Культурные ценности и нормы. Менталитет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные ценности и нормы. Менталитет.



В содержании любой культуры важное место занимают ценности. В 19 в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология (от греч. axia — ценность и logos —слово, учение). Родоначальниками аксиологии считаются немецкие философы Рудольф Лотце, Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. По мнению П.Сорокина именно ценность служит фундаментом всякой культуры. Во всех явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность, ради которой эти явления и созданы. Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, существующих в каждой культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

Существует множество определений понятия «ценность», отражающих как разнообразие наук, изучающих эту проблему, так и разнообразие индивидуальных научных установок. Но ни одно из них нельзя признать исчерпывающим. И это неудивительно: мир ценностей, действительно, очень сложен и трудноописуем, разнообразен и неоднороден. Вот почему в аксиологии существуют, как было замечено выше, различные подходы к пониманию и систематизации ценностей.

Не вдаваясь в анализ существующих подходов к определению ценности, будем исходить из того, что ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Иначе говоря, ценностью является свойство, способность объекта удовлетворять человеческую потребность, а объект есть лишь носитель ценности. Ценность не может быть присуща объекту самому по себе, вне зависимости от человека. Для человека, ничего не знающего о ценности объекта, этот объект не представляет никакой ценности. Даже если объект обладает свойствами удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не делает его ценностью. Надо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств.

1. Ценность связана со знанием, но не сводится к нему: знание лишь констатирует свойства объекта, в том числе способность удовлетворять какую-то потребность. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он же­лает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, пред­ставления, идеи и т.д.).

Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являют­ся ценностями. Ценность — не предмет, a особый вид смысла, кото­рый усматривает в нем человек. Он выражается в отно­шении человека к предмету — в положительных эмоциях (это от­личает его от знания, которое представляет собой другой вид смыс­ла — информацию o свойствах предмета). B результате он приобретает ценность (если же предмет представляется человеку не удовлетворяющим никаких же­ланий или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценность»). Однако, по сути дела, ценность содержится не в самом предмете, а в тех особых («приятных», «дорогих», «возвышенных») чувствах и пере­живаниях, которые он вызывает y человека благодаря тому, что че­ловек усматривает в нем их источник. Автомобиль имеет ценность не потому, что у него мощный мотор или высокая цена, а потому, что он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т.д. Что же касается мотора, цены и других его качеств, то они не цен­ности, a лишь условия, которые позволяют иметь ценность.

2. «Ценность» в культурологии не следует путать c экономическим понятием стоимости. Стоимость является лишь денежным выражением ценности, при этом величина стоимости совсем не обязательно соответствует ценности объекта. Для человека могут представлять большую ценность какой-нибудь памятный грошовый сувенир или старая фотография, хотя их денежная стоимость равна нулю. Ценность вообще далеко не всегда может быть выражена в деньгах. Так, самой священной ценностью для мусульман является Кааба - священный камень. Это обычный большой камень (предположительно – метеоритного происхождения): не алмаз, не жемчуг, но он внушает миллионам людей священное религиозное чувство. Такие ценности, как воспоминания, чувства, ра­дость творчества и т.п., нельзя ни продать, ни купить, ни за какие деньги.

3. Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной (Г. Флобер как-то сказал: «Искусство - это поиски бесполезного»), a полезная - не иметь ценности. Польза есть объективный результат воз­действия вещи на человека, возникающий даже тогда, когда человек не знает и не догадывается o нем. Если человек осознает пользу чего-либо, он обычно «ценит» то, что ему полезно. Но ценность пользы (как и вещи, ее приносящей) - это характеристика не самой пользы, a опять же отношения человека к ней.

4. Точно так же ценность отличается от истины. Истина может быть носительницей ценности, но в отличие от добра и красоты она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность, a может и не иметь. B известном изречении Аристотеля «Пла­тон мне друг, но истина дороже», очевидно, утверждается высшая ценность истины. Но для кого-то, наоборот, «Платон» может быть дороже истины, т.е. дружба выступает как более высокая ценность, чем истина. Бывает, что ценностью представляется не истина, a ложь. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Жизнь показывает, что истину часто не считают ценностью и жертвуют ею ради религиозных, политических, нравственных, эсте­тических и других ценностей.

