Психодиагностика познавательной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика познавательной сферы



ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Рабочая тетрадь

 

 

Санкт-Петербург


УДК 159. 928. 235 (075.8)

ББК 88. 492 Я 73

 

Рецензенты: А.А. Благинин, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина);

А.Ф. Лемешонок, кандидат психологических наук, доцент (Санкт-Петербургская академия управления и экономики).

 

 

Психодиагностика познавательной сферы: рабочая тетрадь / Сост. Куницына И.А. - СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2009. - 67 с.

 

 

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с программой подготовки психологов по дисциплине «Психодиагностика познавательной сферы». В ней приведены цель и задачи каждого практического занятия, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля подготовленности к занятиям, задания для работы на практических занятиях и домашние задания, направленные на проведение психодиагностического обследования и интерпретацию полученных данных.

Рабочая тетрадь предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности «Психология».

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

  © Ленинградский государственный университет (ЛГУ) имени А.С. Пушкина, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
Введение ……………..………………………………………………….……  
Занятие I. Детский интеллектуальный тест Д. Векслера……………..……  
Занятие II. Взрослый интеллектуальный тест Д. Векслера…………...…...  
Занятие III. Интеллектуальный тест Г. Айзенка…………………………...  
Занятие IV. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра…………………….  
Занятие V. Школьный тест умственного развития………………………...  
Занятие VI. Методика КР-3-85……………………….….…………………..  
Занятие VII. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла….……..  
Занятие VIII. Методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.………...  
Заключение…………………………………………………………………...  
Список литературы…………………………………………………………..  
Приложения…………………………………………………………..………  

 


Введение

Психодиагностика, и в частности психодиагностика познавательной сферы, является важной составной частью современной психологической науки. Цель ее преподавания заключается в изучении теоретических и экспериментальных подходов к исследованию интеллекта.

Формирование у студентов практических навыков работы с диагностическими методиками, направленными на изучение интеллектуальных способностей, осуществляется на практических занятиях. Эти навыки необходимы для проведения самостоятельных научных исследований и осуществления практической деятельности.

Основным методом диагностики особенностей интеллектуального развития является тестирование. Интеллектуальные тесты – психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 2004).

Тесты интеллекта широко применяются во всем мире в системе образования для диагностики умственной отсталости и при решении проблемы индивидуализации обучения, а также в профессиональном психологическом отборе.

Интеллектуальные тесты принято разделять на две группы: монометрические (тест Р. Кеттелла, методика Дж. Равена, тест Г. Айзенка и др.) и тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (тест Д. Векслера, тест Р. Амтхауэра и др.).

Содержание заданий интеллектуальных тестов определяется тем, как рассматривают структуру интеллекта их авторы. Например, Р. Амтхауэр выделил в структуре интеллекта четыре фактора: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический. Векслер Д. описал общий, групповые и специфические интеллектуальные факторы.

Разделяют тесты для изучения интеллектуального развития детей (тест Д. Векслера, методика Р. Слоссона и др.), подростков и взрослых (методика КР-3-85, тест Р. Амтхауэра).

Результаты тестирования могут быть представлены в баллах («сырых» или стандартных), в виде коэффициента интеллекта, интеллектуального профиля.

Существуют общие требования к организации и проведению тестирования, а также правила проведения и обработки результатов обследования, предусмотренные авторами каждой конкретной методики.

При выполнении заданий, содержащихся в данной рабочей тетради, происходит закрепление знаний содержания заданий методики, целей использования каждого субтеста, требований к проведению методики. Студенты осваивают алгоритм обработки результатов тестирования и правила написания психологического заключения.


Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2006. – С. 51 – 59.

2. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). - СПб.: ИМАТОН, 1994. – 94 с.


Задание для работы на практическом занятии: проведите обработку результатов тестирования интеллектуальных способностей с помощью методики Д. Векслера. Напишите психологическое заключение. Составьте практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обследованного ребенка.

 

Бланк фиксации результатов по тесту Д. Векслера (детский вариант)

 

Ф.И.О. испытуемого Смирнова Любовь Александровна

Возраст 6 лет 6 мес.

