Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности изучения курса «Управление маркетингом»Стр 1 из 20Следующая ⇒
Управление маркетингом (организация, планирование и контроль маркетинговой деятельности) Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций» (специализация «Управление маркетингом»)
Нижний Новгород 2005 год
Управление деятельностью Маркетинговое управление деятельностью предприятия означает формирование нового «образа мышления», в основе которого лежат ориентация на рынок, постоянная готовность к изменениям требований рынка. Маркетинговое управление – это управление предприятием, подчиняемое требованиям рынка. Переход на маркетинговое управление предприятием представляет собой качественно новое состояние, когда в своей деятельности оно не только опирается на свои внутренние возможности, но и учитывает внешние условия. Реализуется концепция управления предприятием как открытой системой. Это приводит к существенным изменениям в принятии практически всех управленческих решений. Так, особое внимание уделяется совершенствованию как технических, так потребительских параметров продукции. В ценах учитываются не только собственные издержки производства,но и уровень цен конкурентов, состояние спроса на товары и др. Упаковка изделий все больше рассматривается как активное средство продвижения товаров. В конечном итоге авторитет предприятия на рынке формируется благодаря не столько чисто технологическим достижениям, сколько главным образом успехам в удовлетворении потребностей рынка. Механизмом маркетингового управления предприятием становится развитиекоммуникативных связей предприятия с рынком (прямых и обратных). Предприятие не только направляет на рынок товары и получает обратно деньги, но и, что особенно важно, направляет на рынок и получает от рынка информацию. Именно рыночная информация и составляет основу принятия многих управленческих решений на предприятии: производственных, финансовых, сбытовых, административных и т.д. Ответственность за принятие маркетинговой концепции управления предприятием несет его высшее руководство (топ-менеджеры). Она реализуется через разработку маркетинговых стратегий на корпоративном уровне. Управление функцией
Маркетинговая функция – одна из важнейших функций предприятия в условиях его рыночной деятельности. Она теснейшим образом связана с производственной, снабженческо-сбытовой, финансово-административной и другими функциями предприятия. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства – к нуждам рынка». Так, совместно с производством маркетинг решает вопросы выпуска продукции необходимого качества и в нужном количестве с учетом себестоимости и в соответствии с требованиями рынка. Совместно с финансовыми службами маркетинг обеспечивает оптимальное использование финансовых средств для получения прибыли. Продукция не приносит предприятию дохода, пока она не продана и не оплачена, поэтому своевременное доведение товара до потребителя решается совместными усилиями маркетинга и сбыта. Наконец, административное управление вместе с маркетингом определяет кадровую политику предприятия с точки зрения количества и, главное, квалификации работников, способных лучше реализовать возможности потенциала предприятия в соответствии с рыночными требованиями. Связь между высшим руководством и основными функциями управления на предприятии показана на рис. 3. Маркетинг означает не что иное, как приведение всех ресурсов компании в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли. Предприятие должно производить такую продукцию, которая может быть реализована. Поэтому задача маркетинга заключается в том, чтобы выявить, количественно оценить и реализовать потенциальные возможности предприятия на рынке. Сделать это можно только во взаимодействии со всеми функциональными подразделениями предприятия на основе разработки стратегических и оперативных планов рыночной деятельности предприятия. При этом за маркетингом остается координирующая роль с точки зрения учета рыночных требований в реализации плана и его контроля.
Рис. 3 Взаимосвязь высшего руководства и основных функций управления на предприятии
Механизм выполнения маркетингом своих функций основывается на разработке маркетинговой системы как части управленческой системы предприятия, включающей: организацию; планирование; исследования; контроль. Ответственность за создание и функционирование маркетинговой системы предприятия возлагается на топ-менеджеров, менеджеров, отвечающих за отдельные направления деятельности, и менеджеров по маркетингу. Управление спросом Рассмотренные выше направления отражают маркетинговую философию и маркетинговую организацию в управлении предприятием. Что же касается содержательного смысла понятия «управление маркетингом», то он заключается в создании и удовлетворении спроса потенциальных покупателей. Управлять маркетингом означает «создавать рынок», «создавать спрос». В этом и заключается формирование для предприятия нового «образа действия» на рынке. Управление маркетингом направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы предприятие достигло поставленной цели. «По существу управление маркетингом есть управление спросом» (Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент, 1998) Механизм управления спросом основан на использовании определенных средств, инструментов маркетинга в их тесной взаимосвязи. К числу таких средств относятся: продукт, цена, позиция (место), продвижение. Определенная комбинация средств маркетинга, направленная на достижение поставленных целей по управлению спросом, известна под названием маркетинг-микс (marketing-mix). Естественно, что создание товара с набором полезных свойств, установление приемлемой цены, своевременная доставка товара, постоянное информирование потребителей и их стимулирование требуют комплексных усилий всех подразделений предприятия. При этом учитываются и потенциальные возможности предприятия, и требования рынка. Ответственность за формирование эффективного маркетинг-микса (маркетинговых усилий) как механизма управления спросом лежит на конкретном менеджере. Он использует его при работе на целевом рынке с определенным товаром, группой товаров, продуктовой линией.
