Тема 1.1. Наука в культуре современной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Наука в культуре современной цивилизации



В современной науке сложились различные типологии цивилизации, однако для осмысления роли науки в культуре современной цивилизации следует проанализировать и сравнить два ее типа - традиционалистской и техногенной. Дайте общую характеристику техногенной цивилизации, покажите ее отличие от традиционалистской и объясните, почему именно научная рациональность является сердцевиной техногенной цивилизации. Следует раскрыть содержание научной рациональности и показать ее отличие от рациональности как таковой, имеющей более общее содержание. Понимание различий научной и философской рациональности способствует пониманию общего и различного между наукой и философией.

Важно понимать, что любая частная наука представляет собой теоретическую конструкцию какого-либо фрагмента реальности и каждое поколение ученых дополняло, переиначивало эту модель, обновляя ее, поскольку актуальной являлась всегда последняя версия. В отличие от науки философия никогда не интересовалась фрагментами реальности, но миром в целом и местом человека в этом мире. Предельная широта постановки вопросов философии не позволяет дать на них эмпирически подтвержденный и логически выверенный ответ. Если в основе научной рациональности лежат идеалы и нормы научного знания, то в философии основанием любой системы является акт свободного выбора ее предельных оснований. Поэтому одни философские системы тяготеют к научной строгости и точности, а другие, наоборот, стремятся к свободному размышлению, используя для этого язык метафоры. Из этого следует: философия не является строгой наукой, хотя иногда в лице некоторых своих представителей, например, Гегеля, стремилась быть ею, но она всегда есть большей или меньшей строгости мировоззрение, выражающее собственную позицию мыслителя. Несмотря на то, что у любой философской системы есть автор, она остается рациональной теоретической системой, стремящейся к обобщению, интеграции, синтезу различных знаний, осмыслению и прогнозированию основных тенденций и перспектив мирового развития. Вместе с тем важно подчеркнуть, что философия выполняет и те функции, которые наука выполнить не может: уяснению мировоззренческих и теоретико-познавательных оснований культуры в целом и науки в частности.

Рассматривая вопрос о соотношении философии и образования, следует уяснить: в философии есть три раздела — онтология, гносеология и аксиология, которые исследуют фундаментальные принципы бытия, познания и оценки различных сфер человеческой деятельности — природы, общества, истории, религии, права, искусства, науки и т.д. В качестве объектов философской рефлексии (теории и методологии) эти сферы человеческого бытия определяют такие направления философствования, как философия природы, философия истории, социальная философия, философия религии и т.д. Вместе с тем вышеуказанные сферы являются объектами частных научных дисциплин — физики, биологии, искусствознания, правоведения, истории, религиоведения, социологии, педагогики и т.д., которые, в свою очередь, разрабатывают специальные теории и методы их исследования. Именно поэтому есть философия образования, философия искусства, философия права, но нет философии педагогики, философии искусствознания, философии правоведения и т.п.

Далее важно показать, что направления философского исследования преобразуются в соответствующие философские дисциплины в зависимости от различных обстоятельств. Образование, начиная с античности, выступало объектом философских размышлений у подавляющего большинства мыслителей. Но только к середине XX века происходит выделение специального направления в философии — философии образования, которое концентрирует усилия на исследовании специфики образования как вида человеческой деятельности, на его целях и ценностях, структуре, закономерностях развития и функционирования. Это связано с изменением роли и значения образования в жизни людей, для которых оно становится способом развития личности, стремящейся к самоопределению, самоосуществлению. Образование понимается как непрерывное, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, поскольку в современном динамичном мире необходимо постоянное пополнение и обновление не только профессионального, но и жизненного опыта. Кроме того, поскольку и в демократических обществах сохраняется социальное неравенство, образование является важнейшим фактором социальной мобильности, который может обеспечить престижное положение в обществе, высокий уровень благосостояния, доступ к власти. Эти масштабные изменения потребовали разработки новых подходов, как в философии, так и в педагогике и в других дисциплинах, связанных с образованием. Важно понять, что любая философско-образовательная концепция является авторской, базируется на определенных философских принципах, изучает предельно общие основания образования в контексте культуры, ориентируется на представления о природе человека, сложившихся в философии.

С позиций современной философии педагогика является наукой, но наукой гуманитарной, т.е. имеющей дело с различными представлениями об образовании, которые сложились в философии образования. Из этого следует, что педагогика не должна претендовать на нахождение устойчивых законов развития и функционирования образования, на создание универсальных образовательных систем, что являлось признаком классической науки. Идеалом рациональности современной философии является не наука, а искусство, демонстрирующее многомерность человеческой реальности, многовекторность, разнонаправленность и непредсказуемость развития жизненных сюжетов. При таком понимании философии характер взаимоотношений философии образования и педагогики усложняется, их связь видится скорее как совокупность пунктирных линий, чем жестких графических схем. Однако эта неопределенность, незавершенность компенсируется повышением степеней свободы педагога, который выстраивает свой собственный педагогический маршрут в сфере образования, опираясь на собственный выбор философско-образовательных принципов.

В отличие от философии образования, которая выступает как дисциплина регулятивная, педагогика ― наука по определению нормативная, конкретная, прагматичная. Она не может отказаться от создания конкретных теорий образования, от формализации своих приемов и методов (от дидактики), от необходимости от экспертной оценки качества образования. И все же эти особенности педагогической науки не мешают ей прямо или косвенно ориентироваться на принципы современной философии образования, о чем свидетельствуют основные направления педагогической деятельности: теоретической и практической. Речь идет о таких общепринятых и общепризнанных подходах к образованию, как личностно-ориентированный, философско-антропологический, деятельностный, проектный, синергетический, диалогово-коммуникативный, игровой и др., которые свидетельствуют о переходе педагогики от «технократической» парадигмы, основанной на принципах классического рационализма, к «гуманистической», ориентирующейся на принципы постклассической философии.

Контрольные вопросы:

1. Покажите, что есть общего и различного между философией и наукой?

2. Раскройте смысл понятия «рациональность» и поясните, почему именно это понятие характеризует науку и философию?

3. Объясните, как соотносятся философия образования и педагогика.

 

Литература:

Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М., 2008.

Степин В.С. Научное познание в социальном контексте. Избранные труды. Минск: Изд. БГУ, 2012. – 416 с.

Сергейчик Е.М. Философия образования и педагогика //Философские науки, 2009,

№ 8. С.6-19.

Сергейчик Е.М. Липский Б.И. О преподавании философии в школе // Философские науки, 2013 №5. - С.143-151

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.189 (0.007 с.)