясь проблемы установления рода (вида) и правомерности наименования этого процесса криминалистической идентификацией, В. Я. Колдин предлагает различать "два рода случаев: 1) когда определение рода или вида исследуемого объекта представляет конечную цель исследования; 2) когда конечной целью исследования является установление единичного материального объекта"4. В первом случае, по мнению автора, — "типичная классификация", во втором — "типичная криминалистическая идентификация". Нам кажется, что подобной конструкции недостает логической последовательности. Прежде всего, эксперт далеко не всегда способен определить конечную цель исследо-
1 См.: Развитие судебно-экспертных исследований волокнистых материалов и изделий из них //Материалы к ученому Совету ВНИИСЭ. М., 1978. С. 7. 2 См.: Пучков В. А. О формировании и развитии судебного материаловедения// Рефераты криминалистических чтений. Вып. 26. М, 1979. С. 12. 3 См.: Колдин В. Я. Указ, работа. С. 35. 4 Там же. С. 14. вания и достоверно знать, чем закончится его исследование: определением группы или индивидуальным отождествлением. Предлагаемое автором деление игнорирует наличие классов универсальных и произвольных (специальных — по А. А. Эйсману), ставя знак равенства между исследованием стандартизированных признаков и тех, которые еще только предстоит выявить, систематизировать, определить на их основе группу, после чего судить о соответствии признаков объекта признакам этой группы. И, наконец, В. Я. Колдин полагает возможным считать классификационным исследованием такое, в ходе которого изучается отображение объекта и по отображению судят о самом объекте, а затем переходят к его классификации. В работе А. И. Винберга и Н. Т. Малаховской1 предложено делить криминалистические экспертизы на идентификационные, диагностические и ситуационные, а все остальные судебные экспертизы — на классификационные, диагностические и ситуационные2. Подобное предложение призвано подчеркнуть, по мнению авторов, особенность криминалистических экспертиз, в рамках которых только и возможна идентификация. Однако, приняв предложенное авторами деление, необходимо исключить возможность классификационных исследований при криминалистической экспертизе, в то время как такие исследования далеко не редкость в экспертной практике. Например, отнесение к стандартному классу холодного оружия, к системе (модели) — огнестрельного оружия. По-видимому, было бы нелогично один и тот же процесс — отнесение к стандартному классу (виду, роду) — в одном случае именовать классификацией (для нефтепродуктов, наркотических веществ и т. д.), а в другом — идентификацией только на том основании, что исследованию подлежат "криминалистические" объекты. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь должна идти прежде всего не о характеристике экспертиз, а об оп- 1 См.: Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Указ, работа. С. 160. 2 Понятие ситуационных экспертиз в данном месте работы нами не анализируется, так как они, по существу, поглощаются понятием диагностических. Термин "ситуационная экспертиза" скорее отражает метод исследования, а не категорию экспертизы. К сожалению, термин "ситуационные" экспертизы вместо "диагностических" был применен нами в научной статье. См.: Корухов Ю. Г. Сущность неидентификационных трасологических экспертиз // Вопросы современной трасологии. Вып. 36. М., 1978. ределении групп глобальных задач в экспертизе. Экспертиза в каждом случае едина, различаются категории задач, реализуемых в данной ситуации. С этих позиций очевидна необходимость достаточно четких оснований для разграничения идентификационных и классификационных задач не по произвольным признакам цели или объекта исследования, а по признакам, отражающим само их существо. Поэтому далеко не случайно анализу понятия классификационных задач приходится уделять большое внимание. Они являются промежуточным звеном между идентификационными и диагностическими, обладая в некоторой мере чертами тех и других. Сходство с диагностическими заключается в том, что мы от изучения объекта идем к познанию его свойств (характеристик), используемых в дальнейшем для отнесения объекта к определенному общепринятому классу. С идентификационными задачами их роднит то, что сам процесс классификации представляет собой один из этапов сужения множества, отграничения класса от других и по методике исследования с целью классификации аналогичен методике идентификационного исследования. Таким образом, выделение в самостоятельную категорию экспертных классификационных задач призвано показать как их промежуточное положение, так и элементы взаимосвязи (взаимопроникновения) между идентификацией и классификацией, с одной стороны, и классификацией и диагностикой, с другой стороны. Такое положение представляется очень важным и вполне закономерным, так как, хотя каждый из рассматриваемых видов задач способствует установлению определенного вида связей, жесткой границы между самими связями не существует. Подчеркивая данное положение, А. А. Эйсман справедливо отмечает: "Отдельные формы связи... являются не более чем формами всеобщей мировой связи,...различие между ними не абсолютно, а относительно, и за различием нужно видеть их единство, общность более высокого уровня. Это, в свою очередь, означает, что в конкретной обстановке не всегда возможно очень жестко, формально указать пределы действия одной какой-либо формы связи, полностью отвлекаясь от всех других форм. Напротив, всестороннее описание события требует учета многих форм связи, но таким образом, чтобы была выделена та форма, которая является главной, ведущей в данном рассмотрении"1. 