Тема 2. Цены в механизме функционирования национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Цены в механизме функционирования национальной экономики



Тема 2. Цены в механизме функционирования национальной экономики

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает сис­тема взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимос­вязью предприятий, производств и отраслей народного хозяй­ства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Функции цены

Цена выполняет ряд присущих только ей функций, тесно связанных с действием объективных экономических законов. Именно последние оп­ределяют роль и место цен в механизме хозяйствования. Функции цены характеризуются совокупностью свойств, объективно принадлежащих ей как экономической категории. В свою очередь, посредством функций цены проявляются ее сущность, ее роль и место в регулировании воспро­изводственного процесса. Функции цен представляют собой наиболее общие свойства, которые не только объективно присущи категории «це­на», но и являются характерными для любого вида цен. Наиболее рас­пространенной в экономической литературе является точка зрения о том, что в условиях рыночной экономики цена обладает такими функция­ми как измерительная, учетная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная, сбалансированности спроса и предложения

Измерительная функция цены состоит в том, что она обслуживает процесс производства и реализации продукции, способствуя тем самым реализации экономических интересов всех участников процесса об­щественного воспроизводства, т. е. товаропроизводителя, посредника и потребителя. Посредством использования измерительной функции це­ны появляется возможность измерить или определить количество денег, которое покупатель согласен уплатить, а продавец получить за про­данный товар

Измерительная функция позволяет сравнивать между сбой цены различных товаров, определять, какой из них дороже или дешевле. Дан­ная функция несет информацию о качестве продукции, ее потреби­тельских свойствах, а в конечном счете о полезности потребительского блага, т е измерительная функция через соотношение цен позволяет судить о соотношении полезности разных товаров.

Посредством измерительной функции цены осуществляется изме­рение результатов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Измеритель­ная функция цены показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в конкретном продукте труда, т е эта функция цены позволяет определить количество затраченного труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена в этой функции позволяет определить не только величину затрат на производство продукции, но и размер прибыли. Измерительная фун­кция цены является исходной в системе функций и играет исключитель­но важную роль в ценовой политике фирмы.

Учетная функция цены вытекает из ее измерительной функции. С помощью учетной функции натурально-вещественная форма товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку. С помощью цены в ее учетной функции исчисляются такие макро- и микроэкономи­ческие показатели, как валовой внутренний продукт, национальный до­ход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реали­зованной продукций отдельных отраслей, предприятий и т.д. Учетная функция цены несет в себе экономическую информацию и тем самым определяет поведение субъектов экономических отношений. Как носи­тель экономической информации цена является важнейшим инстру­ментом анализа, прогнозирования и планирования различных показа­телей на макро- и микроэкономическом уровне.

С помощью учетной функции цены, эффективно работающие субъекты хозяйствования возмещают свои издержки производства и получают необходимую прибыль. С ее помощью в экономике осуществляется учет производства и реализации продукции, контроль понесенных затрат и получаемой прибыли. Реализация на практике учетной функции цены позволяет посредством использования ее экономически обоснованного уровня стимулировать производство продукции, улучшать ее качество, повышать эффективность хозяйствования, оказывать поощрительное или сдерживающее влияние на производство и потребление различных видов товаров (услуг).

При выполнении регулирующей функции цена выступает как ин­струмент регулирования экономических процессов и тем самым она уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежес­пособностью товаропроизводителя и потребителя. Характерно, что на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия устанавливается в результате стихийного взаимо­действия спроса и предложения.

На рынках с разной степенью монополизации товаропроизводители и потребители могут непосредственно влиять на уровень и динамику цен. В частности, товаропроизводитель-монополист в случае перепро­изводства может не снижать цену (как в условиях совершенной конку­ренции), а изменить предложение товара при сохранении прежней це­ны. В случае повышенного спроса на его продукцию он может не увели­чивать предложение, а повысить цену. Тем самым цена все больше те­ряет стихийный характер действия, а ее уровень и соотношение с други­ми ценами начинают определяться элементами регулирования со сто­роны товаропроизводителя-монополиста, товаропроизводителя-пот­ребителя или государства.

