Географические и социально-исторические условия формирования русской культуры. Бинарность русской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географические и социально-исторические условия формирования русской культуры. Бинарность русской культуры.



История российской культуры органически включена в процесс развития мировой культуры. Содержание культуры любой страны, повторяя определенные типологические закономерности, в то же время, как правило, самобытно, носит неповторимый, оригинальный характер. Самобытность культуры обусловливается рядом факторов материального, социального и духовного характера. Исследователи русской культуры считают, что ее оригинальность и неповторимость обусловлены сочетанием следующих факторов исторического развития:

1. Особенностью географического расположения, связанной с обширностью колонизуемых славянами земель, недостаточной плодородностью почв, трудностями их возделывания.

Любая культура начинает свое становление и развитие в определенных природных географических условиях. Русская культура начала свое становление в границах Восточно-Европейской равнины, которая отличается огромными открытыми территориями, практически полным отсутствием гор, что делает ее разомкнутой вовне, большим количеством рек, компенсирующим выход к морям и океанам, природными богатствами. Вместе с тем, эта равнина характеризуется наличием разнообразных природных зон - от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центральном районе до степной и лесостепной на юге. Разнообразие природных зон дало возможность интенсивно развивать промыслы, что способствовало не только активизации населения, но и быстрому формированию торговых связей, включению Руси в давно сложившиеся в данном регионе политико-экономические отношения. Важным фактором, выполнявшим связующую роль, были реки, благодаря которым Русь обретала контакты с остальным миром (знаменитый путь «из варяг в греки» и волжский торговый путь в Болгарское царство и Хазарский каганат).

Особенности российского климата (для сельскохозяйственных работ здесь пригодны только 130 дней, тогда как в Европе сельскохозяйственный «мертвый сезон» длится 60 дней) привели к формированию экстенсивного землепользования и к постоянным процессам освоения новых земель.

2. Многообразием этнического материала: территорию, на которой впоследствии образовалось русское государство, населяло более 150 племен и племенных союзов. В формировании древнерусской народности принимали участие по меньшей мере три этнических компонента: восточнославянские племена, финно-угорские, балтские, с заметным участием также германского, тюркского и северокавказского этнических субстратов.

3. Ярко выраженной государственно-религиозной доминантой, оказавшей решающее воздействие на содержание русской культуры и формирование национального характера.

При быстром формировании хозяйственно-экономических, торговых и военно-политических связей и структур требовались унификация и универсализация, которые могли быть осуществлены лишь на основе государственной и религиозной консолидации. Именно государственно-религиозная доминанта стала главным объединяющим фактором в формировании русской культуры. Следует отметить, что на русскую государственно-политическую традицию оказывали влияние и западная (европейская) традиция (через норманнов) и восточная (через хазар и половцев).

Существенным элементом формирования самобытной русской культуры явилась христианизация населения. Знакомство Руси с христианством осуществлялось задолго до ее официального крещения Владимиром в 988 г., и оно было связано с контактами Руси с Римом, Византией, западноевропейским миром. Русь через своих дружинников и торговцев была хорошо знакома и с иудаизмом, и с исламом.

Приняв христианство в восточном, ортодоксальном варианте (православие) князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства. Этот выбор: а) был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа, он отделил Русь от Востока; б) позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папы; в) крещение Руси принесло вместе с православием богатые культурные традиции Византии (которая была тогда лидером европейской цивилизации) и обусловило формирование древнерусской христианской культуры.

Изначально русские князья лично участвовали в формировании национальных особенностей христианского культа. В результате сложился симбиоз веры и власти, церкви и государства, который наложил серьезный отпечаток на историю русской культуры. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а, значит, и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. При этом русская культура не утратила своего самобытного характера. Христианство, заимствованное от греков, в конечном счете, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена в русской культуре как духовность.