Виды ценностей. Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что именно положено в основание классификации (т.е. критерии для выделения разных видов ценностей могут быть разными): содержание, структура, степень интенсивности распространения ценностей и т.п.

Так, например, Г. Риккерт, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в куль­тах), религиозные, нравственные, личностные.

Французский аксиолог И.Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.

Классификация ценностей по М.С. Кагану (Философская теория ценности.- СПб., 1997) выглядит следующим образом: 1) правовые ценности (общественный порядок, право, законопослушание); 2) политические (патриотизм, гражданственность, нац. достоинство, сословная гордость, классовая солидарность и др.); 3) нравственные или этические (добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, отзывчивость, совесть, любовь, уважение, долг и др.); 4) религиозные (не персонифицированы, поскольку в каждой религии свое представление о ценностях); 5) эстетические (прекрасное, возвышенное, изящное, трагическое и др.); 6) экзистенциальные (т.е. связанные с определением смысла жизни); 7) художественные (специфические для каждого вида искусства).

Система ценностных ориентаций личности. У каждого человека, начиная c детства, образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, a какие менее. Таким образом, выстраивается более или менее упорядоченная иерархическая система. Эта система обычно скла­дывается «сама собой» — люди выстраивают ее, не задумываясь над тем, как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформировалась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не всегда в состоянии это осуществить (хотя c возрастом некоторые изменения происходят опять же «сами собой»).

Система ценностных ориентаций личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что y соци­альных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, фор­мируются ценностные ори­ентации, которые имеют типичный для данной группы характер.

B системе ценностных ориентаций личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальныеценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они ценны сами по себе, а не потому, что служат средствами для достижения каких-либо иных ценностей. Это конечные цели человеческих устремлений, главные жизненные ориентиры. Финальные ценности - это, например, человеческая жизнь, свобода, справедли­вость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм… Относительно таких ценностей бессмыслен­но спрашивать: зачем или для чего они нужны?

Инструментальныеценности представляют собой средства и условия, необходимые для достижения и сохра­нения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, поз­воляющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обла­дать инструментальной ценностью как условие сохранения и ук­репления здоровья — финальной ценности.

Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, оп­ределяемый пользой. Они ценны, поскольку полезны для достиже­ния какой-то цели (которая в свою очередь тоже может быть лишь инструментальной ценностью, обеспечивающей движение к другой цели, и т.д.)

Производныеценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок — производная ценность, знак люб­ви, дружбы, уважения; медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордит­ся; ста­рые вещи, фотографии, записки и др., потому что они напоминают o доро­гих душе переживаниях.

Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг c другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. C проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни. Общение в кругу семьи и общение c друзьями — и то и другое есть ценности. Но нередко человек оказывается перед необходимо­стью выбрать: либо провести вечер y домашнего очага, либо пойти на встречу c друзьями. Образование — это ценность, и отдых — тоже ценность. Но приходится либо отказывать себе в отдыхе, что­бы заниматься образованием, либо отказаться от получения образо­вания, но зато иметь время для того, чтобы отдыхать в свое удо­вольствие.

Иногда в столкновение друг c другом приходят и финальные ценности. Например, жизнь есть ценность, и честь есть ценность; но бывают ситуации, когда человек жертвует жизнью, чтобы защитить свою честь. Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стер­петь оскорбление чести.

Таким образом, в структуре ценностных ориентаций личности на вершине иерар­хии находятся высшие, финальные ценности. На более низких уров­нях иерархии расположены инструментальные и производные цен­ности. Но y разных людей эта иерархия строится по-разному. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого.

У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности (духовные блага). Они имеют приоритет не только над материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над все­ми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них.

В культурологии норма есть диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью.

