Вторник 35-й седмицы по Пятидесятнице 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторник 35-й седмицы по Пятидесятнице



ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК. КАК БЫЛО ОТ НАЧАЛА

 

Мк., 43 зач., X, 2-12

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В святом Евангелии Господь прямо отвечает на вопрос, который очень часто возникает, осо­бенно в наше время, - как быть?

Так, как было от начала, так и должно быть. От начала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца сво­его и матеръ и прилепится к жене своей, и буде­те оба в плотъ едину. Темже уже неста два, но плотъ едина (Мк. 10, 6-8). То есть смысл таков, что разводиться нельзя. И всё.

Это нужно иметь в виду, чтобы не было потом оправданий, что вот я, дескать, не знал. Значит, нужно было стараться узнать. Поэтому раньше и относились к этому вопросу со всей серьезно­стью. И прежде чем вступать в брак, старались всячески всё выяснить. Нет ли родственных от­ношений? И всё прочее, что только можно бы­ло узнать, узнавали. А прежде всего старались узнать волю Божию. Потому что человек сам не знает, что его ожидает.

Часто бывает, когда что-то происходит, че­ловек говорит: «Ах, я не знал». Да, но кто мо­жет даже про себя сказать, что он еще наделает в жизни, а тем более - про другого? Кто может сказать, что он знает, что будет вот так-то и так- то? Нет ничего удивительного. Человек, к несча­стью, хотя и очень много мнит о себе, но он, в общем, - существо-то слабое, непостоянное и изменчивое. Постоянны только святые. И вот это постоянство отличает святых от нас.

Отец Сергий Мечёв, новомученик, сказал как- то своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать икону, а иногда - бульварный роман», - настолько нас заносит в разные стороны. Поэто­му не удивительно, что человек часто меняется.

Когда женятся или выходят замуж, то смо­трят в основном-то на хорошую сторону. На нее и нужно смотреть. Этот же духовный отец го­ворил часто, что нужно стараться к человеку относиться так, как вы относились к нему в са­мом начале, когда вы в первый раз его увидели. То есть заметьте, что вначале мы с человеком вежливы, спокойны. Потом постепенно начи­наются мысли, кто-то что-то там сказал, что-то показалось - ах, вот, оказывается, что! И поеха­ло, поехало, и - заехало.

Вот так в Евангелии и сказано:... изначала же не быстъ тако (Мф. 19,8). Нужно всё вспоминать, как было от начала. И стараться всё привести в это соответствие. То есть сначала-то относился хорошо - ну так вот и старайся опять вернуться

к этому состоянию. Конечно, иногда бывает еще гак, что человек сразу относится наоборот, плохо, а потом изменяет свое мнение. Но здесь имеется в виду «от начала» в духовном смысле.

От начала оно было без греха. Поэтому всё, что иное,- плод греха. И если даже первая встреча, которая была с этим человеком, но­сила оттенок неприязни какой, недоброжела­тельства, то это опять не так, как должно бы­ло быть от начала. А вот когда ты встретился с этим человеком, и тебе было хорошо, а по­том началось... Большей частью, когда мы всё- таки друг с другом встречаемся и знакомим­ся, нет недоброжелательства, если мы с Богом в начале. Потому что именно для этого, для до­брого начала человек сотворен.

Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21) - так Господь сказал. То есть как Троица, Единосущная и Нераздельная, так и все люди по-настоящему должны быть между собой еди­ны и нераздельны. Но грех, страсти разделя­ют: жадность, желание властвовать, командо­вать, зависть, злоба. От начала же не было так. И не должно быть так. И к этому доброму началу нужно всё возвращать. И чаще напоминать, как должно быть. От чего это произошло и к чему это должно прийти.

Прийти должно опять к тому же - к едине­нию. Только единение первых людей, поскольку они были созданы чистыми, было истинное еди­нение по чистоте и по простоте. Но единение всего человечества - Царство Небесное - будет возвращением к тому первозданному состоя­нию, которое было от начала. Но уже через ис­пытания земной жизни. То есть когда твердость намерений, стремление к добру будут испытаны обстоятельствами жизни.

