Методики диагностики кризисного состояния предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики диагностики кризисного состояния предприятия



В зарубежной и российской экономической литературе предлагается несколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства коммерческих организаций.

Следует отметить, что, несмотря на наличие большого количества всевозможных методов и методик, позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия с той или иной степенью вероятности, в этой области чрезвычайно много проблем. Например, в Российской Федерации пока еще отсутствует статистика банкротств предприятий по причине молодости института банкротства в нашей стране, что затрудняет собственные разработки, основанные на реалиях нашей экономики и направленные на достоверное прогнозирование возможного банкротства предприятий. Существует также проблема достоверности информации о состоянии дел на конкретных предприятиях и трудности ее получения [36].

Первые исследования аналитических коэффициентов для предсказания возможных осложнений в финансовой деятельности компаний проводились в США ещё в начале тридцатых годов [18]. В современной практике финансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером [33].

Однако, как отмечают многие российские авторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов [4; 18; 24; 30]. Были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российским хозяйственным условиям, в частности «Z-счёта» Э. Альтмана и двухфакторной математической модели. Новые методики диагностики возможного банкротства, предназначенные для отечественных предприятий, были разработаны О.П. Зайцевой, Р.С. Сайфуллиным и Г.Г. Кадыковым. Кроме того, в Постановлении правительства Российской Федерации № 498 от 20.05.1994 была установлена официальная система критериев для оценки неплатежеспособности организаций, действовавшая до 1.03.1998 года.

Все системы прогнозирования банкротства, разработанные зарубежными и российскими авторами, включают в себя несколько (от двух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации. На их основе в большинстве из названных методик рассчитывается комплексный показатель вероятности банкротства с весовыми коэффициентами у индикаторов.

Эти методики и модели должны позволять прогнозировать возникновение кризисной ситуации коммерческой организации заранее, ещё до появления её очевидных признаков. Такой подход особенно необходим, так как жизненные циклы коммерческих организаций в рыночной экономике коротки (4–5 лет). В связи с этим коротки и временные рамки применения в них антикризисных стратегий, а в условиях уже наступившего кризиса организации их применение может привести к банкротству. Указанные методики должны позволять использовать различные антикризисные стратегии заранее, ещё до наступления кризиса коммерческой организации, с целью предотвращения этого кризиса.

Наиболее простой из методик диагностики банкротства является двухфакторная математическая модель, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах [4; 13; 26; 35; 40]. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов. Для США данная модель выглядит следующим образом:

 

(1.1)

 

Где Ктл – коэффициент текущей ликвидности,

Дзс – доля заемных средств в пассивах.

если Х > 0,3, то вероятность банкротства велика;

если – 0,3 <Х< 0,3, то вероятность банкротства средняя;

если Х < – 0,3, то вероятность банкротства мала;

если Х = 0, то вероятность банкротства равна 0,5.

Применение данной модели для российских условий было исследовано в работах М.А. Федотовой [40], которая считает, что весовые коэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям, и что точность прогноза двухфакторной модели увеличится, если добавить к ней третий показатель – рентабельность активов. Однако новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам в России не были определены.

В мировой учетно-аналитической практике нормативные значения коэффициентов платежеспособности дифференцированы по отраслям и подотраслям. Существует такая практика не только в странах с традиционно рыночной экономикой, как, к примеру, США, но и в республике Беларусь. Там, к примеру, коэффициент текущей ликвидности дифференцируется в пределах от 1,0 (сфера торговли и общественного питания) до 1,7 (промышленность). Представляется, что использование подобной практики в России могло бы дать положительный результат. Отечественная практика расчетов указанных показателей по причине отсутствия их отраслевой дифференциации и дальнейшее их использование не позволяют выделить из множества предприятий те, которым реально грозит процедура банкротства [36].

Наиболее точными в условиях рыночной экономики являются многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые обычно состоят из пяти-семи финансовых показателей. В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболее часто используется так называемый «Z-счёт» Э. Альтмана, который представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США [4; 18; 13; 26]. Данный методы был разработан Э. Альтманом в 1968 году. При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. Итоговый коэффициент вероятности банкротства Z рассчитывается с помощью пяти показателей, каждый из которых был наделён определённым весом, установленным статистическими методами:

 

Z-счёт = 1,2*К1 + 1,4*К2 + 3,3*К3 + 0,6*К4 + К5 (1.2)

 

где К1 – доля чистого оборотного капитала в активах;

К2 – отношение накопленной прибыли к активам;

К3 – рентабельность активов;

К4 – отношение рыночной стоимости всех обычных и привилегированных акций предприятия к заёмным средствам;

К5 – оборачиваемость активов.