В непосредственном общениии культурных «текстах» люди постоянно демонстрируют свою приверженность к ценностям. Норма в этом случае устанавливает границы интенсивности проявления такой приверженности.

Возьмем, например, приветствие как поведенческую характеристику. Недостаточность интенсивности выражения приветствия может быть воспринята лицом, которое приветствуют, как холодность либо недоброжелательность; излишняя горячность вызовет у него также отторжение, но теперь уже основанное на недоверии.

Норма требует, чтобы ее знали все потенциальные участники коммуникации. Но этого мало: норма должна быть утверждена, признана и оправдана (то есть всем должно быть понятно, почему она именно такова) представителями данной социальной общности.

Культурология подчеркивает, что норма есть устойчивое регулятивное образование. Регулятив – это правило, требование, норма или программа, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.

Для чего нужны нормы? Человек, принадлежащий определенной культуре, в повседневной жизни должен быть предсказуем. Регулятивы – это информационные «блоки», содержащие предписания, запреты, разрешения и рекомендации. Норма может иметь очень узкий интервал использования («при пожаре разбей стекло и нажми кнопку»), норма может быть запретом, полностью исключающим для членов сообщества какие-либо действия. Нормы задаются людям существующей в данном обществе культурой. Суммарно посредством норм поддерживается стабильность общества и его отношений. Еще в глубокой древности человечество было озабочено поиском необходимых норм. Так, в Ветхом и Новом Заветах мы можем найти установление целого ряда важных правил общественной жизни («заповеди»).

Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормаль­ными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, a второго — от­клоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio - отклонение).

Наиболее важные и «наглядные» нормы получают отражение в законах. Те нормативные установления, которые несомненно важны, но несколько размыты по своей природе (например, уважение к человеку), находят свое выражение в нравственных категориях, а также в правилах этикета.

Стоит заметить, что узаконенность и признан­ность норм в культуре не опирается непременно на какие-то «офици­альные» указания, распоряжения или инструкции. Нормы узаконены и признаны в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения.

Кyльтурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный конт­роль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль) и административное управление (формальный, официальный контроль).

Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременным условием существования культуры.

Как уже отмечалось, культурные нормы возникают на самых ранних этапах истории человеческого общества. C помо­щью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки общества» — обычаи, традиции, в оболоч­ке которых нормы могут в неизменности сохраняться веками. Но в критические периоды истории народа возможны резкие изменения в сфере социокультурных регулятивов. Смена норм чаще все­го сопряжена c трудностями и беспорядками.

Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.

Выделяют 4 типа культурных норм:

1. Статистические – они складываются стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе. Напр., свадьба после бракосочетания, поминки после похорон и т.д.

2. Институциональные – зафиксированные в офиц.документах, поддерживаются принудительной силой государства.

3. Конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, не имеющие силы закона (нормы дружеских, любовных, корпоративных отношений и проч.)

4. Эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания (ордер, канон в искусстве).

Одной из важ­ных черт, характеризующих культуру, является степень ее норма­тивности, т.е. строгость и обязательность культурных норм, регла­ментирующих стороны жизни людей. Различные культуры обладают разной степенью нормативности (например, в наше время нормативность русской культуры значительно слабее, чем английской, китайской и многих других). «Нормативная недостаточность» куль­туры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений (что мы и наблюдаем сейчас в нашей стране). «Нормативная избыточность» способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка (это было характерно, в частности, для Анг­лии «елизаветинской эпохи»). Вместе c тем она ограничивает сво­боду, инициативность и творческую деятельность, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой. «Нормативная избыточность», таким образом, становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем «норматив­ная недостаточность».

 

Виды культурных норм:

Общекультурные, групповые и ролевые нормы. Множество культурных норм подразделяется на три основных слоя: общекультурные нормы распространяются на всех членов общества; групповые нормы регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляющей лишь часть общества; ролевые предписывают, как должен вести себя человек в со­ответствии c выполняемой им социальной ролью.