1.3 Современные направления и тенденции развития маркетинга В современных условиях концепция маркетинга свое дальнейшее развитие. Все большее значение приобретает стратегический маркетинг, содержание которого заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены. Ориентация на конкурентов не противоречит ориентации на потребителя. Напротив, она усиливает ее, поскольку предприятие ставится в условия, когда удовлетворение рыночных потребностей требует максимального учета всех достижений в области производства, затрат, сервиса и т.п. Крупные экологические, сырьевые, энергетические и другие проблемы, решаемые обществом в настоящее время, значительно изменили взгляды на потребительскую концепцию маркетинга, усилив ориентацию на общественные потребности и экономические ресурсы.
Формируется концепция социально-этичного маркетинга. Она направлена на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества. Происходят своего рода согласование и увязка прибылей предприятия, потребностей покупателей и интересов общества. Претерпевают существенные изменения требования потребителей. Они выступают на рынке как организованная сила, что вносит значительные трудности в действия товаропроизводителей.Развивается консюмеризм — движение потребителей в защиту своих прав. Движение потребителей рассматривается как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателей. Консюмеризм не ставит под сомнение концепцию маркетинга, а скорее требует ее реального осуществления на практике. Набирает силу энвиронменталистское движение, которое подразумевает осознание ограниченности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. Усиливается внимание к экологическим проблемам. Экология рассматривается как новый фактор внешней среды фирмы. Развивается «зеленый маркетинг», что способствует расширению производства экологически чистой продукции. В условиях усиления информатизации жизни общества появляется возможность непосредственного взаимодействия предприятия с потребителями. Наблюдается переход от массового маркетинга к маркетингу персонифицированному. Одно из таких направлений – маркетинг отношений (customer relationship marketing) – ориентируется на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных телекоммуникационных средств. Получает развитие маркетинг в информационной среде как прямой выход на потребителей и обеспечение постоянного диалога с ним. Технологические инновации во взаимоотношениях с потребителями позволяют заниматься персонализированным маркетингом, изучать и удовлетворять индивидуальные запросы отдельных клиентов. Новые информационные технологии также помогают получить активную реакцию потребителей на новые рыночные предложения фирмы, формировать обширные базы данных, которые, в свою очередь, можно использовать для расширения отношений с потребителями.
Еще одно новое направление в развитии маркетинга – глобальный маркетинг - связано с его интернационализацией. Этот процесс особенно характерен для транснациональных компаний. Рынки ими воспринимаются уже не как отдельные сегменты, а все более как единый рынок на основе процесса гомогенизации потребностей и высокой вовлеченности потребителей в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок. В основе глобального маркетинга лежит идея превращения инновационного товара в стандартизированный и доступный для широкого сегмента потребителей способ удовлетворения потребностей. На уровне крупных предприятий глобализация означает выход за пределы внутреннего рынка и формирование единого подхода к освоению мирового рынка. Все это приводит к выводу о том, что успешная реализация направлений и тенденций современного маркетинга на уровне предприятия требует активного его восприятия как управленческой концепции, развития межфункциональной координации и создания межфункциональных команд по принятию решений, совершенствованию корпоративной культуры.
1.4 Особенности развития маркетинга в России Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность. В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг — это не улучшение работы какого-либо «традиционного» подразделения предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рынком, когда на требования потребителей ориентируется вся деятельность предприятия. По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка. В настоящее время выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий. Одной из самых приоритетных является работа, направленная на получение рыночной информации о спросе, конъюнктуре, конкурентах. Следующим по значимости приоритетом является маркетинговая деятельность, направленная на усиление конкурентных позиций предприятий, готовых работать на рынке. От маркетинга ждут оценки сильных и слабых сторон рыночного потенциала предприятия, способности формирования новых дилерских сетей, установления гибких цен, эффективного проведения рекламных кампаний и т.п. На третьем месте стоят приоритеты маркетинговой работы, которые формируют перспективную деятельность предприятия для рынка: изучение мотивации поведения потребителей, сегментация рынка и позиционирование, разработка продукции с улучшенными потребительскими параметрами, сервис, создание имиджа и товарной марки, работа с общественностью.
