Специфика работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)



Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевой дефект, приводящий к нарушению всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, словаря, грамматического строя.

На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладеть учебным материалом на занятиях со всей группой. Поэтому для логопедических и воспитательных занятий целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. В разновозрастной группе занятия проводятся также по подгруппам с учетом возраста и уровня речевого развития. Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.

Основные требования к групповым и подгрупповым занятиям

Логопедические занятия по формированию лексико-грам-атических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

—определить тему и цель занятий;

—выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, необходимый для усвоения в активной речи;

—отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

—обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа;

—обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

—включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

—при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития ребенка, его потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

—предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;

— включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические групповые занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика их обусловливает:

—подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками;

—исключение смешиваемых звуков;

—упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза;

—включение заданий по развитию слухоречевой памяти;

—четкую и краткую инструкцию к каждому этапу занятия;

—исключение траты времени на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику, так как на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков;

—постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков

— отработку имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением их правильного фонетического оформления.

Методические рекомендации:

—свободное размещение детей во время занятий, им должно быть удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, логопеда для полноты восприятия чужой речи;

—тщательный подбор вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям;

—подбор наиболее интересных фрагментов работы на период нарастания усталости у детей;

—акцент на сознательную работу детей над ошибками и форму коллективного разбора;

—уменьшение пространных объяснений и примеров, которые порой «заглушают» речевую активность детей;

—соблюдение правильной дифференцированной оценки деятельности каждого ребенка;

—проведение групповых занятий в утренние часы, продолжительностью 30—35 мин (их количество зависит от периода обучения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)