Тема 4. Контроль и оценка эффективности промо-мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Контроль и оценка эффективности промо-мероприятий



Тема 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМО-МЕРОПРИЯТИЙ

Стандарты стимулирования сбыта

При планировании промо-акции следует твердо придерживаться следующих стандартов стимулирования сбыта:

■законность (акции должны соответствовать действующему законодательству);

■благопристойность (промо-акции не должны нарушать общепринятые моральные устои);

■честность (акции не должны эксплуатировать доверчивость потребителей);

достоверность (акции не должны вводить потребителя в заблуждение);
■честная конкуренция (следует избегать несправедливых сравнений с

продукцией конкурентов);

справедливость (промо-акции должны строиться на справедливом и
уважительном отношении к потребителю);

■удовлетворение потребителей (акции не должны разочаровывать потребителя);

■разумная обоснованность (акции должны учитывать потребности целевой аудитории и общественные интересы);

■ответственность (акции не должны запугивать потребителя, пользоваться его бедственным положением, побуждать к насилию, поощрять антиобщественное поведение, пользоваться детской неопытностью);

■уместность (должны избегать распространения рекламных и промо-материалов среди тех, кому они не нужны)

■публичность (любые правила и условия акций должны становиться известными потребителям еще до совершения покупки);

■эффективность (управление промо-акциями должно быть эффективным и не давать поводов для претензий)

■уважение прав личности (акции должны уважать частную жизнь потребителя).

Моделирование стоимости контакта и эффективности промо-кампании

1 - Моделирование стоимости контакта при совершении пробной покупки. Исходные данные:

А - число потенциальных контактов, т.е. сколько существует возможностей для участия;

Б - постоянные издержки на коммуникацию (стоимость дизайна, изготовление оригинал-макета, вознаграждение за работу);

В - переменные издержки на коммуникацию (стоимость доставки, упаковки промо-материалов);

Г – уровень ответной реакции, т.е. процентное соотношение число фактических контактов (тех, кто воспользовался предложением) и потенциальных контактов;

Д – фиксированный размер вознаграждения (приз);

Е – переменные издержки на вознаграждение (промо-сувениры, обработка промо-материалов, упаковка, почтовые расходы); Из этих издержек можно вычесть любые финансовые поступления (оплата потребителям обратного ответа или самоокупаемого сувенира);

Расчёт:

Шаг 1. стоимость коммуникации = Б = (А*Б) = Ж;

Шаг 2. число участвующих (фактических контактов) = А*Г = З;

Шаг 3. стоимость вознаграждения = Д + (З*Е) = И;

Шаг 4. стоимость (фактических) контактов = (Ж+И) / З = К;

Результат: Сколько нужно потратить на каждого участника промо-акции

Предварительный анализ промо-кампании

Анализ дает возможность принимать решения, основанные на фактах, или, по крайней мере, высказывать тщательно продуманные предположения. В процессе предварительной оценки промо-акции приходится уделять внимание всей совокупности исходных данных, касающихся различных аспектов стимулирования сбыта, что и проиллюстрировано на рис. 4.2

 
 

 


Рис. 4.2. Исходные данные, необходимые для предварительной оценки промо-акции

Результаты предварительного анализа и тестирования можно использовать в следующих случаях:

□ в качестве одного из критериев отбора оптимального предложения;

□ при определении целевой аудитории промо-акции;

□ для подтверждения адекватности выбранного метода стимулирования поставленной цели;

□ чтобы сравнить возможный результат с тем, что вы ожидаете от промо-акции;

□ чтобы помочь агентству в его креативной деятельности: анализ эмоциональной составляющей может послужить плодотворной идеей для разработки новых предложений;

□ чтобы избежать грубых ошибок;

□ для того чтобы определить, где и как можно улучшить предложенные

методы стимулирования и коммуникации;

□ при идентификации неудачных идей;

□ для того чтобы решить, имеет ли вообще смысл проводить промо-акцию;

□ чтобы доказать торговым организациям, какие преимущества они получат от сотрудничества с вами.

