Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль маркетинга в современной экономике
Хотя термин «маркетинг» получил очень широкое распространение, он зачастую неправильно понимается не только его критиками, но и приверженцами. Часто маркетинг трактуется в одном из следующих трех значений: 1. Маркетинг – это реклама, стимулирование сбыта и давление на покупателя, иными словами, комплекс особенно агрессивных инструментом продаж, используемых для захвата существующих рынков. 2. Маркетинг – это комплекс инструментов анализа рынка (таких как методы прогнозирования продаж, имитационные моделиисследования рынка), доступных только крупным предприятиям, где они используются для выработки перспективного и более научного подхода к анализу потребностей и спроса. 3. Маркетинг – это архитектор общества потребления, т.е. это рыночная система, где продавцы коммерчески эксплуатируют потребителей. Чтобы продавать все больше и больше, необходимо постоянно создавать новые потребности. За фасадом этих слишком упрощенных взглядов лежат три аспекта концепции маркетинга: активный аспект (проникновение на рынки), аналитический аспект (понимание рынков) и идеологический аспект (образ мышления). Чаще всего наблюдаются тенденция сведения маркетинга до его активного измерения, т.е. к ряду приемов продаж (операционному маркетингу), и недооценка его аналитического измерения (стратегического маркетинга). Подобное видение роли маркетинга основывается на неявной мысли о том, что маркетинг и реклама всемогущи, что они способны заставить рынок принять все что угодно посредством мощных методов коммуникации. Методы продаж часто разрабатываются вне зависимости от желания удовлетворить реальные потребности покупателей. Однако существуют многочисленные доказательства того, что маркетинг не всесилен. Так, высокая доля новых товаров и торговых марок, терпящих провал, является свидетельством сопротивления рынка попыткам соблазна со стороны производителя. На самом деле теория, или идеология, являющая собой основу маркетинга, его концепцию, совершенно иная. Она базируется натеории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя. В рамках этого подхода маркетинг есть не что иное, как социальное выражение и перевод в операционные термины менеджмента принципов, выдвинутых классической экономией в конце восемнадцатого столетия. Эти принципы, сформулированные Адамом Смитом (Smith, 1776), образуют базу рыночной экономики и могут быть сведены к следующему: «...процветание общества является результатом не столько альтруистического поведения, сколько обеспечения соответствия взаимных интересов покупателя и продавца посредством конкурентного обмена».
Несмотря на то, что в современной экономике эти базовые принципы подверглись корректировке, они, тем не менее, остаются главным управляющим стержнем экономической деятельности эффективной фирмы, функционирующей на свободном конкурентном рынке Применение данной философии предполагает два направления маркетинговой активности фирмы, как это показано на рис. 1 Круг задач стратегического маркетинга состоит в систематическом и постоянном анализе потребностей ключевых групп потребителей, а также в разработке концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих фирме обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. Роль операционного (тактического) маркетинга заключается в организации сбыта, продаж и политики коммуникации для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличительных качеств товара, при снижении издержек на поиск покупателей.
Рис. 1 Два лица маркетинга.
Оба этих подхода дополняют друг друга и находят свое конкретное воплощение в маркетинговой политике предприятия. Таким образом, термин «маркетинг» (в своем дословном переводе) не отражает в полной мере внутренней двойственности маркетингового процесса и акцентирует более «активную» сторону маркетинга в сравнении с «аналитической». Операционный маркетинг – этокоммерческий рычаг фирмы, без которого даже наилучший стратегический план не может привести к удовлетворительным результатам. Однако очевидно, что без солидной стратегической базы абсолютно рентабельного операционного маркетинга не бывает. Динамизм без мысли – просто неоправданный риск. Каким мощным ни был бы план операционного маркетинга, он не может создать спрос там, где отсутствует потребность, и не может сохранить направление деятельности, обреченное на исчезновение.
Следовательно, для обеспечения рентабельности операционный маркетинг должен базироваться на стратегическом мышлении, которое в свою очередь опирается на потребности рынка и его ожидаемую эволюцию. Возникает необходимость в интегрированном маркетинге, который увязывает стратегические и тактические маркетинговые решения. Операционный маркетинг делает акцент на таких переменных, как цена, система сбыта, реклама и продвижение товара, в то время как стратегический маркетинг направлен на выбор тех рынков, на которых фирма обладает конкурентным преимуществом, и напрогноз общего спроса. Исходя из этого прогноза, операционный маркетинг, устанавливает цели подоле рынка, а такжемаркетинговый бюджет, необходимый для их достижения.