Из-за отсутствия необходимого количества специалистов выполнение маркетинговых функций предприятия зачастую сосредоточено на уровне высшего руководства. Эти функции выполняются также работниками отделов сбыта, плановых, производственных отделов и другими подразделениями. Специализированные службы маркетинга только начинают формироваться, и необходимость в них на практике неуклонно возрастает. Становление и развитие маркетинга на российских предприятиях определяются рядом факторов. Во-первых, к ним относятся условия формирования отечественного рынка. Россия переживает достаточно сложный период перехода от нынешней стадии (не всегда цивилизованной) к более высокой стадии развития рынка. Период, когда прибыль могла быть получена в основном за счет дефицита, инфляции, разницы валютных курсов, высоких ставок банковских процентов, неуплаты налогов и тому подобного, безвозвратно уходит в прошлое. Поэтому маркетинг воспринимается сейчас, прежде всего, как средство выживания, направленное на гибкое использование имеющегося производственного, финансового, трудового потенциала для удовлетворения запросов потребителей в новых условиях. Во-вторых, особенности маркетинговой деятельности во многом определяются поведением российского потребителя. Как показывает опыт, оно «нестандартно» по отношению к западным образцам. Появившийся выбор по-новому высветил менталитет российского потребителя. Только сейчас можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях его поведения, не укладывающихся в общепринятую маркетинговую типологию и требующих изучения. В-третьих, особенности маркетинга в нашей стране во многом обусловлены также характером развивающихся деловых отношений. Традиционная привычка к некоему централизму, проявление коррумпированности в обществе, непонимание важности маркетинга как основы получения доходов — все это и многое другое отодвигает на задний план кропотливую работу непосредственно с самим потребителем, клиентом, покупателем. Пока что еще существует мнение, что она второстепенна. В-четвертых, в российских условиях не все маркетинговые инструменты применяются достаточно широко. Наиболее привлекательным является использование цены. На современном этапе именно цена во многих случаях дает возможность, не привлекая другие средства, получить немедленный эффект. В то же время известно, что в США, например, особое место в комплексе маркетинга занимают реклама и меры по стимулированию сбыта. В Европе преимущество отдается развитию каналов распределения, в Японии — инновациям в продуктовой политике и т.п. Учитывая все это, можно предположить, что основные классические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке, станут для российских предприятий актуальными, фундаментальными и необходимыми. Что же касается конкретных маркетинговых действий, конкретных «рецептов», то здесь от «принятия всего зарубежного» следует перейти к «осмыслению всего российского». Выводы и заключения Управление маркетингом представляет собой важнейшую составную часть общей системы управления предприятием. Вместе с тем управление маркетинговой функцией имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, тем, что маркетинг связан с внешней средой, определяющей рыночную деятельность предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли. Маркетинг обеспечивает связь предприятия с рынком. Процесс управления маркетингом рассматривается в нескольких тесно взаимосвязанных аспектах: как управление деятельностью предприятия, как управление его важнейшей функцией и как управление спросом на целевом рынке. Маркетинговое управление предприятием («ориентация на рынок») основано на современной маркетинговой концепции, формировании нового образа мышления и нового образа действия, развитии коммуникативных связей предприятия с рынком. Оно выражается через систему маркетинговых стратегий на корпоративном уровне и принятии практически всех управленческих решений с учетом требований рынка. Управление маркетинговой функцией («согласование внешней и внутренней среды предприятия») предполагает формирование маркетинговой системы предприятия. Ее важнейшими элементами являются организация, планирование и контроль. Маркетинговая функция находится в тесной взаимосвязи с производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой и административной функцией предприятия. Она выполняет координирующую роль в общих усилиях всех подразделений по обеспечению целей предприятия. Управление спросом представляет собой содержательный аспект управления маркетингом на предприятии. Он обеспечивается стратегическими и оперативными решениями по определению целевых рыночных сегментов и формированию маркетинговых усилий с использованием комплекса маркетинговых средств (товар, цена, распределение, продвижение). Практика российских предприятий показывает, что на современном этапе в управлении маркетингом приоритетное место занимают усилия по использованию отдельных средств маркетинга, часто не согласованных между собой (реклама, сбыт, цена и др.). Поэтому возникает необходимость в развитии стратегического аспекта концепции маркетинга, направленного на поиск устойчивого конкурентного преимущества. Наблюдается процесс перехода к осознанию важности управления новой для многих предприятий функцией (формируются службы маркетинга, развивается работа по разработке планов маркетинга и др.). Можно ожидать, что в ближайшей перспективе российские предприятия начнут активно использовать маркетинг как управленческую концепцию. Контрольные вопросы к теме 1 1. Чем объяснить достаточно широкий диапазон определений маркетинга в современной экономической литературе? 