Симптомы, факторы и причины кризисов в организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы, факторы и причины кризисов в организации.



 

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

 

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

 

Но что может быть симптомом кризиса? Симптомом кризиса является как состояние показателя, так и тенденции его изменения. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

 

Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

 

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

 

Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

 

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых проявляются факторы кризиса.

В организации факторами кризиса могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

 

 

4. Виды, фазы и последствия кризиса

 

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, затоваривание, падение цен, резко увеличивается количество банкротств, растет безработица.

Вторая – депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу продолжительностью от 6 месяцев до трех лет адаптации хозяйствующего субъекта к новым условиям, фазу движения системы к новому равновесию.

Третья – оживление, восстановление. Растут инвестиции, цены, объемы выпуска продукции, процентные ставки, снижается безработица.

Четвертая – подъем (бум). Это фаза, характеризующаяся активизацией инновационной деятельности, возникновением новых товаров и компаний, резким ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты.

С учетом многообразия причин (возбудителей) возникновения циклов развития учеными—экономистами предлагаются следующие разновидности циклов:

циклы Кондратьева, длинноволновые циклы, длительностью 40–60 лет: их основная предпосылка – научно—технический прогресс и инновационная деятельность.

Циклы Кузнеца: их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а определяющими факторами являются изменения в отраслевой структуре и структуре воспроизводства.

Циклы Джаглерапериодичностью 7—11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов.

Циклы Китчинапродолжительностью 3–5 лет порождаются динамикой запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях. Частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

Итак, во—первых, 5 – это многомерное явление, которое носит общемировой характер. Во—вторых, цикличность в целом может также рассматриваться как своеобразная форма обеспечения поступательного развития экономики в условиях рыночных отношений. В—третьих, развитие социально—экономической системы происходит не по кругу, а по спирали. В—четвертых, необходимо углублять объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные средства для сглаживания их последствий.

Циклы бывают регулярные, или периодические, повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы.

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные Негативные
Ослабление кризиса Усиление кризиса
Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния) Переход к новому кризису
Сохранение организации как юридического лица Ликвидация организации (распродажа имущества организации)
Реструктуризация (преобразование) организации Смена собственника

Классификация кризисов

Применительно к организации кризисы можно классифициро­вать следующим образом:

технологический (производственный), при возникновении
которого устаревшее оборудование и технология не позволяют­ выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию­, что приводит организацию к финансовым потерям;

социальный (социально-управленческий), возникает в результате­ появления между работниками или их группами конф­ликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п.Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных ре­шений и к потерям времени на самом производстве;

финансовый, возникающий в результате нерационального ис­пользования собственного капитала и заемных средств, не­
эффективного использования полученной прибыли, что вле­чет за собой опять же финансовые проблемы организации;

организационный — возникает в результате несовершенства
производственной структуры управления и структуры аппа­рата управления в организации, неэффективного распреде­ления обязанностей, прав, полномочий и ответственности
между уровнями управления, подразделениями аппарата и
внутри между исполнителями;

информационный, являющийся следствием ситуации, в кото­рой получаемая информация не отражает изменений, проис­ходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает поло­жение дел в самой организации. Все это вызывает возникно­вение и увеличение различных видов потерь;

кризис взаимодействия между собственниками организации
или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет
проводить эффективную политику и в результате приносит
существенные потери организации.

 

 

Внутренними причинами возникновения кризиса в организа­ции могут быть возникшие диспропорции и нарушения равнове­сия между:

- отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

- объемом производства и объемом реализованной продукции;

- объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

- доходами и объемами краткосрочных займов;

- качеством продукции и ее ценой на рынке;

-ценой продукции и затратами на ее производство;

-уровнем технического оснащения анализируемого предпри­ятия и его конкурентов;

-дебиторской и кредиторской задолженностями;

-объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

 

6. Основные направления государственного антикризисного регулирования.

