Лекция 5. Диагностика в антикризисном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Диагностика в антикризисном управлении



Сигналы опасности возникают все время. Сегодняшние управляемые проблемы в случае невнимательного к ним отношения завтра превратятся в кризисные ситуации. Успешный менеджер – тот, кто ориентирован на кризис; он делает выводы из сигналов опасности, поступающих из внешней и внутренней среды, и соотносит их со слабыми сторонами организации.

 

5.1. Основные параметры диагностирования

 

Термин «диагностика» (от слова «диагноз») в переводе с греческого означает «распознавание», «определение». В повседневной жизни, употребляя слово «диагноз», мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т.д.

Диагноз – это что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такой вид деятельности, как диагностика. Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика – это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики носит исследовательский, поисковый, познавательный характер. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее остановиться на процессе, необходимо определить, что может являться объектом диагностирования, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие исследованию понятия.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.д.).

В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры.

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами – прогнозом и анализом происхождения.

В социально-экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше уяснить его существующее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование – это исследовательский процесс, а значит на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию.

Во-первых, оно должно быть аутентичным, т. е. основанным на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления).

Во-вторых – объективным. Это значит, что перед тем, как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит повысятся его объективность и точность.

Точность – это третье требование к правильности диагноза. Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно, хотя бы в силу фактора времени, так как с его течением обязательно изменится один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.

Теперь выясним, что же такое базовые параметры? Чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Это прежде всего построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей.

Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации. В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или патологию. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

Следующая традиционная форма, или второй тип диагноза, позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности. Применение этого типа позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Примером здесь является деление результатов на принципиально новые и модифицирующие. Проведение диагностических исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.

Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров (их просто нет). Его отличительной чертой является то, что здесь нет необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза. Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта диагностирования.

Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике и пр. или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.

Центральный вопрос в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внешнюю и внутреннюю информацию исследуемого объекта. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов анализа рынка, анализа финансовых отчетов, интервьюирования, приглашения консультантов по управлению или опроса работников. Информацию можно собирать и неформально. В ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной (уместной) и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация – это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени.

 

5.2. Анализ внешней среды организации

 

Антикризисную диагностику организации и ее окружения можно определить как исследование внешней и внутренней среды с целью выявления внешних угроз, слабых сторон организации и типов сигналов опасности кризиса, которые могут исходить из организационной среды. Такое исследование осуществляется путем выявления параметров внешней и внутренней среды организации, определения их значения для антикризисного управления и идентификации соответствующих сигналов угрозы кризиса.

Внешняя среда, в самом общем смысле, – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Она делится на две части. Первая часть – «ближнее» окружение – непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются воздействовать на ее параметры, управлять ближним окружением с целью обезопасить организацию от неожиданностей, которые могут вызвать кризис.

Вторая часть – «дальнее» окружение – включает все те факторы, которые также могут составлять угрозу кризиса организации, но не прямую, а опосредованную, например, изменения макроэкономических показателей, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, меняющиеся запросы и потребности населения, требования моды, демографические сдвиги. Сами по себе они никогда не являются причинами кризиса в данной конкретной организации, скорее создают «фон», на котором прежде незначительные проблемы и затруднения становятся причинами возникновения кризисной ситуации.

Воздействие факторов дальнего окружения на организацию труднее определять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами дальнего окружения, но должны прогнозировать их возможные изменения и учитывать это в своих антикризисных планах.

Первым шагом в осуществлении анализа факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций. Для анализа данных компонентов используют STEP-анализ, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития; (STEP-analysis or PEST-analysis) акроним английских слов Social, Technological, Economic, Political. После оценки собранной информации возникшие вопросы обсуждаются на встречах с руководителями организации, задачей которых является определение возможных угроз и, что особенно важно, разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными угрозами.

Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные категории:

• политические и правовые;

• экономические;

• социальные и культурные;

• технологические.

Их изучение входит в комплексный анализ внешней среды организации. Рассмотрим каждый из них.

Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровень существующих возможностей и угроз.

Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут угрожать кризисом. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Неблагоприятные экономические условия уменьшают спрос на товары и услуги организаций и даже могут поставить под угрозу существование коммерческой организации.

Социальные и культурные факторы. Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все компании. Новые тенденции в этих областях создают новый тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, других стратегиях организации.

Технологические факторы. Влияние технологических факторов на разработку антикризисных стратегий часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного – и шире – социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий не только открывают большие возможности для развития бизнеса, но и чреваты угрозой возникновения кризиса. Внедрение некоторых новшеств влечет за собой создание новых отраслей промышленности и закрытие старых. Следовательно, воздействие технологических факторов можно оценивать как мощный фактор, гарантирующий глубокий кризис и прекращение существования организаций, вовремя не ставших на путь внедрения технологических инноваций.

Бурное развитие технологии укорачивает среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому так важно предугадывать, какие перемены несут с собой новшества. Тем более что они могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, порождая кризисы, например на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

После анализа собранной информации следующим шагом является получение ответа на следующие вопросы:

1) какие внешние факторы имеют существенное влияние на предприятие?