1.2 Сущность управления маркетингом В условиях нынешней конкурентной среды никто на самом деле важности маркетинга не оспаривает. Едва ли кто-то усомнится в том, что направленность всей деловой активности на потребности покупателя является единственным способом вести бизнес. Несмотря на общее согласие, многие предприятия на практике ограничиваются только операционным маркетингом, оставляя маркетинг стратегический в сфере благах намерений. Одно дело – понимание концепции маркетинга; следование этой философии действия – совсем иное. Предприятие, воспринимающее данную философию, будет поставлено перед необходимостью построения организации, управляемой рынком, появление и действия которой соотнесены с концепцией маркетинга. Создание превосходной ценности для потребителя при получении прибыли есть нечто гораздо большее, чем функция маркетинга. Это цель всей деятельности организации, а не одного отдела. Иными словами, маркетинг слишком важен для организации в целом, чтобы свести его лишь к деятельности коммерческих служб. Для того, чтобы показатели деятельности предприятия были выше среднерыночных, предприятию необходимо достигнуть устойчивого конкурентного преимущества, являющегося результатом постоянного создания превосходной ценности для потребителей (см. рис. 2). Следовательно, тремя ключевыми компонентами рыночной ориентации являются ориентация на потребителя, ориентация на конкурентов и межфункциональная координация.
Рис. 2 Определяющие признаки рыночной ориентации предприятия
Ориентация на конечного потребителя означает направленность усилий предприятия на создание ценности для потребителя, понимание его потребностей. Ориентация на промежуточного клиента подразумевает готовность относиться к торговым фирмам не как к простым посредникам, но как к своим клиентам, т.е. стремление учесть их специфичные потребности. Ориентация на конкурентов предполагает уяснение сил и слабостей конкурентов, «вычисление» их стратегии, быстроту реакции на их действия. Межфункциональная координация означает распространение информации о рынке внутри предприятия, функциональную интеграцию при формулировании его стратегии и использование видения и знаний различных подразделений, а не только отдела маркетинга, для оценки потребностей и проблем покупателей.
Таким образом, управление маркетингом – функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для формирования устойчивых конкурентных преимуществ и обеспечения прибыли. Управление маркетингом рассматривается в трех направлениях: - управление деятельностью (маркетинговое управление); - управление функцией; - управление спросом;
Управление деятельностью Маркетинговое управление деятельностью предприятия означает формирование нового «образа мышления», в основе которого лежат ориентация на рынок, постоянная готовность к изменениям требований рынка. Маркетинговое управление – это управление предприятием, подчиняемое требованиям рынка. Переход на маркетинговое управление предприятием представляет собой качественно новое состояние, когда в своей деятельности оно не только опирается на свои внутренние возможности, но и учитывает внешние условия. Реализуется концепция управления предприятием как открытой системой. Это приводит к существенным изменениям в принятии практически всех управленческих решений. Так, особое внимание уделяется совершенствованию как технических, так потребительских параметров продукции. В ценах учитываются не только собственные издержки производства,но и уровень цен конкурентов, состояние спроса на товары и др. Упаковка изделий все больше рассматривается как активное средство продвижения товаров. В конечном итоге авторитет предприятия на рынке формируется благодаря не столько чисто технологическим достижениям, сколько главным образом успехам в удовлетворении потребностей рынка. Механизмом маркетингового управления предприятием становится развитиекоммуникативных связей предприятия с рынком (прямых и обратных). Предприятие не только направляет на рынок товары и получает обратно деньги, но и, что особенно важно, направляет на рынок и получает от рынка информацию. Именно рыночная информация и составляет основу принятия многих управленческих решений на предприятии: производственных, финансовых, сбытовых, административных и т.д. Ответственность за принятие маркетинговой концепции управления предприятием несет его высшее руководство (топ-менеджеры). Она реализуется через разработку маркетинговых стратегий на корпоративном уровне.