Стимулирующая функция цены связана с тем, что в условиях ры­ночной экономики цена дает возможность альтернативного выбора при­нятия решения. Это ведет к усилению роли цены и, соответственно, по­вышению ее стимулирующей функции. В частности, товаропроизводи­тель может ориентироваться на выбор того или иного рынка, вид выпус­каемой продукции, он может выбирать различное сочетание факторов производства, например, капиталоемкое производство с большими пер­воначальными затратами, подающим в перспективе большую экономию в текущих издержках, или трудоемкое, когда требуется меньше капи­тальных вложений, но предполагается большая величина текущих зат­рат. Реализация стимулирующей функции состоит в том, что ее уровень является стимулом к применению наиболее эффективных методов хо­зяйствования и максимально рационального использования ресурсов.

Реализация стимулирующей функции цены состоит как в ее поощ­рительном, так и сдерживающем воздействии на процесс производства и потребления продукции. В частности, для стимулирования создания высокоэффективной продукции государство может снимать все огра­ничения по росту прибыли товаропроизводителя. В то же время госу­дарство может вводить жесткие ценовые ограничения на продукцию, являющуюся низкоприбыльной или убыточной в потенциально про­грессивных отраслях. Это делается с целью ускорения развития данных отраслей. Данная функция цены может реализовываться также посред­ством использования рыночного механизма.

Стимулирующая функция цены реализуется путем повышенной (пониженной) нормы прибыли в цене продукции, различных надбавок (скидок) к цене, применения разных видов цен (свободных, регулируе­мых, расчетных и т.д.). Это приводит к тому, что предприятие может иметь различный уровень доходов и побуждает его к обновлению ассор­тимента выпускаемой продукции, расширению производства наиболее прибыльной продукции, поиску новых рынков сбыта. Посредством сти­мулирующей функции цены также поощряется потребление продукции, например, за счет снижения цены на единицу ее полезного эффекта.

Перераспределительная функция цены обеспечивает распределе­ние и перераспределение доходов. Посредством перераспределитель­ной функции цены происходит перераспределение вновь созданной сто­имости между отраслями и секторами национальной экономики, регио­нами страны и социальными группами населения, т.е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий и населения. Перераспределение доходов реализуется через уровень цен, их структуру, соот­ношения цен продукции сельского хозяйства и промышленности, про­дукции добывающих и обрабатывающих отраслей, а также систему роз­ничных цен и тарифов.

Такое перераспределение достигается через действие относительно высоких или низких цен с помощью включения или не включения в цену различных налогов, установления разных уровней цен на одну и ту же продукцию для различных категорий потребителей, например, для про­мышленности и населения, а также для субъектов хозяйствования раз­ных форм собственности. Использование перераспределительной функции цены характерно как для командно-административной, так и ры­ночной экономики. Так, наличие монополистических структур порож­дает перераспределительное ценообразование, посредством которого происходит присвоение чужой прибыли. Это обусловлено стратегией максимизации прибыли, а монополия обеспечивает возможности для ее реализации. Перераспределительное ценообразование существует в условиях олигополистической структуры рынка, когда товаропроизво­дители устанавливают относительно низкие цены, чтобы препятство­вать проникновению на рынок других компаний.

В наибольшей мере перераспределительная функция цены реализу­ется через систему розничных цен, несущую в себе огромную социаль­ную нагрузку. Это обусловлено тем, что через систему розничных цен государство создает благоприятные условия для потребления товаров и услуг, связанных с образованием, здравоохранением, повышением жизненного уровня отдельных социальных групп населения. Следует отметить, что в решении данной проблемы наряду с ценообразованием участвует также финансовая система. В ряде случаев ее роль даже го­раздо выше, чем системы ценообразования. Поэтому координация дей­ствий ценовой и финансовой систем повышает не только эффектив­ность оптимального государственного вмешательства в перераспреде­лительные процессы, но и стимулирует деятельность субъектов рынка. Посредством перераспределительной функции происходит перемеще­ние денежных накоплений из одних отраслей экономики в другие.

Функция сбалансированности спроса и предложения состоит в том, что только определенный уровень цены решает эту задачу. В усло­виях классического (нерегулируемого) рынка цена является стихийным регулятором процесса общественного воспроизводства. Результатом этого является стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, сокращение производства избыточной продукции и перемещение ре­сурсов для производства дефицитных товаров. Неизбежным следстви­ем этого являются нерациональные затраты общественные труда.