Методы воздействия государства на предприятие-должника заключаются:

 

1) в оказании предприятию финансовой помощи со стороны собственника, органов власти федерального, регионального и местного уровней;

 

2) реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы, методов управления и инвестиционной политики, в обновлении кадров;

 

3) продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредиторами;

 

4) продаже предприятия на открытом аукционе либо по инвестиционному конкурсу;

 

5) ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;

 

6) заключении добровольного соглашения с кредиторами.

 

Программа мер по государственной поддержке моногородов в рамках антикризисной программы правительства реализуется уже около года. За этот период нам удалось значительно продвинуться – от формирования пилотного перечня моногородов, разработки комплексных инвестиционных планов модернизации (так называемых КИПов) – до фактического выделения финансирования на одобренные мероприятия КИПов. Цель программы – создание новых рабочих мест и диверсификация экономики моногородов была определена президентом и правительством. Эта работа в 2010 году осуществлялась в рамках комплексных планов для тех населенных пунктов, которые находились в наиболее сложной ситуации. Речь идет о создании альтернативных градообразующему предприятию производств, в т.ч. в области МСП, чтобы, в случае сокращения рабочих мест на монопредприятии, у жителей города была возможность трудоустроиться. А это уже является основой для устойчивого экономического роста моногородов и регионов.

 

Поддержка бизнеса может предоставляться в форме:

 

- денежных субсидий (например возможность получить почти 60 000 руб. при регистрации ИП - условия уточните в Вашем региональном центре поддержки предпринимательства или центре занятости);

 

- обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);

 

- стажировок;

 

- льготногого лизинга;

 

- бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату);

 

- льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);

 

- льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках;

 

- грантов.

 

7. Виды банкротства.

Обычный должник (временно неплатежеспособные предприятия)– характерна временная неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком ден ср-в для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своим требованиям. Экономическое явление – цепное банкротство.

Несостоятельный должник – присуща абсолютная (хроническая) неплатежеспособность, когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательста по причине недостатка имущества в своих активах.

Злостное банкротство (сознательное, подложное) – возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает убыточные сделки и т.д. разновидности:

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.

Преднамеренное банкротство – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов.

Простое банкротство (неумышленное) – должник по собственной небрежности не предполагает о приближении банкротства и легкомысленно вызывает его своими действиями.

Осуществление процедуры банкротства организации имеет целью, во-первых, отдать долги юридическим и физическим лицам и, во-вто­рых, восстановить предпринимательскую деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, а вторичным — погашение кредиторской за­долженности.

Как мы уже отмечали, банкротство организаций имеет как по­ложительные, так и отрицательные стороны.

Положительными сторонами проведения процедур банкротства являются возможности:

-закрытия организации должника (больной организации)
и возвращения долгов кредиторам цивилизованным спосо­бом через суд;

-начала нового бизнеса;

-замены некомпетентных руководителей, временных собствен­ников организации на профессиональных руководителей, пе­редачи бизнеса в более надежные руки собственников;

-очищения активов организации, восстановления ее финан­совой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на
эффективный бизнес;

-передачи бизнеса организации от государства в частные руки,
и наоборот.

В то же время банкротство организации (его ликвидация) имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает права и интере­сы большого круга юридических и физических лиц (работников организаций, партнеров организации, кредиторов и т. д.) и несет в себе другие социальные издержки.

Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как пра­вило, предусматривается комплекс мер по восстановлению плате­жеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелатель­ная мера.

К негативным сторонам банкротства относятся:

-потеря кредиторами части своего капитала;

-возможность вызвать последующие банкротства — так назы­ваемый эффект домино;

-ухудшение материального положения работников предприя­тия из-за длительной задержки причитающихся им заработ­ной платы, пособий и т. д.;

-сокращение рабочих мест, возникновение социальной напря­женности, и как результат - снижение платежеспособности
населения;

-сужение потребительского рынка;

-возможность криминального передела собственности органи­зации и разворовывания имущества, в том числе организаций
со значительной долей государственной и муниципальной
собственности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.049 с.)