В зависимости от значения «Z-счёта» по определённой шкале производится оценка вероятности наступления банкротства в течение двух лет:

если Z <1,81, то вероятность банкротства очень велика;

если 1,81 < Z < 2,675, то вероятность банкротства средняя;

если Z = 2,675, то вероятность банкротства равна 0,5.

если 2,675 < Z < 2,99, то вероятность банкротства невелика;

если Z > 2,99, то вероятность банкротства ничтожна.

Позднее, в 1978 году, Э. Альтман разработал подобную, но более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство на горизонте в пять лет с точностью в семьдесят процентов[4; 40]. В этой модели используются следующие показатели:

- рентабельность активов;

- динамика прибыли;

- коэффициент покрытия процентов;

- отношение накопленной прибыли к активам;

- коэффициент текущей ликвидности;

- доля собственных средств в пассивах;

- стоимость активов предприятия.

У. Бивер предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства, содержащую следующие индикаторы [4]:

- рентабельность активов;

- удельный вес заёмных средств в пассивах;

- коэффициент текущей ликвидности;

- доля чистого оборотного капитала в активах;

- коэффициент Бивера = (чистая прибыль + амортизация) / заёмные средства.

Весовые коэффициенты для индикаторов в модели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями для трёх состояний фирмы, рассчитанными У. Бивером: для благополучных компаний, для компаний, обанкротившихся в течение года, и для фирм, ставших банкротами в течение пяти лет.

Известна еще одна зарубежная методика оценки кризиса управления, оцениваемая показателем Аргенти (А-счет).

Согласно данной методике, исследование начинается с предположений, что (а) идет процесс, ведущий к банкротству, (б) процесс этот для своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс может быть разделен на три стадии:

Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.

Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании, не имеющие недостатков, не совершают ошибки, ведущие к банкротству).

Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи «творческих» расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.

При расчете А-счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 - промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель - А-счет. Описание методики представлено в Приложении А.

Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число [4]:

 

R = 2*Ко + 0,1*Ктл + 0,08*Ки + 0,45*Км + Кпр, (1.3)

 

где Ко – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

Ки – коэффициент оборачиваемости активов;

Км – коммерческая маржа (рентабельность продаж);

Кпр – рентабельность собственного капитала.

При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.

В шестифакторной математической модели О.П. Зайцевой [30] предлагается использовать следующие частные коэффициенты:

Куп – коэффициент убыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка к собственному капиталу;

Кз – соотношение кредиторской и дебиторской задолженности;

Кс – показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;

Кур – убыточность реализации продукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объёму реализации этой продукции;

Кфр – соотношение заёмного и собственного капитала;

Кзаг – коэффициент загрузки активов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.

Комплексный коэффициент банкротства рассчитывается по формуле со следующими весовыми значениями:

 

Ккомпл=0,25*Куп + 0,1*Кз+0,2*Кс+0,25*Кур+0,1*Кфр+0,1*Кзаг. (1.4)

 

Весовые значения частных показателей для коммерческих организаций были определены экспертным путём, а фактический комплексный коэффициент банкротства следует сопоставить с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей:

Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7; Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.

Если фактический комплексный коэффициент больше нормативного, то вероятность банкротства велика, а если меньше – то вероятность банкротства мала.

В постановлении Правительства Российской Федерации «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа», принятом в 2003 г., установлена официальная система критериев для оценки неплатежеспособности предприятия, состоящая из десяти коэффициентов [3] (таблица 1).

Обобщенная характеристика рассмотренных выше методик прогнозирования банкротства представлена в Приложении Б.

