Ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.



Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами, такими как:

* гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

* склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

* диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

* снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

* усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Механизм антикризисного управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации. В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

* мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

* установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

* интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

* инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

* корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Важно отметить, что возможность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

 

3.3. Содержание антикризисного управления

 

Антикризисное управление – это функция, обеспечивающая минимизацию потенциального ущерба от кризиса и помогающая установить контроль над ситуацией. В контексте обсуждаемых нами проблем антикризисное управление является системой мероприятий, позволяющих организации с минимальным ущербом выйти из кризиса и при этом извлечь максимальную пользу из тех выгод, которые можно получить в этой ситуации. Наиболее опытные менеджеры рассматривают антикризисное управление как набор принципов и определенных видов деятельности, управленческих шагов, предпринимаемых в соответствии с определенной методикой.

Методика антикризисного управления – это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение, управление и борьбу с кризисами. Охарактеризуем ее основные элементы.

Выявление и оценка уязвимых сторон организации и возможного ущерба от каждой из них. Практически каждому кризису предшествуют определенные симптомы или сигналы опасности. Успешное ведение дел в организации предполагает отслеживание таких симптомов и осуществление предупреждающих действий, что снижает вероятность перетекания кризиса в более тяжелую форму.

Снижение количества уязвимых сторон организации. Эффективный бизнес означает уверенность, что слабые стороны компании не оказывают существенного (т.е. препятствующего достижению организационных целей) негативного влияния на ее деятельность. Жесткие, трудные решения должны приниматься незамедлительно, а не откладываться «на завтра».

Разработка плана выхода из потенциального кризиса. Успешная компания всегда исходит из того, что любой бизнес неизбежно столкнется с кризисом, и рассчитывает возможный ущерб. Кризисное планирование предполагает расчет необходимых ресурсов для разработки эффективных мер по выходу из потенциального кризиса и способствует предотвращению серьезных последствий от неуправляемого кризиса. С этой целью разрабатываются различные сценарии; чем их больше, тем лучше.

Осознание факта наступления кризиса и определение конкретных мер по борьбе с ним. Организация с действующей системой антикризисного управления вовремя осознает, что кризис произошел, и намечает необходимые срочные шаги по предотвращению его негативных последствий. Проблема не может быть решена, пока она не идентифицирована как проблема. Ключ к эффективному управлению кризисом состоит в том, что необходимо предпринимать быстрые, решительные действия в целях его пресечения, пока он поддается воздействию.

Осуществление активных коммуникаций во время кризиса. Следующим шагом по предотвращению негативных последствий кризиса является определение стратегии организации в области коммуникаций с собственным персоналом, клиентами, акционерами, СМИ и т.д. Коммуникации должны носить открытый, честный, достоверный характер. Провал в организации коммуникаций, сокрытие информации часто ведут к труднопреодолимым препятствиям на пути антикризисного управления.

Отслеживание и оценка проявлений кризиса, гибкость мер по борьбе с ним. Достаточно сложно оценить правильность действий, предпринимаемых во время и после кризиса. Хорошо организованный антикризисный менеджмент предполагает налаженную систему мониторинга мнений и настроений целевых групп общественности организации.

Изоляция подвергнувшегося кризису направления деятельности организации (бизнес-единицы) от остальных направлений, не затронутых кризисом. Успешный бизнес всегда стремится к поддержанию максимального уровня уважения, доверия и надежности со стороны собственных работников, клиентов, продавцов, политиков, государственных и муниципальных органов, СМИ и других групп общественности. «Доброе имя», сформированное за долгие годы работы на рынке, позволяет компании преодолеть кризис с гораздо меньшими издержками.

Антикризисное управление – это не событие, а продолжительный, систематический и регламентированный процесс. Он направлен на определение уязвимых мест организации, предотвращение повторения подобной ситуации в будущем и предполагает проведение планирования на случай возникновения наиболее вероятных кризисных ситуаций, организацию эффективного обмена информацией до и после кризиса, проверку и оценку реального положения дел и в случае необходимости проведение инноваций.

Во многих случаях кризису предшествуют некоторые предупредительные сигналы, которые должны быть замечены. Однако это бывает не всегда, что делает предварительную подготовку к возможному кризису и планирование антикризисных мероприятий еще более необходимыми.