2) какими могут быть проявления влияния внешних факторов?

3) какие из них в ближайшем будущем станут наиболее существенными?

После этого составляют план минимизации отрицательных влияний и возможного противодействия им.

Очевидно, что обстановка (среда), в которой действуют организации, неодинакова. Различной конкретной обстановке соответствуют разные уровни неопределенности, что может создавать дополнительные трудности для выявления и классификации сигналов, предшествующих кризису. Эти уровни могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:

♦ степени простоты или сложности обстановки;

♦ степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.

Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением ее динамичности или же с усложнением условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений.

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «простая и сложная». Оно имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации. В сложной внешней среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию. Сложность может возникать из различий в элементах внешней среды, с которыми сталкивается организация (например, международная организация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммы знаний, необходимых, чтобы справиться с воздействием обстановки (например, требование к аэрокосмической компании).

Измерение неопределенности внешней среды по принципу «стабильная и нестабильная». Данная характеристика имеет отношение к темпам изменения внешней среды. Организации могут действовать в среде, где изменения одного или многих факторов происходят медленно или очень быстро. Например, компании по производству электронно-вычислительной техники действуют в очень нестабильных, или динамичных, внешних условиях, в то время как многие муниципальные учреждения (например, общеобразовательные школы или службы по уборке территорий) работают в стабильной обстановке.

Американский исследователь Р. Дункан объединил оба измерения в матрице и сформировал систему оценки неопределенности внешней среды (рис. 3.1.)[13]. Мы рассмотрим четыре состояния внешней среды, которые могут возникнуть из сочетаний этих характеристик, и уровни неопределенности, получающиеся в результате.

Таблица 5.1. Матрица оценки неопределенности внешней среды

 

Изменения внешней среды Сложность среды
Простая Сложная
Стабильная Простая + стабильная = низкая определенность 1. Небольшое количество внешних факторов, факторы схожи. 2. Факторы среды остаются теми же или изменяются медленно. Примеры: изготовители безалкогольных напитков; оптовая торговля пивом; производители контейнеров Сложная + стабильная = неопределенность от низкой до средней 1. Большое количество внешних факторов, факторы несхожи. 2. Факторы среды остаются теми же или изменяются медленно. Примеры: университеты; производители бытовой техники; химическое производство; страховые компании; электрооборудование.
Нестабильная Простая + нестабильная = неопределенность от низкой до средней 1. Небольшое количество внешних элементов, элементы схожи. 2. Факторы среды часто или непредсказуемо меняются. Примеры: персональные компьютеры; модная одежда; производство аудио- и видеозаписей Сложная + нестабильная = высокая неопределенность 1. Большое количество внешних элементов, элементы несхожи. 2. Факторы среды часто или непредсказуемо меняются. Примеры: «высокие технологии»; электронные фирмы; аэрокосмическая промышленность; фирмы связи; авиалинии.

 

Состояние «простая и стабильная среда». В этом состоянии уровень неопределенности низкий. Организация сталкивается с обстановкой, которую несложно проанализировать и в которой не происходит значительных изменений. В качестве примеров можно, пожалуй, назвать поставщиков сырья и некоторые компании массового производства (производители безалкогольных напитков, оптовые торговцы пивом, производители тары, переработчики пищевых продуктов, юрисконсульты). В данном случае технические процессы относительно просты, приходится сталкиваться всего лишь с несколькими внешними элементами. Проблемы конкуренции и рынка могут быть неизменны во времени, к тому же их, вероятно, будет немного.

Если внешняя обстановка организации простая и стабильная, то разумно проанализировать ее воздействия в прошлом, поскольку можно ожидать, что выявленные в результате закономерности будут иметь место и в будущем.

Состояние «сложная и стабильная среда». Такое состояние внешней среды характеризуется более высоким уровнем неопределенности. При антикризисном аудите необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать их и оценить степень воздействия на устойчивость организации перед угрозой кризиса. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. В подобной среде осуществляют свою деятельность университеты, компании по производству электрооборудования, страховые компании. Сложная и стабильная среда имеет большое количество внешних элементов, но, хотя они и меняются, перемены относительно постепенны и предсказуемы. Это позволяет организациям, однажды проделав работу по анализу источников предкризисных сигналов, длительное время пользоваться ее результатами.

Состояние «простая и нестабильная среда». В этом случае уровень неопределенности еще более возрастает. Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы и они неожиданно реагируют на ее инициативы. Примерами организаций, действующих в таком типе внешней среды, являются производители модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнеса. Они сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом, поэтому антикризисный мониторинг в них следует проводить постоянно.

Состояние «сложная и нестабильная среда». Здесь значение антикризисного мониторинга особенно велико. Когда одновременно меняются несколько факторов, внешняя среда становится бурлящей, или, как ее называют, турбулентной. С такой средой сталкиваются, например, электронные фирмы и авиалинии и многие другие компании отраслей, относящихся, прежде всего, к отраслям «высоких технологий».

Таким образом, организации в условиях кризиса, действующие в определенной и неопределенной внешней обстановке, должны управляться и регулироваться по-раз­ному, с учетом их структуры и типа используемой системы управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.025 с.)