Региональная типологизация культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная типологизация культуры.



Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Масштабы ареала региональной культуры могут быть разными. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом.

В ходе истории состав народов, населяющих регион, может ме­няться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же гео­графические, климатические и другие особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринимают формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфи­ку данной региональной культуры. Так произошло, например, в Индии: культуры разных народов (дравиды, арии), поселявшихся на индийской зем­ле, впитывали в себя древние традиции, до сих пор составляющие специфический колорит жизни этой страны.

Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она или претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней (как негритянская культура в Северной Америке или западная культура в Японии), или вытесняет оттуда местную культуру (так произошло с культурой американских или австралийских аборигенов при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.

Запад и Восток. Понятия «Восток» и «Запад», не имеют четко оп­ределенного смысла. Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» - Европу и Северную Америку. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур.

В том, что культура Востока и культура Запада имеют специфические особенности, сомневаться не приходится. Но различия между этими культурами формулируются и обосновываются скорее интуитивно, чем строго логически. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и, если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, потому, что восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток языческий; существует большая разни­ца в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных вероисповеданий), и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому исследователи иногда называют культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вер­тикальной».

В течение долгого времени проблема «Восток — Запад» рас­сматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Раз­личие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь оче­видным, как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различ­ных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки куль­турного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, раз­вивающиеся одновременно, но по-разному.

Многие исследователи отмечают, что на Востоке и на Западе преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека «всеобщей жизненной силе», выступающей как божество, а для Запада - самодеятельность человека. В западной философии на первом плане — идея бытия, в восточной — идея небытия.

Наука на Востоке вплоть до последнего времени далеко отставала от западной и только в XX столетии стала преодолевать отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное место занимали, главным образом, практические отрасли, в особенности медицина.

Восточное искусство по сравнению с западным более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше символизма, недосказанности, таинственности.

В этических установках Востока заметна тенденция к созерцательности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика боль­ше нацелена на активность, либеральность и утилитаризм.

Восточная культура более склонна к «нормативной избыточности», тогда как западная — к «нормативной недостаточности». Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Для Запада же - большое разнообразие и подвижность норм социального поведения, стремление к социальному творчеству, предприимчивость, ускоренный темп жизни, ведущий ко все большему сокращению и упрощению всякого рода ритуальности, к более быс­трому расшатыванию традиций. Основа восточной культуры — традиция, и поэтому идея прогресса, столь значимая для Запада, не вызывает на Востоке особого энтузиазма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.006 с.)