 

Выводы

 

1. Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление деятельности организации, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. В настоящее время существует два подхода относительно применения антикризисных мер в деятельности организации. Согласно первому подходу, кризис – это разрушительное явление, способствующее дестабилизации всех параметров деятельности организации. Кризисная ситуация в таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий методами антикризисного управления. Второй подход рассматривает кризис как явление, ориентированное на ломку старого и развитие нового, поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым отношениям.

2. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует более эффективному прохождению кризисных ситуаций. Ключевым фактором в антикризисном управлении выступает поведение человека, его заинтересованность в преодолении кризисов, которая позволяет концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

3. Набор управленческих решений по выходу организации из кризиса всегда индивидуален для каждой организации; не существует и не может существовать универсальных процедур и точных схем, безотказно действующих во всех без исключения организациях. Такие схемы должны разрабатываться в организации с учетом ее отраслевой принадлежности, стадии жизненного цикла, размеров, организационной формы, стадии кризисного процесса, особенностей управления и учета и т.д. Тем не менее можно выделить несколько существенных моментов, без которых не может осуществляться антикризисное управление: во-первых, сбор, анализ информации о внешней и внутренней среде организации, а также диагностика стадии кризисного процесса; во-вторых, выбор методов и направлений по борьбе с кризисом, в-третьих, разработка тактических мероприятий по преодолению кризиса.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется возможность и необходимость антикризисного управления?

2. Что включает в себя проблематика антикризисного управления?

3. На каких принципах основывается антикризисное управление?

4. Каков предмет воздействия антикризисного управления?

5. Какими свойствами должно обладать система антикризисного управления?

6. На какую сферу организационной деятельности необходимо акцентировать наибольшее внимание в процессе антикризисного управления?

7. Что представляет собой методика антикризисного управления?

8. Каковы основные составляющие процесса антикризисного управления?

9. Почему осознание факта наступления кризиса является одним из ключевых моментов антикризисного управления?

10. Насколько, по Вашему мнению, необходима изоляция направление деятельности организации, подвергшемуся кризисному влиянию?

Практические задания и упражнения

Оцените конкретную организацию и ее руководство (на Ваш выбор) с точки зрения наличия навыков антикризисного управления, готовности организации встретиться с кризисом, осуществлять контроль управления во время кризиса, обучаться на собственных ошибках и удачах в управлении.

Вопросы, содержащиеся в тестах, являются образцами, вариантами, в определенной мере ориентирами для антикризисного специалиста по связям с общественностью, в каком направлении надо осуществлять исследование антикризисного потенциала. Проводить тестирование можно в письменной форме, однако лучше в форме интервью. Тесты также могут использоваться руководителями организаций и их подразделений для проверки собственной готовности к осуществлению антикризисных мероприятий.

ТЕСТ 1: «Насколько организация уязвима перед кризисом?»

1. Является ли ваша организация достаточно известной в отрасли?

2. Является ли ваша организация достаточно известной в городе (регионе), в котором она работает?

3. Проявляют ли журналисты, предприниматели и торговые агенты интерес к вашей организации?

4. Работает ли ваша организация в жестко регулируемой законодательством и постановлениями Правительства РФ отрасли?

5. Являются ли судебные иски против вашей организации частым явлением?

6. Создают ли проблемы нынешние или прошлые работники в вашей организации?

7. Руководит ли вашей организацией широко известный в регионе или городе человек?

8. Вызывают ли ваша организация, ее высший менеджмент, отрасль, в которой она работает, какие-либо спорные вопросы на городском, региональном или федеральном уровне?

9. Котируются ли акции вашей организации на рынке ценных бумаг?

10. Попадала ли ваша организация в кризисную ситуацию за последние пять лет?

Определение результатов и действия

От 0 до 3 ответов «да»

Организация в меньшей степени подвержена кризисам, чем средняя аналогичная компания. Руководству или консультантам необходимо оп­ределить, изменятся ли в ближайшее время какие-либо из затронутых в вопросах параметры.

От 4 до 6 ответов «да»

Существует потенциальная возможность наступления кризисной ситуации. Определите, на какие сигналы кризиса прежде всего необходимо обратить внимание.

От 7 до 10 ответов «да»

Руководству организации необходимо немедленно определить приоритеты и запланировать способы воздействия на слабые стороны организации, прежде чем они приведут к серьезному кризису.

ТЕСТ 2: «Оценка уровня готовности организации к кризисному управлению».

1. Имеется ли в вашей организации или в подразделении план антикризисного управления?

2. Проводились ли в вашей организации или каком-либо ее подразделении за последние двенадцать месяцев имитационные тренинги кризисной ситуации?

