Революция в естествознании и становление гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция в естествознании и становление гуманитарных наук



 

Революция в естествознании на рубеже XIX-XX вв. привела к становлению неклассического типа рациональности, чьи фундаментальные принципы отличались от существовавшего на протяжении трех веков классического типа. Следует обратить внимание на то, что, если классическая философия видела в естествознании идеал науки как таковой и рассматривала его методы как универсальные, то в рамках неклассической науки происходит специализация сфер научной деятельности, сопровождающаяся дифференциацией наук и возникновением новых, каждая из которых разрабатывает свои собственные методы исследования сообразно изучаемому объекту. Утрачивая позиции объективного наблюдателя, человек помещался внутрь реальности, которая не могла избежать влияния его интересов и предпочтений. Стало очевидно, что мир природы и мир культуры существенно различаются по своим основополагающим характеристикам. В мире культуры очевидна зависимость происходящих в ней изменений от активной целенаправленной деятельности людей, преследующих разные интересы. На рубеже XIX-XX вв. происходит становление гуманитарных наук, чья специфика осознавалась прежде слабо - экономики, юриспруденции, социологии, психологии, педагогики и др., в которых принципиальное значение имеют цели и предпочтения людей, их интересы интеллектуальные и волевые акты, эмоциональные переживания.

Следует подчеркнуть, что разделение научного познания на «науки о природе» и «науки о духе» (В.Дильтей), или «науки о культуре», предприняли неокантианцы (В.Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), которые, отбросив идею Канта «вещи в себе», исходили из признания активности сознания, конструирующего представления о мире сообразно установкам познающего субъекта и особенностям объекта. Дайте общую характеристику «генерализирующего» понимания как метода естественных наук и «индивидуализирующего понимания» как метода гуманитарных наук и покажите специфику каждого из них.

Различия в методах свидетельствовали о принципиальных различиях естественных и гуманитарных наук, которые ставили перед собой разные цели: если естественные науки стремились на основе наблюдения описать, объяснить и прогнозировать будущее состояние объекта или процесса, то гуманитарные на основе наблюдения ставили своей целью описать и оценить значимость наблюдаемого, выявить содержащиеся в нем культурные смыслы. Тем самым следует подчеркнуть, что именно неокантианцы ввели в научный оборот понятие «ценность» и способствовали становлению аксиологического подхода в философии и науке. Важно понять, что проблема ценностей возникает только тогда, когда признается, что одно и то же явление, процесс могут иметь различные смыслы (ценности), которые устанавливаются людьми в зависимости от их интересов, целей, убеждений, предпочтений. Это обстоятельство приводит к утверждению историчности, контекстуальности, относительности ценностей и проблематизирует существование универсальных ценностей пригодных для всех и на все времена.

В философском наследии неокантианцев значительный интерес представляет философия образования П.Наторпа, которого считают основателем социальной педагогики. Рассматривая педагогику как «конкретную философию» Наторп представляет проект масштабного усовершенствования общества, в котором отношения людей должны быть основаны на принципах доверия и солидарности. Воспитание должно охватить всех членов общества, распространиться на все социальные институты от семьи до государства. Важно уяснить, что, исходя из неокантианского принципа активности сознания человека, способного конструировать мир, Наторп подчеркивает: построение «свободного сообщества» зависит от самоорганизации людей, от их собственных усилий, а не направляться государством. Общественный идеал Наторпа - «демократия с далеко проведенной децентрализацией», которая предоставляет возможность развивать инициативы различным социальным группам. Проанализируйте философско-педагогические взгляды Наторпа и объясните, почему философа считают основателем социальной педагогики. Кроме того, покажите, какие философско-образовательные идеи Наторпа созвучны проблемам современной российской педагогики.

Далее необходимо уяснить, что в контексте постнеклассической рациональности аксиологический подход распространяется не только на гуманитарные науки, но и на естественные. Для естественных наук сегодня характерны, во-первых, отказ от идеи универсальной однородной модели мира, но признание их множества; во-вторых, влияние роли личности ученого на процесс конструирования представлений о мире; в-третьих, признание того, что в процессе исследования «природных» объектов мы имеем дело не с ними самими, а с данными о них, интерпретированными в тех или иных теоретических формах, т.е. уже подвергнутыми осмыслению с позиций той или иной теоретической конструкции, созданной в рамках науки; в четвертых, ориентация научного познания не на «открытие истины», а на решение проблемы. Последнее утверждение выводит нас на проблему истины в естественных и гуманитарных науках.