Данная функция цены проявляется в том, что при дефиците товаров они могут продаваться по более высокой цене. Это стимулирует това­ропроизводителя на увеличение выпуска пользующейся спросом про­дукции до тех пор, пока не будет ликвидирована ее нехватка, и тем са­мым предложение сбалансируется со спросом. При избытке товаров они реализуются по более низким ценам, что является сигналом для производителя об уменьшении объемов производства до тех пор, пока не будет устранен избыток товаров, и их предложение опять сбаланси­руется со спросом. В случае сбалансированности спроса и предложения повышение цен на отдельные товары может происходить в случае по­вышения их качества или расширения ассортимента.

Виды цен

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно ме­няются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и раз­новидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различ­ные виды цен (рис. 2).

Отпускная цена предприятия-изготовителя цена, при­меняемая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием-производителем продукции и другими предприятия­ми-покупателями за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Рис 2. Виды цен по стадиям товародвижения

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включа­ет в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предпри­ятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену опто­вого предприятия.

По способу установления различают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Они неизбежны в условиях переходного периода и при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установле­ны ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения). Регулируемые цены могут иметь фиксированную величину и предельную. Фиксированные цены – это такие регулируемые цены, которые устанавливаются органами ценообразования в твердовыраженной денежной величине (на структурообразующую продукцию). Предельные цены – это такие регулируемые цены, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Регулируемые цены в РБ применяют на продукцию предприятий-монополистов, на социально значимые товары.

Ответственность за нарушение дисциплины цен установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных цен влечет наложение штрафа на субъект предпринимательской деятельности в двухкратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам установленным в соответствии с законодательством.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от скла­дывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное уве­личение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные це­ны в строительстве, тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодейству­ют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на про­мышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственно­го сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производствен­ные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые в свою очередь зависят от отпус­кных цен на это оборудование и сметных цен на здания и соору­жения и т.д.

Оптовые цены продукции промышленности — это цены, по которым реализуется (закупается) продукция предприятий (компаний, фирм), оптово-сбытовых организаций любых форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота. По указанным ценам осуществляется реализация продукции и оптовым покупателям (посредникам). Продукция покупается и продается оптовыми партиями независимо от форм собственно­сти предприятий (фирм и организаций) по оптовым (отпускным) ценам, принципиально отличающимся от цен, устанавливаемых в административном порядке ценообразования.

Оптовые цены продукции промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изготови­теля продукции; оптовые (отпускные) цены промышленности — цены за­купки продукции с НДС посредников.

1. Оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изгото­вителя продукции — это цены, по которым предприятие-произ­водитель реализует произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям, заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим фирмам, оптовым базам, предприятиям оптовой торговли. При этом важ­но отметить, что, как правило, оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения, а отпуск­ная — на товары народного потребления.

Реализуя по указанным ценам свою продукцию, предприятие должно возместить издержки производства и реализации и полу­чить прибыль, обеспечивающую возможность осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности в условиях рынка.

В состав оптовой (отпускной) цены предприятия входят из­держки производства (себестоимость продукции), прибыль пред­приятия (фирмы), надбавки (наценки, скидки) к цене; акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную стоимость (косвенный налог, оплачиваемый потребителем по мере реализации продукции).

Входящие в состав оптовой цены предприятия надбавки (на­ценки, скидки) включают в себя дополнительные расходы (зат­раты), связанные с повышением (снижением) цен сырья, матери­алов, дополнительной платой за изготовление изделий с особыми свойствами по заказу, экспорт и сжатые сроки и другие факторы, повлиявшие на изменение затрат при производстве и реализации продукции, с учетом конъюнктуры рынка.

2. Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены закупки продукции с НДС посредников — это цены, по кото­рым предприятия и организации-потребители оплачивают про­дукцию снабженческо-сбытовым или оптово-сбытовым орга­низациям.

Закупочные (оптовые) цены — это цены, по которым реали­зуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроиз­водителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государ­ственным и коммерческим организациям для потребления и пе­реработки.

В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки про­изводства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяй­ственной организации, надбавки (скидки) к цене. В свободные закупочные отпускные цены посреднической организации до­полнительно включаются издержки снабженческо-сбытовой (заготовительной, торгово-закупочной, оптово-посреднической) организации и ее прибыль.

