Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1. Наука в культуре современной цивилизации
В современной науке сложились различные типологии цивилизации, однако для осмысления роли науки в культуре современной цивилизации следует проанализировать и сравнить два ее типа - традиционалистской и техногенной. Дайте общую характеристику техногенной цивилизации, покажите ее отличие от традиционалистской и объясните, почему именно научная рациональность является сердцевиной техногенной цивилизации. Следует раскрыть содержание научной рациональности и показать ее отличие от рациональности как таковой, имеющей более общее содержание. Понимание различий научной и философской рациональности способствует пониманию общего и различного между наукой и философией. Важно понимать, что любая частная наука представляет собой теоретическую конструкцию какого-либо фрагмента реальности и каждое поколение ученых дополняло, переиначивало эту модель, обновляя ее, поскольку актуальной являлась всегда последняя версия. В отличие от науки философия никогда не интересовалась фрагментами реальности, но миром в целом и местом человека в этом мире. Предельная широта постановки вопросов философии не позволяет дать на них эмпирически подтвержденный и логически выверенный ответ. Если в основе научной рациональности лежат идеалы и нормы научного знания, то в философии основанием любой системы является акт свободного выбора ее предельных оснований. Поэтому одни философские системы тяготеют к научной строгости и точности, а другие, наоборот, стремятся к свободному размышлению, используя для этого язык метафоры. Из этого следует: философия не является строгой наукой, хотя иногда в лице некоторых своих представителей, например, Гегеля, стремилась быть ею, но она всегда есть большей или меньшей строгости мировоззрение, выражающее собственную позицию мыслителя. Несмотря на то, что у любой философской системы есть автор, она остается рациональной теоретической системой, стремящейся к обобщению, интеграции, синтезу различных знаний, осмыслению и прогнозированию основных тенденций и перспектив мирового развития. Вместе с тем важно подчеркнуть, что философия выполняет и те функции, которые наука выполнить не может: уяснению мировоззренческих и теоретико-познавательных оснований культуры в целом и науки в частности.
Рассматривая вопрос о соотношении философии и образования, следует уяснить: в философии есть три раздела — онтология, гносеология и аксиология, которые исследуют фундаментальные принципы бытия, познания и оценки различных сфер человеческой деятельности — природы, общества, истории, религии, права, искусства, науки и т.д. В качестве объектов философской рефлексии (теории и методологии) эти сферы человеческого бытия определяют такие направления философствования, как философия природы, философия истории, социальная философия, философия религии и т.д. Вместе с тем вышеуказанные сферы являются объектами частных научных дисциплин — физики, биологии, искусствознания, правоведения, истории, религиоведения, социологии, педагогики и т.д., которые, в свою очередь, разрабатывают специальные теории и методы их исследования. Именно поэтому есть философия образования, философия искусства, философия права, но нет философии педагогики, философии искусствознания, философии правоведения и т.п. Далее важно показать, что направления философского исследования преобразуются в соответствующие философские дисциплины в зависимости от различных обстоятельств. Образование, начиная с античности, выступало объектом философских размышлений у подавляющего большинства мыслителей. Но только к середине XX века происходит выделение специального направления в философии — философии образования, которое концентрирует усилия на исследовании специфики образования как вида человеческой деятельности, на его целях и ценностях, структуре, закономерностях развития и функционирования. Это связано с изменением роли и значения образования в жизни людей, для которых оно становится способом развития личности, стремящейся к самоопределению, самоосуществлению. Образование понимается как непрерывное, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, поскольку в современном динамичном мире необходимо постоянное пополнение и обновление не только профессионального, но и жизненного опыта. Кроме того, поскольку и в демократических обществах сохраняется социальное неравенство, образование является важнейшим фактором социальной мобильности, который может обеспечить престижное положение в обществе, высокий уровень благосостояния, доступ к власти. Эти масштабные изменения потребовали разработки новых подходов, как в философии, так и в педагогике и в других дисциплинах, связанных с образованием. Важно понять, что любая философско-образовательная концепция является авторской, базируется на определенных философских принципах, изучает предельно общие основания образования в контексте культуры, ориентируется на представления о природе человека, сложившихся в философии.
С позиций современной философии педагогика является наукой, но наукой гуманитарной, т.е. имеющей дело с различными представлениями об образовании, которые сложились в философии образования. Из этого следует, что педагогика не должна претендовать на нахождение устойчивых законов развития и функционирования образования, на создание универсальных образовательных систем, что являлось признаком классической науки. Идеалом рациональности современной философии является не наука, а искусство, демонстрирующее многомерность человеческой реальности, многовекторность, разнонаправленность и непредсказуемость развития жизненных сюжетов. При таком понимании философии характер взаимоотношений философии образования и педагогики усложняется, их связь видится скорее как совокупность пунктирных линий, чем жестких графических схем. Однако эта неопределенность, незавершенность компенсируется повышением степеней свободы педагога, который выстраивает свой собственный педагогический маршрут в сфере образования, опираясь на собственный выбор философско-образовательных принципов. В отличие от философии образования, которая выступает как дисциплина регулятивная, педагогика ― наука по определению нормативная, конкретная, прагматичная. Она не может отказаться от создания конкретных теорий образования, от формализации своих приемов и методов (от дидактики), от необходимости от экспертной оценки качества образования. И все же эти особенности педагогической науки не мешают ей прямо или косвенно ориентироваться на принципы современной философии образования, о чем свидетельствуют основные направления педагогической деятельности: теоретической и практической. Речь идет о таких общепринятых и общепризнанных подходах к образованию, как личностно-ориентированный, философско-антропологический, деятельностный, проектный, синергетический, диалогово-коммуникативный, игровой и др., которые свидетельствуют о переходе педагогики от «технократической» парадигмы, основанной на принципах классического рационализма, к «гуманистической», ориентирующейся на принципы постклассической философии. Контрольные вопросы: 1. Покажите, что есть общего и различного между философией и наукой? 2. Раскройте смысл понятия «рациональность» и поясните, почему именно это понятие характеризует науку и философию? 3. Объясните, как соотносятся философия образования и педагогика.
Литература: Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М., 2008. Степин В.С. Научное познание в социальном контексте. Избранные труды. Минск: Изд. БГУ, 2012. – 416 с. Сергейчик Е.М. Философия образования и педагогика //Философские науки, 2009, № 8. С.6-19. Сергейчик Е.М. Липский Б.И. О преподавании философии в школе // Философские науки, 2013 №5. - С.143-151
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.189 (0.007 с.) |