Следует показать, что при всей человекоразмерности естественнонаучного познания, оно нацелено на установление законов на основе повторяемости явлений и процессов, полученное знание подчиняется научному критерию проверяемости и в принципе не должно противоречить уже имеющимся знаниям (исключение составляют только противоречия, возникающие в условиях научных революций). Поэтому важнейшей задачей естественных наук является дать строгое объяснение происходящего (подведение под закон) и обоснованное прогнозирование будущего поведения объектов. В гуманитарных же науках мы имеем дело с пониманием человеческих действий, обусловленных теми или иными мотивами, которые к тому же предстают перед нами не столько в реально наблюдаемых действиях, сколько в различных источниках (летописи, хроники, статистические данные, мемуары, научные исследования, литературные произведения и проч.). Иными словами, мы имеем дело в основном не с «фактами», а с мнениями людей по поводу тех или иных событий. Поэтому в гуманитарном исследовании проблема истины ставится в зависимость от целей исследователя стремящегося понять мотивы поступков людей. Необходимо уяснить, что в гуманитарном познании истина имеет динамичный, историчный характер, поскольку изменение контекста исследования, изменение вопросов, меняет и сам процесс и результат осмысления.

Опираясь на понимание особенностей гуманитарного познания, покажите, что педагогика является наукой гуманитарной с присущими гуманитарным наукам особенностями. Исходя из знания существа гуманитарной парадигмы, утвердившейся в педагогике, раскройте смысл понятий гуманизация и гуманитаризация в современном образовании. Раскрывая существо процесса гуманизации, следует помнить о том, что этот процесс представляет собой «перевод» основополагающих принципов антропологической по своему характеру неклассической и постнеклассической философии в сферу образования, которое культивирует такие подходы как ценностно-смысловой, индивидуальный, личностно-ориентированный, творческий и др. Что касается проблемы гуманитаризации, то важно сформулировать свое собственное мнение по поводу места и значения гуманитарных наук в образовательном процессе.

Контрольные вопросы:

1. По каким критериям произошло разделение наук о природе и наук о культуре неокантианцами?

2. Назовите причины, которые обусловили становление теории ценностей?

3. Объясните, в чем суть аксиологического подхода в педагогике.

4. Покажите, в чем специфика гуманитарного знания в отличие от естественнонаучного.

5. Почему к педагогике нельзя применять критерии «строгой» науки?

6. Раскройте смысл гуманизации и гуманитаризции науки и приведите примеры.

Литература:

Первоисточники:

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Наторп П. Философия как основа педагогики // Наторп П. Избранные работы. М., Территория будущего, 2007. С. 297–383. -384 с.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.

Литература:

Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. - №4. -С. 63-70.

Гуманизация воспитания в современных условиях. М.:УВЦ «Инноватор», 1995. - 115 с.

Дмитриева Н. А. Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем. // Вопросы философии.2009. № 3. С.165-175.

Каган М. С. О методическом своеобразии гуманитарного познания // Философия и гуманитарное знание: социокультурный анализ. Свердловск, 1986. С. 70-85.

Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.- 116 с.

Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

Лекторский В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию / Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 3-5.

Разработка и апробация метода теоретической истории // Н. С. Розов, Ю. Б. Вертгейм, Г. С. Сизенцев и др. / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск: Наука, 2001.

Федотова В. Г. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук // Социальные знания и социальные изменения. М., 2001.

 

2.1.2.2. Философско-образовательные концепции позитивизма и прагматизма

В неклассической философии критика абстрактного направленного на постижение сущности вещей разума, как он понимался представителями классического рационализма, не означала отрицание разумности как необходимого инструмента рационального понимания действительности. Индустриализация нуждалась в развитии науки как основы технического прогресса, который, в свою очередь, рассматривался в качестве необходимого условия общественного прогресса. В рамках неклассической философии сформировалось рационалистическое направление, к которому можно отнести позитивизм и прагматизм. Эти философские школы, не отрицая значения логического разума как опоры научного исследования, признавали и ценность внерациональных способностей человека – интуиции, воображения, фантазии как источников творчества нового. В своем понимании развития позитивизм и прагматизм исходили из принципа глобального эволюционизма, требовали от науки решения практических жизненно важных проблем, акцентировали внимание на необходимости развития человеческой активности, основанной на свободе выбора направления деятельности. Требование О.Конта заменить философию наукой вовсе не означало отрицание философии как таковой, но ее спекулятивной абстрактной, далекой от интересов и потребностей людей формы гегелевского типа.