Управление функцией Маркетинговая функция – одна из важнейших функций предприятия в условиях его рыночной деятельности. Она теснейшим образом связана с производственной, снабженческо-сбытовой, финансово-административной и другими функциями предприятия. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства – к нуждам рынка». Так, совместно с производством маркетинг решает вопросы выпуска продукции необходимого качества и в нужном количестве с учетом себестоимости и в соответствии с требованиями рынка. Совместно с финансовыми службами маркетинг обеспечивает оптимальное использование финансовых средств для получения прибыли. Продукция не приносит предприятию дохода, пока она не продана и не оплачена, поэтому своевременное доведение товара до потребителя решается совместными усилиями маркетинга и сбыта. Наконец, административное управление вместе с маркетингом определяет кадровую политику предприятия с точки зрения количества и, главное, квалификации работников, способных лучше реализовать возможности потенциала предприятия в соответствии с рыночными требованиями. Связь между высшим руководством и основными функциями управления на предприятии показана на рис. 3. Маркетинг означает не что иное, как приведение всех ресурсов компании в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли. Предприятие должно производить такую продукцию, которая может быть реализована. Поэтому задача маркетинга заключается в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать потенциальные возможности предприятия на рынке. Сделать это можно только во взаимодействии со всеми функциональными подразделениями предприятия на основе разработки стратегических и оперативных планов рыночной деятельности предприятия. При этом за маркетингом остается координирующая роль с точки зрения учета рыночных требований в реализации плана и его контроля.
Рис. 3 Взаимосвязь высшего руководства и основных функций управления на предприятии
Механизм выполнения маркетингом своих функций основывается на разработке маркетинговой системы как части управленческой системы предприятия, включающей: организацию; планирование; исследования; контроль. Ответственность за создание и функционирование маркетинговой системы предприятия возлагается на топ-менеджеров, менеджеров, отвечающих за отдельные направления деятельности, и менеджеров по маркетингу. Управление спросом Рассмотренные выше направления отражают маркетинговую философию и маркетинговую организацию в управлении предприятием. Что же касается содержательного смысла понятия «управление маркетингом», то он заключается в создании и удовлетворении спроса потенциальных покупателей. Управлять маркетингом означает «создавать рынок», «создавать спрос». В этом и заключается формирование для предприятия нового «образа действия» на рынке. Управление маркетингом направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы предприятие достигло поставленной цели. «По существу управление маркетингом есть управление спросом» (Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент, 1998) Механизм управления спросом основан на использовании определенных средств, инструментов маркетинга в их тесной взаимосвязи. К числу таких средств относятся: продукт, цена, позиция (место), продвижение. Определенная комбинация средств маркетинга, направленная на достижение поставленных целей по управлению спросом, известна под названием маркетинг-микс (marketing-mix). Естественно, что создание товара с набором полезных свойств, установление приемлемой цены, своевременная доставка товара, постоянное информирование потребителей и их стимулирование требуют комплексных усилий всех подразделений предприятия. При этом учитываются и потенциальные возможности предприятия, и требования рынка. Ответственность за формирование эффективного маркетинг-микса (маркетинговых усилий) как механизма управления спросом лежит на конкретном менеджере. Он использует его при работе на целевом рынке с определенным товаром, группой товаров, продуктовой линией.
1.3 Современные направления и тенденции развития маркетинга В современных условиях концепция маркетинга свое дальнейшее развитие. Все большее значение приобретает стратегический маркетинг, содержание которого заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены. Ориентация на конкурентов не противоречит ориентации на потребителя. Напротив, она усиливает ее, поскольку предприятие ставится в условия, когда удовлетворение рыночных потребностей требует максимального учета всех достижений в области производства, затрат, сервиса и т.п. Крупные экологические, сырьевые, энергетические и другие проблемы, решаемые обществом в настоящее время, значительно изменили взгляды на потребительскую концепцию маркетинга, усилив ориентацию на общественные потребности и экономические ресурсы. Формируется концепция социально-этичного маркетинга. Она направлена на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества. Происходят своего рода согласование и увязка прибылей предприятия, потребностей покупателей и интересов общества. Претерпевают существенные изменения требования потребителей. Они выступают на рынке как организованная сила, что вносит значительные трудности в действия товаропроизводителей.