Вместе с тем православие являлось фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствовало культурным контактам с Западной Европой. Все культурные веяния, шедшие оттуда, осуждались и отвергались как не соответствующие истинной вере. Это оставляло Россию в стороне от развития западноевропейской культуры. А в одиночку, да еще после культурных разрушений, нанесенных монгольским завоеванием, она не могла вновь подняться на уровень, достигнутый к тому времени западной культурой. Так, культурный разрыв с Западом вел к культурной отсталости от него средневековой России, особенно в научном и техническом отношении. К концу 17 века это отставание превратилось в серьезную проблему, от решения которой зависело, по какому пути пойдет Россия. Петр I сделал выбор и повернул Россию на западный путь.

4. Характером власти, способом и последствиями закрепощения свободных земледельцев. Государственность на Руси первоначально приобретает византийскую форму - осуществляется тесная связь между светской и церковной властью при главенстве первой над второй. Современные историки считают, что Владимир сделал выбор в пользу византийского варианта христианства по политическим мотивам: он был более приспособлен «под государство». На протяжении становления, развития и угасания российского самодержавия можно отметить следующий факт: российское самодержавие взяло за образец подражания внутреннее устройство и бюрократическую практику Золотой Орды. По степени жестокости к внутренним политическим врагам царь не уступал восточным правителям.

Целостность обширной страны держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры. Это определяло особое значение государственности в истории и слабое внимание власти к развитию культуры.

Переход от военно-национального и вотчинного государства к полицейско-бюрократическому происходит в Новое время и начинается с преобразований Петра I. Российское государство постоянно испытывало «перегрузки», поскольку ставило цели и задачи, достижение которых требовало сил, намного превосходящих возможности страны. Решала эти задачи государственная власть с помощью насилия. В результате были созданы такие механизмы социально-экономической и политической организации общества, которые превращали государство в подобие военизированного лагеря с жесткой централизацией и бюрократизацией управления, строгой социальной иерархией, тотальным контролем над различными сферами жизни и деятельности.

5. Заимствованием из иных культур. Процессы взаимовлияния культур не предполагают пассивного усвоения культурного наследия одной страны другою. Они предполагают отбор того, что та или иная культура считает для себя необходимым и естественным. Русь отбирала и адаптировала то, что ей было необходимо.

Географическое положение России, страны одновременно и европейской, западной, и азиатской, восточной, наложило особый отпечаток на ее культуру. Однако отличие русской культуры от западноевропейской обусловлено не «восточным духом», который будто бы от природы свойственен русскому народу. Специфика русской культуры есть результат ее истории. Большое влияние на содержание русской культуры оказало взаимодействие с византийской, древнеболгарской культурами. Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб - двуглавого орла, взирающего на Запад и на Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства. Через Византию Русь осваивала богатейшее наследие античной культуры.

Русь получила византийский опыт не только в его непосредственном виде, но и в «адаптированном» Болгарией. Западная Европа также играла немаловажную роль в культурном развитии Руси-России. Причем в домонгольский период можно говорить о взаимодействии западноевропейской и русской культур, поскольку Русь находилась на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. Самый незначительный след в русской культуре оставили контакты со скандинавами (варягами) - доказательством этого является сравнительно небольшое количество слов скандинавского происхождения в русском языке, тогда как в русском словаре пестрят слова греческого и восточного происхождения.

В начальный период формирования русской культуры заметное влияние на нее оказали связи с Востоком. В домонгольский период они носили в основном торгово-экономический характер. Арабские купцы на Руси не были редкостью. Позднее, правда, прямая связь с арабскими и персидскими торговыми центрами несколько ослабла с началом господства в степях Восточного Причерноморья печенегов, а затем половцев, отношения с которыми носили противоречивый характер. Сложными и противоречивыми были отношения с Востоком и в период монголо-татарского нашествия. Несмотря на «сожительство» с монголами, культурной общности с ними не создалось. Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства. Незначительные влияния восточной культуры имели место в литературе, в искусстве и в быту.

Все эти факторы на протяжении истории России действовали

постепенно, однако, особую значимость имели на начальных этапах культурно-исторического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.009 с.)