Культурология как наука. Сущностные характеристики культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология как наука. Сущностные характеристики культуры.



Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях развития и значении культуры. Культурология как инструмент познания дает понимание не только актуальных, но и глубинных, объективных причин социокультурных тенденций. Ценность культурологического знания для университетского образования вне зависимости от выбранной специальности определяется двумя универсальными факторами. Первый фактор связан с общими процессами инкультурации (социализации) личности (т.е. степени включенности человека в культуру), которая протекает на протяжении всей жизни человека, но все же особенно интенсивно в студенческие годы, когда высока концентрация интеллектуальной информации, нуждающейся в отборе, рефлексии, усвоении. Кроме того, высшее образование выполняет также функцию социализации, давая студентам базовые знания об окружающем человека социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества, иерархии этих ценностей и т.п. Культурология способствует осмыслению человеком своего места в культуре, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процесс межличностного взаимодействия. Второй фактор значимости культурологии связан с формированием профессиональной культуры, которая выступает важной составляющей общей компетенции специалиста.

Термин «культурология» для обозначения новой науки, интегрировавшей в себя знания из различных дисциплин гуманитарного цикла, предложил лауреат Нобелевской премии в области химии, известный ученый и философ Вильгельм Оствальд в работе «Система наук», однако, «отцом культурологии» по праву считается американский профессор Лесли Уайт (1900-1972), который в 1931 г. впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете (США).

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формировавшаяся на стыке нескольких наук: философии, социологии, психологии, истории, археологии, филологии и др. Она аккумулирует в себе знания о культуре, полученные при помощи различных наук, и выстраивает их в единую целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. Культурология как наука возникла в середине 20 в. Предметом ее является происхождение, функционирование и развитие культуры как сугубо человеческого образа жизни – т.е. объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов. В нынешнем своем виде культурология представляет собой науку о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Базисом культурологического знания служат отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный анализ разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология выступает системообразующим фактором, методологической основой всего комплекса наук о культуре. Сегодня она рассматривается как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи. Можно выделять наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания:

- общая теория культуры, в которой особое место занимает философия культуры, которая фиксирует результат философского интереса к культуре, итог ее философской интерпретации;

- история культуры, которая изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира; она тесным образом связана с всеобщей историей;

- история культурологических учений, которая важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре;

- социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, динамику культурных изменений, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп, анализ деятельности различных социальных институтов;

- культурная антропология изучает традиции, обряды, верования и уклад жизни традиционных обществ с целью исследования эволюционных механизмов развития культуры;

- прикладная культурология, в область исследований которой входят организация и технология культурной жизни общества, разработка культурной политики.

Кроме базовых структурных элементов культуры существуют и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований, например, психология культуры, герменевтика культуры, экология и теология культуры, культурная лингвистика и др.

Этапы становления культурологического знания можно представить следующим образом:

- донаучный этап – с античности до 17 в.;

- научно-исторический этап – с 17 до середины 19 в.;

- научно-философский этап – с середины 19 в. до настоящего времени.

Культурология как наука использует различные методы исследований. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе. Наиболее популярными сегодня являются системный, цель которого выявить множество связей между подсистемами культуры; структурно-функциональный метод, исследующий структуру и функции данной культуры или ее формы; синергетический метод, рассматривающий культуру как систему при акценте на ее динамическую характеристику; компаративный (сравнительный), позволяющий выявить сущностные характеристики культуры, то общее и особенное, что есть в культуре по сравнению с другими культурами, а также метод математического моделирования, факторный и др. Кроме того, традиционными для культурологии являются диахронический метод, т.е. исследование культуры в хронологической последовательности проявления и протекания культурных процессов, а также синхронический, суть которого в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Исходной проблемой культурологии является проблема: что такое собственно культура? Сегодня, по оценке компьютера, насчитывается свыше 11 тысяч научных дефиниций культуры. Одно из первых определений принадлежит древним грекам, которые под культурой понимали все неприродное, все созданное руками и разумом человека (антропологическое). Сами древние греки были первыми в Европе людьми, которые осознали, что есть природа – мир объективной реальности, живущий по своим, природным законам, а есть человеческое общество, «выпавшее» из природы и живущее по своим, им самим созданным, не существующим в природе законам. Греческая культура имела цель обеспечить комфортное существование человека в Космосе (Космос понимался греками как вечный, совершенный и неизменный мир, частью которого являются боги, герои, люди), для чего необходимо было сформировать личность, создание которой обеспечивали 3 «кита» греческой культуры: «пайдейя» (от греч. «пайос»- ребенок), которая предполагала воспитание ребенка, «мусейя» (от греческих муз – покровительниц наук и искусств), обеспечивающая процесс образования и «калокагатия» (от греч. «калос» - красивый, прекрасный и «агатос» - достойный), подразумевавшая физическое развитие человека, в котором гармонически сочетаются внутренние качества с красивым телом. Само слово «культура» происходит из латинского языка. Первоначально слово «cultura» имело исключительно сельскохозяйственное значение и переводилось как «возделывание, обработка» почвы. Позже, в 1-м в. до н.э., в работе «Тускуланские беседы» известный римский оратор и политик М.Т.Цицерон впервые применил слово «cultura» в переносном смысле, говоря о «cultura animi» - возделывании духа. Именно с этого времени мир культуры, любой предмет или явление в мире культуры воспринимаются как результат действий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой. Именно это дало основание великому немецкому философу Г.Гегелю охарактеризовать культуру как созданную человеком «вторую природу».

В природе существует множество явлений, которые могут представляться нам как культурные. Например, глядя на безукоризненные шестигранники пчелиных сот, концентрические круги паутины, строгую иерархию жизни муравейника, пчелиного роя мы невольно ассоциируем это с явлениями человеческой культуры. Однако это далеко не так: культура есть специфически человеческий вид деятельности, т.к. культуре человек учится, она не заложена в нас генетически, в виде инстинкта, как у животных. Культура - это, прежде всего, деятельность по созданию нового, того, что в природе не существует без человека. Культурная деятельность человека характеризуется творческим началом, креативностью (созидательностью), продуктивностью, свободой. Ей также присущи смыслополагание, коммуникативность и регламентированность.

Таким образом, если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность и роль в развитии человека, то мы можем сказать, что культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном и духовном развитии человека.

Субъектами культуры могут быть: 1) личность, 2) социальная группа, 3) социальные организации, 4) социальные институты, 5) классы, 6) этносы, 7) региональные сообщества, 8) человечество в целом.

Человека вообще и человека как субъекта культуры определяют 3 существенных момента: сознательность, воспитанность и креативность. Сознательность предполагает, что поступки человека определяются не только материально-природными факторами, но и осознанным выбором. Эта осознанность обусловлена наличием у человека «второй природы», т.е. культуры. Воспитанность предполагает, что человек умеет подчинить «зов природы», физиологические потребности иным потребностям – духовным. Креативность (созидательность) предполагает, что человек как субъект культуры ориентирован не только на удовлетворение своих физических потребностей, но и на реализацию своего творческого потенциала, который направлен на преобразование окружающей реальности и создание новых форм деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.)