Роль маркетинга в современной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль маркетинга в современной экономике



Хотя термин «маркетинг» получил очень широкое распространение, он зачастую неправильно понимается не только его критиками, но и приверженцами. Часто маркетинг трактуется в одном из следующих трех значений:

1. Маркетинг – это реклама, стимулирование сбыта и давление на покупателя, иными словами, комплекс особенно агрессивных инструментом продаж, используемых для захвата существующих рынков.

2. Маркетинг – это комплекс инструментов анализа рынка (таких как методы прогнозирования продаж, имитационные моделиисследования рынка), доступных только крупным предприятиям, где они используются для выработки перспективного и более научного подхода к анализу потребностей и спроса.

3. Маркетинг – это архитектор общества потребления, т.е. это рыночная система, где продавцы коммерчески эксплуатируют потребителей. Чтобы продавать все больше и больше, необходимо постоянно создавать новые потребности.

За фасадом этих слишком упрощенных взглядов лежат три аспекта концепции маркетинга: активный аспект (проникновение на рынки), аналитический аспект (понимание рынков) и идеологический аспект (образ мышления). Чаще всего наблюдаются тенденция сведения маркетинга до его активного измерения, т.е. к ряду приемов продаж (операционному маркетингу), и недооценка его аналитического измерения (стратегического маркетинга). Подобное видение роли маркетинга основывается на неявной мысли о том, что маркетинг и реклама всемогущи, что они способны заставить рынок принять все что угодно посредством мощных методов коммуникации. Методы продаж часто разрабатываются вне зависимости от желания удовлетворить реальные потребности покупателей. Однако существуют многочисленные доказательства того, что маркетинг не всесилен. Так, высокая доля новых товаров и торговых марок, терпящих провал, является свидетельством сопротивления рынка попыткам соблазна со стороны производителя.

На самом деле теория, или идеология, являющая собой основу маркетинга, его концепцию, совершенно иная. Она базируется натеории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя. В рамках этого подхода маркетинг есть не что иное, как социальное выражение и перевод в операционные термины менеджмента принципов, выдвинутых классической экономией в конце восемнадцатого столетия. Эти принципы, сформулированные Адамом Смитом (Smith, 1776), образуют базу рыночной экономики и могут быть сведены к следующему: «...процветание общества является результатом не столько альтруистического поведения, сколько обеспечения соответствия взаимных интересов покупателя и продавца посредством конкурентного обмена».

Несмотря на то, что в современной экономике эти базовые принципы подверглись корректировке, они, тем не менее, остаются главным управляющим стержнем экономической деятельности эффективной фирмы, функционирующей на свободном конкурентном рынке

Применение данной философии предполагает два направления маркетинговой активности фирмы, как это показано на рис. 1

Круг задач стратегического маркетинга состоит в систематическом и постоянном анализе потребностей ключевых групп потребителей, а также в разработке концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих фирме обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивое конкурентное преимущество.

Роль операционного (тактического) маркетинга заключается в организации сбыта, продаж и политики коммуникации для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличительных качеств товара, при снижении издержек на поиск покупателей.

 

 


 

Рис. 1 Два лица маркетинга.

 

Оба этих подхода дополняют друг друга и находят свое конкретное воплощение в маркетинговой политике предприятия. Таким образом, термин «маркетинг» (в своем дословном переводе) не отражает в полной мере внутренней двойственности маркетингового процесса и акцентирует более «активную» сторону маркетинга в сравнении с «аналитической».

Операционный маркетинг – этокоммерческий рычаг фирмы, без которого даже наилучший стратегический план не может привести к удовлетворительным результатам. Однако очевидно, что без солидной стратегической базы абсолютно рентабельного операционного маркетинга не бывает. Динамизм без мысли – просто неоправданный риск. Каким мощным ни был бы план операционного маркетинга, он не может создать спрос там, где отсутствует потребность, и не может сохранить направление деятельности, обреченное на исчезновение.

Следовательно, для обеспечения рентабельности операционный маркетинг должен базироваться на стратегическом мышлении, которое в свою очередь опирается на потребности рынка и его ожидаемую эволюцию.