2. В чем заключаются три основных аспекта концепции маркетинга? 3.Что означает формирование нового образа мышления в управлении предприятием и нового образа действия на рынке? 4. В чем заключаются определяющие признаки рыночной ориентации предприятия? 5. Чем различаются стратегический и тактический маркетинг? Как взаимосвязаны между собой стратегические и тактические маркетинговые решения? 6. В чем состоит сущность интегрированного маркетинга? 7. Раскройте сущность понятия «управление маркетингом». 8. Каковы взаимосвязи маркетинговой функции с другими функциями предприятия? 9. Каковы основные тенденции развития маркетинга? 10. В чем заключаются особенности развития маркетинга на российских предприятиях?
Задание 1 Вам предстоит проанализировать, как выполняется маркетинговая функция на среднем промышленном предприятии, вмалой туристической фирме, крупной торговой компании. Предложите перечень основных вопросов, которые Вы зададите их руководителям, чтобы выяснить уровень развития маркетинга.
Задание 2 Посетите кафе Mc Donald’s и закажите гамбургер. Обратите внимание на то, какие вопросы Вам зададут, и понаблюдайте за тем, как выполняется Ваш индивидуальный заказ. Потом посетите любое другое кафе и закажите сэндвич или пиццу. Проанализируйте, как выполняется Ваш заказ – также как в Mc Donald’s или иначе. Ответьте на вопросы: - Есть ли существенная разница между качеством исполнения заказа в разных кафе? - Если да, то в чем она заключается? Возможно, дело в том, что у разных кафе разная стратегия? Какая из них ближе всего к концепции маркетингового подхода? - Какие преимущества получает фирма, следуя стратегии маркетинга? Есть ли у этой стратегии недостатки?
Производство — маркетинг Производственная функция заключается в организации труда, использовании материалов и оборудования, обеспечении производства конкретных изделий, определенного качества и в определенных количествах, в обусловленные сроки и с соблюдением плановой себестоимости. Сюда входят и такие вопросы, как контроль качества, программирование производства, снабжение сырьевыми материалами и др. Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование производственной политики предприятия, равно как и на распределение, сбыт и предоставление услуг. Специалист по маркетингу должен стоять не в конце, а в начале производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения рынка он должен установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда этот продукт потребуется. Связь производства с маркетингом позволяет выпускать продукцию, на которую существует реальный спрос. Нет смысла выпускать товары, которые невозможно продать. Маркетинг определяет количество и качество товаров, необходимыхрынку. Он ориентирует производство на внедрение современных технологий, снижение затрат, обеспечивающих выпуск современной конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом. В свою очередь, руководитель маркетинга, стремясь увязать возможности производства с потребностями рынка, должен постоянно учитывать сильные и слабые стороны производственного отдела и ставить реальные задачи. Специалист по маркетингу может различными путями способствовать повышению эффективности и рентабельности производства. В определенном смысле он является представителем клиентов фирмы. Выступая в этой роли, он может консультировать производственный отдел по вопросам, которые важны для покупателя: потребительские свойства, цена изделия, модификация продукции, расширение сфер применения. Финансы — маркетинг Финансово-учетная функция предприятия занимается финансовыми вопросами, бюджетным контролем, планированием нормативных издержек и прибыли. Экономическая деятельность предприятия основывается на строгой финансовой дисциплине, главным критерием которой является прибыль. Однако прибыль может быть получена лишь в том случае, если предприятие ориентируется на требования рынка. Специалист по маркетингу, работа которого заключается в получении прибыли от продажи производимой продукции, имеет непосредственное отношение к методам расчета затрат и прибыли. Задача заключается в создании товаров и продуктовых линий, соответствующих спросу и обеспечивающих наибольшую прибыльность. Кадры — маркетинг Кадровая деятельность предприятия связана с поиском, отбором, назначением, обучением персонала. Маркетинг вносит свои требования к специалистам различных направлений. Они помогают подбирать и обучать кадры в соответствии с теми задачами рыночной деятельности, которые сегодня и особенно в стратегической перспективе решает предприятие (развитие исследовательской работы, активное продвижение товаров, выход на новые рынки и др.). Рис. 6 Матричная структура управления
