Финансовые показатели, характеризующие эффективность использование оборотных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые показатели, характеризующие эффективность использование оборотных средств.



Для измерения эффективности использования оборотных средств на предприятии применяются традиционные показатели:

Ко=Вр/Со; Пд = Д/Ко;Кз=Со/Вр

Котмз=Ср/ТМЗ; Пдтмз=Д/Котмз;Когп=Ср/ГП

Пдгп=Д/Когп;

Кодз=Вр/Дз; Пддз=Д/Кодз;

Кокз=Вр/Кз; Пдкз=Д/Кокз;

 

Ко - коэффициент оборачиваемости (количество оборотов совершенными оборотными активами за период);

Пд - продолжительность одного оборота оборотных средств за период в днях;

Вр-выручка от реализации продукции в рыночных ценах в руб..

Cо - средний остаток оборотных средств(текущих активов) за период в рублях.

Д-количество дней в расчетном периоде;

Кз - коэффициент закрепления оборотных средств (показатель обратный коэффициенту оборачиваемости);

Котмз - коэффициент оборачиваемости товарно - материальных запасов;

СР - себестоимость реализуемой продукции за период в рублях;

ТМЗ - средние за период остатки товарно - материальных запасов по балансу в рублях.

Пдтмз - продолжительность одного оборота товарно – материальных запасов в днях;

Когп - коэффициент оборачиваемости готовой продукции на складе;

ГП - средние за период остатки готовой продукции в рублях;

Кодз - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

ДЗ - средние остатки дебиторской задолженности за период в рублях;

Пддз - продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях;

Кокз - коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;

Кз - средние остатки кредиторской задолженности за период;

Пдкз - средний за период срок погашения кредиторской задолженности;

 

 

ТЕМА: Финансовое планирование

1 Сущность финансового планирования.

2 Объекты финансового планирования.

3 Виды финансового планирования.

 

 

1 Сущность финансового планирования.

Планирование представляет собой составную часть управления направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном исходе. Планирование - процесс деятельности людей связанный с принятием определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее обусловленных параметрах или границах).

Основными задачамифинансового планированияна предприятии являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние на экономику предприятия.

Процесс финансового планированиявключает несколько этапов.

На первом этапеанализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов: ф№1, №2, №4, которые относятся к перспективным финансовым планам.

На третьем этапе происходит конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика

Политика финансирования основных средств Политика финансирования нематериальных активов Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений

2. Управление оборотным капиталом

Управление денежными средствами и их эквивалентами Финансирование производственных запасов Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью

3. Дивидендная политика и структура источников

4. Финансовые прогнозы

Характеристика финансовых условий

Доходы фирмы

Расходы фирмы

Прогнозная финансовая отчетность

Бюджет денежных средств

Общая потребность в капитале

Потребность во внешнем финансировании

5. Учетная политика

6. Система управленческого контроля

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки требуются усилия различных подразделений компании.

 

2 Объекты финансового планирования.

Объектами финансового планирования являются:

1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);

2 прибыль, ее формирование, распределение и использование;

3 Фонды специального назначения: потребления, накопления, резервный, страховой; их формирование, распределение и использование;

4 объемы платежей в бюджет, внебюждетные фонды и другие отчисления.

Принципы составления финансовых планов:

1 Все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно связаны между собой и составлять единую систему;

2 непрерывность планирования;

3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное лицо;

4 данные финансовых планов являются коммерческой тайной предприятия и вся информация, связанная с расчетами, только для внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана - это финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем - производство, снабжение, реализация. Т.о. финансовый план - завершающий этап.

5 принцип научности;

6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е. возможности нормальных расчетов;

7 соответствие сроков получения и использования средств;

8 Обеспечение возможности маневрирования при недостижении запланированной реализации или при превышении плановых затрат;

9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;

10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования);

11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое время. Основой для финансового планирования является принцип самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = (прибыль+амортизация)/привлеченные источники Реально коэффициент зависит от трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

 

3 Виды финансового планирования.

1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с подекадной или ежедневной разбивкой);

2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам. Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план, план обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..