1. K общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магази­не, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д. Многие о6щекуль­турные нормы являются специфичными для определенной культу­ры и могут казаться представителям других культур странными. Это касается национальных особенностей питания, семейного обихода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть, кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев, как в Европе люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию, часто поражает беспечность, c которой пешеходы нарушают прави­ла перехода улицы. A русские, возвращаясь из Германии, c удивле­нием рассказывают о том, как жители немецких городов выставля­ют прекрасную, но ненужную им бытовую технику и другие вещи, чтобы их мог бесплатно взять, кто хочет, или о том, как они бережно раскладывают мусор по «сортам»: пищевые отходы отдельно, консервные банки отдельно, бутылки отдельно.

Однако среди общекультурных норм есть немало таких, которые

одинаковы для всех или почти всех культур. Они настолько привычны, что мы даже не замечаем, как соблюдаем их, и рассчитыва­ем на то, что другие тоже им следуют. Это, например, нормы взаим­ности, в соответствии c которыми мы ожидаем от людей, знако­мых или незнакомых, скорее помощи, чем вреда; нормы социальной ответственности, предполагающие, что люди будут оказывать по­мощь тем, кто от них зависит.

Уважительное отношение к родителям, к старшим по возрасту и общественному положению, забота o детях, любовь к родине - уни­версальные нормы, действующие во всякой культуре. B наше время складываются и международные, межкультурные нормы: правила проведения всемирных спортивных олимпиад и чемпионатов, пользо­вания сетью Интернет, участия в международных мероприятиях —конкурсах, конференциях, выставках, и т.д.

2. Групповые нормы отличаются большим разнообразием. Они могут быть как стандартами поведения, характерными для некото­рого класса, социального слоя или социальной группы, так и осо­быми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группировки, компании, сообщества и организации. Примерами груп­повых норм первого вида могут служить «кодексы дворянской чести», правила светского этикета, уставные формы обращения во­еннослужащих к друг к другу. Нормы второго вида - это, напри­мер, нравы, сложившиеся в кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды; обычаи, установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном обществе); традиции учебного заведения; принятая в компании друзей манера подшучивать друг над другом. Бывает, что групповые нормы вступают в противоречие c нормами общекуль­турными или нормами более широкой группы.

3. Ролевые нормы определяют характер поведения, которого мы ожидаем от человека, находящегося в заданной социальной позиции. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга — это своего рода социальные «клеточки», сплетенные из некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку», человек должен действовать в соответствии с этими нормами. Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же письменным инструкциям. В этом отношении она сходна c теат­ральной ролью: личность, взяв на себя определенную социальную роль, выполняет то, что диктуется культурным «сценарием», — обы­чаями, правилами этикета, правовыми нормами, служебными инструкциями и т.д.

Функции культурных норм:

1. Социальная функция: Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. В этом состоит социальная функция культурных норм. Совместная жизнь людей была бы не­возможна, если бы не существовали нормы, регулирующие их взаи­моотношения и действия. Даже жизнь стада животных упорядочи­вается «правилами», которые определяют отношения между входя­щими в него особями, «обязанности» и «права» вожака, действия в случае опасности и пр. Жизнь коллектива людей несравненно бо­лее сложна. Поэтому и требуется культура как средство ее надбиологического регулирования.

2. Технологическая функция. C другой стороны, культурные нормы представляют собой про­цедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их тех­нологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что u как надо сделать, чтобы достичь успеха в каком-либо деле, получить конкретный «технический результат» (не только на производстве, в технике, но и в любых других областях — в быту, науке, спорте и т.д.).

 

Итак, ценности и нормы поддерживают стабильность существования общества; их наличие способствует преодолению возникающих трудностей, а также создает условия для творчества.

Менталитет.

Менталитет – это сравнительно молодой культурологический термин. Он происходит от лат. слова «mens» - ум, образ мыслей, душевный склад, а реально означает способ понимать мир и существовать в нем, характерный для данного субъекта (субъектом здесь может выступать и племя, и нация, и страна). Менталитет как понятие, помимо сказанного, включает в себя наиболее устойчивые ценностные ориентации, свойственные сложившемуся объединению людей. Также это особенные установки и предрасположенности индивидов к определенному типу мышления и действия.