Матричный подход связан с сочетанием вертикального контроля функциональных отделов и прямого горизонтального координирующего контроля. Он осуществляется в тех направлениях, по которым ведется координация различных видов деятельности (программа выхода на рынок с новым товаром, проект создания и внедрения новых дилерских сетей, задание на разработку и осуществление комплекса маркетинговых стимулирующих мероприятий по активизации сбыта продукции предприятия и т.п.). Как правило, это временная структура, в которой создаются проектные группы для решения конкретных задач. В состав таких групп могут входить специалисты производственных, маркетинговых, финансовых, исследовательских и ряда других служб и подразделений. После выполнения заданий такие группы ликвидируются. Достоинства матричного подхода заключаются в том, что реализуется системный подход к решению наиболее важных и неотложных задач предприятия, достигаются гибкость и оперативность в управлении. Недостатки связаны со сложностью взаимодействия прямого и координирующего руководства. Дивизиональная организация маркетинга. Крупные компании с большой дифференциацией продуктов и рынков имеют также и другую возможность для создания маркетинговой организации по продукту или по рынку. В этой ситуации возможны различные структуры: - компания в целом разделена на отделения (дочерние предприятия) и каждое дочернее предприятие имеет свое подразделение маркетинга; - дивизиональную форму имеет только отдел маркетинга (с центральным маркетинговым штабным органом) - дивизиональную форму имеет только отдел сбыта; Рис. 7 Отдел маркетинга в дивизиональной фирме
В реальной действительности редко можно встретить использование охарактеризованных принципов в чистом виде. Как правило, на предприятиях наблюдается комбинация различных подходов. Функции службы маркетинга Служба маркетинга призвана обеспечить выполнениена предприятии всех функций маркетинговой деятельности.Втиповом наборе они могут быть представлены в следующем виде. 1. Комплексное изучение рынка включает: - исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.); - прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные); - изучение потребителей (отношение к товару,фирме, мотивыповедения, предпочтения и т.п.); - изучение деятельности конкурентов ( маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.); - сегментацию рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование; - определение «ключевых факторов успеха» и разработка комплекса маркетинговых усилий (маркетинга-микса); - разработка стратегических и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках. 2. Формирование продуктовой (товарной) политики предприятия предполагает: - разработку продуктовых линий и ассортимента товаров; - оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности товаров; - подготовку предложений по разработкеновых товаров; - развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др. 3. Определение ценовой политики предприятия означает: - выбор ценовой ориентации на собственные затраты, состояние спроса, конкурентной среды; - разработку системы стимулирующих цен. 4. Создание каналов распределения и выбор методов продажи товаров охватывает: - формирование каналов распределения; выбор торговых посредников; - анализ и прогноз объема и структуры продаж; - разработку форм и методов реализациитоваров (прямые продажи, персональные продажи, продажи с использованием информационных технологий и т.д.). 5. Развитие коммуникативных связей предприятия с рынком включает: - подготовку маркетинговых обоснований проведения рекламных кампаний, «PR-кампаний»; - участие в престижных некоммерческих мероприятиях («паблисити»); - проведение выставок, презентаций, демонстраций; - поощрение покупателей; стимулирование работников сбыта и продавцов; - формирование положительного имиджа предприятия. Права службы маркетинга Служба маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству предприятия: - планы (программы, проекты) маркетингана долго-, средне- и краткосрочные периоды; - предложения по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия; - предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий предприятия. Служба маркетинга разрабатывает и согласовывает: - финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга; - проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности предприятия. 2.6 Профессиональные требования к специалистам в области маркетинга Специалисты в области маркетинга занимают на предприятии особое положение, поскольку призваны обеспечивать связь с внешней средой, рынком, потребителями, посредниками и др. К ним предъявляются следующие требования: они должны иметь определенные знания, владеть необходимыми навыками, быть достаточно компетентными. Практика требует специалиста, способного реализовать свои функциональные знания: исследовать и сегментировать рынок, провести рекламную кампанию, оценить и выбрать каналы распределения, разработать идею новой продукции и т.