Эффективный анализ должен отвечать следующим критериям:

□объект анализа и аналитический метод должны быть адекватными поставленной задаче;

□помогать вскрыть причины, по которым промо-акция приводит к тем или иным последствиям;

□оправдывать вложенные средства (в противном случае зачем вообще волноваться из-за столь небольшого мероприятия);

□его результаты должны быть легко интерпретируемы;

□должен давать результаты, на основании которых можно принимать решения.

Как и в любой сфере деятельности, здесь имеются свои ограничения:

□ то, что верно в момент исследования, может впоследствии измениться: это могут быть аспекты, связанные с охраной окружающей среды, отношение потребителей к торговой марке, маркетинговая стратегия компании или неожиданные действия конкурентов;

□ люди говорят одно, а делают другое. Часто их ответы отражают их мнение о том, как они должны были бы или хотели бы поступить, но их поведение может быть совершенно иным;

□ когда вы проводите тестирование промо-акции на региональном уровне или в магазине, следите, чтобы конкуренты не смогли повлиять на результаты исследований.

Чтобы исследования и анализ были эффективными, их нужно тщательно спланировать:

□ вы должны четко представлять себе цели и методы исследований. Вы не получите ответы на вопросы, которых не задавали, и если исследование плохо структурировано, то его результаты могут оказаться двусмысленными;

□ в качестве базиса для сравнения обычно используют контрольные группы, которые не принимают участия в претестинге промо-акции;

□ сравнения должны производиться по принципу «подобное с подобным»;

□ тестировать следует только то, что целесообразно;

□ измеряйте одновременно изменения только одного элемента или изберите совершенно другой подход, иначе вы не будете знать, какие изменения повлияли на ответную реакцию;

□ убедитесь, что вы используете эффективные промо-материалы: для приблизительной оценки вполне подойдут макеты и иллюстрации. Но если вопрос касается более тонких эмоциональных моментов, тогда результаты в большей степени будут зависеть от материального воплощения креативной идеи, и для того, чтобы облегчить тестирование, потребуются материалы, близкие к оригиналу;

□ позаботьтесь о правильном подборе респондентов, например потребителей конкурирующей торговой марки, которую вы атакуете;

□ если вы проводите качественный анализ, убедитесь, что размер выборки достаточно велик, а уровень ответной реакции достаточно высок, чтобы полученные результаты были статистически корректными.

Существует четыре подхода, для того чтобы выяснить, к каким последствиям приведет запланированная вами промо-акция.

А) Теоретические исследования. В большинстве компаний уже накоплено огромное количество разнообразной информации. Часто ее вообще не используют, или же ее применение требует дополнительных усилий. Как правило, информация представлена в следующих формах:

Устная информация. Своим опытом с вами могут поделиться коллеги, давно работающие в отделах продаж и маркетинга, но они не смогут быть полностью объективными.

Данные об уровне ответной реакции. По всей вероятности, где-то имеется информация об уровнях ответной реакции, полученных в ходе предшествующих промо-акций.

Досье. Обычно компании ведут досье, в которых собрана полная история деятельности по стимулированию сбыта торговой марки.

Аналитические отчеты. Наилучший источник фактической информации, особенно если он включает дополнительные исследования и анализ проведенных промо-акций.

Анализ деятельности конкурентов. В идеале вся деятельность ваших конкурентов должна постоянно фиксироваться.

Данные панельных исследований. Если вы обладаете качественной информацией, то такие источники помогут вам многое узнать об истории промо-акций, проводившихся вашей компанией и ее конкурентами. Таким образом, вы сможете понять, как ваша деятельность повлияла на объем продаж, глубину проникновения, лояльность, осведомленность и поведение потребителей.