Возникает необходимость в интегрированном маркетинге, который увязывает стратегические и тактические маркетинговые решения. Операционный маркетинг делает акцент на таких переменных, как цена, система сбыта, реклама и продвижение товара, в то время как стратегический маркетинг направлен на выбор тех рынков, на которых фирма обладает конкурентным преимуществом, и напрогноз общего спроса. Исходя из этого прогноза, операционный маркетинг, устанавливает цели подоле рынка, а такжемаркетинговый бюджет, необходимый для их достижения.

 

1.2 Сущность управления маркетингом

В условиях нынешней конкурентной среды никто на самом деле важности маркетинга не оспаривает. Едва ли кто-то усомнится в том, что направленность всей деловой активности на потребности покупателя является единственным способом вести бизнес. Несмотря на общее согласие, многие предприятия на практике ограничиваются только операционным маркетингом, оставляя маркетинг стратегический в сфере благах намерений. Одно дело – понимание концепции маркетинга; следование этой философии действия – совсем иное.

Предприятие, воспринимающее данную философию, будет поставлено перед необходимостью построения организации, управляемой рынком, появление и действия которой соотнесены с концепцией маркетинга. Создание превосходной ценности для потребителя при получении прибыли есть нечто гораздо большее, чем функция маркетинга. Это цель всей деятельности организации, а не одного отдела. Иными словами, маркетинг слишком важен для организации в целом, чтобы свести его лишь к деятельности коммерческих служб.

Для того, чтобы показатели деятельности предприятия были выше среднерыночных, предприятию необходимо достигнуть устойчивого конкурентного преимущества, являющегося результатом постоянного создания превосходной ценности для потребителей (см. рис. 2).

Следовательно, тремя ключевыми компонентами рыночной ориентации являются ориентация на потребителя, ориентация на конкурентов и межфункциональная координация.

 

 

Рис. 2 Определяющие признаки рыночной ориентации предприятия

 

Ориентация на конечного потребителя означает направленность усилий предприятия на создание ценности для потребителя, понимание его потребностей.

Ориентация на промежуточного клиента подразумевает готовность относиться к торговым фирмам не как к простым посредникам, но как к своим клиентам, т.е. стремление учесть их специфичные потребности.

Ориентация на конкурентов предполагает уяснение сил и слабостей конкурентов, «вычисление» их стратегии, быстроту реакции на их действия.

Межфункциональная координация означает распространение информации о рынке внутри предприятия, функциональную интеграцию при формулировании его стратегии и использование видения и знаний различных подразделений, а не только отдела маркетинга, для оценки потребностей и проблем покупателей.

Таким образом, управление маркетингом – функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприя­тия с требованиями внешней среды для формирования устойчивых конкурентных преимуществ и обеспечения прибыли.

Управление маркетингом рассматривается в трех направле­ниях:

- управление деятельностью (маркетинговое управление);

- управление функцией;

- управление спросом;

 

Управление деятельностью

Маркетинговое управление деятельностью предприятия озна­чает формирование нового «образа мышления», в основе которого лежат ориентация на рынок, постоянная готовность к изменениям требований рынка. Маркетинговое управление – это управление предприятием, подчиняемое требованиям рынка. Переход на маркетинговое управление предприятием пред­ставляет собой качественно новое состояние, когда в своей дея­тельности оно не только опирается на свои внутренние возможно­сти, но и учитывает внешние условия. Реализуется концепция управления предприятием как открытой системой. Это приводит к существенным изменениям в принятии практически всех управленческих решений.

Так, особое внимание уделяется совершенствованию как технических, так потребительских параметров продукции. В ценах учитываются не только собственные издержки производства,но и уровень цен конкурентов, состояние спроса на товары и др. Упаковка изделий все больше рассматривается как активное средство продвижения товаров. В конечном итоге авторитет предприятия на рынке формируется благодаря не столько чисто технологическим достижениям, сколько главным образом успе­хам в удовлетворении потребностей рынка.