д. Наряду с этим важными являются требования к личным качествам специалиста. С учетом особенностей профессиональной деятельности речь идет о коммуникабельности, аналитических способностях, умении принимать нестандартные решения, навыках делового общения, широте интересов, умении работать в команде, объективности самооценки и др. Наконец, специалист в области маркетинга должен владеть основами современного менеджмента, социологии, психологии, права, финансов, знать иностранные языки, компьютерную технику. Рекомендации по организации маркетинга на российских предприятиях Практика показывает,что организация маркетинга на предприятии требует нескольких этапов, которые могут осуществляться самостоятельно или с приглашением внешних консультантов и специалистов 1. Этап диагностики предприятия: -краткая информация о предприятии; -описание основных проблем функционирования и развития предприятия; -оценка потенциала предприятия; -определение роли маркетинга в условиях современного состояния предприятия; -выдвижение гипотез организации маркетинга на предприятии. 2. Аналитический этап: -анализ конъюнктуры рынка; -оценка перспектив развитиятоварного предложения; -оценка действий конкурентов; -прогноз общего объема и структурыспроса; -анализ покупательского поведения. 3. Организационный этап: -разработка концепции маркетинга предприятия; -создание Положения о службе маркетинга (задачи, функции, организационная структура, взаимодействие с другими подразделениями и др.); -подготовка предложенийпо кадровому обеспечени ю и штатному расписанию службы. 4. Методический этап: -формирование информационной системы маркетинга; -разработка методов и конкретных методик реализации продуктовой, ценовой, распределительной, рекламной политики; -подготовка методических рекомендаций по координации и взаимосвязям маркетинга на предприятии. 5. Внедренческий этап: -разработка и обоснование плана маркетинга (цели, стратегии, мероприятия, затраты); -создание системы контроля маркетинга (проверка основных показателей); -оценка деятельности созданной службы маркетинга; -анализ адаптации и функционирования системы маркетинга в целом, проведение необходимой корректировки и уточнений; -утверждение документов, регламентирующих маркетинговую деятельность на предприятии. 6. Обучающий этап: -организация и проведение обучения маркетингу управленческого персонала предприятия (линейных и функциональных менеджеров); -организация и проведение обучения специалистов службы маркетинга; Выводы и заключения Организация управления маркетингом призвана содействовать развитию самой маркетинговой функции, формированию маркетинговой системы и развитию деятельности службы маркетинга на предприятии. Вместе с тем, процесс организации маркетинговой деятельности на предприятии часто сталкивается с известным противодействием «традиционных» подразделений (об этом свидетельствует не только «молодой» отечественный, но и длительный зарубежный опыт). В современных условиях наблюдаются новые тенденции, связанные с принятием и реализацией маркетинговых решений на основе формирования «межфункциональных команд», активным участием маркетинга в процедурах бизнес-инжиниринга. В этой связи принципиальное значение приобретает установление связей маркетинга с производством, финансами, снабжением и сбытом, администрированием. Маркетинг выполняет интегрирующую роль в комплексных усилиях предприятия на рынке. Осуществляется принцип, когда успехи предприятия, его прибыль и дальнейший рост все в большей степени зависят от умения максимально приспособить использование потенциала предприятия к требованиям рынка. Типовое положение о службе маркетинга на предприятии основывается на общих принципах, функциях и методах маркетинговой деятельности. Организационная структура маркетинговой службы предполагает использование функционального, товарного, географического, сегментного, дивизионального, матричного подхода. Менеджеры и специалисты в области маркетинга выполняют различные функции, связанные с подготовкой и принятием стратегических и оперативных решений на различных уровнях управления предприятием, непосредственно осуществляют эти решения, а также различного рода технические и вспомогательные работы. В современных условиях, несмотря на известную нехватку специалистов и менеджеров по маркетингу, к ним предъявляются вполне конкретные требования. Они связаны с высоким уровнем профессиональных знаний, вполне определенными личностными качествами, умением реализовать на практике маркетинговые цели задачи. Решающее значение приобретают правильный подбор и обучение персонала службы маркетинга, развитие мотивации работников, проведение стажировок менеджеров и специалистов. Контрольные вопросы к теме 2 1.Прокомментируйте этапы развития маркетинговых служб с точки зрения их места и роли на предприятиях.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.129 с.) |