3. Проводился ли анализ какой-либо кризисной ситуации в Вашей организации?

4. Разработаны ли информационные материалы для использования в случае кризиса?

5. Сформирована ли в вашей организации команда по управлению кризисом?

6. Определены ли ответственные за проблемные участки организации?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Маловероятно, что наша организация когда-либо окажется в состоянии кризиса»?

8. Выживет ли ваш бизнес в условиях кризиса без предварительного планирования в условиях «импровизационного» менеджмента?

9. Знаете ли вы, что должно быть сделано, чтобы полностью подготовить вашу организацию к кризису?

10. С вашей точки зрения, ваша организация хорошо подготовлена к управлению кризисом?

Определение результатов и действия

От 0 до 3 ответов «нет»

Ваша организация хорошо подготовлена к кризису.

От 4 до 6 ответов «нет»

Вы можете лучше подготовиться к кризису, а ваша организация может потерпеть убытки во время кризиса из-за недостаточной подготовки.

От 7 до 10 ответов «нет»

Организация не подготовлена к кризису и в кризисных условиях рискует утратить финансовую устойчивость и потерять свою репутацию.

 

Библиографический список

 

Антикризисное управление: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. К.В. Балдина. М.: Гардарики, 2006, 271 с.

Антикризисный менеджмент / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ЭКМОС, 1999, 368 с.

Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2002, 432 с.

Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити, 2005, 141с.

Белослудцев Г.Б. Значение и стадии антикризисного управления предприятием в современных условиях // Вестник Ижевского государственного технического университета, 2008, № 3, С.41-43.

Богатырев А.В. Антикризисное управление предприятием: проблемы антикризисного управления в современных условиях // Российское предпринимательство, 2010, № 4, вып. 1, С. 58-62.

Васильева Е.С. Экономический механизм антикризисного управления: оценка эффективности // Справочник экономиста, 2010, № 3, С. 67-74.

Гамзаева Г.Е. Антикризисное управление: сущность, цели, задачи // Вестник Университета Российской Академии Образования, 2007, № 1, С.125-127.

Дворец Н.Н. Практика антикризисного управления // Справочник экономиста, 2011, № 6, С. 43-51.

Жарковская Е.П. Антикризисное управление: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2005, 357 с.

Завадников В. Антикризисная политика: два пути // Журнал для акционеров, 2010, № 1/2, С.5-7.

Ириков В. Активное инновационное антикризисное управление: успешный опыт и рекомендации по его использованию в условиях глобального кризиса // Журнал для акционеров, 2010, №1/2, С.2-5.

Каменева М.В. Подходы к формированию понятия «антикризисный финансовый менеджмент» в России и за рубежом // Экономические науки, 2010, № 3, С. 209-213.

Кислухина И. Эволюция теории антикризисного управления в России: диалектический анализ // Проблемы теории и практики управления, 2010, № 7, С. 17-27.

Кован С.Е. Кризисы и антикризисное управление в социально-экономических системах // Эффективное антикризисное управление: научно-практический журнал, 2011, № 2, С.72-83.

Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008, 464 с.

Красильников С. Антикризисные рычаги и их влияние на политику предприятий // Проблемы теории и практики управления, 2009, № 11, С. 67-74.

Пивоваров А.Н. Совершенствование системы антикризисного управления // Вестник Бурятского государственного университета, 2008, Вып. 2, С. 36-40.

Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2006, 429 с.

Ряховская А.Н. Антикризисное управление // Жилищное и коммунальное хозяйство, 2010, № 1, С. 13-16.

Сажина М.А. Фирма: управление кризисом: Учеб. пособие. М.: Деловая лит., 2004, 192 с.

Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008, 576 с.

Тавокин Е.П. «Антикризисное управление». Что это такое? // Вестник Российской академии наук, 2010, Т. 80, № 2, С.141-146.

Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред. Комаровского В.С. М.: Издательство РАГС, 2003, 400 с.

Чалдаева Л.А. Антикризисное управление как инструмент финансовой стабилизации предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2009, № 10, С. 2-5.

 


Лекция 4. Эффективность антикризисного управления

 

Эффективность антикризисного управления определяется множеством превентивных мер, которые относятся к самым разным сферам управления – экономической, социально-политической, психологической, инновационной, маркетинговой и другим. Эти сферы тесно взаимосвязаны и могут рассматриваться как компоненты системы кризисного управления, т.е. речь идет о системе с высокой степенью взаимозависимости элементов, способной развиваться под влиянием внутренних и внешних воздействий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.045 с.)