Б) Качественный анализ. В этом случае цель ваших изысканий — выяснить, какой эффект окажет ваша деятельность на такие тонкие моменты, как отношение потребителей к промо-акции, и мотивы, которыми они руководствуются, принимая решение об участии. Это исследование не базируется на данных структурированного опроса, и размер выборки невелик, т.е. она вполне может быть типичной, но вряд ли статистически корректной. Поэтому результаты качественного анализа нельзя использовать при решениях, связанных с количественной оценкой, например об увеличении объема продаж или об уровне ответной реакции.

Качественный анализ позволит вам получить приблизительные оценки и лучше понять следующие факторы:

осведомленность. От нее будут зависеть эффективность, популярность и

запоминаемость промо-акции;

понимание. Реакция на креативную составляющую, насколько легко респонденты могут описать промо-акцию и принять в ней участие;

отношение. Реакция на предложение, например его уместность, соответствие имиджу, достоверность, негативные моменты, не вызывает ли оно раздражение у потребителей, учитывает ли оно другую маркетинговую деятельность, например рекламу;

намерения. Убедит ли предложение потребителей, повлияет ли оно на их поведение и на предрасположенность к покупке?

Преимущества качественного анализа заключаются в том, что такие исследования можно легко организовать, причем это займет немного времени и будет стоить недорого. Существуют следующие разновидности качественного анализа:

Выборочный опрос. Имеется в виду, что бренд-менеджер спрашивает у сотрудников, что они думают по поводу той или иной промо-акции. Этот метод не даст вам ответа на то, как в действительности прореагирует целевая аудитория на вашу промо-акцию.

Дискуссионные группы. В этом случае в общей дискуссии на определенную тему участвуют небольшие группы, состоящиепримерно из шести-восьми потребителей. Исследователь выступает в роли ведущего и старается направить разговор в интересующее его русло, не пытаясь при этом повлиять на точку зрения участников дискуссии. Это один из самых распространенных способов предварительной оценки промо-акции, однако его сложно использовать для комплексных или неафишируемых брендов и промо-акций.

Глубинные или расширенные интервью. Индивидуальные интервью позволяют глубже проникнуть в процесс принятия решений и затронуть такие аспекты, которые иначе теряются при групповом обсуждении.

Прочее. Существуют и другие методы качественного анализа, например обзорные исследования и конфликтные группы, но они реже используются при стимулировании сбыта.

В) Количественный анализ. Количественный анализ при подготовке к предварительному тестированию представляет по своей сути мини-тест, условия проведения которого находятся под контролем исследователя. С его помощью вы можете получить ответы на те же вопросы, что и при качественном анализе. Разница в том, что вы получаете эти ответы в цифровом выражении. В некоторых случаях количественный анализ предпочтительнее качественного, поскольку он дает основу для принятия финансовых решений.

Количественный анализ более четко структурирован, и вопросы, представленные в анкете, должны быть изложены таким образом, чтобы на них можно было получить однозначный ответ. Анкетирование можно проводить как при непосредственном личном контакте, так и дистанционно, например, по телефону или по почте. Этот тип исследований дороже, чем качественный анализ, из-за того, что потребуется работать с более значительным объемом информации.

Вы можете проанализировать следующие параметры для различных предложений (вознаграждение и механизм стимулирования) и товаров: интерес; осведомленность; запоминаемость; понимание; достоверность; адекватность; вероятность совершения покупки; влияние промо-акции на спрос; вероятность совершения повторной покупки; условия увеличения объема покупок; ответная реакция на предложение; добавленная стоимость (по сравнению с другими торговыми марками и предложениями).

В своей работе вы можете использовать следующие методы исследований:

Опрос в помещении. Группу потребителей, которых просят ответить на вопросы анкеты, собирают в определенном месте.

Панели. В этом случае собирают группу потребителей (панель), на которой промоутеры обкатывают свои идеи. Ее состав может оставаться постоянным или периодически изменяться. Иногда этим группам предлагается симулятор ситуации покупки, когда им нужно выбрать товар для покупки, ориентируясь на тестируемые промо-материалы.

