Занятие VIII. Методика «прогрессивные матрицы» Дж. Равена (2 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие VIII. Методика «прогрессивные матрицы» Дж. Равена (2 Ч. )



Цель занятия: формирование навыков проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов обследования с помощьюметодики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.

 

Задачи занятия: 1.Закрепить знание содержания заданий методики и требований к ее проведению.

2. Формировать навык проведения тестирования с помощью методики Дж. Равена.

3. Освоить алгоритм обработки результатов обследования с помощью методики Дж. Равена.

4. Формировать навык написания психологического заключения по результатам обследования с помощью методики Дж. Равена.

 

 

Задание на самостоятельную подготовку к занятию: изучите рекомендуемую литературу, проверьте качество подготовки к занятию с помощью контрольных вопросов.

Контрольные вопросы

 

1. Для изучения интеллектуальных способностей лиц какого возраста предназначена методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена?

2. Какой вид интеллектуальных способностей изучается с помощью методики Дж. Равена?

3. Расскажите о специфике заданий, использованных в данном интеллектуальном тесте.

4. Расскажите о требованиях к проведению методики и алгоритме обработки результатов тестирования с помощью методики Дж. Равена.

5. Каковы особенности составления психологического заключения по результатам тестирования с помощью методики Дж. Равена?

 

Список литературы

 

1. Новые тесты IQ / Под ред. М.А. Кошелевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 50-83.


Задание для работы на практическом занятии: выполните методику «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, обработайте результаты тестирования и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Дж. Равена

Ф. И. О. испытуемого _____________________________________________

Возраст _____________ Дата обследования __________________________

 

Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ
A1   B1   C1   D1   E1  
A2   B2   C2   D2   E2  
A3   B3   C3   D3   E3  
A4   B4   C4   D4   E4  
A5   B5   C5   D5   E5  
A6   B6   C6   D6   E6  
A7   B7   C7   D7   E7  
A8   B8   C8   D8   E8  
A9   B9   C9   D9   E9  
A10   B10   C10   D10   E10  
A11   B11   C11   D11   E11  
A12   B12   C12   D12   E12  

 

Сумма баллов = ______ IQ = ______

 

Заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 1: проведите тестирование одного испытуемого с помощью методики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, обработайте результаты и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Дж. Равена

Ф. И. О. испытуемого _____________________________________________

Возраст _____________ Дата обследования __________________________

 

Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ
A1   B1   C1   D1   E1  
A2   B2   C2   D2   E2  
A3   B3   C3   D3   E3  
A4   B4   C4   D4   E4  
A5   B5   C5   D5   E5  
A6   B6   C6   D6   E6  
A7   B7   C7   D7   E7  
A8   B8   C8   D8   E8  
A9   B9   C9   D9   E9  
A10   B10   C10   D10   E10  
A11   B11   C11   D11   E11  
A12   B12   C12   D12   E12  

 

Сумма баллов = ______ IQ = ______

 

Заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Домашнее задание 2: обработайте результаты тестирования с помощью методики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена и напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Дж. Равена

Ф. И. О. испытуемого Петрова Мария Васильевна

Возраст 22 года Дата обследования 17 сентября 2008 г.

 

Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ Задание Ответ
A1   B1   C1   D1   E1  
A2   B2   C2   D2   E2  
A3   B3   C3   D3   E3  
A4   B4   C4   D4   E4  
A5   B5   C5   D5   E5  
A6   B6   C6   D6   E6  
A7   B7   C7   D7   E7  
A8   B8   C8   D8   E8  
A9   B9   C9   D9   E9  
A10   B10   C10   D10   E10  
A11   B11   C11   D11   E11  
A12   B12   C12   D12   E12  

 

Сумма баллов = ______ IQ = ______

 

Заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя: ___________________________________________


Заключение

 

Все сферы практической деятельности психолога предполагают использование интеллектуальных тестов. Данный вид тестов принято относить к объективным методиками, на результаты применения которых в меньшей степени оказывают влияние личностные особенности, установки психолога. Однако для грамотного использования интеллектуальных тестов необходимо знать специфику каждого из них и иметь практические навыки работы.

Профессиональный опыт, приобретенный на практических занятиях по психодиагностике познавательной сферы, позволит в дальнейшем успешно и уверенно проводить психологическое обследование лиц разных возрастных групп, обрабатывать и описывать выявленные факты, четко представлять влияние развития интеллектуальных способностей на формирование целостной картины личности испытуемого, понимать особенности выполнения ведущей деятельности с учетом индивидуальных интеллектуальных способностей, выстраивать прогноз дальнейшего развития. Немаловажным является и навык проведения беседы с испытуемыми по результатам тестирования.

