Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь



Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реали­зовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхож­дения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобож­дение цен по мере создания необходимых условий, конкурен­тной рыночной среды с системой государственного регулирова­ния ценообразования.

Программой перехода к рынку в Республике Беларусь пер­воначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990—1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереаль­ным.

Либерализация цен имела своей целью ликвидацию цено­вых диспропорций и более полное удовлетворение спроса пред­приятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Это показало, что сама по себе либерализация цен без проведе­ния достаточно жесткой бюджетно-финансовой политики, ин­ституциональных преобразований не может решить всех нако­пившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа. Инфляционные процессы стали сочетаться с паде­нием производства, поскольку предприятия получили возмож­ность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.

В результате проводимых в 90-е годы преобразований в сис­теме ценообразования были сглажены имеющиеся ранее дис­пропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным груп­пам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опе­режающим ростом отличались цены на промышленную про­дукцию, транспортные услуги.

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концеп­ции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершен­ствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного ис­пользования ресурсов, повышения конкурентоспособности эко­номики, реализации приоритетов государственной экономичес­кой политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населе­ния. В социально ориентированной переходной экономике при­оритетной задачей выступает достижение важнейших социаль­ных результатов, в частности, обеспечение достойного прожи­точного минимума, предоставление гражданам, в первую оче­редь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточ­ном количестве товары первой необходимости.

Концепцией были определены главные составляющие поли­тики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учиты­вая специфику переходного периода, финансовую нестабиль­ность национальной экономики в тактическом плане, преду­сматривается усиление роли государства в сфере регулирова­ния цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования.

В качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечиваю­щем субъектам хозяйствования покрытие экономически обос­нованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлени­ем государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за законодатель­ством о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области цено­образования в республике, а также сфера применения свободно­го и регулируемого ценообразования, полномочия государ­ственных органов, осуществляющих регулирование ценообра­зования и контроль за ним, были заложены в законе Республи­ки Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же докумен­том установлены права, обязанности и ответственность субъек­тов ценообразования, к которым отнесены предприятия с пра­вом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления ус­танавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнер­гию, отдельные социально значимые товары, продукцию обо­ронного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие това­ры и услуги. Правом утверждения и контролирования цен на­делены также министерства транспорта и коммуникаций, свя­зи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лес­ного хозяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реа­лизуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским тран­спортом, продукцию общественного питания и др. Возмож­ность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При не­возможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах цено­образования или вышестоящих органах;

2. определение предельных отпускных цен на перечень соци­ально значимых товаров;

3. обязательное обоснование цен отечественными предприяти­ями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, ал­когольные напитки, экспортируемые товары) цен;

6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих до­минирующее положение на рынке;

7. ограничение размеров оптовых и розничных торговых над­бавок;

8. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартер­ных) операциях;

9. индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорож­ным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

10. декларирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на рынке;

11. ограничение цен в рамках антимонопольного законодатель­ства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

12. контроль за соблюдением законодательства о ценообразова­нии.

Следует заметить, что в условиях переходного периода ис­пользуемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиин­фляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.

Тема 4. Ценообразование и антимонопольное регулирование

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на товарных рынках. В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавли­ваемых монополиями. Зарубежная теория и практика показыва­ют, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, ко­торая экспериментировалась в условиях отечественной экономи­ки, состоит в том, что если товар продается по монопольно высо­ким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестои­мость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осу­ществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает госу­дарственные ресурсы. Такая политика увековечивает монопо­лию, устраняя возможности для появления конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функциони­рующему рынку. Сверхмонополизированная структура про­изводства в республике, доставшаяся нам в наследство, неиз­бежно создавала трудности в формировании конкурентной ры­ночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формирует­ся, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, от­сутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая це­на не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономи­ки переходного периода. В нее следует включать как регулиро­вание цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрас­ли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении про­изводства на единственном предприятии. В этом случае созда­ние конкуренции путем рассредоточения производства на нес­кольких предприятиях является экономически нецелесообраз­ным, так как ведет к повышению удельных издержек (электро­энергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, во­доснабжение). Деятельность естественных монополий в боль­шинстве зарубежных стран регулируется, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объе­мов производства. Для этого цель антимонопольного законода­тельства должна заключаться в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет опре­деления экономически обоснованных цен, позволяющих осу­ществлять развитие субъектов естественных монополий.

