Лекция 6. Методы антикризисной диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Методы антикризисной диагностики



В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе той или иной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. Постановка диагноза основывается на сравнении. Для того чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или группу параметров (качественных
и количественных характеристик) — с фактическими. Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, математического моделирования.

Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза посредством проведения специальных экспертных опросов.

Линейное программирование — математический прием, используемый для определения оптимальных ресурсов и действий, необходимых для достижения требуемого результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно распорядиться ресурсами и временем.

Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда диагностирование представляется как многошаговый процесс принятия решения.

В данной лекции акцент будет сделан на методах анализа слабых мест организации в условиях кризиса.

 

6.1. SWOT-анализ

 

Во многих компаниях уделяется серьезное внимание мониторингу внешней и внутренней среды, правда, в средних и малых организациях из-за нехватки ресурсов редко создаются специальные группы для этих целей. Однако и задачи оперативного управления требуют отслеживания изменений в качестве продукции и услуг, динамики продаж, проблем кадровой работы, степени удовлетворения персонала условиями труда, соблюдением договоров поставок и многого другого, чем, собственно, и занимаются в повседневной деятельности руководители подразделений и направлений.

Руководители антикризисного управления должны понимать, что воздействие на слабые места организации потребует гораздо меньшего времени и ресурсов, чем вынужденная борьба с их последствиями. Прежде всего, нужно признать, что любая организация имеет слабые места, которые в случае неадекватного управления могут привести к серьезным кризисным ситуациям. Затем необходимо осознать, что промедление в данном случае подобно смерти и необходимо предпринимать немедленные действия. Руководителю полезно ненадолго отвлечься от оперативного управления и хорошо подумать о том, какие процессы в организации можно оптимизировать и что вообще можно улучшить. В частности, попытаться ответить на такие вопросы:

- в каком месте организация наиболее уязвима?

- какая небольшая проблема, если ее оставить без внимания, может привести к серьезному кризису?

- что можно изменить с тем, чтобы уменьшить опасность возникновения кризиса?

Одним из наиболее популярных и эффективных методов обнаружения слабых мест организации является SWOT-анализ. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Таблица 6.2. Матрица SWOT-анализа

 

Сильные стороны _ _ _ _   Слабые стороны _ _ _ _
Возможности _ _ _ _   Угрозы _ _ _ _

 

Сильные стороны организации – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, необходимо:

- составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;

- по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что – слабой;

- из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

- составляется перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;

- по каждому параметру определяется, что является возможностью, а что – угрозой для предприятия;

- из всего перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:

♦ Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия и т.п.).

♦ Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.).

♦ Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.).

♦ Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).

♦ Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.).

♦ Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.).

♦ Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)

♦ Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

♦ Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

♦ И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.). Далее, как и в первом случае, заполняется таблица: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий – существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.

Итак, SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на организацию в условиях кризиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.007 с.)