Дата обследования 27 июля 2005 г.

 

Субтесты Сумма баллов Шкальные оценки Уровень  
 
1. Осведомленность        
2. Понятливость        
3. Арифметический        
4. Сходство        
5. Словарный        
6. Повторение цифр        
Сумма вербальных оценок /  
7. Недостающие детали        
8. Последовательные картинки        
9. Кубики Косса        
10. Складывание фигур        
11. Шифровка        
12. Лабиринты        
Сумма невербальных оценок /  
Общая оценка    
Вербальный показатель, IQ    
Невербальный показатель, IQ    
Общий показатель, IQ    

 


Интеллектуальный профиль

Шкальные оценки Субтесты Шкальные оценки
Осведомленность Понятливость Арифметический Сходство Словарный Повторение цифр Недостающие детали Последовательные картинки Кубики Косса Складывание фигур Шифровка Лабиринты
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 


Субтест 1. Осведомленность

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
  Два  
  Не знаю  
  Четыре  
  От коровы  
  Огонь зажигают и ставят на него  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Семь  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Зима, весна, лето, осень  
  Не знаю  
  За холмом  
  Чтобы есть  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

 

 

Субтест 2. Понятливость

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
  Забинтую  
  Извинюсь  
  Пойду в другой  
  Дам сдачи  
  Отойду  
  Не горит  
  Они убивать будут  
  Чтобы не умерли, они слабые  
  Чтобы не украли  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

 

Субтест 3. Арифметический

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
     
     
     
     
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

 

Субтест 4. Сходство

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
  Сладкий  
  Руками  
  Женщинами  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

Субтест 5. Словарный

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
  На нем надо кататься  
  Им надо резать  
  Ее надо носить на голове  
  Его посылают в конверте  
  Под ним под дождем ходят  
  На ней спят, на нее голову кладут  
  Острый такой  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

Субтест 6. Повторение цифр

 

Задание Последний правильно повторенный ряд Баллы
Прямой счет 3 – 4 – 1 – 7  
Обратный счет 2 – 5  
Сумма баллов:  

 

Субтест 9. Кубики Косса

Задание Время, с Баллы
А 20 (со второй попытки)  
В 10 (с первой попытки)  
C 25 (со второй попытки)  
     
  Не могу  
     
Сумма баллов:  

Субтест 11. Шифровка

 

Правильно заполнено 33 фигуры. Сумма баллов ___________

Субтест 12. Лабиринты

 

Задание Время, с Ошибки Баллы
A      
B      
C      
       
       
       
       
       
Сумма баллов:  

 


Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя: _______________________________________________


Домашнее задание: проведите обработку результатов тестирования интеллектуальных способностей с помощью методики Д. Векслера. Напишите психологическое заключение. Составьте практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обследованного ребенка.

 

Ф.И.О. испытуемого Бабешко Иван Возраст 8 лет 6 мес.

 

Субтесты Сумма баллов Шкальные оценки Уровень  
 
1. Осведомленность        
2. Понятливость        
3. Арифметический        
4. Сходство        
5. Словарный        
6. Повторение цифр        
Сумма вербальных оценок /  
7. Недостающие детали        
8. Последовательные картинки        
9. Кубики Косса        
10. Складывание фигур        
11. Шифровка        
12. Лабиринты        
Сумма невербальных оценок /  
Общая оценка    
Вербальный показатель, IQ      
Невербальный показатель, IQ      
Общий показатель, IQ      

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя: _______________________________________________
Занятие II. Взрослый интеллектуальный тест Д. Векслера (4 ч.)

Цель занятия: формирование навыков обработки и интерпретации результатов тестирования с помощью взрослого интеллектуального теста Д. Векслера.

 

Задачи занятия: 1. Закрепить знание содержания заданий субтестов методики, целей их использования и требований к проведению методики.

2. Освоить алгоритм обработки результатов обследования с помощью теста Д. Векслера.

3. Формировать навык написания психологического заключения по результатам обследования с помощью методики Д. Векслера.