Все эти умения будут необходимы студентам при проведении дипломного исследования и на этапе начала самостоятельной профессиональной деятельности.


Список литературы

Основная:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

4. Новые тесты IQ / Под ред. М.А. Кошелевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

5. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 684 с.

Дополнительная:

 

1. Айзенк Г. Классические IQ тесты. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 192 с.

2. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Кострома: АЙ КЬЮ, 1993. – 170 с.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.

4. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 14 с.

5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Под ред. В.Н. Панферова. – Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. – 280 с.

6. Калинин А.А., Кедич С.И. Простейшие методы анализа данных в психологии: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – 64 с.

7. Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. – М.: ГВМУ МО РФ, 2002. – С. 98 – 149.

8. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. - СПб.: Речь, 2002. – 24 с.

9. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 46 с.

10. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 94 с.

11. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). - СПб.: ИМАТОН, 1995.– 109 с.

12. Школьный тест умственного развития / Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 32 с.


Приложение 1

 

Таблицы перевода «сырых» оценок по субтестам

в шкальные оценки в детском интеллектуальном тесте Д. Векслера

Возраст 6 лет 4 мес. – 6 лет 7 мес.

 

Шкальные оценки Вербальные субтесты, «сырые» баллы Невербальные субтесты, «сырые» баллы
Осведомленность Понятливость Арифметический Сходство Словарный Повторение цифр Недостающие детали Последовательные картинки Кубики Косса Складывание фигур Шифровка Лабиринты
  - - - - - - - - - - - -
    - - - 0-1 - - - - - - -
  - - - - 2-3       -   0-1 -
          4-6       -   2-4 -
  2-3     - 7-8     -     5-9 -
          9-10           10-12  
  -   -   11-12         4-5 13-16  
        - 13-14         6-7 17-20 2-3
      -     - -     8-9 21-24 4-5
  - -     16-17       - 10-11 25-27  
      - -       7-9   12-13 28-31 7-8
  -       19-20 - - 10-12   14-15 32-35 9-10
      -   21-22     13-16 7-8   36-39 11-12
      - - 23-24 -   17-19 9-11 17-18 40-43 13-14
  -       25-26     20-21 12-15   44-45  
    - -   27-28 -   22-24 16-19 20-21    
      -   29-30   - 25-26 20-23      
  -     - 31-32 -     24-25     -
    -     33-34       26-28      
      -     -     29-32      
  14-30 14-28 9-16 12-28 36-80 12-27 15-20 30-57 33-55 26-34 - 20-21

 


Приложение 1 (продолжение)

 

Возраст 8л. 4м. - 8л. 7м.

 

Шкальные оценки Вербальные субтесты, «сырые» баллы Невербальные субтесты, «сырые» баллы
Осведомленность Понятливость Арифметический Сходство Словарный Повторение цифр Недостающие детали Последовательные картинки Кубики Косса Складывание фигур Шифровка Лабиринты
    -   - 0-3 -     - 0-1 - -
    -   - 4-5       -     -
          6-7 1-2         1-4 -
    1-2 - - 8-10           5-8  
  4-5       11-12         5-6 9-12 1-2
          13-14         7-8 13-16 3-4
    5-6     15-17     6-8   9-10 17-18 5-6
      -   18-20     9-14   11-12 19-20 7-8
          21-22 -   15-19   13-14 21-22 9-11
  - - -   23-24   - 20-21 7-8 15-16 23-24  
          25-26 -   22-23 9-10 17-18 25-26 13-14
      -   27-28     24-25 11-14 19-20 27-29  
          29-30 - - 26-27 15-18   30-32  
  -   -   31-32     28-29 19-22   33-35  
          33-34     30-31 23-26   36-37  
          35-37 -   32-33 27-30 24-25 38-39 -
  15-16     13-14 38-39     34-36 31-34   40-41  
      -   40-41 -   37-38 35-37   42-44 -
        16-17 42-43   -   38-40   45-47  
    18-19     44-45 -     40-43   48-49  
  20-30 20-28 14-16 19-28 46-80 14-17 17-20 41-57 44-55 30-34 50-93 -

 


Приложение 2

Таблица определения уровня развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.028 с.)