Понятие, виды бюджетов и принципы их составления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды бюджетов и принципы их составления



 

Частью процесса управления являются планирование и контроль, которые неразрывно связаны между собой. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование представляет собой процесс определения действий в будущем для достижения определенного результата. Различают три вида планирования, которые различаются периодом и, соответственно, степенью проработки планов:

- оперативное планирование – это тактические, краткосрочные планы, которые прямо связаны с достижением цели фирмы; они формируются в виде годовых или квартальных бюджетов (план производства, план материально-технического снабжения и т.п.);

- административные планы –это тактические, среднесрочные (пересматриваемые ежегодно) планы развития и поддержания организационной структуры. Их цель – создать организацию, при которой могут быть достигнуты желаемые цели;

- стратегические планы –это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Стратегии пересматриваются при необходимости, например, при внедрении новых технологий, возникновении нового конкурента и т.п.

Инструментом системы управленческого контроля является смета (бюджет) – финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, с акцентом в затратной части. Структура бюджета не имеет стандартизированных форм, которые необходимо строго соблюдать. Все зависит от целей планирования, размера организации, квалификации разработчиков. Бюджет может быть подготовлен как в денежном, так и в натуральном выражении (в часах, единицах продукции, объемах услуг и т.д.

Основными правилами составления бюджетов являются:

1. Представление информации в доступной форме, понятной пользователю (указать название, заголовок, период и т.д.).

2. Информация должна быть настолько точной, определенной и значимой для ее получателя, насколько это возможно.

3. Доведение целей бюджета до всех ответственных лиц. Все, кто вовлечен в деятельность, должны понимать, чего от них ожидают.

4. Обеспечение поддержки и системы поощрений со стороны высшего руководства. Руководители среднего и низшего уровня должны быть убеждены, что высшее руководство действительно заинтересовано в выполнении поставленных целей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из нескольких этапов:

- планирование с участием руководителей всех центров ответственности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

- корректировка предложенных поправок.

В зависимости от охвата деятельности фирмы (снабжение, производство, сбыт) различают генеральный и частные бюджеты. Генеральный (общий) бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.

Операционный бюджет детализирует планируемые операции и состоит из:

- бюджета продаж;

- бюджета расходов на продажу;

- производственного бюджета;

- бюджета закупки и использования материалов;

- бюджета трудовых затрат;

- бюджета общепроизводственных расходов;

- бюджета административных расходов.

Схема составления операционного бюджета

бюджет бюджет бюджет прямых

продаж производства затрат на материалы

 

 

бюджет бюджет прямых бюджет

расходов затрат на оплату производственных

на продажу труда запасов

 
 

       
   


бюджет производственных бюджет управленческих

расходов расходов

 

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет состоит из:

- бюджета движения денежных средств;

- инвестиционного бюджета;

- прогнозного отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов);

- прогнозный баланс;

- прогнозный отчет о финансовом состоянии.

 

Схема составления финансового бюджета

Бюджет Бюджет Прогнозный

капитальных движения бюджет

вложений денежных средств

 

 

24.2. Технология оперативного планирования

Отправной точкой в составлении общего бюджета является бюджет продаж. Его объем и товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Этот этап бюджетирования является наиболее сложным, так как он подвержен влиянию неконтролируемых факторов, часто и с большой долей неопределенности, среди которых: деятельность конкурентов; состояние национального и мирового рынка; стабильность поставщиков и покупателей; результативность рекламы; циклические, сезонные и другие случайные колебания; политика ценообразования и т.д.

Наиболее сложной проблемой при составлении бюджета продаж является определение цены на продукцию (работы, услуги). Процесс определения цены является скорее искусством, чем наукой. Тем не менее, существуют различные технические приемы, позволяющие установить приемлемые цены:

- на основе переменных затрат;

- на основе валовой прибыли;

- на основе рентабельности продаж;

- на основе рентабельности активов.

Метод переменных затрат основан на том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам каждого вида продукции. Метод целесообразно использовать, если соблюдены следующие условия:

стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, одинакова;

отношение постоянных затрат к переменным одинаково для каждого вида продукции.

Пример. Компания осуществляет сборку металлоконструкций. Суммарные затраты на производство 50 комплектов и затраты на единицу за предыдущий год показаны в таблице. Определить цену единицы, если желаемая прибыль составит 600 000 руб.

Состав затрат Суммарные затраты Затраты на единицу
Переменные производственные затраты всего в том числе: - прямые материальные затраты - прямые трудовые затраты - переменные общепроизводственные расходы   1 045 000 510 000 385 000 150 000   20 900 10 200 7 700 3 000
Постоянные общепроизводственные расходы 770 000 15 400
Расходы на продажу 625 000 12 500
Итого затрат 2 440 000 48 800

 

Желаемая величина прибыли + суммарные постоянные + суммарные расходы

производственные затраты на продажу

Процент наценки = --------------------------------------------------------------------------------------------

Суммарные переменные производственные затраты

 

Процент наценки = (600 000 + 770 000 + 625 000): 1 045 000 * 100% = 190%

 

Цена на основе переменные затраты на единицу + (процент наценки * переменные затраты)

переменных затрат =

 

Цена на основе переменных затрат = 20 900 + (20 900 * 190 %) = 60 610 руб.

Пример. Компания планирует продать 500 единиц продукции. Постоянные затраты – 700 000 руб., переменные затраты –750 руб. на единицу продукции. Определить цену продажи для единицы продукции, чтобы получить прибыль в размере 400 000 руб.