При закупке зерна, картофеля, овощей, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов у сельских товаропроизводите­лей заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие предприятия рассчитываются по закупочным ценам.

Сметная цена (сметная стоимость) — это цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждо­го конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, га­ража, фабрики), рассчитанных (расцененных) по полному пе­речню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам (СНиПам, ЕРЕРам, ЕНиРам). Использу­емые цены, тарифы, расценки определяют сметную стоимость нового строительства, реконструкции, технического перевоору­жения и расширения действующих предприятий, зданий, соору­жений и других объектов строительства. Строительные организации при разработке проектов и смет применяют расчетные нормы и расценки для определения сметной стоимости строя­щегося объекта, которые по производственной необходимости в процессе строительства или при его завершении могут корректироваться.

1. Прейскурантная цена — это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (1м2 полезной или жилой площади, 1 м-кирпичной кладки, 1 м2 штукатурных работ или окрашиваемой поверхности и т.п.).

2. Договорная цена — это цена, которая устанавливается на основе договора (соглашения) между заказчиками и подрядчика­ ми в целях возведения конкретного строительного объекта и вно­сится в заключаемый договор. Фактические расчеты между заказчиками и строительными организациями осуществляются по свободным (договорным) ценам.

Тарифы пассажирского и грузового транспорта — это цены (совокупность ставок оплаты) за перевозки (проезд, пере­мещение) пассажиров, багажа, грузов, которые взимаются транс­портными организациями с населения и отправителей грузов (с учетом погрузочно-разгрузочных работ).

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­пространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". (EXW, FCA, FAS, FOB, GIF, DAF и др.).

Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республикан­ские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, Действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных opганов власти.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспор­тируемые товары.

От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены.

Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ee жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя (предприятия или населения), для различных категорий населения (престижные цены — для обеспеченных покупателей, льготные — для детей, инвалидов и т.д.).

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые.

Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Он являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговорены в приказе предприятия учетной политике в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены.

Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибы­ли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.

Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индексы цен производителей и потребительских цен являются важнейшими показателями инфляции и харак­теризуют тенденции в динамике основных видов цен.

Особое место занимает классификация цен по способу их фиксации.

Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в контракте.

Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия (фирмы) или одной ассоциации.

Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров через биржи.

Цены торгов применяются при особой форме торговли, ког­да несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, пред­лагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.

Монопольные цены формируются монополиями и принимают­ся выше или ниже издержек производства. Обычно монопольные структуры устанавливают как можно более высокие цены реали­зации своей продукции и более низкие на приобретаемые у дру­гих предприятий товары.

Можно классифицировать цены по степени обоснованности.

Базисные цены применяются в качестве исходных при уста­новлении цены аналогичных изделий. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками.

Справочные цены используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен аналогич­ной продукции или при анализе уровней и соотношений цен. Они публикуются в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах.

Прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов.

Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок или скидок к базисной цене.

Цены потребления определяют все затраты покупателя, свя­занные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.

По времени действия цены классифицируют следующим об­разом.

Постоянные (твердые) цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору.

Текущие цены применяются при поставке продукции в дан­ный период времени. Они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.

Скользящие цены устанавливаются при торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия.

Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.

Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.

Скидки используют фирмы — производители товаров и роз­ничная торговля, уменьшая первоначальную цену с целью при­влечения новых покупателей, сокращения больших товарных за­пасов, ответных действий на снижение цен конкурентами.

Всем предпринимателям, «болеющим» за эффективное разви­тие своего бизнеса, следует обратить особое внимание на систе­му скидок, так как:

— скидка создает у покупателя представление о том, что фир­ма-продавец делает уступку именно ему, и у покупателя появля­ется стимул к приобретению данного товара;

— снижение цен создает у покупателя впечатление о фирме-продавце как о солидной и устойчивой организации, которая может себе это позволить. Реальную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, так как она ускоряет товаро­движение и увеличивает объем продаж.