На этапе переходной экономики необходимо не только сох­ранить, но и ужесточить регулирование цен на продукцию ес­тественных монополий. Эти предприятия находятся в собственности государства и их деятельность должна подвергаться дей­ственному и эффективному контролю. Прежде всего такой под­ход касается формирования издержек. В последнее время раз­рушена создаваемая многие годы система управления затрата­ми на производстве. Практически отсутствуют экономически обоснованные нормы расхода различных ресурсов, что приво­дит к увеличению себестоимости, включению в нее необосно­ванных издержек, образованию диспропорций в структуре зат­рат, распределения прибыли. Поэтому в первую очередь необ­ходимо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции на таких предприятиях.

Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике вызывает необходимость регулиро­вания деятельности искусственных монополий. Для выбора форм регулирования необходима значительная аналитическая работа. Прежде всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально: поступает ли свободно импорт из других стран или регионов, могут ли потен­циальные участники рынка свободно выходить на него в ответ на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонополь­ное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти усло­вия соблюдаются, то свободные высокие цены будут способство­вать привлечению новых производителей, а потребители полу­чат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет конкуренции.

Если же условия на рынке таковы, что он не в состоянии функционировать нормально, то, прежде всего, следует напра­вить усилия на устранение недостатков этого рынка, создав ус­ловия, открывающие рынок для национальных или зарубеж­ных фирм. При этом следует исходить из того, что иностранная или внутренняя конкуренция окажутся эффективными сред­ствами длительного удержания цен на относительно низком уровне. Рынок гораздо лучше, чем государственные органы способствует предложению товаров требуемого качества в необ­ходимом населению и другим потребителям количестве и ассор­тименте.

Если все-таки использовать систему регулирования цен, пе­речень товаров, услуг предприятий-монополистов по мере фор­мирования конкурентной рыночной среды должен постоянно сужаться, приближаясь только к государственной монополии (производство и реализация товаров или услуг, предназначен­ных для обеспечения национальной безопасности, здоровья на­селения, охраны окружающей среды).

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках либо являющиеся естественными монополиями, имеют потенциальные возможности злоупотреблений в области ценообразования, оказания влияния на конкуренцию, уровень и динамику цен, а также экономическое положение потребителей данной продукции, что обусловливает необходимость регулирование их деятельности.

В республике используется специфическая система регули­рования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением. Основанием для включения хозяйствующего субъекта в Госреестр является установление факта доминирования. Согласно действующим в настоящее время нормам законодательства значение минимальной предельной величины доли рынка, при превышении которой положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается доминирующим, установлено в следующих размерах:

- 35% и более;

- не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 %;

- доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Доминирующее положение устанавливается исходя из принадлежности к сферам естественных монополий и не зависит от доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

- для хозяйствующих субъектов – производителей товаров народного потребления, оказывающих услуги и производителей товаров производственно-технического назначения устанавливаются одинаковые размеры предельных величин доли рынка:

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины, %
   
   
   
   

 

Количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке базируется на расчете показателя доли рынка, рассчитываемого по формуле:

 

dij = (Пij-Эij) / Vрынка * 100

где

dij – доля хозяйствующего субъекта (i) по реализации товара (j) на товарном рынке;

Vрынка – объем рынка;

Пij – объем товара (j), реализованного хозяйствующим субъектом (i) на товарном рынке;

Эij – объем товара (j) хозяйствующего субъекта (i), реализованного за пределами соответствующего товарного рынка.

Количественной характеристикой емкости товарного рынка является общий объем реализации товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных либо натуральных показателях.

Vрынка = ΣΣ(Пij-Эij) + Иj,

где

Vрынка – объем рынка;

Пij – объем товара (j), реализованного хозяйствующим субъектом (i) на товарном рынке;

Эij – объем товара (j) хозяйствующего субъекта (i), реализованного за пределами соответствующего товарного рынка.

Иj – объем товара (j), ввезенного и реализованного на соответствующем товарном рынке.

Установление факта доминирующего положения является основанием для включения хозяйствующих субъектов в Госреестр. В отношении хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр устанавливаются антимонопольный контроль и регулирование.

 

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включает­ся перечень предприятий, относящихся к естественной монопо­лии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются го­сударственными органами. Во второй раздел входят предприя­тия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприяти­ем, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребле­ние доминирующим положением, то такое предприятие исклю­чается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных пара­метров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разде­лов реестра содержит два подраздела: республиканский, вклю­чающий предприятия-монополисты на республиканском товар­ном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополис­тов на местных товарных рынках (в пределах границ админис­тративно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпус­каемого предприятиями-монополистами, используются следу­ющие методы ценового регулирования: установление предель­ного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тари­фов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Пос­леднее представляет собой регистрацию цен в органах ценооб­разования на основе представляемых предприятиями их де­тальных обоснований (подробное обоснование цен с представле­нием калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснитель­ной запиской).