Опрос известных клиентов. Выяснение мнения уже известных вам респондентов или покупателей.

Стоп-интервью. Покупателей в магазине или людей на улице опрашивают, чтобы узнать их мнение.

Опросы по месту жительства.

Региональные и локальные опросы. Например, в супермаркетах или иных отдельно расположенных объектах, таких, как рестораны.

Стоп-интервью на выходе. Например, среди потребителей, выходящих из магазина.

Наблюдение. Фиксируются особенности поведения потребителей.
Г) Тестирование. Путем тестирования проводят испытания промо-акции,

чтобы посмотреть, какую она вызовет реакцию. Результаты получаются более достоверными, чем при анализе, поскольку они отражают реальное поведение потребителей в обстановке, в которой они обычно сталкиваются с промо-акцией, а не их гипотетические поступки. С помощью тестов вы можете получить некоторые реальные показатели, касающиеся запланированной промо-акции. Тестирование всегда проводится в ограниченных масштабах.

Существуют следующие типы тестирования, которые отражают присущие им ограничения:

Тестирование по географическому принципу. Тестирование в зоне приема телевизионного сигнала или в регионе сбыта, а также тестирование в супермаркетах и других отдельно расположенных объектах.

Тестирование в магазинах. Специализированные аналитические агентства могут организовать тестирование промо-акции в репрезентативно отобранных торговых точках. В результате вы можете стать обладателем информации о потенциальном изменении размера доли, занимаемой на рынке торговой маркой, об уровне конверсии потребителей, об абсолютных и относительных показателях объема продаж и о любых возможностях по оптимизации рынка.

Тестирование средств коммуникации. Какое средство коммуникации лучше всего подходит для данного предложения.

Раздельное тестирование. В его ходе сравниваются различные подходы к проведению промо-акции. Как правило, этот метод используется при подготовке промо-акций в журналах, когда тестируются два различных типа рекламных объявлений. С помощью раздельного тестирования можно проверить эффективность: внешнего вида предложения (например, дизайн, рекламный текст, формат, размер и месторасположение); содержания (например, тип предложения и вознаграждения); механизма ответа (например, число доказательств покупки, как связаться с организаторами, призы и поощрения, составляющие структуру вознаграждения).

Задачи исследований

Исследования в области стимулирования сбыта нужно проводить, чтобы определить и ограничить количество неизвестных параметров и уменьшить вероятность ошибки. Данный анализ включает три основные области:

А) Исследования на стадии планирования. Исследования на стадии планирования дают информацию для ответа на такие стратегические вопросы, как распределение маркетингового бюджета между мероприятиями в области рекламы, стимулирования сбыта, прямого маркетинга и популяризации. Они также необходимы при составлении стратегического плана долгосрочной деятельности по стимулированию сбыта.

Их можно использовать при получении ответа на следующие вопросы:

• Каким образом реагируют на предложения по стимулированию сбыта определенные группы посредников и потенциальных клиентов?

• От какого промо-предложения большинство из них не сможет отказаться?

• Какие товары или услуги они хотели бы продвигать совместно с вашим товаром или услугой в рамках одной промо-кампании?

• Как они реагируют на предложения, связанные с тем или иным типом благотворительной деятельности?

• Какую частоту совершения покупок следует иметь в виду при определении требований к доказательству покупки и их количества?

Б) Предварительный анализ. Необходимость в этом анализе возникает, когда вы четко определили цели для отдельно взятой промо-кампании и отобрали ряд альтернативных концепций стимулирования сбыта.

С помощью исследований можно ответить на несколько вопросов, которые имеют жизненно важное значение при выборе концепции стимулирования.

• Каков будет уровень ответной реакции, который можно ожидать в рамках конкретной промо-кампании с конкретными требованиями к участникам?

• Каким будет воздействие на коэффициент ответной реакции в зависимости от изменения отдельных элементов промо-кампании? Например, количество требуемых доказательств покупки и что потребитель может получить взамен.

