Технологическая карта №3. Электродвигатели переменного тока МСТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта №3. Электродвигатели переменного тока МСТ



БЧ Ш Электродвигатели переменного тока МСТ
Наименование работ Периодич­ность Профессия исполнителя Выполняемые пункты
Ремонт и проверка Один раз в пять лет Электромеханик 5.3.1 – 5.3.6

Испытательное и технологическое оборудование, средства измерений, инструмент, материалы: мегаомметр на 500 В, измеритель сопротивлений (омметр), цифровой мультиметр, стабильный источник питания, милливольтметр, пробойная установка, индикатор перемещений, граммометр, тахометр, штангенциркуль, линейка металлическая, специальные приспособления и щупы, сварочный аппарат, гидравлический пресс, токарный станок, фрезерный станок, верстак с тисками, сушильный шкаф, компрессор, электропаяльник, набор рожковых ключей, молоток, надфиль, пинцет монтажный, монтёрский нож, фрезы, оправка, метчики, лупа, щетка, салфетка хлопчатобумажная, обтирочный материал (безворсовая ветошь), шкурка шлифовальная, кисточка, припой, канифоль, спирт, бензин, керосин технический, растворитель, ацетон, эпоксидная шпатлевка, грунтовка, лак пропиточный, трансформаторное масло, красная и черная краска (эмаль), олифа, эмаль холодной сушки, картон электроизоляционный, лакоткань, войлок, провода ПЭВ-2 и ПЭТВ, шпагат полипропиленовый, лента киперная, изоляционная лента, ручка, запасные части к электродвигателям, защитные очки, маска сварщика.

 

В стрелочных электроприводах применяются электродвигатели переменного тока МСТ-0,3 и МСТ-0,6.

Основные технические данные электродвигателей, параметры обмоток статора и ротора приведены соответственно в таблицах 6 и 7.

Таблица 6

Наименование параметра Значение параметра
МСТ-0,3 МСТ-0,6
Напряжения питания, В 190/110 190/110
Мощность, Вт    
Потребляемый ток, А, не более 2,1/3,6 2,8/4,85
Частота вращения, об/мин 850 ± 5% 2850 ± 10%
Вращающий момент, Н·м 3,43 2,37
Частота, Гц    
КПД, % не менее    
cosφ 0,72 0,84

 


Таблица 7

Наименование параметра Значение параметра
МСТ-0,3 МСТ-0,6
Секции обмоток статора (провод ПЭВ-2, ПЭТВ)
Число витков    
Диаметр провода, мм 0,71 0,9
Сопротивление секции обмоток при температуре окружающей среды 20 °С, Ом 0,94 ± 5% 0,54 ± 5%
Сопротивление фазной обмотки, Ом 5,64 ± 5% 2,16 ± 5%
Сердечник статора
Количество пазов    
Ротор
Количество пазов    

 

Электродвигатель (смотри рисунок 35) состоит из корпуса (2), статора (11),ротора (13) и двух крышек (1).

Конструктивно электродвигатели переменного тока отличаются статором и ротором; корпус, боковые крыш­ки, вал ротора с подшипниками и клеммная колодка унифицированы.

Электродвигатели выпускаются на напряжение 190/110 В. Пе­реключение обмоток статора со "звезды" на "треугольник", т. е. с напряжения 190 на 110 В осуществляется перестановкой пластин (6)на клеммной колодке (9).

1 – крышка; 2 – корпус; 3 – клемма; 4 – гайка; 5 – шайба; 6 – пластина контактная; 7 – винт;

8 – шайба; 9 – колодка клеммная; 10 – прокладка; 11 – статор; 12 – втулка; 13 – ротор;

14 – шарикоподшипник; 15 – шайба компенсационная; 16 – втулка стальная; 17 – винт;

18 – шайба пружинная; 19 – шайба.

 

Рисунок 35 - Электродвигатель переменного тока МСТ.

Подготовка к ремонту

Подготовку к ремонту электродвигателя МСТ проводить с уче­том требований, изложенных в 5.1.1.

Разборку электродвигателя проводить в следующей последовательно­сти: отметить первоначально положение крышек относительно кор­пуса; вывернуть винты М6, крепящие крышки электродвигателя; легкими ударами молотка через медную выколотку по квадратному торцу вала ротора отделить переднюю крышку вместе с котором от корпуса; отделить заднюю крышку от корпуса; освободить вал с ротором от передней крышки; снять шарикоподшипники с вала.