 

 

Таблица 1 – Официальная система критериев для оценки неплатежеспособности предприятия

Наименование коэффициента Информационное наполнение Нормативное значение Формула для расчета
       
1. Коэффициент абсолютной ликвидности Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно 0,1 - 0,2 отношение наиболее ликвидных оборотных активов () к текущим обязательствам должника ():
2. Коэффициент текущей ликвидности Характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств 1 - 2 отношение ликвидных активов () к текущим обязательствам должника ():
3. Показатель обеспеченности обязательств должника его активами Характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга отношение суммы ликвидных (Аликв) и скорректированных внеоборотных активов () к обязательствам должника (К):    
4. Степень платежеспособности по текущим обязательствам Определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки отношение текущих обязательств должника (Ккратк) к величине среднемесячной выручки (Вс):
5. Коэффициент автономии (финансовой независимости) Показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами 0,5 - 0,7 отношение собственных средств (Асоб) к совокупным активам (А(П)):

 

 

Продолжение таблицы

       
6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости отношение разницы собственных средств (Асоб) и скорректированных внеоборотных активов () к величине оборотных активов (Ао):
7. Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах Характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации отношение просроченной кредиторской задолженности () к совокупным пассивам (А(П)):
8. Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам Характеризует финансовую устойчивость организации отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату (К), к совокупным активам организации (А(П)):
9. Рентабельность активов Характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия отношение чистой прибыли (убытка) (П) к совокупным активам организации (А(П)):
10. Норма чистой прибыли Характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации отношение чистой прибыли (П) к выручке (нетто) (Вн):

 

По нашему мнению, все вышеописанные методики диагностики кризисной ситуации (банкротства) коммерческой организации имеют ряд недостатков, которые серьёзно затрудняют их применимость в условиях российской экономики.

1. Двух-, трёхфакторные модели не являются достаточно точными. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принять большее количество факторов.

2. Зарубежные модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т.д.

Отсутствие в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учётом российских экономических условий, а определение данных коэффициентов экспертным путём, с нашей точки зрения, не обеспечивает их достаточной точности.

 

ТЕМА 11: Финансовое планирование

1 Сущность финансового планирования.

2 Объекты финансового планирования.

3 Виды финансового планирования.

 

 

1 Сущность финансового планирования.

Планирование представляет собой составную часть управления направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном исходе. Планирование - процесс деятельности людей связанный с принятием определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее обусловленных параметрах или границах).

Основными задачамифинансового планированияна предприятии являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние на экономику предприятия.

Процесс финансового планированиявключает несколько этапов.

На первом этапеанализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов: ф№1, №2, №4, которые относятся к перспективным финансовым планам.

На третьем этапе происходит конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс практическим внедрением планов и контролем за их исполнением.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика

Политика финансирования основных средств Политика финансирования нематериальных активов Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений

2. Управление оборотным капиталом

Управление денежными средствами и их эквивалентами Финансирование производственных запасов Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью

3. Дивидендная политика и структура источников

4. Финансовые прогнозы

Характеристика финансовых условий

Доходы фирмы

Расходы фирмы

Прогнозная финансовая отчетность

Бюджет денежных средств

Общая потребность в капитале

Потребность во внешнем финансировании

5. Учетная политика

6. Система управленческого контроля

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки требуются усилия различных подразделений компании.

 

 

2 Объекты финансового планирования.

 

Объектами финансового планирования являются:

1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);

2 прибыль, ее формирование, распределение и использование;

3 Фонды специального назначения: потребления, накопления, резервный, страховой; их формирование, распределение и использование;

4 объемы платежей в бюджет, внебюждетные фонды и другие отчисления.

Принципы составления финансовых планов:

1 Все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно связаны между собой и составлять единую систему;

2 непрерывность планирования;

3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник - главное лицо;

4 данные финансовых планов являются коммерческой тайной предприятия и вся информация, связанная с расчетами, только для внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана - это финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем - производство, снабжение, реализация. Т.о. финансовый план - завершающий этап.

5 принцип научности;

6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е. возможности нормальных расчетов;

7 соответствие сроков получения и использования средств;

8 Обеспечение возможности маневрирования при недостижении запланированной реализации или при превышении плановых затрат;

9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;

10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым способом финансирования (собственные средства и бюджетные ассигнования);

11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в любое время. Основой для финансового планирования является принцип самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = (прибыль+амортизация)/привлеченные источники Реально коэффициент зависит от трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

 

3 Виды финансового планирования.

 

1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с подекадной или ежедневной разбивкой);

2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам. Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план, план обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..

