Организационный кризис: понятие, особенности, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный кризис: понятие, особенности, функции



 

Кризис возникает тогда, когда система находится на границе равновесного состояния, когда малое возмущение приводит к большим изменениям в системе. Неравновесный режим возникает как результат влияния внешних и внутренних причин, описанных ниже. Однако, замкнутая система находится в равновесном состоянии, поэтому не способна к развитию, самоорганизации. Так стремление советской экономики к бескризисному развитию привело к застою, глубокому системному кризису, замкнутости, неспособности к качественным изменениям, развитию. История и мировой опыт показали, что жесткая бескризисная, линейная система не имеет потенциала развития, следовательно, переходит к кризису и потере конкурентоспособности.

При написании данного учебного пособия акцент делается на изучении организационных кризисов. Организационный кризис - это такое положение организации, в котором базовые параметры - платежный баланс, объемы производства и продаж, трудозанятость персонала - находятся в неустойчивом состоянии, из которого она может быть выведена внутренними или внешними воздействиями, следствием чего становится переход ее в другое качество[7].

В процессе смены устойчивых состояний на неустойчивые, упорядоченность параметров системы может переходить в хаотичные режимы. Хаос и порядок проявляются и в структурной организации систем. И в рыночной системе, и в системе «организация» происходят случайные взаимодействия экономических агентов, хаотические процессы, но в результате их устанавливаются равновесные режимы. Согласно теории систем, после потери устойчивости возможны различные варианты развития системы: критическое состояние, кризис, катастрофа, которые возникают, когда система прекращает свое линейное развитие, теряет устойчивость и переходит в колебательный режим.

Поскольку любая организация представляет собой сложную систему, осуществим перенос терминов теории систем на конкретную организацию и для лучшего понимания сущности кризисных явлений приведем в соответствие термины теории систем и менеджмента (см. табл. 1.2.).

Таблица 1.2. Соответствие экономических понятий

И терминов теории систем

 

Теория систем Менеджмент
Адаптируемость Критическое состояние Кризис Катастрофа Финансовая устойчивость Точка безубыточности Потеря платежеспособности Банкротство

 

Для организации термины «критическое состояние», «кризис», «катастрофа» отражают один и тот же процесс развития кризиса и отличаются только типом потери устойчивости:

а) критическое состояние возникает, когда система может адаптироваться к воздействию внешней среды и вернуться к положению равновесия;

б) кризис возникает тогда, когда система переходит в колебательный режим и постепенно увеличивает амплитуду колебаний (развитие неплатежеспособности);

в) катастрофа, которая возникает при резком изменении внешней среды.

Кризис организации вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрами окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабой адаптацией к требованиям рынка.

Стоит отметить, что при всей своей болезненности организационные кризисы прогрессивны, они выполняют следующие три важнейшие функции кризиса:

1) резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

2) создание условий для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;

3) испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Британские исследователи Г. Майерс и Дж. Холуша[8], в свою очередь, выделяли следующие семь преимуществ кризисной ситуации:

- «рождение героев», новых прогрессивных лидеров;

- ускорение процесса внутриорганизационных изменений (реструктуризации), на которые руководство неохотно идет в обычных условиях;

- осознание и признание существующих проблем, на которые раньше не были идентифицированы;

- оптимальное перераспределение кадрового потенциала в процессе изменений;

- реализация новых (революционных) идей;

- ориентация на системы раннего предупреждения в будущем;

- появление новых конкурентных преимуществ (способностей и возможностей) после кризиса.

Таким образом, кризисные ситуации в деятельности конкретной организации не только возможны, но и, как правило, неизбежны. Кризисы прогрессивны при всей их болезненности: они заставляют руководство организации пересматривать собственное видение организации, цели, миссию, все протекающие бизнес-процессы, приводят в движение трансформирующие силы, способствующие эволюции, т.е. являются источником развития организации. Таким образом, кризисы – не только закономерное явление в процессе деятельности организации, это необходимость развития организации.

Такая позиция позволяет воспринимать кризис не как угрозу и помеху, а как указание на необходимость обновления, перестройки, которая ориентирует менеджмент организации не на сохранение любыми силами докризисного состояния, не на борьбу с самим кризисом, а на изменение собственной структуры в соответствии со сложившимися условиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.005 с.)