Основные типы знаковых систем культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы знаковых систем культуры.



В каждой культуре существуют свои собственные смыслы, которыми наделяются знаки и понимание которых в большей степени доступно представителю этой культуры и в меньшей - представителям других культур.

Несмотря на уникальность языка каждой отдельно взятой культуры, все же в них используются одни и те же типы знаков и знаковых систем.

Каждая культура имеет свое семиотическое поле, в которое входит все многообразие знаковых средств, используемых в данной культуре. Основные типы знаков и знаковых систем, используемые во всех культурах, таковы:

- естественные;

- функциональные;

- иконические;

- условные (конвенциональные);

- вербальные (словесные);

- знаковые системы записи.

Естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и потому дает информацию об этом целом. Естественные знаки - это знаки-признаки. Например, дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположения небесных светил и т.п. могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.

Функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе употребления его человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие - функциональный знак, свидетельствующий о том, что в кургане захоронен воин. Обстановка квартиры - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, подбор книг на полке - знак вкуса и интересов человека. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий студент знает: когда преподаватель водит пальцем по журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.

Функциональные знаки - это тоже знаки-признаки, но их отличием от естественных является то, что связь с предметом, на который они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей.

Функциональные знаки могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в жизни. Например: производственная техника (любой механизм или деталь - знак, который несет информацию обо всей технической системе); мимика, жесты, позы и т.д. - это тоже знаки, сигнализирующие о чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях человека.

Иконические (от греч. eicon - образ, изображение) знаки. Это знаки--образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Это знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная.

Иконические знаки создаются искусственно. Примером иконического знака может служить портрет, скульптура, фрагмент музыкального произведения, в котором присутствует имитация звуков дождя, моря, (изображения на переходе через улицу, на мужском и женском туалетах) и т.п.

Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональные – это тоже искусственно созданные знаки. Конвенциональный знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Эти знаки имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Например: обозначения доллара - $, или евро, @ - тильда (собака).

Видами конвенциональных знаков являются сигналы, индексы и символы. Сигналы -знаки извещения или предупреждения (например, цвета светофора, школьный звонок). Индексы -условные обозначения чего-либо, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить некоторые предметы и ситуации из ряда других (например, показания приборов, картографические знаки).

Особое место среди условных знаков занимают символы. Символика всегда присутствовала в человеческой культуре. Символы не только обозначают некоторый объект, но и выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Они имеют не только конвенциональный, но и иконический характер, т.е. являются изображениями какого-то предмета. Например, государственная символика - гербы, знамена, ордена, эмблемы. В христианстве - рыба, лев, барашек - символы Христа; корабль - символ церкви. Символическое значение имеют и цвета в разных культурах.

Вербальные знаковые системы - это естественные языки (их называют естественными, чтобы отличить от искусственных языков). В мире существуют от 2500 до 5000 естественных языков. Любой естественный язык - это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры, говорящего на нем народа. Язык складывается исторически на основе совместной жизни и общения людей, т.е. является социальным феноменом, хотя и имеет определенные биологические предпосылки, т.е. обусловлен теми биологическими возможностями, которыми обладает человек: специфичностью строения мозга, органов слуха, гортани.

Естественный язык имеет целый ряд преимуществ перед другими знаковыми системами: он удобен для пользования, экономичен, надежен.

Но самая главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем, заключается в его специфической структурной организации. Он представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерерхическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разной информации.

Знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи - одно из величайших достижений человеческой мысли. Важнейшей знаковой системой записи является письменность. Появление и развитие письменности позволило культуре выйти из примитивного первобытного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т.п.

Письменность в своем развитии прошла следующие этапы:

- предметное письмо (оливковая ветвь как знак мира);

- рисуночное письмо (пиктография);

- иероглифическое письмо;

- алфавитное письмо.

Развитие письменности позволило человечеству сохранять информацию, намного превосходящую объем памяти отдельного человека.

Вторичные знаковые системы.

Под вторичными знаковыми (моделирующими) системами (иногда их называют «культурными кодами») понимаются такие знаковые системы, которые были созданы на основе естественного языка и других знаковых систем, которые являются первичными.

К вторичным моделирующим системам относят языки таких форм культуры, как религия, мифология, философия, наука, право, политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет. Некоторые вторичные знаковые системы как бы надстраиваются над естественным вербальным языком, например, язык искусства. Некоторые вторичные знаковые системы тесно связаны с историей, так как выступают культурными кодами той или иной исторической эпохи. С помощью этих кодов люди выражают и воспринимают смысл «текста», «контекста» и «подтекста», происходящих событий. К таким культурным кодам эпох можно отнести исторически сложившиеся правила этикета, манеру одеваться, нормы поведения и взаимоотношений между людьми, которые освящены обычаями той или иной культурной эпохи.

Слово «текст» в культурологии понимается весьма расширенно. Оно означает любое культурное сообщение, в котором присутствует ценностный аспект, неформально истолковывающий исходное содержание. Дворцы, государственная символика, произведения искусства, вещи обихода, ритуалы - все это культурные тексты. В «тексте» должно присутствовать выражение отношения к тому, о чем повествуется. Вспомним, что для приветствия воинов строятся не просто ворота, а воздвигается триумфальная арка, под которой проходят победители. Мода, выраженная в поведении, также является «текстом» - это язык, который может немало рассказать о человеке, который ей следует (не случайно обиходным в современной жизни стало понятие «дресс-код»).

Культурный «текст» есть факт запечатления явления культуры (или сообщения о нем) каким-либо способом для немедленного или последующего восприятия.

Существует еще понятие «контекст». Оно указывает, в каком именно культурном пространстве представлен данный текст. Букет цветов «читается» различно на дне рождения и на траурной церемонии. Наконец, понятие «подтекст», нередко оказывающееся более важным фактором понимания, чем информация в самом тексте. Феномен подтекста более сложен для понимания, поскольку формально в тексте он не представлен. Именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл. В речевом общении подтекст обычно понимается как «намек». Например, пожелание «больших успехов в будущем» не одно и то же, что пожелание «гораздо больших успехов». Отсутствие руководителей государства во время парада и прохождения войска победителей под триумфальной аркой будет «говорить» нечто об их отношении к полководцу, заслужившему такие почести.

Итак, в запечатленных языковых выражениях культуры желательно всегда различать: 1) текст, 2) контекст и 3) подтекст.

Культурные тексты требуют интерпретации (толкования, представления). Науки, занимающиеся этой проблемой, называются семиотикой (о ней было сказано выше) и герменевтикой.

Герменевтика ( от греч.-разъясняю, истолковываю) - это искусство способов толкования текстов, начальный смысл которых не разъяснен по причине их древности или многозначности. Основы этого «священного искусства» заложили еще жрецы-шаманы. С течением времени оно стало приобретать наукообразные формы. Широкое использование герменевтика получила в Средние века - ее использовали для толкования религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой считается Ганс Гадамер (немецкий философ ), занимается интерпретацией текстов как культурно-исторических явлений. Именно он первый стал считать, что язык как носитель понимания исторических образований и явлений культуры, создал человека как культурное существо.

Основными вторичными моделирующими системами любой культуры являются языки искусства. Особенность языков искусства заключается в том, что они используются для создания многозначных текстов, т.е. термины и слова этих языков имеют несколько значений внутри той сферы искусства, в которой они применяются. В языках искусства используется большое количество знаков-символов. Языки искусства диалогичны по своей природе, т.е. они всегда предполагают контакт автора, художника, творца и читателя, зрителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.009 с.)