Существуют следующие виды скидок:

за оплату товара наличными (общая или простая скид­ка) — форма платежа, улучшающая финансовое положение про­изводителя, так как он получает непосредственно наличные деньги. Обычно же в практике рыночных отношений сроки оп­латы счетов за отгруженные товары колеблются от 30 до 60 и даже 90 дней. В зависимости от суммы сделки такие скидки мо­гут составлять от 3 до 6%;

количественная скидка — снижение цены за покупку круп­ных партий товара. Продажа и транспортирование товара такими партиями снижают сбытовые расходы производителя. Последне­му такие скидки выгодны, поскольку уменьшается себестоимость продукции по мере увеличения объема изготавливаемой партии;

дилерская скидка — это скидка, предоставляемая произво­дителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продви­жением товаров к конечному потребителю;

специальная скидка (персонифицированная) — это скидка, предоставляемая избранным покупателям, в которых очень заин­тересованы продавцы. Эти скидки распространяются и на проб­ные партии товаров с целью заинтересовать покупателя;

сезонная скидка —это скидка, предоставляемая покупателю за покупку несезонных товаров или в период их сезонной распро­дажи. Величина такой скидки иногда доходит до 50 — 70%;

бонусная скидка — это скидка, предоставляемая постоян­ным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара. Она может состав­лять 7 — 8% стоимости оборота;

закрытая скидка — это скидка на продукцию, реализуе­мую в замкнутых экономических формированиях (например, при внутрифирменных поставках, внутренней торговле экономических группировок), а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям;

скидка скрытая — форма дополнительных бесплатных услуг продавца покупателю (например, предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий то­варов).

Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях уп­равления широко используются текущие, т.е. цены на теку­щий период времени, и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные ) цены применяются как в статистике, так и в пла­нировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показа­телей и их динамики, позволяющие исключить влияние изме­нения цен.

Тема 3. Государственное регулирование ценообразования

Причины государственного регулирования цен:

1. Наличие асимметричной информации, т.е. такой информации, которая дает возможность одним участникам сделки злоупотреблять не информированностью других.

Государство в этом случае должно проводить стандартизацию и сертификацию, контролировать рекламу и ограничивать конкуренцию устанавливая минимально возможную цену.

2. Наличие на рынке общественных благ (продавец не может решить кому он будет продавать товар, кому нет).

3. Наличие внешних эффектов (издержки перелива).

Внешние эффекты – это дополнительные издержки, либо выгоды третьих лиц, т.е. тех кто не является продавцом или покупателем, но положение которых зависит от факта заключения сделки (загрязнение окружающей среды).

4. Наличие монопольной власти.

Выбор цели

Фирма должна прежде всего определить, какую цель она ставит при производстве и продаже конкретного товара. Когда четко определены цели и положение товара на рынке, проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Начинать надо с выбора цели. Существуют три основные цели ценовой политики маркетинга: обеспечение сбыта (или выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.

Обеспечение сбыта — главная цель фирм, осуществляющих дея­тельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирмы выбирают в тех случаях, когда, во-первых, ценовой спрос потреби­телей эластичен (Эс> 1); во-вторых, фирма желает добиться макси­мального роста сбыта и увеличения общей прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара; в-третьих, фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта; в-четвертых, если низкие цены отталкивают конкурентов; в-пятых, когда существует большой рынок потребления.

Для достижения поставленной цели используются заниженные цены — цены проникновения ("penetration"); они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.

Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей. Например, фирма стремится к достижению стабиль­но высокого уровня прибыли (на год или ряд лет). Такая цель ста­вится не только компанией, имеющей устойчивое положение на рынке, но и фирмой, не слишком уверенной в своем будущем, однако пытающейся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. Разновидностями цели, основанной на макси­мизации прибыли, могут быть:

установление фирмой стабильного дохода на ряд лет, соответству­ющего размеру средней прибыли;

расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом капиталовложений;

стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, если компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.

Прибыль, к получению которой стремится фирма, может исчис­ляться в относительном или абсолютном выражении. Абсолютная прибыль — это доход, который получает продавец от реализации всех товаров за вычетом расходов. Относительная прибыль рассчи­тывается на одно изделие. Таким образом, абсолютную прибыль можно определить как произведение относительной прибыли на ко­личество единиц реализованного товара.

Разные товары имеют различную относительную прибыль. Так, товары первой необходимости (хлеб,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.075 с.)