Периодизация первобытной эпохи и особенности первобытной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация первобытной эпохи и особенности первобытной культуры.



Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Но любая периодизация первобытного общества основана на археологических свидетельствах. Наиболее известная периодизация делит историю первобытности на эпоху палеолита (древнего каменного века от греч. «палео»- древний, «литос»- камень) - (2 млн. - 12 тыс. лет до н.э.). В палеолите выделяют ранний, т.е. нижний палеолит – до 100 тыс.лет назад, средний – 100 – 40 тыс.лет назад и поздний (верхний) палеолит – 40 – 12 тыс.лет назад. Мезолит (среднекаменный век) - (12 - 7 тыс. лет до н.э.) и неолит (новый каменный век) (7 - 4 тыс. лет до н.э.). Следующий период в истории человечества – энеолит – меднокаменный век – (6 – 2 тыс. лет до н.э.) характеризуется началом использования металла – меди. Появились первые города, колесный транспорт, плуг и др. Энеолит сменяется новым историческим периодом – бронзовым веком (конец 2 – начало 1 тыс. до н.э.). За эпохой бронзы наступает железный век (с начала 1 тыс. до н.э.) – период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа, плавка которого была открыта в Малой Азии в начале 2 тыс. до н.э.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад, а некоторые относят появление эолитов (камней со следами использования их в качестве орудий труда) и к 10 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронениях, несомненно, применялись погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север, стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды.

Образ жизни людей этого времени принято называть матриархатом потому, что ведущую роль в жизни общины играла женщина: именно она рожала детей, поддерживала огонь, обеспечивала основные средства поддержания жизни племени (собирательство, в отличие от охоты, давало постоянную основу жизни). Счет родства велся также по материнской линии (промискуитет – беспорядочность полового общения – не позволяли определять отцовство).

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни (т. наз. неолитическая революция). Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры. На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры.

1. Главной особенностью первобытной культуры был синкретизм ( от греч. «соединение, объединение») - нерасчлененность, недифференцированность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. Таким образом, в первобытном обществе осуществлялся лично-именной тип вхождения индивида в социум.

Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

2. Другая важная особенность этой культуры - ее бесписьменность. Это обусловливает слабые темпы культурного и социального развития. Главным информационным каналом первобытной культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения. Эти действия становились образцами, которые передавались из поколения в поколение и превращались в ритуал (социально санкционированная, строго регламентированная символическая система действий). В большинстве своем они носили магический характер и представлялись столь же необходимыми, как и любые трудовые акты. Индивид не мог отступать от ритуальных требований. Особую роль здесь играли табу (запреты), охранявшие важные для существования племени устои жизни. Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте в форме ученичества. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена была оставаться предельно простой.

Все выше сказанное не означает, однако, что в первобытной культуре не существовало никаких способов фиксации информации. Задолго до возникновения письменности существовал период предписьменной культуры, когда люди использовали для передачи информации знаки татуировок, причесок, украшений, одежды. Существовало также так называемое предметное письмо. К примеру, для объявления войны род посылал соседям стрелу. Еще позже появилось узелковое и палочное письмо. С помощью узелков и зарубок на палочках различной длины и толщины передавалась счетная информация. Самым последним способом передачи информации, ближе всего стоящим собственно к письменности была пиктография или рисуночное письмо, которое отражало конкретный предмет или целостное событие. Но все эти формы предписьменности не могли передать сложные абстрактные понятия, пространные и детальные сообщения.

3. Антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) первобытной культуры выражался в том, что человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал последнюю по своему образу и подобию. Поэтому он наделял как живую, так и неживую природу сознанием, волей, чувствами. Антропоморфизм как принцип мировосприятия давал возможность освоить природу, объясняя по принципу аналогии различные природные явления (дождь идет, земля устала и т.д.). Значение целого ряда слов образовалось на основе антропоморфизма: голова колонны, горлышко бутылки, ножка стола, дверная ручка. Антропоморфизм как принцип мировосприятия мира давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. В подобном человеку мире можно было чувствовать себя гораздо более уверенным. Можно было вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

4. Традиционализм первобытной культуры выражался в жестком следовании традиции, которая воспринималась как изначально установленный порядок. Следование ей выводило общество из хаоса. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости. Однако столь однозначное воспроизведение навыков и знаний тормозило развитие общества.

С точки зрения социальной организации характерной особенностью первобытной культуры было отсутствие государства, а также ярко выраженного имущественного неравенства, слабая социальнаядифференциация.