Развивается консюмеризм — движение потребителей в защиту своих прав. Движение потребителей рассматривается как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателей. Консюмеризм не ставит под сомнение концепцию маркетинга, а скорее требует ее реального осуществления на практике. Набирает силу энвиронменталистское движение, которое подразумевает осознание ограниченности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. Усиливается внимание к экологическим проблемам. Экология рассматривается как новый фактор внешней среды фирмы. Развивается «зеленый маркетинг», что способствует расширению производства экологически чистой продукции. В условиях усиления информатизации жизни общества появляется возможность непосредственного взаимодействия предприятия с потребителями. Наблюдается переход от массового маркетинга к маркетингу персонифицированному. Одно из таких направлений – маркетинг отношений (customer relationship marketing) – ориентируется на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных телекоммуникационных средств. Получает развитие маркетинг в информационной среде как прямой выход на потребителей и обеспечение постоянного диалога с ним. Технологические инновации во взаимоотношениях с потребителями позволяют заниматься персонализированным маркетингом, изучать и удовлетворять индивидуальные запросы отдельных клиентов. Новые информационные технологии также помогают получить активную реакцию потребителей на новые рыночные предложения фирмы, формировать обширные базы данных, которые, в свою очередь, можно использовать для расширения отношений с потребителями. Еще одно новое направление в развитии маркетинга – глобальный маркетинг - связано с его интернационализацией. Этот процесс особенно характерен для транснациональных компаний. Рынки ими воспринимаются уже не как отдельные сегменты, а все более как единый рынок на основе процесса гомогенизации потребностей и высокой вовлеченности потребителей в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок. В основе глобального маркетинга лежит идея превращения инновационного товара в стандартизированный и доступный для широкого сегмента потребителей способ удовлетворения потребностей. На уровне крупных предприятий глобализация означает выход за пределы внутреннего рынка и формирование единого подхода к освоению мирового рынка. Все это приводит к выводу о том, что успешная реализация направлений и тенденций современного маркетинга на уровне предприятия требует активного его восприятия как управленческой концепции, развития межфункциональной координации и создания межфункциональных команд по принятию решений, совершенствованию корпоративной культуры.
1.4 Особенности развития маркетинга в России Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность. В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг — это не улучшение работы какого-либо «традиционного» подразделения предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рынком, когда на требования потребителей ориентируется вся деятельность предприятия. По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка. В настоящее время выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий. Одной из самых приоритетных является работа, направленная на получение рыночной информации о спросе, конъюнктуре, конкурентах. Следующим по значимости приоритетом является маркетинговая деятельность, направленная на усиление конкурентных позиций предприятий, готовых работать на рынке. От маркетинга ждут оценки сильных и слабых сторон рыночного потенциала предприятия, способности формирования новых дилерских сетей, установления гибких цен, эффективного проведения рекламных кампаний и т.п. На третьем месте стоят приоритеты маркетинговой работы, которые формируют перспективную деятельность предприятия для рынка: изучение мотивации поведения потребителей, сегментация рынка и позиционирование, разработка продукции с улучшенными потребительскими параметрами, сервис, создание имиджа и товарной марки, работа с общественностью. Из-за отсутствия необходимого количества специалистов выполнение маркетинговых функций предприятия зачастую сосредоточено на уровне высшего руководства. Эти функции выполняются также работниками отделов сбыта, плановых, производственных отделов и другими подразделениями. Специализированные службы маркетинга только начинают формироваться, и необходимость в них на практике неуклонно возрастает. Становление и развитие маркетинга на российских предприятиях определяются рядом факторов. Во-первых, к ним относятся условия формирования отечественного рынка. Россия переживает достаточно сложный период перехода от нынешней стадии (не всегда цивилизованной) к более высокой стадии развития рынка. Период, когда прибыль могла быть получена в основном за счет дефицита, инфляции, разницы валютных курсов, высоких ставок банковских процентов, неуплаты налогов и тому подобного, безвозвратно уходит в прошлое. Поэтому маркетинг воспринимается сейчас, прежде всего, как средство выживания, направленное на гибкое использование имеющегося производственного, финансового, трудового потенциала для удовлетворения запросов потребителей в новых условиях. Во-вторых, особенности маркетинговой деятельности во многом определяются поведением российского потребителя. Как показывает опыт, оно «нестандартно» по отношению к западным образцам. Появившийся выбор по-новому высветил менталитет российского потребителя. Только сейчас можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях его поведения, не укладывающихся в общепринятую маркетинговую типологию и требующих изучения. В-третьих, особенности маркетинга в нашей стране во многом обусловлены также характером развивающихся деловых отношений. Традиционная привычка к некоему централизму, проявление коррумпированности в обществе, непонимание важности маркетинга как основы получения доходов — все это и многое другое отодвигает на задний план кропотливую работу непосредственно с самим потребителем, клиентом, покупателем. Пока что еще существует мнение, что она второстепенна. В-четвертых, в российских условиях не все маркетинговые инструменты применяются достаточно широко. Наиболее привлекательным является использование цены. На современном этапе именно цена во многих случаях дает возможность, не привлекая другие средства, получить немедленный эффект. В то же время известно, что в США, например, особое место в комплексе маркетинга занимают реклама и меры по стимулированию сбыта. В Европе преимущество отдается развитию каналов распределения, в Японии — инновациям в продуктовой политике и т.