3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на составление данный планов, но косвенно регулирует. Например, план движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой заявки при расчете с банком, инвестиционный план при получении бюджетных ассигнований и т.д.; через налоги и получение льгот определенным категориям предприятий. Как правило, на МП разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно рассчитать только на стабильном МП). Оперативные и текущие планы начинают разрабатываться, как правило, со средних предприятий целью развития является расширение сферы деятельности и закрепление на рынке. Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов. Перспективные планы разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы. Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее эффективное использование свободных денежных средств или прибыли; оптимизация системы налогообложения.

Основой для составления финансового плана является:

1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями;

2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама, представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы и применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский кредит. Т.о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового планирования - план доходов и расходов или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде этот план можно составить в следующей форме (каждый показатель этого плана рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности, расчет валовой прибыли

и т.д.).

План доходов и расходов. (см. приложение)

 

Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для уплаты налогов, в т.ч. по авансам, осуществить оперативный финансовый контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли под налогообложение 23 - 25%).

План движения денежных средств на счетах в банках и в кассе.

Он отражает поток денежных ресурсов (нал. и безнал.). Этот план необязателен, но годовой отчетности предусматривается отчет о движении денежных средств (форма 4).Составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, с делением на текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Примерная схема:

1 все доходы и поступления;

2 все расходы и отчисления;

3 балансирующие статьи.

А также может быть составлен кассовый план (кассовая заявка) - план оборота наличных денег (поступления или выплаты через кассу предприятия). Включая поступления в кассу (кроме поступлений из банка), расходы наличкой, расчет расходов на оплату труда.

Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года (сводный баланс активов и пассивов). Составляется по форме бухгалтерского баланса отчетного периода с учетом плановых изменений и корректировок. Он показывает какое было состояние активов и пассивов после окончания периода деятельности. Этот баланс позволяет инвесторам и акционерам видеть перспективу развития. Каждый раздел баланса (или финансового плана) может иметь соответствующие расшифровки или дополнения.

Перечень предприятий дебиторов и кредиторов: позволяет выявить динамику состояния дебиторской и кредиторской задолженности, реальность получения денег, выявить неплатежеспособность дебиторов для последующего списания затрат на финансовые результаты. План движения капитала: составляется в разрезе УК, добавочного капитала, резервного капитала (фонда), фондов целевого назначения (потребления, накопления, страховой), нераспределенная прибыль. Остаток на начало, планируемое поступление (все источники), планируемое использование, остаток на конец.

 

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget),представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рисунок). Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Не все из выделенных на схеме бюджетов входят в компетенцию финансового менеджера, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов с необходимостью выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности, являющейся основным результатом текущего финансового планирования. Поэтому рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого блока представленной схемы.

Блок 1. Бюджет продаж;Цель данного блока — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные ценыиспользуются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.



 

Рисунок - Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

Блок 2. Бюджет производства.Цель данного блока — рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции).

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов.На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда.Цель данного блока — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции.Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов.Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции.Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости. В частности, стандартный алгоритм расчета себестоимости имеет следующий вид:

Входные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

+ Покупка сырья, материалов

- Выходные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

= Себестоимость потребленных в производстве сырья и материалов

+ Прямые затраты труда

+ Переменные накладные расходы

= Себестоимость произведенной продукции

+ Себестоимость входных запасов готовой продукции

- Себестоимость выходных запасов готовой продукции

= Себестоимость реализованной продукции

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная бухгалтерская (финансовая) отчетность в укрупненной номенклатуре статей. Логика построения отдельных форм такова.

Баланс.Необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др.

В частности, для любой статьи раздела «Дебиторы» оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Отчет о прибылях и убытках. Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Отчет о движении денежных средств.Прогнозный вариант этой формы может быть рассчитан различными способами; один из возможных вариантов будет приведен в разделе, посвященном управлению оборотным капиталом.

 

ТЕМА 6 Безналичные расчеты между предприятиями

 

1. Платежная система России и межбанковские расчеты

2. Платежная система Банка России

3. Формы безналичных расчетов и их принципы

4. Расчеты платежными поручениями

5. Аккредитивная форма расчетов

6. Расчеты чеками

7. Расчеты по инкассо

8. Вексельная форма расчетов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.119 с.)