3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на составление данный планов, но косвенно регулирует. Например, план движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при расчете с банком, инвестиционный план при получении бюджетных ассигнований и т.д.; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий. Как правило, на МП разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно рассчитать только на стабильном МП). Оперативные и текущие планы начинают разрабатываться, как правило, со средних предприятий целью развития является расширение сферы деятельности и закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов. Перспективные планы разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее эффективное использование свободных денежных средств или прибыли; оптимизация системы налогообложения.

Основой для составления финансового плана является:

1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями;

2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама, представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский кредит. Т.о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового планирования - план доходов и расходов или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде этот план можно составить в следующей форме (каждый показатель этого плана рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли

и т.д.).

План доходов и расходов. (см. приложение)

 

Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в т.ч. по авансам, осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли под налогообложение 23 - 25%).

План движения денежных средств на счетах в банках и в кассе.

Он отражает поток денежных ресурсов (нал. и безнал.). Этот план необязателен, но годовой отчетности предусматривается отчет о движении денежных средств (форма 4).Составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, с делением на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Примерная схема:

1 все доходы и поступления;

2 все расходы и отчисления;

3 балансирующие статьи.

А также может быть составлен кассовый план (кассовая заявка) - план оборота наличных денег (поступления или выплаты через кассу предприятия). Включая поступления в кассу (кроме поступлений из банка), расходы наличкой, расчет расходов на оплату труда.

Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года (сводный баланс активов и пассивов). Составляется по форме бухгалтерского баланса отчетного периода с учетом плановых изменений и корректировок. Он показывает какое было состояние активов и пассивов после окончания периода деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового плана) может иметь соответствующие расшифровки или дополнения.

Перечень предприятий дебиторов и кредиторов: позволяет выявить динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего списания затрат на финансовые результаты. План движения капитала: составляется в разрезе УК, добавочного капитала, резервного капитала (фонда), фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой), нераспределенная прибыль. Остаток на начало, планируемое поступление (все источники), планируемое использование, остаток на конец.

 

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget),представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рисунок). Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Не все из выделенных на схеме бюджетов входят в компетенцию финансового менеджера, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов с необходимостью выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности, являющейся основным результатом текущего финансового планирования. Поэтому рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого блока представленной схемы.

Блок 1. Бюджет продаж;Цель данного блока — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные ценыиспользуются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.



 

Рисунок - Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

Блок 2. Бюджет производства.Цель данного блока — рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции).

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов.На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда.Цель данного блока — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции.Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов.Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции.Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости. В частности, стандартный алгоритм расчета себестоимости имеет следующий вид:

Входные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

+ Покупка сырья, материалов

- Выходные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

= Себестоимость потребленных в производстве сырья и материалов

+ Прямые затраты труда

+ Переменные накладные расходы

= Себестоимость произведенной продукции

+ Себестоимость входных запасов готовой продукции

- Себестоимость выходных запасов готовой продукции

= Себестоимость реализованной продукции

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная бухгалтерская (финансовая) отчетность в укрупненной номенклатуре статей. Логика построения отдельных форм такова.

Баланс.Необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др.

В частности, для любой статьи раздела «Дебиторы» оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Отчет о прибылях и убытках. Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Отчет о движении денежных средств.Прогнозный вариант этой формы может быть рассчитан различными способами; один из возможных вариантов будет приведен в разделе, посвященном управлению оборотным капиталом.

 

Тема 9 Оценка финансового состояния предприятия

 

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству.

Приказ от 23 января 2001 №16 об утверждении «методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»

 

1.Сущность и назначение финансового анализа

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

 

Главной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций.

Цели финансового анализа:

1. Выявление изменений показателей финансового состояния.

2. Определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия.

3. Оценка количественных и качественных изменений финан­сового состояния.

4. Оценка финансового положения предприятия на определен­ную дату.

5. Определение тенденций изменения финансового состояния предприятия.

Управленческие решения разрабатываются и принимаются различными субъектами, в частности:

· владельцами для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития);

· менеджерами для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании);

· арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);

· кредиторами для обоснования решений о предоставлении кредита (какие условия предоставления кредита исключат возможность его невозврата);

· инвесторами для подготовки инвестиционных решений (какие условия инвестирования обеспечат рентабельность инвестиционного проекта);

· представителями государственных органов управления для оценки соблюдения государственных интересов (какие условия государственной поддержки необходимы для восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта, находящегося полностью или частично в государственной собственности).