Механизмом маркетингового управления предприятием ста­новится развитиекоммуникативных связей предприятия с рынком (прямых и обратных). Предприятие не только направляет на рынок товары и получает обратно деньги, но и, что особенно важно, на­правляет на рынок и получает от рынка информацию. Именно рыночная информация и составляет основу принятия многих управленческих реше­ний на предприятии: производственных, финансовых, сбытовых, административных и т.д.

Ответственность за принятие маркетинговой концепции уп­равления предприятием несет его высшее руководство (топ-ме­неджеры). Она реализуется через разработку маркетинговых стра­тегий на корпоративном уровне.

Управление функцией

Маркетинговая функция – одна из важнейших функций предприятия в условиях его рыночной деятельности. Она тесней­шим образом связана с производственной, снабженческо-сбытовой, финансово-административной и другими функциями предприятия. Маркетинговая функ­ция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства – к нуждам рынка».

Так, совместно с производством маркетинг решает вопросы выпуска продукции необходимого качества и в нужном количе­стве с учетом себестоимости и в соответствии с требованиями рынка. Совместно с финансовыми службами маркетинг обеспечивает опти­мальное использование финансовых средств для получения прибыли. Продукция не приносит предприятию дохода, пока она не продана и не оплачена, поэтому своевременное доведение товара до потребителя решается совместными усилиями маркетинга и сбыта. Наконец, административное управление вместе с марке­тингом определяет кадровую политику предприятия с точ­ки зрения количества и, главное, квалификации работников, способных лучше реализовать возможности потенциала предприя­тия в соответствии с рыночными требованиями.

Связь между высшим руководством и основными функциями управления на предприятии показана на рис. 3. Маркетинг означает не что иное, как приведение всех ресур­сов компании в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.

Предприятие должно производить такую продукцию, которая может быть реализована. Поэтому задача маркетинга заключается в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать потенциальные возможнос­ти предприятия на рынке. Сделать это можно только во взаимодействии со всеми функ­циональными подразделениями предприятия на основе разработ­ки стратегических и оперативных планов рыночной деятельности предприятия. При этом за маркетингом остается координирующая роль с точки зрения учета рыночных требований в реализации плана и его контроля.

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО · Общее управление предприятием · Формулирование общей стратегии · Установление нормативов деятельности · Контроль деятельности предприятия  
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ -Организация производства - Контроль качества - Закупка сырья     УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - Подбор кадров -Повышение квалификации -Контроль над выполнением обязанностей УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ -Исследование рынка -Планирование ассортимента -Формирование каналов распределения -Проведение рекламы и стимулирования сбыта   УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ -Финансирование деятельности -Планирование прибыли -Нормирование и финансовый контроль  

 

Рис. 3 Взаимосвязь высшего руководства и основных функций управле­ния на предприятии

 

Механизм выполнения маркетингом своих функций основывается на разработке маркетинговой системы как части управленческой системы предприятия, включающей: организацию; планирование; исследования; контроль.

Ответственность за создание и функционирование маркетин­говой системы предприятия возлагается на топ-менеджеров, ме­неджеров, отвечающих за отдельные направления деятельности, и менеджеров по маркетингу.

Управление спросом

Рассмотренные выше направления отражают маркетинговую философию и маркетинговую организацию в управлении пред­приятием. Что же касается содержательного смысла понятия «управление маркетингом», то он заключается в создании и удовлетворении спроса потенциальных покупателей.

Управлять маркетингом означает «создавать рынок», «создавать спрос». В этом и заключается формирование для предприятия ново­го «образа действия» на рынке. Управление маркетингом направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы предприятие достигло поставленной цели. «По существу управление марке­тингом есть управление спросом» (Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент, 1998)

Механизм управления спросом основан на использовании оп­ределенных средств, инструментов маркетинга в их тесной взаимосвязи. К числу таких средств относятся: продукт, цена, пози­ция (место), продвижение.