В общем-то, так часто и бывает в браке. Вна­чале - такой подъем, порыв. Всё, как говорят, в розовом свете. Потом начинаются искуше­ния, испытания, враг начинает всячески под­ступать, и эти испытания нам необходимы. По­чему, когда в браке проживут двадцать пять лет, говорят: «Серебряная свадьба», пятьдесят лет - «Золотая свадьба»? Серебро, золото - это то, что проверено большими сроками, что устояло, сохранилось в том состоянии, в котором бы­ло; сохранилось прежде всего в своей чистоте, в первозданности от начала. Это как раз пример того, что вначале чистые отношения любви, они такие еще, как говорится, не крепкие (хотя могут быть и сильные, конечно - чувства раз­ной силы бывают). А потом уже они становятся как устоявшееся, выдержанное вино. Большей частью люди забывают это состояние, поэтому во время венчания читается Евангелие, в кото­ром говорится о том, как Иисус претворил воду в вино. И распорядитель пира сказал жениху: Всяк человек прежде доброе вино полагает, и ез­да упиются, тогда хуждшее; ты же соблюл еси доброе вино доселе (Ин. 2, 10).

То есть в обычной жизни так: вначале подъ­ем, горение такое, а потом всё остывает, приеда­ется, опрощается, и человек потом к этому уже так, как к обыденному, будничному, относится. И, к несчастью, иногда эти чувства совсем охла­девают. А когда проходит период земного едине­ния, телесного (ведь это всё временно, оно про­ходит), наступает период духовного единства.

Интересно, что в долговременных браках- в христианских браках особенно - муж и же­на становятся похожими как-то, у них с годами что-то общее появляется, хотя вначале могут быть очень разными. Это некое отражение того внутреннего единства, хотя они зачастую вроде были люди-то из разных родов, из разных семей, но потом они сродняются и становятся даже по­хожими друг на друга. Это свидетельство того, что жена была взята от мужа, и поэтому она и должна быть на него похожа:... кость от ко­стей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23), как сказал Адам, когда увидел Еву.

Вот это значение брака, как Богоутвержденного единства, должно опять воскрешаться. По­тому что сейчас отношение к браку стало на­столько -даже не знаю, какое слово подыскать... Что-то вроде эксперимента: получится - не по­лучится? Слова-то какие находят: соответствует, не соответствует, какие-то там соотношения, со­ответствия характеров. Да любые соотношения характеров! Люди же вместе живут с любыми характерами, и ничего - можно всякое терпеть.

Если есть любовь, то характеры - это не при­чина. Люди разные совершенно по характеру, даже по интересам, когда любят друг друга, всё равно живут вместе, и у них всё равно есть об­щее единение.

Этот вопрос очень важный. Ибо когда семьи перестанут быть крепкими, тогда всё человече­ство превратится в аморфную массу. И это бу­дет перед концом уже, потому что тогда не будет семей. Семья - это как кирпич, это вынуждены признать все. Так было в древности, так сказано в Священном Писании. У нас семья именуется Церковью: малая Церковь, домашняя Церковь. Как Церковь должна быть едина вся, так и семья.

Почему сейчас вот такое разделение, и даже в Церкви это встречается? Потому что приходят люди в стены Церкви из семей, которые сами разделенные. И эта вот разделенность, дух разде­ления везде сеются. Откуда разделяются сначала семьи, потом народы? Да и как могут два народа быть в мире, если даже две семьи не могут быть мире, в единении между собой? Если внутри каж­дой семьи нет объединения, то мир невозможен. Если ты будешь с мужем в хороших отношениях, то с женой будешь ругаться, если они между со­бой не в мире. С одним будешь разговаривать, а другой с тобой не будет разговаривать. Это на­столько очевидно, что тут даже и рассуждать, собственно говоря, нечего.