Среди представителей позитивизма, обративших внимание на необходимость перестройки образования на новых философских принципах, был Г.Спенсер. Следует дать общую характеристику теории эволюции Спенсера как основы понимания проблемы приспособления человека к окружающей среде. При этом важно подчеркнуть, что адаптация носит не пассивный характер, а предполагает активную позицию человека в условиях постоянно изменяющегося мира. Пониманию целей образования способствует усвоение предложенной Спенсером концепции эволюции общества от «военного» (аграрного, традиционного) типа к «промышленному» (индустриальному), необходимым условием успешного развития которого является углубляющийся процесс индивидуализации. Отсюда отказ Спенсера от принципа всестороннего развития личности и признание природного неравенства людей как следствие неравномерности исторического развития в процессе эволюции. Покажите, каким образом принцип эволюционизма (совпадение онтогенеза и филогенеза) реализуется в концепции образования Спенсера и служит обоснованием признания развития индивидуальности ученика в качестве основополагающей цели. При этом следует подчеркнуть, и это логично вытекает из принципа эволюционизма, что развитие индивидуальности включает процесс саморазвития, содействовать которому призвано образование. Тем самым образование по Спенсеру должно способствовать развитию инициативы, самостоятельности, потребности в самообразовании у учеников.

Далее следует подчеркнуть, что признавая приоритетом изучение естественных наук в школе, Спенсер призывал преподавать не основы наук, как это было в классической модели образования, а овладевать их методами. Раскройте преимущество обучения способам деятельности, а не основам наук. В философии образования Спенсера прогрессивным и перспективным является его предложение перестроить саму систему образования на принципах деятельности научного коллектива, где отношения между учениками, а также учениками и учителями строятся на принципах взаимопомощи и сотрудничества. Продемонстрируйте преимущества работы школьного коллектива как научной лаборатории по сравнению с традиционной классно-урочной системой. Покажите, какие нравственные принципы и качества приобретаются учениками в процессе обучения и общения с учителями в учебном коллективе, организованном по принципу научной лаборатории. В школе-лаборатории отношения между учениками и учителями строились как отношения сотрудничества с экспертами, наставниками, а не носителями мудрости и обладателями совершенных человеческих качеств. Далее следует подчеркнуть, что Спенсер последовательно отстаивал принципы светского образования и невмешательства государства в содержание образовательного процесса.

На принципах позитивистской методологии основывалась и развивалась экспериментальная педагогика, представители которой Э.Мейман, А.Бине, С.Холл и другие стремились дать строгое научно обоснованное знание о закономерностях индивидуального развития ребенка, о возрастных особенностях детей. Дайте общую характеристику проблематики экспериментальной педагогики и уделите особое внимание анализу метода тестирования. Раскройте причины введения тестирования в современную российскую школу и проанализируйте достоинства и недостатки этого метода.

Другим философским направлением, которое оказало и оказывает большое влияние на современную философию образования, является прагматизм в лице одного из наиболее авторитетных своих представителей Д.Дьюи. Особенностью воззрений Дьюи является то, что образование для него это основной способ развития и совершенствования демократического общества. Прежде всего следует уяснить основной принцип прагматизма Дьюи – инструментализм, суть которого заключается в том, что человеческий разум рассматривается как инструмент для решения практических проблем. Познание приобретает инструментальный характер, поскольку направлено на решение проблемных ситуаций путем их критического осмысления, поиска возможных решений, выдвижения гипотез, их подтверждения экспериментальным путем. Тем самым осуществляется переход от сомнения, вызванного затруднениями в использовании уже известных теорий и методов к решению возникающих проблем, к вере, основанной на убежденности в правильности, обоснованности результата исследования. Истина, критерием которой выступает ее полезность в решении возникшей проблемы, обретает контекстуальный, историчный, ситуативный, относительный характер. Такое понимание истины характерно для всей неклассической философии, которая отказывается от постижения абсолютной истины и концентрируется на разрешении проблемных ситуаций, возникающих в ходе человеческой деятельности.