Конкретные задачи финансового анализа определяются выработанными управленческими решениями.

 

 

Виды анализа предприятия

 

Поставленные задачи обусловливают выбор определенных видов и форм финансового анализа.

В зависимости от конкретных задач финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:

- экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);

- комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);

- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);

- ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);

- регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

- ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом считается, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);

- план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);

- перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

 

Таблица 1 Процедуры и виды финансового анализа

  Процедура Вид анализа
Экспресс - анализ Комплексный В составе бизнес - диагностики Ориентированный Регулярный
  Сбор информации + + + + +
внешняя финансовая отчетность + + + + +
внутренняя финансовая отчетность + - + + +- +
отчетность и сведения о других аспектах деятельность компании + - +- + +- +
информация о внешней среде - +- +- +- +
  Оценка достоверности информации + - + + + +
  Обработка информации + + + + +
с применением специальных программных средств - +- +- +- +
  Вертикальный анализ + + + + +
  Горизонтальный анализ + + + + +
  ретроспективный период более 2 лет - - +- +- +
  Расчет финансовых коэффициентов + + + + +
узкая выборка + + +- +- -
широкая выборка - - +- +- +
  Сравнительный анализ значений коэффициентов и нормативов +- + + + +
  Анализ изменения коэффициентов + + + + +
  Расчет интегральных показателей - +- +- - +
  Подготовка заключения на основе интерпретации обработанных данных + + + + +

 

В приведенной таблице 1 определяется соответствие процедур алгоритма основным видам финансового анализа (обозначения: <+> - обязательность процедуры, <+-> - желательность процедуры, <-> - необязательность процедуры); в ряде процедур выделены субпроцедуры.

На текущий момент существует следующие наиболее часто применяемые приемы и способы проведения анализа финансового состояния предприятия:

Общий анализ

Структура активов и пассивов баланса (вертикальный анализ)

Анализ финансовых результатов (горизонтальный и вертикальный анализ Ф. №2)

Динамический (горизонтальный) анализ отчетности

Аналитическая группировка статей баланса (по Шеремету)

Аналитический баланс по методу ГТК РФ

Анализ ликвидности баланса (по Шеремету)

Методика кризис-прогноза по Аргенти

Регламентируемый анализ

Расчет величины чистых активов организации

Показатели рекомендуемые для аналитической работы (Минэкономики РФ)

Оценка финансового состояния предприятия - участника инвестиционного проекта

Анализ вероятности банкротства (ФСДН)

Финансовые показатели отчета руководителя ГУП

Техническое задание на аудиторскую проверку ФГУП

Комплексный анализ

Методика оценки финансового состояния (ФСФО)

Коэффициентный анализ

Методика оценки финансового состояния (ГТК РФ)

Финансовые коэффициенты (по Ковалеву)

Наиболее распространенные финансовые показатели rus (методика Д.Рябых)

Анализ финансовой деятельности по Р.Брейли и С.Майерсу

Коэффициентный анализ по методу ИКФ "Альт"

Нормальные для предприятия показатели ликвидности и финансовой устойчивости (методика ИКФ «Альт»)

Методика Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты

Факторный анализ ликвидности

Интегральный анализ

Интегральная система оценки ИНЭК

Рейтинг заемщика (СБ РФ)

Кредитный рейтинг АКБ "МИБ"

Метод Credit-men (Ж. Депалян)

Дискриминантный показатель платежеспособности (разработка Университета Париж-Дафин)

Прогнозирование банкротства на базе регрессионных моделей (Альтман, Лис, Таффлер, ИГЭА)

Модель Фулмера

Модель Спрингейта

Определение класса кредитоспособности предприятия (КГТУ)

Спектр-балльный метод (Авторы методики: Салов А.Н., Маслов В.Г.)

Модель нечетких множеств (V&M)

Рейтинговая оценка предприятия (Донцова, Никифорова)

Кредитный рейтинг на базе среднеотраслевых сопоставлений

Экспресс-метод определения лимита кредитования

Определение устойчивости состояния предприятия, "схема кредитора"

Эффективность функционирования фирмы, "схема инвестора"

Оценка финансовой устойчивости (по Ковалеву)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.084 с.)