Однако эта истина пропускается мимо ушей. Никто этим вопросом не занимается и в этом

направлении не трудится. Хотя люди - даже ду­мающие светские люди - совершенно четко этот факт констатируют. Мне пришлось говорить с ди­ректором школы, где учились пятеро моих детей. Мы беседовали в те времена, когда больше двух и нельзя было собираться и на такие темы бесе­довать. И он вспоминал о том, что через его руки прошли те, которые теперь стали уже бабушка­ми,- ведь ему было семьдесят с лишним лет, он много лет был педагогом. И он сказал: «Вы знае­те, у нас семьи нет, и не будет, мы идем к краху». Вот слова директора средней школы Григория Ивановича Суворова - Царствие ему Небесное, он уже умер.

К чему, собственно, Евангелие прежде всего призывает? Вот спрашивают: «Чему учит право­славная вера, Евангелие?» Чтобы супружеские пары были прочные, и семья представляла со­бой, так сказать, тоже прочное ядро. Поэтому когда у нас что-то начинается в семье, тем более между супругами - какая-то начинает пробегать тень, или же, тем более, если начинаются раз­доры, - то нужно помнить, что всё это - от диавола, у которого принцип порабощения: «Раз­деляй и властвуй». Он разделит и потом всех растаскивает: одного - в одну сторону, вторую - в другую. Несчастные дети страдают. В общем, дальше - больше, больше, и всё это кончается разрушением семьи. Поэтому нужно, как гово­рят, всё класть на алтарь мира. Ведь от начала не было так, и не должно быть так.

Сегодняшнее Евангелие нам должно еще раз напомнить - особенно тем, кто находится в та­ких обстоятельствах, - что так быть не должно, что это не то. Но как же быть-то, когда вот уже всё трещит, и, кажется, уже невозможно это удержать? Очень просто. Только что читалось Евангелие о богатом юноше, когда Господь ска­зал, что трудно богатому войти в Царство Небес­ное (см. Лк. 18, 23). «Кто ж может спастись тог­да?» - спросили у Него ученики. Невозможная у человек, возможна сутъ у Бога (Лк. 18, 27). По­этому нужно молиться и просить помощи Божи­ей. Самому человеку нужно обратиться к Богу, насколько он может и насколько силёнки есть - от всей души постараться.

Прежде всего нужно себя изменить. Изме­нить, имеется в виду, в хорошую сторону. То есть если ты вначале был ласков и добр, то возвра­тись к этому состоянию, как от начала было, из­мени себя в этом. Пусть это будет не то легковес­ное состояние, какое было вначале, но это будет уже другое состояние, не столь жизнерадостное, но более твердое, потому что есть такое изрече­ние: «В любом инциденте доля своей вины есть». Сколько - это один Бог знает. Об этом мы часто забываем, начинаем: а вот он, а она то-то... Ну, он. А ты? От тебя что зависит? Конечно, бывает, что уже не удержишь, но, по крайней мере, твоя душа будет спокойна, что ты сам сделал всё, что возможно было сделать для мира и для того, что­бы исправить это положение.

Потому что были такие случаи, когда и воз­можно было удержать. И известен такой случай, очень трагический. Эти люди еще живы - те, кто были действующими лицами этой трагедии. Одна «половина» - какая-то там причина была - не пожелала жить в браке. Вторая «половина» приложила все усилия, всё, что возможно было. Прошли потом годы, и эта первая «половина», которая ушла, пришла со слезами к покаянию...

Я не буду подробностей говорить, не столь важно, что у кого там получилось, - суть-то в другом. У каждого своя ситуация жизнен­ная, и каждый должен всё, что зависит от него в этой ситуации, сделать, чтобы такого разделе­ния не было. Для этого, как я уже сказал, нужно помнить: когда начинаешь в этом направлении трудиться, то встречаешься со многими сложны­ми вопросами, даже с такими вещами, которые, кажется, невозможно понести. Но, оказывается, это возможно. Я мог бы приводить и другие при­меры, когда одна «половина», как говорят, заар­тачилась, но Господь так эту «половину» прида­вил, что она уже и не пикнула.