 

Проверка и ремонт статора

Устройство статора

Статор (смотри рисунок 36) имеет сердечник, собранный из листов электротехнической стали в пакет (1). В пазах сер­дечника расположены секции (7) обмотки статора, изолированные друг от друга прокладкой из электрокартона. Секции изолированы от сердечника прокладками (5) и (6) из лакоткани и электрокартона. Между секцией (7) и клином (9) помещена прокладка (8) из электрокартона. Лобовые части обмотки статора изолированы лакотканью (4), лентой (3) и электрокартоном (2).

 

 

1 – пакет; 2 – изоляция лобовых частей; 3 – лента ЛЭ-20-37; 4 – лакоткань ЛКМ109;

5 – лакоткань ЛКМ105; 6 – прокладка пазовая; 7 – секция обмотки статора; 8 – прокладка из картона электроизоляционного ЭВ или пленки электрокартонной ПЭС; 9 – клин;

10 – наконечник обжимной диаметром 6 мм; 11 – провод ПВЗ 1,0.

Рисунок 36 - Статор электродвигателя МСТ-0,3 (МСТ-0,6).

 

 


Параметры статоров электродвигателей МСТ-0,3 и МСТ-0,6 приведены в таблице 8.

Таблица 8

Двигатель МСТ-0,3 МСТ-0,6
Марка провода ПЭВ-2 ПЭВ-2
Диаметр провода, мм 0,71 0,9
Число проводников в пазу    
Число проводников фазы    
Число фаз    
Шаг обмотки по пазам    
Число полюсов    
Число пазов    
Число пазов на полюс и фазу    

 

Проверка статора

Проверка технического состояния статора сводится к визуальному осмотру, замеру сопротивления изоляции и сопротивления обмоток постоянному току.

При осмотре проверить целостность изоляции лобовых час­тей, выводов обмоток, отсутствие механических повреждений, от­слаивания пластин, а также выступания за поверхность пластин клиньев. Плотность посадки клиньев проверить выталкиванием клина из паза текстолитовой пластиной толщиной
2 мм. Ослаблен­ные клинья изъять и вновь установить на краску или эмаль. Клинья должны быть изготовлены из березы и пропитаны олифой.

При осмотре выводов обратить внимание на прочность посад­ки обжимов и состояние наконечников. Контактные поверхности наконечников должны быть ровными и чистыми.

Проверки сопротивления об­моток статора постоянному то­ку, а также сопротивления изо­ляции обмоток статора относи­тельно корпуса и между собой выполнять согласно требова­ниям, приведенным далее.

Ремонт статора

Распрессовать статор на гидравлическом прессе с помощью специальной оправки (смотри рисунок 37). Корпус двигателя располагать на столе пресса на подставке или трубе, внутренний диаметр которой от 142 до 145 мм. Высота подставки или трубы должна быть не менее 180 мм.

Закрепить статор в тисках через алюминиевые прокладки толщиной
от 1,0 до 1,5 мм и срезать обмотку.

Освободить статор от остат­ков обмотки, для чего статор по­местить в сушильную печь и вы­жигать обмотку при температу­ре 100 °С в течение 2,5 ч. Убрать обмотку из пазов стато­ра, пазы прочистить и продуть сжатым воздухом.

Изготовить необходимые изоляционные детали: коробку, пазовую прокладку междуслойную в пазовой части, прокладку под клин, клин пазовый, междуфазовую прокладку в лобовой части.

Рисунок 37 - Оправка для распрессовки (размеры в скобках для запрессовки) статора электродвигателя МСТ.

 

 

Обмотки статора наматывать проводом ПЭВ-2, ПЭТВ. Намотку секций обмотки статора для электродвигателя МСТ-0,3 выполнять согласно
рисунка 38, а для МСТ-0,6 – согласно рисунок 39. Намоточные данные приведены в таблице 7.

Допуска­ется изготовление последовательно шести секций на одну фазу для МСТ-0,3 и четырех секций – для МСТ-0,6.

 

 

 

 

Рисунок 38 - Секция обмотки статора Рисунок 39 - Секция обмотки статора

МСТ-0,3 МСТ-0,6

 

 

В пазы вставить пазовые коробки. Для предохранения коробок от повреждений при закладке проводов обмотки в шлицы вставить временные направляющие вкладыши, удаляемые после укладки катушки.

Секции укладывать, вводя в прорези паза отдельные витки об­мотки секции с последующим уплотнением витков. Внимательно следить, чтобы все проводники располагались параллельно друг другу.