Для преодоления монополизма и поддержания на рынке оп­ределенного уровня конкуренции считается необходимым при­дание установлению цен так называемой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинако­вую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за исключением объективных факторов, обусловливаемых раз­личиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким обра­зом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных орга­нов. Правительственные услуги, лицензии, квоты и тому по­добное должно предоставляться в соответствии с ясными, четко очерченными и всем известными правилами и законодательны­ми нормами. Это не позволит создавать почву для взяточничес­тва, коррупции в органах государственной власти и на государ­ственных предприятиях.

В нашей республике, когда идет процесс формирования мно­гоукладной экономики, и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разра­ботка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно при­меров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, республиканский радиотелепередающий центр пытался установить для негосудар­ственных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повыша­ющим коэффициентом к основному тарифу. Белорусская желез­ная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д.

Выявление и пресечение установления монопольных цен. К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке от­носятся установление монопольных цен и заключение антикон­курентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или всту­пившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монополь­ной властью. Различают несколько видов монопольных цен:

монопольно высокой является цена, которая устанавлива­ется с целью получения сверхприбыли и (или)компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических ин­тересов других предприятий или граждан;

монопольно низкой считается цена, которая при устойчи­вом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибы­ли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок дру­гим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара;

монопсонически низкой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Монопольно высокие цены можно установить по ряду при­знаков. Например, повышение цены для компенсации необос­нованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого (снижение качества про­дукции при формально неизменном выпуске) сокращения объе­мов производства; скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками моно­польно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирую­щим положением на рынке. Необходим комплексный экономи­ческий анализ, включающий уточнение границ товарного рын­ка, на котором предприятие реализует свою продукцию, иссле­дование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабель­ности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конку­рентной цен.

О доминирующем положении предприятия можно судить по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более быстрыми темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показателями, являются свидетельством наличия монопольного эффекта.

Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом о зло­употреблении доминирующим положением на рынке свиде­тельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены про­веряемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение тем­пов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответствующи­ми среднеотраслевыми показателями. При сопоставлении в ка­честве конкурентной может рассматриваться цена, сложивша­яся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом), или сконструированная (базовая) цена, рассчитан­ная на основе цены продукции проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или региональ­ного) индекса цен и реально складывающимся соотношением спроса и предложения.

О необоснованности затрат в составе себестоимости или нео­боснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же ко­личества рабочего и управленческого персонала предприятия;

неэффективное использование дорогостоящего оборудования;

отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и заработной платы на предприятии над соответствую­щим среднеотраслевым уровнем и т.д.

При установлении факта монопольно высокой цены в ре­зультате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повыше­ние) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов про­изводства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализации излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объе­мов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного пери­ода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за ус­тановление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях анти­монопольного законодательства, утвержденного государствен­ными органами по антимонопольной политике.

Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений. К ограничению конкуренции на рынке могут привести различ­ные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пересечение антиконкурентных соглашений (сог­ласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Гори­зонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направ­лены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы це­ны повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать поте­ри, вызванные их временным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями пред­ставляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствую­щих субъектов, один из которых занимает доминирующее по­ложение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минималь­ной цены, по которой продукция должна быть реализована пот­ребителям.

Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рын­ком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение воз­можности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.

Во многих развитых странах торговые предприятия невоз­можно заставить соблюдать прейскурантные цены, разрабаты­ваемые производителями или оптовиками. Они свободны в ус­тановлении конечных розничных цен. Производители или оп­товики могут контролировать розничные цены только в некото­рых случаях. В частности, когда им принадлежат магазины розничной торговли, при продаже товара на условиях консиг­нации или нанесении на товары цен, привычно воспринимае­мых покупателем.

Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказывае­мые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установление одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциа­ции цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.).

Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта. Использование специфических методов бухгал­терского учета и расчета себестоимости, использование ограни­чений на объемы производства (например, установление квот), требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и др.

Разновидностью ценовых соглашений является также об­мен информацией в области цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру. Обмен информацией о текущих ценах или количествах — это замена формального соглашения о ценах, так как такого рода информация — это все, что необходимо, чтобы сговор заработал. Еще в большей степени это относится к информации о будущих ценах.

Односторонняя информация о ценах также может являться свидетельством сговора, так как у нее не может быть другой це­ли, кроме ограничения свободы принятия хозяйствующим субъектом решений о цене. Способами информирования могут быть публичное объявление цен (распространение нового прей­скуранта), посылка телексов потребителям и агентам (посред­никам).