Определенная комбинация средств маркетинга, направленная на достижение поставленных целей по управлению спросом, изве­стна под названием маркетинг-микс (marketing-mix). Естественно, что создание товара с набором полезных свойств, установление приемлемой цены, своевременная доставка товара, постоянное информирование по­требителей и их стимулирование требуют комплексных усилий всех подразделений предприятия. При этом учитываются и потен­циальные возможности предприятия, и требования рынка.

Ответственность за формирование эффективного маркетинг-микса (маркетинговых усилий) как механизма управления спро­сом лежит на конкретном менеджере. Он использует его при работе на целевом рынке с определенным товаром, группой товаров, продуктовой линией.

 

1.3 Современные направления и тенденции развития маркетинга

В современных условиях концепция маркетинга свое дальнейшее развитие. Все большее значение приобретает стратегический марке­тинг, содержа­ние которого заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосход­ства над конкурентами путем создания товара с лучшими потре­бительскими параметрами или установления более низкой цены. Ориентация на конкурентов не противоречит ориентации на по­требителя. Напротив, она усиливает ее, поскольку предприятие ставится в условия, когда удовлетворение рыночных потребностей требует максимального учета всех достижений в области произ­водства, затрат, сервиса и т.п. Крупные экологические, сырьевые, энергетические и другие проблемы, решаемые обществом в настоящее время, значительно изменили взгляды на потребительскую концепцию маркетинга, усилив ориентацию на общественные потребности и экономичес­кие ресурсы.

Формируется концепция социально-этичного маркетинга. Она направлена на удовлетворение потреб­ностей не только отдельной личности, но и всего общества. Про­исходят своего рода согласование и увязка прибылей предприя­тия, потребностей покупателей и интересов общества.

Претерпевают существенные изменения требования потре­бителей. Они выступают на рынке как организованная сила, что вносит значительные трудности в действия товаропроизводите­лей.Развивается консюмеризм — движение потребителей в защиту своих прав. Движение потребителей рассматривается как продукт эко­номической эволюции, как переход от экономики производи­телей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателей. Консюмеризм не ставит под сомнение концеп­цию маркетинга, а скорее требует ее реального осуществления на практике.

Набирает силу энвиронменталистское движение, которое подразумевает осознание ограни­ченности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. Усиливается внимание к экологическим проблемам. Экология рассматривается как новый фактор внешней среды фирмы. Развивается «зеленый маркетинг», что способствует расширению производства экологически чистой продукции.

В условиях усиления информатизации жизни общества появ­ляется возможность непосредственного взаимодействия предприя­тия с потребителями. Наблюдается переход от массового марке­тинга к маркетингу персонифицированному. Одно из таких на­правлений – маркетинг отношений (customer relationship marketing) – ориенти­руется на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных теле­коммуникационных средств.

Получает развитие маркетинг в информационной среде как пря­мой выход на потребителей и обеспечение постоянного диалога с ним. Технологические инновации во взаимоотношениях с потребителями позволяют за­ниматься персонализированным маркетингом, изучать и удовлетворять индивидуальные запросы отдельных клиентов. Новые информационные технологии также помогают по­лучить активную реакцию потребителей на новые рыночные предложения фирмы, формировать об­ширные базы данных, которые, в свою очередь, можно использовать для расширения отношений с потребителями.

Еще одно новое направление в развитии маркетинга – гло­бальный маркетинг - связано с его интернационализацией. Этот процесс особенно характерен для транснациональных компаний. Рынки ими воспринимаются уже не как отдельные сегменты, а все более как единый рынок на основе процесса гомогенизации потребностей и высокой вовлеченности потребителей в приобре­тение широко известных и зарекомендовавших себя товарных ма­рок. В основе глобального маркетинга лежит идея превращения ин­новационного товара в стандартизированный и доступный для широкого сегмента потребителей способ удовлетворения потреб­ностей.

На уровне крупных предприятий глобализация означает выход за пределы внутреннего рынка и формирование единого подхода к освоению мирового рынка. Все это приводит к выводу о том, что успешная реализация направлений и тенденций совре­менного маркетинга на уровне предприятия требует активного его восприятия как управленческой концепции, развития межфунк­циональной координации и создания межфункциональных ко­манд по принятию решений, совершенствованию корпоративной культуры.