Шаговые обмотки укладывать своими нижними сторонами на дно паза. Верхние же стороны этих обмоток остаются неуложенными. Затем уложить остальные обмотки нижними и верхними сторо­нами. После укладки нижних сторон обмотки в пазы заложить межслойные прокладки. Уплотнить провода в лазу: в паз вставить уплотнитель, продвигая его по межслойной прокладке и одновре­менно с продвижением ударяя по нему молотком, тем самым оса­живая обмотку ко дну паза. Провода верхних обмоток тщательно сравнять изаложить в пазы. Удалить направляющие вкладыши, вновь уплотнить провода в пазу, заложить подклиновые прокладки изаклинить паз.

Обмотки статора соединить по схемам, приведенным на рисунках 40 и 41. Длина выведенных для пайки концов обмотки должна быть от 3 до 5 см. Провода должны быть соединены пайкой на длине не ме­нее 15 мм. Спаянные проводники уложить на лобовые части об­мотки.

 

 

Рисунок 40 - Схема электрических соединений обмоток статора электродвигателя МСТ-0,3.

 

 

Рисунок 41 - Схема электрических соединений обмоток статора электродвигателя МСТ-0,6.

Места паек, лобовые части и выводные концы изолировать лен­той из лакоткани шириной от 15 до 20 мм, нарезанной под углом 45° к направлению основы. Выводные концы должны быть длиной 250 мм, диаметр провода от 0,75 до 1,5 мм.

На выводные концы надеть электроизоляционные трубки (ТЛВ-1) длиной 80 мм, поставить обжимы (С7) – (С6)и наконечники диамет­ром 6 мм. На лобовые части статора положить прокладку из электрокартона, лакоткани и обмотать в полунахлест киперной лентой (ЛЭ).

Просушить обмотку в печи при температуре не выше 100 °С в течение
2,5 ч. После сушки остывший до температуры от 50 °С до 70 °С статор погрузить в ванну с лаком электроизоляционным (МЛ92), выдержать в лаке до прекращения выделения пузырь­ков воздуха. После этого статор подвесить для стекания лака и просушить в печи при температуре 100 °С в течение времени от 8 до 12 ч. Пропитку повторить. После каждой пропитки удалить лак с
вывод­ных концов, поверхности статора лоскутом, смоченным в бензине.

Проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу статора, которое должно быть не менее 100 МОм.

Запрессовать статор с обмоткой в корпус электродвигателя. За­прессовку статора выполнять на гидравлическом прессе с по­мощью специальной оправки (смотри рисунок 37). Корпус двигателя распо­лагать на столе пресса на подставке или трубе высотой от 30 до 40 мм. При запрессовке статора оправку ориентировать таким образом, чтобы выходные концы выходили в паз (20×45) мм.

Концы фазных обмоток вывести в окно корпуса через резино­вую прокладку. Между токоведущими проводниками и корпусом электродвигателя должен быть обеспечен зазор не менее 3 мм.

 

Проверка ротора

Ротор (смотри рисунок 42) состоит из пакета (2)листов электротехнической стали, насаженного на вал (1) и закрепленного от проворачивания шпонкой (3)((4) –шарикоподшипник). Пакет ротора электродвигателя МСТ-0,3 имеет 26 па­зов, а электродвигателя типа МСТ-0,6 –31 паз.

Рисунок 42 - Ротор электродвигателя МСТ-0,3 (МСТ-0,6).

Короткозамкнутая обмотка ротора представляет собой "бе­личью клетку", образуемую методом горячей заливки алюминием.

Проверка ротора сводится к визуальному осмотру цилиндриче­ской и торцевых поверхностей пакета, вала и подшипников.

К характерным дефектам ротора относятся: уменьшение плот­ности запрессовки и распушение пластин пакета; ослабление креп­ления пакета на валу; повреждение торцевых поверхностей, нали­чие на них трещин, усадочных раковин, отслоений в местах залив­ки стержней алюминием.

Проверку и осмотр вала, подшипников ротора, корпуса элект­родвигателя проводить согласно технологиям, приведенным в 5.1.2, 5.1.7 и 5.1.8.

 

Сборка электродвигателя

Сборку электродвигателя проводить в следующей последова­тельности.

Вставить наружную обойму шарикоподшипника совме­стно с ротором в посадочное гнездо передней крышки двигателя. Поперечного люфта подшипника не должно быть.

Установить ротор в корпус двигателя. Проследить, чтобы торцевые стенки стакана и ротора находились на одной линии. Закрепить крышку винтами М6 с шайбами.

Установить заднюю крышку и при помощи компенсационных шайб отрегулировать продольный люфт вала ротора в пределах от 0,26 до 1,28 мм. Закрепить крышку винтами М6 с шайбами.

Усиление крепления крышек к корпусу выполнить по техно­логии, приведенной в 5.1.9.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.026 с.)