п. Учитывая все это, можно предположить, что основные классические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке, станут для российских предприятий актуальными, фундаментальными и необходимыми. Что же касается конкретных маркетинговых действий, конкретных «рецептов», то здесь от «принятия всего зарубежного» следует перейти к «осмыслению всего российского». Выводы и заключения Управление маркетингом представляет собой важнейшую составную часть общей системы управления предприятием. Вместе с тем управление маркетинговой функцией имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, тем, что маркетинг связан с внешней средой, определяющей рыночную деятельность предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли. Маркетинг обеспечивает связь предприятия с рынком. Процесс управления маркетингом рассматривается в нескольких тесно взаимосвязанных аспектах: как управление деятельностью предприятия, как управление его важнейшей функцией и как управление спросом на целевом рынке. Маркетинговое управление предприятием («ориентация на рынок») основано на современной маркетинговой концепции, формировании нового образа мышления и нового образа действия, развитии коммуникативных связей предприятия с рынком. Оно выражается через систему маркетинговых стратегий на корпоративном уровне и принятии практически всех управленческих решений с учетом требований рынка. Управление маркетинговой функцией («согласование внешней и внутренней среды предприятия») предполагает формирование маркетинговой системы предприятия. Ее важнейшими элементами являются организация, планирование и контроль. Маркетинговая функция находится в тесной взаимосвязи с производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой и административной функцией предприятия. Она выполняет координирующую роль в общих усилиях всех подразделений по обеспечению целей предприятия. Управление спросом представляет собой содержательный аспект управления маркетингом на предприятии. Он обеспечивается стратегическими и оперативными решениями по определению целевых рыночных сегментов и формированию маркетинговых усилий с использованием комплекса маркетинговых средств (товар, цена, распределение, продвижение). Практика российских предприятий показывает, что на современном этапе в управлении маркетингом приоритетное место занимают усилия по использованию отдельных средств маркетинга, часто не согласованных между собой (реклама, сбыт, цена и др.). Поэтому возникает необходимость в развитии стратегического аспекта концепции маркетинга, направленного на поиск устойчивого конкурентного преимущества. Наблюдается процесс перехода к осознанию важности управления новой для многих предприятий функцией (формируются службы маркетинга, развивается работа по разработке планов маркетинга и др.). Можно ожидать, что в ближайшей перспективе российские предприятия начнут активно использовать маркетинг как управленческую концепцию. Контрольные вопросы к теме 1 1. Чем объяснить достаточно широкий диапазон определений маркетинга в современной экономической литературе? 2. В чем заключаются три основных аспекта концепции маркетинга? 3.Что означает формирование нового образа мышления в управлении предприятием и нового образа действия на рынке? 4. В чем заключаются определяющие признаки рыночной ориентации предприятия? 5. Чем различаются стратегический и тактический маркетинг? Как взаимосвязаны между собой стратегические и тактические маркетинговые решения? 6. В чем состоит сущность интегрированного маркетинга? 7. Раскройте сущность понятия «управление маркетингом». 8. Каковы взаимосвязи маркетинговой функции с другими функциями предприятия? 9. Каковы основные тенденции развития маркетинга? 10. В чем заключаются особенности развития маркетинга на российских предприятиях?
Задание 1 Вам предстоит проанализировать, как выполняется маркетинговая функция на среднем промышленном предприятии, вмалой туристической фирме, крупной торговой компании. Предложите перечень основных вопросов, которые Вы зададите их руководителям, чтобы выяснить уровень развития маркетинга.
Задание 2 Посетите кафе Mc Donald’s и закажите гамбургер. Обратите внимание на то, какие вопросы Вам зададут, и понаблюдайте за тем, как выполняется Ваш индивидуальный заказ. Потом посетите любое другое кафе и закажите сэндвич или пиццу. Проанализируйте, как выполняется Ваш заказ – также как в Mc Donald’s или иначе. Ответьте на вопросы: - Есть ли существенная разница между качеством исполнения заказа в разных кафе? - Если да, то в чем она заключается? Возможно, дело в том, что у разных кафе разная стратегия? Какая из них ближе всего к концепции маркетингового подхода? - Какие преимущества получает фирма, следуя стратегии маркетинга? Есть ли у этой стратегии недостатки?
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.216 (0.057 с.) |