• В чем состоит четкость коммуникации с потребителем? Какова тематика промо-кампании, в чем она проявляется?

• Как определяется воздействие на имидж и стоимость вашего товара или услуги, оказываемое конкретной промо-кампанией?

• Каковы степень спонтанного интереса к различным концепциям стимулирования и, следовательно, уровень их привлекательности?

Решающее значение всегда придается вопросу о коэффициенте ответной реакции. Для бесплатной почтовой рассылки со стимулированием обратного ответа он может составлять от 3 до 15% и даже больше. Для купонов, напечатанных на упаковке, значение коэффициента может колебаться в пределах от 5 до 25%. Поэтому необходимо, по возможности, сократить количество неизвестных параметров, так как эти показатели играют огромную роль при формировании бюджета.

В) Анализ результатов. Собственно теоретическая часть анализа результатов состоит в сборе всех фактических данных о коэффициентах ответной реакции, структуре сбыта, жалобах потребителей и прочих переменных величинах, легко поддающихся измерению.

Другая часть анализа результатов имеет дело с более осязаемыми вещами. Например, влияние стимулирования на стоимость торговой марки и реакция на промо-кампанию потребителей, как тех, кто принял, так и тех, кто не принял в ней участие.

В процессе проведения всех промо-акций с использованием почтовой рассылки составляется список людей, принявших в них участие. Эти потребители с готовностью ответят на вопросы анкеты, присланной по почте. Гораздо труднее составить качественный список тех, кто не прореагировал на ваше промо-предложение, но это необходимо, чтобы получить точные данные для сравнения. Привлечение к работе специалистов поможет вам сделать более глубокий анализ реакции потребителей на промо-кампанию.

Методология исследований

Для анализа вашей деятельности по стимулированию сбыта можно применить разные подходы.

Самостоятельные исследования. Это единственный способ провести
фактический анализ результатов в отношении структуры сбыта, так как только
вы можете получить доступ к этим данным. Поскольку количество ресурсов,
как правило, ограничено, то если у вас есть возможность самостоятельно
заняться и другими видами исследований, скорее всего, именно вы и будете их
проводить.

Привлечение специалистов со стороны. Большинство компаний, специализирующихся на исследованиях рынка, согласится заняться анализом вашей деятельности по стимулированию сбыта. Некоторые из них даже разработали специальные методики в этой области.

Включение исследований в задание для агентства. Агентства по стимулированию сбыта теперь устанавливают со своими клиентами более долгосрочные отношения, чем прежде, и в основном обладают необходимыми ресурсами для исследований рынка. Если вы используете агентство, то имеет смысл включить анализ во все ваши инструкции для него.

Кабинетные исследования

Значительное преимущество кабинетных исследований состоит в том, что вы можете провести их самостоятельно, не отходя от вашего рабочего места. К тому же они не требуют практически никаких расходов. Существуют три основных источника получения данных для кабинетных исследований, но для накопления информации вам потребуется некоторое время. С их помощью вы сможете дать оценку конкурирующим концепциям стимулирования.

Ваши собственные промо-кампании. Информация, накопленная вами в результате проведения собственных промо-мероприятий, является самым лучшим и основным источником данных для анализа. При использовании этих данных в вашем анализе нужно определить сходство и различия между уже проведенными промо-кампа-ниями и вашими концепциями стимулирования, и на этой основе сделать правильные выводы. Эту информацию можно также использовать, чтобы выяснить, какие промо-акции окажут воздействие на те или другие целевые группы, а также для определения и достижения конкретных целей стимулирования сбыта.

Промо-кампании ваших конкурентов. Занимаясь анализом рынка, вы можете получить вполне достаточное представление о промо-мероприятиях, проводимых вашими конкурентами, их возможной стоимости и эффективности.

В этом случае такие действия, как покупка промо-упаковок и сбор листовок, выпущенных вашим конкурентом входе своей промо-кампании, должны стать стандартной практикой. На основе этого вы сможете составить мнение о сути предложения, требованиях к участникам и о выбранной для стимулирования тематике.