Исходя из идеала общества как демократического сообщества людей, объединенных общими целями и задачами, реализация которых способствует утверждению права на равенство возможностей, Дьюи видел цель образования, с одной стороны, в развитии в ребенке индивидуальности, творческой самодеятельности, а с другой - готовности к сотрудничеству с другими людьми на основе взаимопонимания во имя достижения общих целей. Следует обратить внимание на то, что исходным для понимания процесса образования у Дьюи имеет понятие опыта, который включает в себя все то, с чем человек сталкивается в жизни. Иными словами опыт для Дьюи - это опыт экзистенциальный, охватывающий все проявления жизни, поэтому «приспособление» к постоянно меняющейся ситуации в условиях динамичного развития общества означает активное деятельное участие человека в происходящих процессах. Из принципа целостности опыта вытекает принцип целостности образования, предполагающий органическую взаимосвязь всех предметов, которые составляют учебный процесс.

Для понимания идей Дьюи, как подготовить ребенка к жизни, следует дать общую характеристику «основных импульсов» (инстинктов), присущих ребенку от рождения: социального, построительного, выразительного и импульса любознательности. Соответственно, процесс образования заключается в том, чтобы направить эти «импульсы» в соответствующее русло и содействовать развитию полноценной личности как члена гражданского общества. Покажите, каким образом по Дьюи реализуется инструментальный характер познания в процессе обучения и к каким результатам он приводит. Приведите аргументы в пользу ценности идей Дьюи, убежденного в необходимости переориентации образования на возможность решения практических жизненных проблем. Разделяя идеи эволюционизма, обосновывающего совпадение онтогенеза и филогенеза, Дьюи полагал, что трудовое воспитание следует организовать так, чтобы ребенок освоил эволюцию различных видов деятельности в истории человечества. Принцип деятельности лежит и в основе обучения: не знание основ наук, а овладение их методами, способами деятельности позволит успешно ориентироваться в ситуации и эффективно решать проблемы.

«Школа работы» Дьюи оказала огромное влияние не только на американскую, западноевропейскую педагогику, но и на русскую, а в 20-нач.30-х гг. и на советскую. Примером реализации прагматизма Дьюи могут служить идеи «трудовой школы» Г.Кешенштейнера, Э.Шенкендорфа. На основе идей Дьюи был разработан метод проектов, которые активно внедряли и развивали Е.Коллингс, У.Килпатрик. Дайте общую характеристику метода проектов и проанализируйте основные направления, результаты его реализации и перспективы дальнейшего развития в современном образовании. Кроме того, философия образования Дьюи способствовала развитию проблемного метода обучения, основные принципы которого следует проанализировать.

Идея школы-лаборатории получила свое развитие в теории и практике Э.Паркхерст, которая разработала Дальтон план, который сочетал в себе приемы и способы индивидуализации образовательной деятельности и вместе с тем воспитания гражданской ответственности в учениках. Проанализируйте известное высказывание «Считайте школу социальной лабораторией, где ученики непосредственно — экспериментаторы, а не жертвы запутанной системы...» и раскройте его смысл. Дальтон план получил широкое распространение в Советской России в послеоктябрьский период. Поскольку, начиная с 90-х гг. философско-образовательные идеи Дьюи обрели популярность в российской педагогике, объясните, в чем их привлекательность и какую роль они играют в современном образовании.

Контрольные вопросы:

1. От каких принципов классической философии отказывались представители позитивизма и прагматизма?

2. Каким образом идея эволюционизма Спенсера повлияла на педагогическую теорию?

3. Почему Г.Спенсер отказался от идеи всестороннего и гармоничного развития личности?

4. Какой смысл вкладывал в понятие «опыт» Д.Дьюи и как он понимал процесс адаптации ребенка к жизни?

5. В чем заключается принцип инструментализма Дьюи?

6. Раскройте суть проблемного метода и приведите примеры из современной педагогической практики

7. Что такое метод проектов и какую роль он играет в современной педагогике?

Литература:

Первоисточники:

Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс,2000.- 383 с.

Дьюи Д. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002.- 160 с.

Спенсер Г. Синтетическая философия М., Ника-Центр, Вист-С, 1997. 512 с.

Герберт Спенсер: воспитание методом естественных последствий Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т. 1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт / Под ред. Г.Б. Корнетова. – АСОУ, 2010. Глава 11. С.158-166 – 200 с. Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 32.

Литература:

Горшкова В.В. Е.А. Митковец Педагогическая философия Джона Дьюи СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

Педагогика Джона Дьюи: Учебное пособие / Авт.-сост. Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2010. Серия «Историко-педагогическое знание" Выпуск 28.

Рогачева Е.Ю. Влияние педагогики Дж. Дьюи на теорию и практику образования в XX веке. М., 2006.

Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур. // Педагогика. 2003. № 8. С.88-96.

Юлина Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999. -301 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.034 с.)