 

1.4 Особенности развития маркетинга в России

Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимуще­ственно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность. В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг — это не улучшение работы какого-либо «традиционного» подразделе­ния предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рын­ком, когда на требования потребителей ориентируется вся дея­тельность предприятия.

По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет ле­жать информация, поступающая от рынка.

В настоящее время выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий. Одной из самых приоритетных является работа, направленная на получение рыночной информации о спросе, конъюнктуре, конкурентах. Следующим по значимости приоритетом является маркетин­говая деятельность, направленная на усиление конкурентных по­зиций предприятий, готовых работать на рынке. От маркетинга ждут оценки сильных и слабых сторон рыночного потенциала предприятия, способности формирования новых дилерских сетей, установления гибких цен, эффективного проведения рекламных кампаний и т.п. На третьем месте стоят приоритеты маркетинговой работы, которые формируют перспективную деятельность пред­приятия для рынка: изучение мотивации поведения потреби­телей, сегментация рынка и позиционирование, разработка про­дукции с улучшенными потребительскими параметрами, сервис, создание имиджа и товарной марки, работа с общественностью.

Из-за отсутствия необходимого количества специалистов вы­полнение маркетинговых функций предприятия зачастую сосредо­точено на уровне высшего руководства. Эти функции выполняют­ся также работниками отделов сбыта, плановых, производствен­ных отделов и другими подразделениями. Специализированные службы маркетинга только начинают формироваться, и необходимость в них на практике неуклонно возрастает.

Становление и развитие маркетинга на российских предприя­тиях определяются рядом факторов.

Во-первых, к ним относятся условия формирования отече­ственного рынка. Россия переживает достаточно сложный период перехода от нынешней стадии (не всегда цивилизованной) к бо­лее высокой стадии развития рынка. Период, когда прибыль могла быть получена в основном за счет дефицита, инфляции, разницы валютных курсов, высоких ставок банковских процентов, неупла­ты налогов и тому подобного, безвозвратно уходит в прошлое. По­этому маркетинг воспринимается сейчас, прежде всего, как сред­ство выживания, направленное на гибкое использование имею­щегося производственного, финансового, трудового потенциала для удовлетворения запросов потребителей в новых условиях.

Во-вторых, особенности маркетинговой деятельности во мно­гом определяются поведением российского потребителя. Как пока­зывает опыт, оно «нестандартно» по отношению к западным об­разцам. Появившийся выбор по-новому высветил менталитет рос­сийского потребителя. Только сейчас можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях его поведения, не укладывающихся в общепри­нятую маркетинговую типологию и требующих изучения.

В-третьих, особенности маркетинга в нашей стране во мно­гом обусловлены также характером развивающихся деловых отношений. Традиционная привычка к некоему централизму, проявле­ние коррумпированности в обществе, непонимание важности маркетинга как основы получения доходов — все это и многое другое отодвигает на задний план кропотливую работу непосред­ственно с самим потребителем, клиентом, покупателем. Пока что еще существует мнение, что она второстепенна.

В-четвертых, в российских условиях не все маркетинговые инструменты применяются достаточно широко. Наиболее привле­кательным является использование цены. На современном этапе именно цена во многих случаях дает возможность, не привлекая другие средства, получить немедленный эффект. В то же время из­вестно, что в США, например, особое место в комплексе марке­тинга занимают реклама и меры по стимулированию сбыта. В Ев­ропе преимущество отдается развитию каналов распределения, в Японии — инновациям в продуктовой политике и т.п. Учитывая все это, можно предположить, что основные клас­сические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке, станут для российских предприятий актуальными, фундаментальными и необходимыми. Что же касается конкретных маркетинговых дей­ствий, конкретных «рецептов», то здесь от «принятия всего зару­бежного» следует перейти к «осмыслению всего российского».

