Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и Западной культурами, разнообразны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и Западной культурами, разнообразны.



Во-первых, это разница в природных условиях.

Во-вторых, разница в динамике социально-экономического развития общества: замедленные темпы его на Востоке обусловлены не только обширностью территорий и затрудненностью торгово-экономических связей между ними, но и длительным существованием больших имперских систем, в которых общая для нескольких народов власть препятствовала их самостоятельному развитию.

В-третьих, разница в характере межкультурных контактов: в западном мире — постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать в себя лучшие достижения других культур западных народов; на Востоке, наоборот - наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними.

Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимо­действия культур Запада и Востока. Один из них выражен в из­вестном стихотворении Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», а также во взглядах К.Юнга «Характерные для Востока и Запада типы мышления настолько различны, что сближение между ними не только невозможно, но и нежелательно».

Другой сформулирован И.В.Гете: «Мыс­ли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком» и поддержан Вл. Соловьевым «Восток и Запад сольются в единую мировую цивилизацию, и это послужит полному торжеству принципов «соборности».

В на­стоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культур­ного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не озна­чает исчезновения всех различий между ними. Примером может служить опыт Японии.

Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, всущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики.

Север и Юг. Наряду с проблемой «Восток — Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север — Юг». Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса — африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играетзападная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и противопоставляется, главным образом, миру Запада.

Уже в древности возникли представления об изначальном неравенстве рас. Начиная с Нового времени, особенно в связи с колониальными завоеваниями, тезис о «превосходстве» белой расы использовался для оправдания господства европейских стран над народами «желтой» и «черной» рас. В середине 19 в. появляются разнообразные теории расизма, одним из создателей которых стал французский философ и писатель Жозеф Гобино. В его концепции утверждается, что общество, культура и язык целиком детерминированы расой, что культура является прямым продолжением природы, что раса светловолосых и голубоглазых арийцев является «высшей», что смешение рас недопустимо, ибо оно приведет к гибели как «высших», так и «низших» рас.

Согласиться с этим нельзя, даже при том, что идеи полиморфизма рас сегодня занимают свое место в современной науке (См.: Авдеев В.Б., Севастьянов А.Н. «Раса и этнос», М., 2007; Севастьянов А.Н. «Этнос и нация», М., 2008).

Очевидно, что природные условия — богатство флоры и фауны, позволявшие добывать необходимое количество пищи собирательством, охотой, теплый климат, избавлявший от необходимости тратить много труда на изготовление одежды и строительство жилищ, — не требовали от южных народов развития форм материального про­изводства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поколению один и тот же, мало изменявшийся объем знаний и традиций, обеспечивавших жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Ког­да-то этот тип экономики и культуры вывел Юг на лидирующее место в развитии, человечества. На территории Африки возникла одна из первых и самых могущественных держав древности — Египет; южнее его существовали Нубийское царство, древняя Эфи­опия и другие государства. Однако свойственная южному типу хо­зяйственно-культурной жизни застойность способствовала превра­щению Африки и островов Океании в колонии европейских госу­дарств. Попавшие в колониальную зависимость от европейцев народы Юга лишь в 20 в. стали освобождаться от нее и создавать самостоятельные государства

К настоящему времени население Юга составляет около 1 млрд. человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообразен: в нем насчитывается несколько тысяч различных этнических групп — племен, народностей, наций.

Повсюду сохраняются древние местные языческие религии. Вместе с тем у южных народов распространены буддизм, ислам и христианство.

Междоусобицы на этнической и религиозной почве сотрясают государства, возникшие на месте прежних колоний. Но вместе с тем постепенно получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В 20 веке под влиянием антиколониальной борьбы в Африке возникает «черный» вариант национализма - негритюд ( одним и з создателей которого стал сенегальский поэт и философ, бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор) - распространенное на Юге направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества.

Негритюд — сложное и противоречивое явление. В религиозном движении растафари, которое зародилось на Ямайке и затем рас­пространилось в Эфиопии и других странах Африки, среди цветного населения США, Канады и бывших британских колоний, он принял форму открытого «черного расизма». Сторонники растафари говорят о превосходстве черной расы над белой и предрекают, что она будет властвовать над всем миром.

В современной действительности культура Юга оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Югом и Севером, несомненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных миров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.005 с.)