 

Задание на самостоятельную подготовку к занятию: изучите рекомендуемую литературу, проверьте качество подготовки к занятию с помощью контрольных вопросов.

Контрольные вопросы

 

1. В каком году был разработан взрослый интеллектуальный тест Д. Векслера?

2. Для изучения интеллектуальных способностей лиц какого возраста предназначен взрослый интеллектуальный тест Д. Векслера?

3. Какое количество субтестов включает в себя взрослый интеллектуальный тест Д. Векслера? Какова цель использования каждого из них?

4. Какой субтест входит в состав детского интеллектуального теста Д. Векслера и отсутствует во взрослом?

5. Расскажите о требованиях к проведению взрослого интеллектуального теста Д. Векслера.

6. Расскажите об алгоритме обработки результатов тестирования с помощью методики Д. Векслера.

7. Каковы особенности составления психологического заключения по результатам тестирования с помощью взрослого интеллектуального теста Д. Векслера?

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2006. – С. 51 – 59.

2. Новые тесты IQ. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 138 – 247.

3. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). - СПб.: ИМАТОН, 1995. – 109 с.


Задание для работы на практическом занятии: выполните обработку результатов тестирования интеллектуальных способностей с помощью методики Д. Векслера. Напишите психологическое заключение.

Бланк фиксации результатов по тесту Д. Векслера (взрослый вариант)

Ф.И.О. испытуемого Чистова Екатерина Алексеевна

Возраст 17 лет Дата обследования 5 августа 2007 г.

Субтесты Сумма баллов Шкальные оценки
1. Осведомленность    
2. Понятливость    
3. Арифметический    
4. Сходство    
5. Повторение цифр    
6. Словарный    
Сумма вербальных оценок  
7. Шифровка    
8. Недостающие детали    
9. Кубики Косса    
10. Последовательные картинки    
11. Складывание фигур    
Сумма невербальных оценок  
Общая оценка  
Вербальный показатель, IQ  
Невербальный показатель, IQ  
Общий показатель, IQ  

 

Заключение

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Интеллектуальный профиль

Шкальные оценки «Сырые» баллы Шкальные оценки
1. Осведомленность 2. Понятливость 3. Арифметический 4. Сходство 5. Повторение цифр 6. Словарный 7. Шифровка 8. Недостающие детали 9. Кубики Косса 10. Последовательные картинки 11. Складывание фигур
    27-28       78-80 87-90          
            76-77 83-86          
            74-75 79-82          
            71-73 76-78          
            67-70 72-75          
  23-24         63-66 69-71   44-45      
  21-22     19-20   59-62 66-68   42-43 30-31 38-39  
  19-20     17-18   54-58 62-65   39-41 28-29 36-37  
  17-18     15-16   47-53 58-61 15-16 35-38 26-27 34-35  
  15-16 17-18   13-14   40-46 52-57   31-34 23-25 31-33  
  13-14 15-16   11-12   32-39 47-51 12-13 28-30 20-22 28-30  
  11-12     9-10   26-31 41-46 10-11 25-27 18-19 25-27  
  9-10 12-13 7-8 7-8   22-25 35-40 8-9 21-24 15-17 22-24  
  7-8 10-11   5-6   18-21 29-34 6-7 17-20 12-14 19-21  
  5-6 8-9       14-17 23-28   13-16 9-11 15-18  
    6-7       11-13 18-22   10-12   11-14  
              15-17   6-9   8-10  
              13-14   3-5   5-7  
          4-5           3-4  
    0-2     0-3 0-7 0-11   0-1 0-4 0-2  

 

 

Подпись преподавателя: _______________________________________________

 


Домашнее задание: о бработайте результаты тестирования с помощью взрослого интеллектуального теста Д. Векслера. Напишите психологическое заключение.

 

Бланк фиксации результатов по тесту Д. Векслера (взрослый вариант)

Ф.И.О. испытуемого Николаева Ольга Александровна

Возраст 20 лет

Дата обследования 12 сентября 2005 г.