То есть у Бога столько средств, что любого человека может поставить на место. Мы просто забываем о том, что если это и не произойдет в этой жизни, то возмездие всё равно не минует. Но тогда уже придется отвечать по полному сче­ту. И если в этой жизни ответим, то это еще сла­ва Богу! А вот в будущей жизни это может быть уже безвозвратно.

Поэтому нужно помнить, что муж и жена, как говорили нам святые отцы, - это сонаследники будущей жизни. То есть нужно и здесь старать­ся быть в единении, и там вместе. Это уже ду­ховное единение - там не женятся и не выходят замуж, как сказал Господь, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. 22, 30). А основание для то­го единения закладывается еще здесь, на земле. И поэтому не может и не должно быть никакого разделения и разъединения, потому что оно бу­дет продолжаться и в будущей жизни.

Я понимаю, что многие - особенно современ­ные - люди об этих вещах не думают, потому что им твердили другое: о свободе, эмансипации, там, всякие слова. Ну, конечно, есть же такое выражение: «Если человеку всё время твердить, что он свинья, то он захрюкает». Твердили- твердили - стали хрюкать уже и так жить не по- человечески, а как животные. Ну, Бог им судья.

Но, по крайней мере, сейчас очень многие стали венчаться, и люди, уже жившие в бра­ке, приходят в храм получать благословение. И опять каждый раз всех их спрашивают: «Име­ешь ли произволение благое и непринужден­ное, и крепкую мысль вступить в брак?» То есть бесповоротно. В этом отношении всё, как было от начала, так и продолжается. И кто действи­тельно серьезно задумывается над своей семей­ной жизнью и вообще над своей жизнью, тот должен эту истину помнить и всё время держать ее в своем сознании.

Я молодым всегда говорю, когда венчаю, что нет на этой земле ничего такого, из-за чего стоило бы разделяться и ссориться. Значит, в кон­це концов, всё можно как-то решить. Ну, если что- то кажется вроде бы неразрешимым, нужно об­ратиться к Церкви, обратиться к Богу, и Господь разрешит. Или иногда через священника Господь вразумит, или же в такие обстоятельства поста­вит, что всё станет ясно. То есть опять же, невоз­можная у человек, возможна суть у Бога.

Поэтому постараемся мы чаще себе напоми­нать, как было от начала. Это всё имеет отно­шение не только к супругам, но и к родителям. Поэтому дети, когда под старость начинают раз­дражаться на своих родителей, должны об этом помнить. В детстве мы родителей любим сильно, и так было от начала, - также и в старости такое доброе отношение должно сохраняться.

Как было от начала, как мы в детстве еще, в простоте, чистые сердцем, друг к другу относи­лись, так должно быть между нами всеми - вот как было от начала. Разве, например, раньше было столько распрей в міре? Хотя враг всегда старался поссорить, но, по крайней мере, город на город не восставал, и страна на страну так не восставала, как теперь стали восставать, - ка­жется, в то время, когда всё уже поделено. Ну, когда-то вроде, казалось, делили что-то, а теперь всё уже утвердилось. И для чего всё это? А пото­му что не так, как было от начала. Забыли всё, как было от начала.

Действительно, было Крещение Руси на Ки­евских горах, в Днепре. А теперь это - заграни­ца, так стало. Разве от начала так было? Ясно, что ненормальность. Грузия когда-то просилась под крыло России, и Россия объединяла многие народы, и все с любовью относились друг к дру­гу - вот так было от начала. А теперь это всё за­были. От начала, значит, не было так.

Нужно чаще себе напоминать, как было от на­чала и как желал и желает этого Господь для нас. Дай, Господи, чтобы нам постараться с помощью Божией сохранить мир и в себе, и в семье, и, на­сколько возможно, в том месте, где нас Господь поставил, где мы находимся, чтобы там тоже бы­ли мир и любовь. Аминь.

Февраля 1994 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.02 с.)