Можно выделить следующие особенности менталитета:

1. Менталитет отражает специфические особенности определен­ного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складыва­eтся y тех, кто принадлежит к данной культуре. «Если вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы найдем менталитет общества». Например, гнев про­тив убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловечес­кое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для общества c примитивной культурой. Ментальность обусловлена не общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, a осо­бенностями культуры.

2. Менталитет представляет собой исторически обусловлен­ный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. B отличие от кратковременных, переменчивых настроений общества, колебаний общественного мне­ния и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консер­вативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протя­жении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.

3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая на­циональным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся c раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные c особенностями субкультурной среды, в которой личность живет. B течение жизни ментальность индивида может изменяться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой‑либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связа­но c глубокими психологическими сдвигами.

4. B менталитете общественное u индивидуальное сливаются вместе u становятся неразличимыми. Менталитет наро­да есть одновременно и ментальность его отдельных представите­лей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования тако­го рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они «не зависят от личной природы индивидов», хотя и существуют в их головах. Эти представления не сотворены индивидами, a навязы­ваются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде. По выражению A.Я. Гуревича, не только человек обладает определенной ментальностью, но и она им «обладает».

5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах челове­ческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимися, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, a не иначе. Нельзя ответить на вопрос "Каков ваш ментали­тет?" Менталитет может быть только "тестирован" извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на нас самих. Мы сами не замечаем особенностей своей ментальности, как не замечаем воздуха, которым дышим.

Уровни ментальности Ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:

- на уровне социокультурных миров или типов культуры - как ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;

- на уровне национальных культур — как ментальность русская, китайская, американская и т.д.;

- на уровне субкультур, носителями которых являются различ­ные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, воз­растные, территориальные, этнические, религиозные и др. общно­сти) - как ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская, православная.

Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры, a c другой — то особенное, что отлича­eт данную культуру от других.

Картина мира более или менее целостная система образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира присутствует в каж­дой культуре.

Ее выражают, например, древние мифы о том, что Земля покоит­ся на слонах, стоящих на черепахе, которая лежит на китах, и т.д. B христианско-мусульманских культурах мир представляется как творение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей и рай на небесах. Европейской культуре Нового времени свойственна механистическая картина мира как огромной машины, детали которой — атомы, планеты, звезды и пр. -движутся по заданным зако­нами механики траекториям. B первобытной культуре c характерным для нее господством мифологического сознания мир воспринимается совсем не таким, каким его видели люди средневековой культуры, воспитанные в духе христианского мировоззрения, a современная научная картина мира радикально отличается от средневековых представлений. Существует большое различие между об­разом мира в западной культуре и в культуре Востока. Но иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе не могут без знакомства c другими культурами.

Картина мира включает в себя не только представления об окру­жающей человека реальности и o мироздании в целом, но и опреде­ленное отношение к явлениям и событиям действительности, опреде­ляемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Она служит средством, с помощью которого человек адаптируется к усло­виям жизни и выбирает наиболее предпочтительные в них способы поведения. Как бы ни различались картины мира в разных культурах, каждая из них должна в какой-то степени соответствовать реальнос­ти. Иначе общество, опирающееся на нее, не смогло бы сохранить себя: если 6ы люди действовали на основе абсолютно неверных пред­ставлений и неадекватных оценок, они 6ы просто не выжили.

Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и общедоступные компоненты научного знания (некоторые астрономические сведения o космосе, физические представления о макро- и мик­ромире, основы биологии и пр.), и данные житейского опыта, и различного рода верования, и социально-этические оценки явлений, причем логика соединения всех этих разнородных элементов весьма неопределенна, что допускает различные варианты отбора, сис­тематизации и истолкования содержания этой картины. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональных и иррациональных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегри­рующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым определенную целостность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.04 с.)