 

Субтесты Сумма баллов Шкальные оценки
1. Осведомленность    
2. Понятливость    
3. Арифметический    
4. Сходство    
5. Повторение цифр    
6. Словарный    
Сумма вербальных оценок  
7. Шифровка    
8. Недостающие детали    
9. Кубики Косса    
10. Последовательные картинки    
11. Складывание фигур    
Сумма невербальных оценок  
Общая оценка  
Вербальный показатель, IQ  
Невербальный показатель, IQ  
Общий показатель, IQ  

 


Интеллектуальный профиль

Шкальные оценки «Сырые» баллы Шкальные оценки
1. Осведомленность 2. Понятливость 3. Арифметический 4. Сходство 5. Повторение цифр 6. Словарный 7. Шифровка 8. Недостающие детали 9. Кубики Косса 10. Последовательные картинки 11. Складывание фигур
    27-28       78-80 87-90          
            76-77 83-86          
            74-75 79-82          
            71-73 76-78          
            67-70 72-75          
  23-24         63-66 69-71   44-45      
  21-22     19-20   59-62 66-68   42-43 30-31 38-39  
  19-20     17-18   54-58 62-65   39-41 28-29 36-37  
  17-18     15-16   47-53 58-61 15-16 35-38 26-27 34-35  
  15-16 17-18   13-14   40-46 52-57   31-34 23-25 31-33  
  13-14 15-16   11-12   32-39 47-51 12-13 28-30 20-22 28-30  
  11-12     9-10   26-31 41-46 10-11 25-27 18-19 25-27  
  9-10 12-13 7-8 7-8   22-25 35-40 8-9 21-24 15-17 22-24  
  7-8 10-11   5-6   18-21 29-34 6-7 17-20 12-14 19-21  
  5-6 8-9       14-17 23-28   13-16 9-11 15-18  
    6-7       11-13 18-22   10-12   11-14  
              15-17   6-9   8-10  
              13-14   3-5   5-7  
          4-5           3-4  
    0-2     0-3 0-7 0-11   0-1 0-4 0-2  

 


Субтест 1. Осведомленность

 

Задание Ответ испытуемого Баллы
     
     
     
     
  Не помню  
  100˚ С  
  Притягивает, поглощает солнечную энергию  
  Из каучука  
  Шекспир  
  Конституция  
  Писатель  
  В Южной Америке  
  Рим  
  22 июня 1941 г.  
     
  В Африке  
  В восточном  
  Из-за брожения  
  Примерно 10 ударов в минуту  
  Там живет Папа Римский  
  Примерно 10 тыс. км  
  Вены, артерии и сосуды  
  Президент  
  Устное народное творчество  
  Гомер  
  Охрана животных  
  Не знаю  
  Изучает особенности культуры народа  
  Не знаю  
Сумма баллов:  

Субтест 2. Понятливость

Задание Ответ испытуемого Баллы
     
     
  Отнесу на почту  
  В деревне много растений, а в городе из-за машин большая запыленность  
  Буду ориентироваться по солнцу, по веткам деревьев, по мху. С северной стороны мох растет  
  Для учебы  
  Чтобы самому не испортиться  
  Закричу: «Пожар!»  
  Надо делать, когда предоставляется возможность  
  До этого возраста организм девушки еще физически не сформировался для рождения детей  
  Человек в панике, ему кажется, что все плохо, случилась беда, а на самом деле ничего страшного не произошло  
  Он не знает, как говорить, потому что не слышит, как говорят другие  
  Если не планировать, то будут возникать разные непредвиденные ситуации  
  По одному поступку нельзя судить о человеке в целом  
Сумма баллов:  

 

Субтест 3. Арифметический

 

Задание Ответ испы-туемого Время, с Баллы Задание Ответ испы-туемого Время, с Баллы
               
               
          10 руб. 50 коп.    
               
          -    
               
          -    
Сумма баллов:  

 


Субтест 4. Сходство

Задание Ответ испытуемого Баллы
  Одежда  
  Животные  
  Инструменты  
  Фрукты  
  Мебель  
  Стороны света  
  Искусство, творения  
  Стихии  
  Части тела  
  Способ воздействия на других  
  Их едят  
  Творения природы  
Сумма баллов:  

Субтест 5. Повторение цифр

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.078 с.)