Если промо-кампания использует в качестве стимула призы, просто посчитайте стоимость предлагаемых призов. Если же стимулом служит нечто нематериальное, то тогда стоимость стимула нужно сначала выяснить, а потом уже подсчитать общие затраты. Необходимо подсчитать также примерное количество листовок и прочих промо-материалов и оценить их стоимость. В результате вы получите приблизительное представление о бюджете.

Чтобы установить, достигла ли промо-кампания вашего конкурента заметных результатов, используйте ваши собственные данные по продажам или данные долгосрочных исследований рынка, если вы имеете доступ к подобной информации. С помощью других исследований вы можете определить уровень

осведомленности, параметры дистрибуции и прочие переменные показатели.

Дайте свою собственную субъективную оценку тому, насколько четко сформулировано предложение, как оно воздействует на стоимость торговой марки, на осведомленность о ней потребителей и на другие параметры, которые сложно определить количественно. Вы не сможете получить точного ответа, но информация — это наилучший способ понять, что же ваши конкуренты считают наиболее эффективным.

Полевые исследования

Полевые исследования представляют собой сбор информации не посредственно на рынке таким образом, чтобы полученные результаты были репрезентативны для вашей целевой аудитории. В этой области анализа стимулирования сбыта используются четыре основных метода.

1. Интервью на улицах посредством относительно простого набора вопросов помогают составить количественную оценку уровня ответной реакции. Особенно эффективно проведение интервью рядом с супермаркетами, где их можно использовать при тестировании ответной реакции потребителей на мероприятия по стимулированию сразу же после совершения покупки.

2. Тестирование в помещениях (потребителей собирают в близлежащих общественных помещениях) также используется для получения количественной оценки ответной реакции, но позволяет собрать более подробную информацию. В рамках этого метода можно смоделировать ситуацию совершения покупки и проследить за поведением потребителей.

3. Группы обсуждения, или фокус-группы, помогают дать качественную оценку отношению потребителей. Их часто используют, прежде чем приступить к количественному анализу. Этот метод дает наиболее полное представление как об индивидуальной, так и об общественной реакции на идеи, предлагаемые для стимулирования.

4. Почтовые и телефонные опросы обходятся гораздо дешевле, чем персональное интервьюирование. Этот метод используется только при анализе на стадии планирования и в предварительном анализе, потому что в этом случае необходимо иметь четкое представление о предложении по стимулированию.

Рыночные тесты

С помощью методики тестирования можно определить реальное поведение потребителей в рыночных условиях. Применение этого метода требует больших затрат, так как товар или услуга должны быть представлены на рынке, причем вопросы производственной эффективности отодвигаются на второй план. Однако если речь заходит о стимулировании сбыта, то такие издержки вполне оправданы. Часто имеется возможность зарезервировать небольшую часть продукции для обслуживания отдельной промо-кампании и использовать ее для проведения сэмплинга по месту жительства. В розничной торговле продовольственными товарами невозможно тестировать предложения по стимулированию в отдельно взятом магазине или районе, но этот метод по-прежнему можно использовать, например, в торговле товарами для отдыха. Для компаний, предоставляющих услуги, дело обстоит еще проще — нужно произвести какое-то количество буклетов или других материалов, в которых рассказывается о предложении, и испытать его на небольшой части вашего рынка.

Системы оценки

Хорошая система оценки данных используется всеми, кто имеет отношение к проведению промо-мероприятий. С ее помощью их результаты будут доступны для любого, кому они понадобятся в настоящем или в будущем. Она является ключевым элементом накопления коллективных знаний в любой компании или агентстве и с течением времени приобретает характер ценного актива.

Наиболее рациональный способ - это подготовить набор документов, содержащих всю основную информацию по промо-кампании. Вы можете разбить ваши данные на четыре раздела. В первых трех вы можете либо самостоятельно написать его содержание, либо приложить соответствующую документацию. В последнем разделе вам придется отойти от изложения фактов и заняться анализом.