С развитием языка и речи приобретает важность устное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания.

5. На этом этапе первобытная культура приобретает мифологический характер. В культуре первобытного общества мифология (собрание мифов, присущее данной культуре) выступает в качестве мировоззрения. Миф – в дословном переводе с греческого «предание, сказание», однако, с научной точки зрения, миф является первоначальным выражением опыта человечества, отраженного массовым сознанием. Мифы существовали у всех народов мира. Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внимания в мифологии уделялось и происхождению людей, рождению и смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его пути. Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. Итак: -миф не есть простой вымысел, в нем сочетаются вымысел и реальность; - миф не есть схема мирового устройства, он есть личностная форма понимания того, что окружает человека; - миф историчен; - миф – это данность, в пределах первобытности он есть и философия, и картина мира, и важный фактор организации внутреннего единства людей, фактор их социализации.

Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей. В результате мифология образует атмосферу, в которой зарождаются разнообразные виды первобытного искусства. В мифах закрепляются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности, их передача от поколения к поколению способствует сохранению накопленного опыта и образованию первичного уровня знаний и способов мышления. В мифологических рассказах о божествах зарождается религиозное мировоззрение.

Таким образом, первобытная мифология включает зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из нее на последующих ступенях развития человеческого общества, - религии, искусства, философии, науки.

Миф является самой древней, исходной формой психического опыта человека, поэтому все архетипы (от греч. - прообраз, первоначальный образ, идея) так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих», - писал Карл Юнг.

Виды мифов: мифы обычно разделяют на виды в зависимости от содержания.

Космогонические мифы — центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос — центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира. Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогоничсские (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы — повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей. Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада. Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны. Эсхатологические мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф. Теогонические мифы объясняют происхождение богов, их отношения между собой. Древнейшие стихийные боги – божественные прародители. Например, в греческой мифологии знаменитые олимпийские боги – третье поколение, именно они вступают в отношения с людьми, это боги человеческой культуры, а не стихии.

В современной действительности мифы не исчезли. Они сопровождают любую культуру с ее рождения до смерти. Сила мифа не в том, что он есть «правда», а в том, что он есть «данность, не подвластная критике».

6. Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). Социокультурные системы, которые находятся в изоляции, постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Такие системы при отсутствии действия внешних факторов не подвержены никаким существенным изменениям. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, и именно в этих рамках человек, чье иноформационное восприятие было ориентировано на внешнюю среду, на природу, с помощью своих умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение. Этим и обусловлена гомогенность всей первобытной культуры.

3.5. Ранние формы религиозных представлений и искусство первобытности.

Нет единого мнения относительно исторически первой формы религии. Э.Тайлор считал такой формой анимизм, Э.Дюркгейм – тотемизм, Дж.Фрэзер – веру в богов. Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Э.Тайлор считал анимизм сущностью всякой религии. Анимизмом называется вера в существование духов, способных помогать или мешать человеку в его делах. Первоначально он существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Ветер, гром, деревья, камни и т.п. наделялись собственной волей. Позже складывается представление о духах, которые проявляют себя через различные предметы и явления. Духи еще не противопоставлялись предметам и могли погибать вместе с ними или переселяться в другие вещи. Позже духи становятся самостоятельными сущностями. Относительно человека также возникает представление о существовании самостоятельной души, которая очень часто ассоциируется с дыханием или тенью. У африканских племен до сих пор сохранились обряды, защищающие тень от врагов и хищников. Зулусы считают, что тень после смерти становится домашним духом. В европейской традиции существовало представление о том, что у мертвых нет тени.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени. К примеру, у сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии (в том числе и тех, что жили на территории современной России), существовал культ оленя (лося).

Фетишизм как одна из первых форм религии представлял собой поклонение неодушевленным предметам. По мнению древних, такие предметы обладали сверхъестественными свойствами. Фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Проявился он в вере людей в силу амулетов, оберегов, талисманов. Фетишизм отражал стремление людей посредством фетишей воздействовать на ход событий – талисманы и обереги должны были защитить от бед и несчастий, отвести болезни и дать здоровье, принести удачу на охоте. Фетишизм, как и анимизм, был тесно связан с магией.