1 Эйсман А. А. Заключение эксперта. С. 6—7. Перейдем к третьей категории задач, являющихся основной темой данного исследования, — задачам диагностическим. Спектр этих задач достаточно широк, однако объединяющим их является то, что во всех случаях в основу их решения положено изучение свойств и состояний объекта с учетом происходивших в нем изменений, определяемых условиями и факторами криминальной ситуации. Проведенные исследования показали, что диагностические задачи в криминалистической экспертизе занимают 60—80% от общего объема решаемых задач. Наиболее общими для многих родов и видов судебных экспертиз, и в первую очередь криминалистических, будут являться следующие диагностические задачи: а) установление механизма отдельных этапов (стадий) события (установление направления и характера взлома преграды; установление взаимного положения транспортных средств при столкновении и т. п.); б) установление пространственной структуры обстановки преступного события (где, в какой обстановке произошло преступное событие, в каком направлении перемещалось транспортное средство; как осуществлялись подход и убы-тие с места происшествия и т. п.); в) определение вещественной структуры обстановки преступного события (каковы свойства и состояние объектов материальной обстановки места преступления, в какой мере они могли обусловливать преступное действие, оказывать влияние на него, оставлять следы на преступнике и его одежде и т. п.); г) установление временных характеристик преступного события (когда произошло событие, сколько времени могло потребоваться для совершения преступления, в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли раньше и какие позже и т. п.); д) определение свойств действующих объектов (лиц, орудий, транспортных средств), их количества, характера функционирования (сколько было преступников, обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными навыками, какое оборудование и какие навыки были применены при изготовлении огнестрельного оружия или взрывного устройства, исправно ли транспортное средство и т. п.); е) ретроспективное исследование причинно-следственных связей (какова причина пожара, что явилось причиной выстрела без нажатия на спусковой крючок, имеется ли причинная связь между действиями определенного лица и наступившими последствиями, могла ли быть причиной ДТП техническая неисправность ТС и т. п.); ж) прогнозирование действия причинно-следственных связей (какие последствия могли наступить в результате конкретных действий определенного лица, какие повреждения могли (должны были) остаться в результате ДТП на скрывшемся ТС и т. п.); з) установление механизма преступного события в целом (эта диагностическая задача представляет собой интеграционное диагностирование многих из приведенных выше факторов, являясь по своей сути ситуационным анализом события как системы действий на основе изучения всех видов информации о его элементах: личностной — об участниках события; вещной — о предметах, отражаемых и отражающих; операционной — о механизме действий, их условиях, обстоятельствах и т. п.); и) установление соответствия ситуации, излагаемой участником процесса (обвиняемым, потерпевшим), истинному (или возможному) механизму события, отдельным его элементам или событию в целом (могли ли следы крови на одежде подозреваемого возникнуть в результате кровотечения из носа; мог ли произойти выстрел при падении ружья на пол в тех условиях, как это объясняет гр. Н.; могли ли повреждения на ТС образоваться при выезде из ворот гаража в тех условиях, о которых показывает на допросе водитель С.); к) установление криминогенных факторов, составляющих элементы причины и условия преступного события (какие обстоятельства способствовали совершению преступления; в какой обстановке может произойти следующее аналогичное преступление; обеспечивает ли конструкция замка надежность его как запирающего устройства, может ли он быть открыт подобранным ключом, отмычкой; какие технические несовершенства формы данных документов способствуют их подделке и др.). При всем кажущемся разнообразии приведенных выше экспертных диагностических задач они могут быть сведены в следующие типичные группы по характеру изучаемых свойств и условий: а) внутренние: свойства и состояние объекта; б) внешние, обстановочные: время, место, функционирование объектов; в) исследующие механизм возникновения и протекания процессов, взаимодействие объектов между собой. При этом внутри каждой из приведенных групп подразумевается также установление причинно-следственных связей (причина изменения состояния объекта; причина изменения обстановки на месте происшествия; причина возникновения следов и т. д.). Однако значение установления причинно-следственных связей столь существенно, что они, независимо от вышесказанного, должны также фигурировать в самостоятельной группе диагностических подзадач; г) исследующие соотношения объектов (событий, действий). Тем более что в рамках этих исследований осуществляются такие достаточно часто встречаемые в экспертной практике, как: соответствовали ли действия лица определенным правилам, как должно было действовать лицо в данной ситуации и т. п. С учетом приведенного деления на подгруппы классификация диагностических задач в криминалистике примет следующий вид:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.032 с.) |