А) Общие сведения и задачи. Перечислите здесь, что использовалось в качестве стимула, в каком количестве, а также как называлась промо-кампания. Также отметьте три основные причины, по которым вы взялись за проведение данной промо-кампании, т.е. задачу деловой активности, цели стимулирования сбыта и ответ на вопрос «Что и от кого я хочу?». Упоминание о задаче деловой активности (например, «мы столкнулись с мощным вызовом со стороны нового конкурента») поможет вам не забыть уже буквально через год, в каких внешних условиях проводилась промо-кампания.

Б) Описание. Вам предстоит подробно описать, из чего состояла промо-кампания. Можно просто включить сюда ваш план действий, но убедившись, что в нем подробно рассказывается о том, как на самом деле прошла промо-кампания, а не как вы ее сначала планировали провести. Должны быть отражены следующие вопросы:

• предложение, сделанное потребителю;

• механизм (в том числе подробные правила и условия участия);

• административная структура (кто за что отвечал, услугами каких агентств и других партнеров вы пользовались);

• промо-материалы (тип и количество);

• медиа-поддержка;

• сроки;

• участие посредников и торговых партнеров;

• деятельность в местах продаж (если имела место);

• копии всех печатных и видеоматериалов;

• партнеры и контакты с ними.
В) Результаты. Об эффективности промо-кампании судят прежде всего

по трем основным показателям, которые соответственно отражают уровень ответной реакции, уровень продаж и финансовые результаты. Во многих случаях проще включить информацию в ваш отчет в том виде, в каком вы ее получили, чем тратить время на ее обработку для другого документа. Например, если компания, которую вы наняли для работы с потребителями, предоставила вам анализ ответов на почтовую рассылку, просто приложите его к вашему отчету. Убедитесь, что вы в достаточной мере осветили следующие моменты.

Уровень ответной реакции на промо-кампанию: насколько активно потребители реагируют на предложение, участие торговых организаций, результаты всех проведенных исследований и анализа рынка, замечания потребителей, комментарии по организации торговли.

Уровень продаж: показатели продаж за предшествующие периоды, во время проведения промо-кампании и после ее окончания, результаты всех долгосрочных наблюдений за размером вашей доли рынка, данные о системе дистрибуции и проникновении на новые рынки, аналогичные показатели по конкурирующим товарам.

Финансовые результаты: стоимость всех материалов, использованных в ходе промо-кампании, оптовые и розничные скидки, вознаграждения и другие издержки, любые расчеты, касающиеся влияния промо-кампании на уровень прибыли вашей фирмы.

В большинстве случаев информацию по продажам и финансам предоставляют другие подразделения вашей компании. Необходимо проверить, что вы включили в отчет именно ту информацию, которая действительно нужна для оценки результатов промо-кампании, а не просто потому, что она у вас есть.

Г) Анализ. Насколько успешной оказалась промо-кампания? Ответ на этот вопрос зависит от уровня корпоративной культуры в вашей компании. Если послушать некоторых бренд-менеджеров и сотрудников агентств, то не было еще такой промо-кампании, которая бы не оказала решающего влияния на судьбу продвигаемого товара. Однако, чтобы анализ принес вам пользу, вы должны быть максимально искренни сами с собой. Анализ, как правило, содержит:

• статистику — цифры, отражающие выполнение поставленных задач в отношении участия потребителей в промо-акции, уровня продаж, проникновения на новые рынки и достигнутой доли на рынке. Насколько промо-кампания соответствовала разработанному плану, удалось ли уложиться в отведенный бюджет и сроки;

• комментарии — какие уроки вы извлекли из промо-кампании. В частности, что бы вы сделали в следующий раз по-другому, чему вы научились, какой опыт отношений с партнерами, торговыми организациями и другими

подразделениями компании вы получили?