Под магией понимают систему обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественным образом воздействовать на природу, людей и духов. Магия связана с представлением о наличии в мире некой мистической силы, которая способна оказывать влияние на любой объект. А знание определенных действий и заклинаний обеспечивает человеку овладение этой мистической силой. Маг, таким образом, являет собой не только посредника между обыденным и сакральным миром, но и могущественного повелителя сверхъестественных сил. Отсюда отмеченная многими исследователями особенность магического отношения к миру. Магический ритуал осуществляет общение с мировыми силами на равных, просьба здесь фактически отсутствует, а требование выглядит вполне естественным. Это не удивительно, если иметь в виду, что магия возникла в тот период, когда человек еще с трудом мог воспринимать мир как упорядоченное целое («космос»). Поэтому любая попытка систематизации своих действий по отношению к природе, а тем более, если она заканчивалась практическим успехом, приводила к ощущению, что человек управляет природой, а значит стоит выше нее. Магические обряды, таким образом, закрепляли и возвеличивали способность человека к упорядоченной, методической, законосообразной практической деятельности и мышлению, придавая им характер тайного знания.

Магические ритуалы были знакомы людям уже в эпоху верхнего палеолита. Свидетельство тому – найденные статуэтки женщин и зверей, пещерные рисунки, имеющие несомненно магическое предназначение. Магия пронизывала собой все сферы жизнедеятельности первобытного человека. Существовала магия метеорологическая (вызывание дождя), промысловая (ритуалы перед охотой, выходом в море, земледельческие обряды), военная, любовная («привораживание» и «отвораживание»), лечебная, предохранительная (обереги) и вредоносная («порча», нанесение вреда врагам). Магические действия могли носить индивидуальный или коллективный характер.

Отдельным типом является магия слова – заговоры и заклинания. Первоначально, слово, видимо, было слито с магическим действием. Но позже оно превращается в самостоятельную магическую силу.

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей, которые считаются родственниками, хотя некоторые из них могут быть мифическими личностями. Такое поклонение предкам становится возможно только при наличии веры в бессмертие души и загробную жизнь. Смерть рассматривалась первобытным человеком как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. Через некоторое время они возвращались в мир, вселяясь в новорожденных детей, животных или растения (часто тотемные). Отношение к мертвым предкам двойственное. С одной стороны, умерший опасен, т.к. может навредить и забрать в свой мир. С другой стороны, он защитник и помощник. В любом случае, предок и место его погребения вызывали почитание и благоговение. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего. Причем все предки соединялись в силу специфики первобытного мышления в единого духа рода. Благодаря обожествлению предков, люди начинали испытывать трепетное отношение и к выработанным предками культурным нормам. Таким образом создавался механизм наследования социокультурных ценностей. Предок становился также «скрепой», объединяющей людей в социальную общность, создавая у племени чувство кровного единства, которое описывается полярными категориями «свой» - «чужой». С распадом родовой общины культ предков вытесняется другими формами религии. У восточных славян хранителем рода и защитником являлся обожествленный первопредок Чур (отсюда слово пращур и оставшееся лишь в детских играх заклинание «Чур меня!»).

Одной из форм религии являлось поклонение природе. Сначала предметом поклонения была некая безличная сила, которая управляла всеми природными процессами. Эта высшая сила не воспринималась как что-то сверхъестественное, она скорее ассоциировалась с природными явлениями и человеческими способностями, которые выходили за рамки привычного, повседневного, носили экстраординарный характер. Поэтому счастливый, удачливый, обладающий необычными способностями человек воспринимался как обладающий этой силой. В большей или меньшей степени такая безличная сила присутствовала во всех объектах и людях. Позже возникает культ персонифицированных сил природы: Неба (у охотников и собирателей) и Земли (у древних земледельцев). Небо очень быстро населяется божествами, персонифицирующими его физические аспекты (молния, гром, солнце, луна, звезды). Солнечными божествами у славян были Купала, Коляда, Даждьбог, Ярило, Хорс. Так постепенно осуществлялся переход к представлению о богах, который в поздней первобытности выступает в форме политеизма – веры во множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Обычно политеизм включает в себя также веру в демонические и потусторонние силы, действующие помимо богов.

Подводя итог, можно сказать, что развитие первобытных верований прошло путь от ощущения людьми своего родства с природой и ее очеловечивания к персонификации различных природных явлений, которые на стадии разложения первобытности превратились в богов. Для первобытной религии было характерно также одновременное сосуществование различных культов и верований.

 

 

Первобытное искусство.

Как полагают многие исследователи, искусство появилось на рубеже среднего и позднего палеолита около 40 – 35 тыс.лет назад. К этому времени относятся первые образцы наскальной живописи и скульптуры. В палеолитической живописи использовались часто встречающиеся в природе сажа, охра и мел. Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства – в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических «Венер»; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений). Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия.

В искусствепалеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица и проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические «Венеры» - изображения богини-матери с характерными тежеловесностью и утрированностью форм). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Позже появляются попытки пространственного изображения. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В энеолите возникает расписная керамика. Творцы ее – земледельцы, оседло живущие в постоянных местах обитания. Везде на керамических сосудах одни и те же геометрические узоры – розетки, кресты, спирали, многоугольники, прямые и волнистые линии, животные и природные формы. Все узоры имели символический характер, например, розетка – знак бегущего по небу солнца, треугольник – знак горы.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

От первобытной эпохи сохранились памятники, которые называются мегалитическими постройками или мегалитами. Они представляют собой сооружения из одного или нескольких блоков дикого или грубо оббитого камня. К мегалитам относятся: дольмены (сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой), менгиры (сооружение, представляющее собой вертикально врытый в землю камень, высотой от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи), трилиты (конструкция, состоящая из 3 камней: двух вертикальных и лежащего на них горизонтального), кромлехи (сооружения культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов). Подобные постройки широко распространены в разных странах мира, но наибольшее их число обнаружено во Франции и Англии. Так, например, аллея менгиров в Карнаке в Бретани (Франция) и Стоунхендж в Англии.

Культура Древней Греции.

Известно, что культура Древней Греции существовала с 3 тыс. до н.э. и до середины 2 в. до н.э. Ее также называют «античной» (от лат. «antiguus»-древний), а саму Древнюю Грецию – Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Греческая цивилизация времен античности сформировалась в восточной части Средиземноморья, на островах Эгейского моря, побережье Фракии (юго-восток Балканского полуострова) и западной части Малой Азии. Впоследствии пределы античного мира постоянно расширялись, распространяя свое влияние на Южную Италию и Францию, Сицилию и северное побережье Африки. Греческие колонии располагались также на побережье Черного и Азовского морей.

Культура Греции была преемницей древневосточных культур (вавилонской, древнеегипетской и др.), однако приобрела новые, ей одной присущие черты, и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова «интеракция» - взаимодействие) характер.

Назначение культуры у древних греков – содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному (отсюда «пайдейя», «калокагатия», «мусейя») и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) – человека, политическому и нравственно-духовному – гражданина.

Античная культура не была единой ни в самой Греции, ни в Древнем Риме. В процессе длительной эволюции античной цивилизации племена и народности, проживавшие на этой территории (ахейцы, дорийцы, ионийцы, данайцы, аргивяне, эолийцы и др.) осознали себя единым народом – эллинами, назвав страну Элладой, и значительное историческое время сохраняли чувство принадлежности к этому единству. Интенсивное развитие языковых диалектов привело в 3-2 вв. до н.э. к созданию единого греческого языка – койне.

Весьма успешное развитие древнегреческой культуры отчасти объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями. Строение греческого ландшафта, в котором не было ничего бескрайнего, кроме голубого неба, способствовало тому, что глаз грека с рождения привыкал к соразмерности, пропорциональности и гармонии.

Древняя Греция была первой антропоцентрической цивилизацией, в которой в полной мере проявила себя человеческая личность (Именно в Афинах философ Протагор из Абдера провозгласил знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей»). И именно в греческой античности личность проявила себя не только как индивидуализированный способ бытия человека, но и проявила основные тенденции своего развития:

- умение принимать и осуществлять решения;

- наличие самосознания, которое превращается в жизненную позицию;

- способность в определенной ситуации противопоставить себя обществу.

Античная личность считала сверхценностью свободу выбора и служила социуму – в лице народа, полиса, военного союза, империи. Греческим идеалом счастья было сочетание семейного благополучия и служения государству. Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Наличие канона (совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры), обоснованного скульптором Поликлетом (2-я пол.5 в. до н.э.) в труде «Канон», объясняет «калокагатию» («калос»- прекрасный, «агатос»- хороший, добрый, достойный) - идеал, к которому должен стремиться человек, через упражнения, образование и воспитание.

Хронологически история культуры Древней Греции делится на 5 основных периодов:

Крито-микенская культура (3 – 2 тыс. до н.э.);

гомеровский период (11 – 9 вв. до н.э.);

архаический период (8 – 6 вв. до н.э.);

классический период (5 в. – 4 вв. до н.э.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.052 с.)