Выводы и заключения

Управление маркетингом представляет собой важнейшую составную часть общей системы управления предприятием. Вместе с тем управление маркетинговой функцией имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, тем, что марке­тинг связан с внешней средой, определяющей рыночную дея­тельность предприятия. Его главная задача состоит в том, что­бы добиться наилучшего согласования внутренних возможнос­тей предприятия с требованиями внешней среды для получе­ния прибыли. Маркетинг обеспечивает связь предприятия с рынком.

Процесс управления маркетингом рассматривается в несколь­ких тесно взаимосвязанных аспектах: как управление деятельнос­тью предприятия, как управление его важнейшей функцией и как управление спросом на целевом рынке.

Маркетинговое управление предприятием («ориентация на ры­нок») основано на современной маркетинговой концепции, фор­мировании нового образа мышления и нового образа действия, развитии коммуникативных связей предприятия с рынком. Оно выражается через систему маркетинговых стратегий на корпора­тивном уровне и принятии практически всех управленческих ре­шений с учетом требований рынка.

Управление маркетинговой функцией («согласование внешней и внутренней среды предприятия») предполагает формирование маркетинговой системы предприятия. Ее важнейшими элементами являются организация, планирование и контроль. Маркетинговая функция находится в тесной взаимосвязи с производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой и административной функцией предприятия. Она выполняет координирующую роль в об­щих усилиях всех подразделений по обеспечению целей предприя­тия.

Управление спросом представляет собой содержательный аспект управления маркетингом на предприя­тии. Он обеспечивается стратегическими и оперативными решени­ями по определению целевых рыночных сегментов и формиро­ванию маркетинговых усилий с использованием комплекса маркетинговых средств (товар, цена, распределение, продвиже­ние).

Практика российских предприятий показывает, что на совре­менном этапе в управлении маркетингом приоритетное место за­нимают усилия по использованию отдельных средств маркетинга, часто не согласованных между собой (реклама, сбыт, цена и др.). Поэтому возникает необходимость в развитии стратегического аспекта концепции маркетинга, направленного на поиск устойчивого конкурентного преимущества.

Наблюдается процесс перехода к осознанию важности управ­ления новой для многих предприятий функцией (формируются службы маркетинга, развивается работа по разработке планов маркетинга и др.). Можно ожидать, что в ближайшей перспективе российские предприятия начнут активно использовать маркетинг как управ­ленческую концепцию.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Чем объяснить достаточно широкий диапазон определений маркетинга в современной экономической литературе?

2. В чем заключаются три основных аспекта концепции маркетинга?

3.Что означает формирование нового образа мышления в управлении предприятием и нового образа действия на рынке?

4. В чем заключаются определяющие признаки рыночной ориентации предприятия?

5. Чем различаются стратегический и тактический маркетинг? Как взаимосвязаны между собой стратегические и тактические маркетинговые решения?

6. В чем состоит сущность интегрированного маркетинга?

7. Раскройте сущность понятия «управление маркетингом».

8. Каковы взаимосвязи маркетинговой функции с другими функциями предприятия?

9. Каковы основные тенденции развития маркетинга?

10. В чем заключаются особенности разви­тия маркетинга на российских предприятиях?

 

Задание 1

Вам предстоит проанализировать, как выполняется маркетинговая функция на среднем промышленном предприятии, вмалой туристической фирме, крупной торговой компании. Предложите перечень основных вопросов, кото­рые Вы зададите их руководителям, чтобы выяснить уровень развития маркетинга.

 

Задание 2

Посетите кафе Mc Donald’s и закажите гамбургер. Обратите внимание на то, какие вопросы Вам зададут, и понаблюдайте за тем, как выполняется Ваш индивидуальный заказ. Потом посетите любое другое кафе и закажите сэндвич или пиццу. Проанализируйте, как выполняется Ваш заказ – также как в Mc Donald’s или иначе. Ответьте на вопросы:

- Есть ли существенная разница между качеством исполнения заказа в разных кафе?

- Если да, то в чем она заключается? Возможно, дело в том, что у разных кафе разная стратегия? Какая из них ближе всего к концепции маркетингового подхода?

- Какие преимущества получает фирма, следуя стратегии маркетинга? Есть ли у этой стратегии недостатки?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.216 (0.057 с.)