Результаты стимулирования

Цель стимулирования не всегда заключается в немедленном увлечении товарооборота (такое стимулирование называется поддерживающим), ею может быть и рост числа новых потребителей (атакующее стимулирование). Рассмотрим результаты корректно проведенного стимулирования: А) Атакующее стимулирование - осуществляется на стадии выведение товара на рынок и в период его роста. Цель: ускорить проникновение товара на рынок за счёт мероприятий, позволяющих ознакомить с ним посредствам пробных покупок максимально возможное число покупателей. Основные приёмы - пробные образцы и снижение цен в самых разнообразных вариантах (купоны и т.п.). Результат - выигрыш во времени, ускорение проникновения товара на рынок (рис.4.3).

 

Б) Поддерживающее стимулирование организуется на стадии зрелости товара или в начале периода упадка. Привлекает потребителей не приверженных определённой марке, которые покупают товары в основном в периоды их стимулирования (снижения цен, предоставления прямых премий), или увеличивает количество товара, покупаемое каждым потребителем (продажи лотами, отсроченные премии по предъявлению подтверждения покупки). Эти акции должны приносить немедленную выгоду от увеличения оборота, поскольку, по сути, это «точечные» удары, в целом не оказывающие никакого влияния на лояльность потребителей (их воздействие ограничено только периодом стимулирования (рис.4.4).

Ответственность за оценку

Распределение обязанностей сотрудников организации в процессе оценки эффективности можно представить следующим образом:

Промо-акция в целом - ответственный за промо-акцию;

Результаты, управление и ресурсы - руководители ответственного за промо-акцию;

Интерес и поддержка - любой сотрудник организации;

Предоставление информации для анализа - все причастные к осуществлению промо-акции;

Выводы - ответственный за промо-акцию, а также комментарии всех причастных к ее осуществлению;

Использование результатов анализа - на практике - ответственные за будущие промо-акции; в теории - любой сотрудник организации.

В оценке промо-акции также могут пожелать участвовать креативные и промо-агентства. Однако им не стоит в полной мере доверять оценку своей деятельности по следующим причинам:

□ агентство может не планировать вступать с клиентом в долгосрочные отношения, особенно если результаты менее чем удовлетворительные;

□ возможно наличие конфиденциальной внутренней информации, которой агентство не желает делиться с клиентом;

□ агентство может выполнять лишь часть вспомогательных работ и не обладать всей необходимой полнотой информации;

□ если в осуществлении промо-акции принимали участие несколько агентств, то могут возникнуть проблемы, связанные с обменом информацией;

□ существует конфликт интересов, поскольку агентство не хочет, чтобы

его работа была признана неудачной.

3. Контрольный список рекомендаций по оценке эффективности

Что это было:

• образцы, копии или фотографии промо-материалов;

• образец вознаграждения с сопровождающими материалами;

• простое и доступное описание предложения и условий участия;

• охват промо-акций;

• подробности, касающиеся вспомогательных материалов и мероприятий.

 

Когда это происходило.

Где это происходило ( торговые партнеры, укажите ограничения по регионам и торговым точкам; средства коммуникации и пр.).

Цели.

Итоги по сравнению с запланированными результатами.

Что еще происходило:

 

• иные мероприятия, проводившиеся одновременно (вами или конкурентами);

• эффективность продаж;

• эффект, оказанный на другие линейки ваших торговых марок, увеличился ли в результате их сбыт или уменьшился?

• иные результаты, например полученные в ходе продолжительных или специальных исследований или наблюдений;

• информация об участниках.
Финансовые показатели:

• удалось ли удержаться в рамках бюджета?

• точка самоокупаемости, стоимость фактического контакта или стоимость дополнительной продажи.

Замечания по качеству:

• внутренние комментарии со стороны всех подразделений компании, участвовавших в промо-акции, например производственного отдела, отдела продаж, коммерческого отдела и т.д.;

• внешние комментарии со стороны потребителей, клиентов, дистрибуторов и поставщиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.133 с.)