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного прове­дения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг пред­приятий, участвующих в соглашении, определяется соответ­ствующий товарный рынок и проводится анализ этого товарно­го рынка. Последний предполагает выяснение географических границ рынка, долей рынка, приходящихся на участников сог­лашения, исследование эластичности спроса (при низкой цено­вой эластичности хозяйствующие субъекты скорее могут прий­ти к ценовому соглашению), изучение возможности доступа на рынок новым предприятиям и др.

В процессе анализа выявляется круг параметров, по кото­рым могут конкурировать предприятия, и какое место среди них занимает цена товара. На рынках, где затруднена или пра­ктически исключается иная конкуренция, кроме ценовой, лег­ко заключить соглашение и осуществлять надзор за его испол­нением со стороны участников соглашения. Если же хозяйству­ющие субъекты могут конкурировать по другим параметрам, кроме цен, то ценовое соглашение может не представлять угро­зу конкуренции.

На рынках, где присутствует небольшое число продавцов, могут быть ограничены возможности входа на рынок новых про­давцов ввиду большой суммы первоначального капитала, недос­татка специалистов или отсутствия ноу-хау, убеждения, что в данной отрасли низкие прибыли или продукт неудобен для тран­спортировки. При наличии незначительных препятствий входу на рынок или существовании продуктов-заменителей сговор ни к чему не приведет, поскольку у предприятий просто не будет стимула присоединяться к сговору. Новые предприятия смогут продавать свой товар по более выгодным ценам. Потребители же смогут выбрать товар по более умеренным ценам.

В ходе экспертизы выясняется также наличие ассоциации или иных объединений в отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и об­мена информацией, что способствует возможности заключения антиконкурентных соглашений, а также контроля над постав­щиками или потребителями со стороны других предприятий путем владения контрольными пакетами акций, ценными бу­магами и т.п.

Кроме анализа рынка, на первом этапе проводится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливаются:

виды потребления товара и связанные с ними типы потреби­телей. Дифференциация потребителей товара по видам потреб­ления может явиться причиной разницы в ценах на поставляе­мый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

насколько однородны товары у разных поставщиков. С од­ной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой, облегчена возмож­ность согласования цен;

наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда това­ры взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

насколько схожи условия производства товаров у различ­ных производителей. Схожесть условий производства и сопос­тавимость издержек производства товара способствуют уста­новлению единых цен и заключению соглашения;

насколько велика в стоимости товара доля постоянных из­держек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющей­ся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стиму­лирует их к заключению соглашений по поддержанию цен;

особенности системы налогообложения для производителей и посредников товара (разница в размере налогов может способ­ствовать появлению соглашений вертикального типа).

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе пу­тем согласованных действий ограничивать конкуренцию. Кри­териями ограничения или препятствия для развития конкурен­ции могут служить влияние соглашения на независимость при­нятия экономических решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует рассматривать соглашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выяснится, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, то экспертиза прекращается.

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обращается внимание на документальное под­тверждение сговора. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, нак­ладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д.

Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть найдены чаще при вертикальных соглашениях, ограничиваю­щих конкуренцию, так как различные ограничительные поло­жения иногда включаются в договор поставки и другие догово­ры, заключаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление ски­док и надбавок, навязывание дополнительных условий, прей­скурантов).

Возможны также косвенные доказательства в виде обмена информацией между представителями предприятий посред­ством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и фак­симильной связи, публичного объявления цен (распростране­ние нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят предприятия.

При доказательстве ценовых соглашений следует учиты­вать, что не всякое согласованное действие может квалифици­роваться как антиконкурентное соглашение. При наличии не­большого числа предприятий на рынке, а также имеющегося дефицита товара может иметь место согласованность их дей­ствий по установлению цен, т.е. параллельное поведение.

Доказать параллельность действий на рынке недостаточно, необходимо изучить формы ограничения конкуренции, кото­рые свидетельствуют о наличии антиконкурентного ценового соглашения. К ним можно отнести ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рынок при наличии неудовлетво­ренности спроса и достаточно высокого уровня рентабельности, ограничение доступа к сырью и материалам других производи­телей, желающих выйти на этот рынок, ограничение доступа к товаропроводящей сети.

В случае подтверждения факта запрещенных ценовых сог­лашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предпи­сания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу анти­конкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о рас­торжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и дол­жностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного за­конодательства.

Тема 5. Методы и стратегии ценообразования

5.1 Методы ценообразования, основанные на издержках производства

Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах (рис. 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.074 с.)