Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массажные упражнения и пальчиковая гимнастика
У некоторых детей с расстройствами речи наблюдаются в разной степени выраженная общая моторная нейростатичность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Зависимость уровня развития движения пальцев рук и речевого развития доказана специальными исследованиями Института физиологии детей и подростков РАО. В литературе описаны разнообразные приемы работы по развитию моторики у детей. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: —проводить гимнастику перед зеркалом 2 раза в день (на —повторять каждое артикуляционное упражнение 2—3 раза (в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы), а затем довести до 10—20 раз; —сочетать артикуляционные упражнения с движениями рук (биоэнергопластика), соблюдая такие качества, как точность, чистота, плавность, сила, темп, переключаемость. Постановка звуков — искусственный процесс с физиологической точки зрения, направлен на создание нового речевого рефлекса. В литературе логопедического профиля даны разнообразные методики по преодолению нарушения звукопроизношения. Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов: —постановки звука; —закрепления звука изолированно, в слогах, словах и —сформированности самоконтроля за звуком, необходимо при механическом проговаривании лексического материала. Работу по автоматизации звука рассматривать как затормаживание старых стереотипов и выработку новых. Методические рекомендации: —избегать ввода в слоги и слова не поставленных звуков, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков; —включать в лексический материал максимальное количество закрепляемых звуков; —усложнять лексический материал постепенно: от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по серии картин и т.п.
Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на раздражители: — зрительный (картина, схема, предмет и т.д.); — слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания — тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах); — вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий); — мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций). В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью. В связи с этим педагог (взрослый) может: —нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «следи за звуками»; —предполагая, что ребенок назовет слово с закрепляемым звуком, предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (поднять палец вверх, показать пальцем на губы, зубы), артикуляционной или жестовой подсказкой:
1) губы «в улыбке» или кисть руки внизу; 2) губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;
—отметить качество произношения во время общей оценки ответа ребенка; —следить за правильным звукопроизношением ребенка в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений); — давать установки на контроль за звуками с отсрочкой, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он — твой «логопед» или дежурный по звукам, и ты должен вместе с ним последить за звуком»);
— перенести контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса: 1) предложить ребенку повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком С или куклой, постоянно играющей роль логопеда; 2) отметить именины появившегося звука; 3) вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и др.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звука или куклу-логопеда в игровой уголок; 4) «заколдовать» волшебной палочкой из страны «Речецветик» в группе или дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и вы носиться на улицу, в музыкальный и спортивный залы. Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.п. Коррекционно-развивающее обучение рассматривается нами многофакторно, с позиции содержательного, процессуального, коммуникативного компонентов. Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству выполнения каждого компонента в процессе обучения. Ниже приведена схема анализа и оценки работы учителя-логопеда при проведении коррекционно-развивающего урока (занятия).
Примерная схема анализа занятия учителя-логопеда I. Анализ цели занятия 1, Правильность и обоснованность цели занятия с учетом: —программных требований; —содержания материала; —необходимого уровня знаний и умений учащихся; —места занятия в системе занятий по данной теме; —специфики контингента обучающихся; —возможностей самого учителя; —прогнозов на конечный результат обучения. 2. Формы и методы доведения цели занятия до учащихся. 3. Степень достижения поставленной цели. 1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. 3. Целесообразность распределения времени по этапам занятия. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Организация начала и конца занятия. 6. Оптимальный темп ведения занятия. 7. Наличие плана занятия и степень его выполнения. 1. Соответствие содержания занятия требованиям программы. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем-логопедом уровню понимания содержания детьми). 4. Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и задачам занятия, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизического состояния класса (группы)): важно знать особенности слухового, зрительного восприятия детей; на какой анализатор делать опору. 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Объем изучаемого (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала):
—задания,с опорой на несколько анализаторов; задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; —задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.
7. Связь содержания занятия с жизнью, использование жизненного опыта учащихся. 8. Связь содержания занятия с потребностями и интересами ребенка. 9. Коррекционная направленность занятия: специальные упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка. 10. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами учебного материала.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.012 с.) |