Процент наценки = (400 000 + 700 000): (750 * 500) = 2, 93

Цена на основе переменных затрат = 750 * 2, 93 = 2 197, 5 руб.

Метод валовой прибыли основан на определении разницы между объемом реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. При этом определяется процент наценки, исходя из которого устанавливаются цены.

Желаемая величина прибыли + расходы на продажу

Процент наценки = ------------------------------------------------------------------------

Суммарные производственные затраты

 

Цена на основе производственные затраты на единицу +

валовой прибыли = + (процент наценки * производственные затраты на единицу)

 

Пример 8. По исходным данным предыдущих примеров.

Процент наценки = (600 000 + 625 000): (1 045 000 + 770 000) = 67,5%

Цена на основе валовой прибыли = (20 900 + 15 400) + (37 300 * 67,5%) = 62 477,5.

Метод рентабельности продаж – может быть использован в качестве исходного метода при определении цены, так как расходы на продажу труднее отнести на единицу продукции, чем производственные. Косвенные методы распределения могут привести к ошибкам, поскольку необходимо учитывать внешние факторы (конкуренция, положение на рынке и т.п.). Для расчетов используют формулы:

Процент наценки = желаемая величина прибыли /суммарные затраты

 

Цена на основе рентабельности продаж = суммарные затраты на единицу + (процент

наценки * суммарные затраты на единицу)

Пример. По исходным данным предыдущего примера. Процент наценки = 600 000: 1 396 045 = 43%.

Цена на основе рентабельности продаж = 48 800 + (48 800 * 43%) = 69784 руб.

Метод рентабельности активов – предполагается, что компания имеет минимальную желаемую рентабельность активов, допустим 20 % (для примера). Применяется в случае, если рентабельность активов может быть точно определена, иначе результат может быть неточным.

Цена на основе рентабельности активов = суммарные затраты на единицу + (Желаемая норма рентабельности активов * общая стоимость задействованных активов/ожидаемый объем производства в единицах)

Пример. По исходным данным предыдущего примера, общая стоимость активов предприятия 4 859 000 руб., планируемый объем продаж 50 комплектов.

Цена на основе рентабельности активов= 48 800 + (20% * (4 859 000: 50)) = 68 236 руб.

При подготовке плана продаж должны быть учтены различные факторы (таблица 5).

Таблица 5

Факторы, влияющие на формирование плана продаж

Внутренние факторы Внешние факторы
1. Возможности проектирования новых продуктов (можем или не можем разработать продукт, необходимый покупателю) 1. Уровень спроса на продукцию, степень сезонных колебаний
2. Уровень технологии (достаточно ли необходимого оборудования) 2. Эластичность спроса (зависимость уровня спроса от уровня цен)
3. Уровень производственных мощностей (можем ли производить необходимое количество продукции в установленные сроки) 3. Сложившаяся доля предприятия на рынке
4. Количество и поведение конкурентов
5. Платежеспособность покупателей и динамика ее изменения
4. Наличие необходимых материалов (или средств для их приобретения) 4. Наличие необходимых материалов (или средств для их приобретения) и др. 6. Общая экономическая ситуация в стране и т.п.

 

На основе данных плана продаж создается план производства. Бюджет производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде с учетом запасов незавершенного производства на начало и конец периода.

На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции и предприятию в целом с учетом переходящих запасов (остатков материальных ценностей).

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде.

Бюджет общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана.

С учетом вышеприведенных бюджетов производственных ресурсов просчитывается плановая производственная себестоимость на предстоящий период.

Бюджет общехозяйственных затрат отражает планируемые величины затрат в разрезе калькуляционных статей на содержание офисных помещений и обслуживание управленческого аппарата.

Бюджет коммерческих расходов содержит показатели, связанные с затратами на продажу готовой продукции покупателям в бюджетном периоде.

Учитывая план продаж, бюджеты переменных и постоянных затрат формируется бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков), который отражает величину доходов и расходов как предприятия в целом, так и отдельных центров ответственности (или направлений деятельности), а также планируемый уровень прибыли в предстоящем бюджетном периоде.

Далее формируется бюджет инвестиций (план капитальных затрат), который отражает направления и суммы инвестиций в бюджетном периоде, исходя из плана производства и обеспеченности производственными мощностями.

Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемые поступления и выплаты денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. Бюджет движения денежных средств должен обеспечить сбалансированность поступлений и использования денежных средств, сальдо денежных средств в любой момент времени должно быть только положительным.

Бюджет денежных средств составляется на основе плана продаж (поступление выручки), плана инвестиций (выплаты поставщикам оборудования и др.), планов производственных затрат (выплаты поставщикам материалов, выплата заработной платы, выплаты подрядчикам за услуги и т.п.). В случае превышения выплат над поступлениями в какой-то момент времени следует предусмотреть возможность привлечения заемных средств или продумать договорную политику с учетом отсрочек платежей. Форму бюджета денежных средств целесообразно разработать по аналогии с отчетом о движении денежных средств, входящим в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Прогнозный баланс представляет собой планируемый баланс предприятия на конец бюджетного периода. Он представляет собой планируемой соотношение активов и пассивов обязательств организации, которое рассчитывается в соответствии со структурой его имущества и обязательств на начало планируемого периода и изменениями в ходе хозяйственной деятельности по данным всех предыдущих бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.03 с.)