Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет криминалистической диагностики
Определяя предмет криминалистической диагностики, целесообразно рассмотреть высказываемые в литературе предложения свести все диагностирование к распознаванию образов1. При этом авторы подменяют диагностику 1 См.: Кирсанов 3. И. Криминалистическое распознавание и диагностика // Современные проблемы судебной экспертизы и пути повышения эффективности деятельности СЭУ в борьбе с преступностью. Киев, 1983. С. 51—53. распознаванием, утверждая, что "распознавание производится с помощью типологических (классификационных) либо диагностических признаков"1. Распознавание определяется как "научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов"2. В точном соответствии с данным определением на долю диагностики приходится только первый ее этап — отнесение к определенному классу (типологической ситуации) изучаемого ею в данном случае конкретного явления. Не случайно, давая ранее перевод термина "диагноз", мы обращали внимание на то, что его определение как "распознавание" справедливо для первой фазы (этапа), а такие его определения, как "выделение" и "определение", способны характеризовать 2-ю и 3-ю стадии, дифференциальную диагностику и окончательное определение исследуемого конкретного (частного). Не повторяя здесь всех тех контраргументов, которые были высказаны по позиции А. И. Винберга относительно типологического уровня диагностических характеристик, обратим внимание на другое. Элемент распознавания является тем звеном, которое сближает диагностику с классификацией и идентификацией, так как распознавание присуще всем трем видам задач. По своей гносеологической сущности "...распознавание осуществляется путем сравнения внешнего сигнала с набором внутренних эталонов...", "...система распознавания оказывается несостоятельной, если в ее распоряжении нет точного эталона (выделено нами. — Ю. К.) для данного сигнала"3. Отсюда следует, что распознавание неравноценно диагностике, а значительно уже ее и по характеру действия, и по возможностям. Рассматривая психофизиологию такого действия, как распознавание, авторы упомянутой выше работы не случайно говорят о наличии точного эталона, необходимого для распознавания. В диагностике точного эталона чаще всего нет, есть аналогичные, приближенные, сов-
1 Там же. С. 53. 2БСЭ. Т. 21. С. 468. 3 Готт В. С., Семенюк В. И., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., 1984. С. 27. падающие в главном, но различающиеся в частностях ситуации (объекты). Поэтому распознавание может расцениваться лишь как часть диагностического процесса, его первый этап, когда мы выбираем из большого числа фактов те, которые причинно связаны с преступлением и способны создать некую систему (подсистему), и сравниваем полученное с некоторым количеством типичных ситуаций. Разумеется, ни одна из этих ситуаций в силу своей приблизительности не может удовлетворять понятию точного эталона. На этом момент распознавания заканчивается, хотя диагностирование продолжается и далее. Диагностика — это еще и выведение из общего (типичного) частного случая с учетом возможной вариантности ситуаций, коррелятивности признаков, вплоть до суждения о данном конкретном случае. Поэтому было бы ошибочным подменять все диагностирование распознаванием даже с учетом того, что одним из синонимов слова "диагноз" является слово "распознавание". Приводимая ниже таблица позволяет получить достаточно полное представление о содержании диагностических задач и их месте в системе криминалистических идентификационных, классификационных и диагностических исследований. Сопоставительный анализ указанных исследований дан по предмету исследования, задачам исследования, общим методам и сущности выявленных форм связей (см. табл. 1). При ознакомлении с данной таблицей целесообразно обратить внимание на два обстоятельства. Первое — это то, что при диагностировании так же, как и при идентификации, применяется метод сравнения. Напомним, что ряд авторов предлагали определять неидентификационные экспертизы как те, в процессе производства которых не используется метод сравнения. И второе — сравнение при диагностике осуществляется в отношении конкретного частного с некоторым классом объектов или с некоторой типовой ситуацией на основе сопоставления строго определенных признаков, что полностью отвечает основному принципу диагностирования.
Таким образом, при анализе диагностических задач в криминалистике мы можем убедиться в их полном соответствии с общепризнанными диагностическими задачами, уяснить их содержание и характер обстоятельств, устанавливаемых в результате диагностирования, а также представить в общих чертах методологическое обеспечение этого процесса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.004 с.) |