ТЕМА 16. Основы конфликтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 16. Основы конфликтологии



Понимание конфликта в современной отечественной психологии. Инвариантные характеристики конфликта (по Н.В. Гришиной). Функции конфликта: диагностические, созидательные, разрушительные. Двойственная природа конфликта.

Виды конфликтов: внутриличностные и социальные.

Различные научные подходы к пониманию природы внутриличностного конфликта. Мотивационные, когнитивные, ролевые внутриличностные конфликты. Условия профилактики внутриличностных конфликтов.

Социальные конфликты: межличностные, личностно-групповые, межгрупповые.

Разновидности межличностных конфликтов (конфликты интересов, конфликты ценностей, ролевые конфликты).

Различные научные подходы к пониманию природы межгруппового конфликта.

Структура и динамика социального конфликта. Стратегии поведения людей в конфликте: противоборство, уход, уступчивость, компромисс, сотрудничество. Методы и методики изучения особенностей поведения субъекта в конфликте.

Особенности педагогических конфликтов. Предупреждение деструктивных педагогических конфликтов. Условия создания психологически безопасной образовательной среды.

Основы практической конфликтологии.

 

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Итоговый контроль осуществляется в форме устного экзамена. Билет включает два вопроса.

 

Вопросы к экзамену:

1. Предмет, основные направления, задачи и методы социальной психологии.

2. Становление и развитие социальной психологии как науки. Место социальной психологии в системе наук на современном этапе.

3. Социально-психологическая характеристика взаимодействий субъект-объектного характера. Влияние взаимодействий субъект-объектного характера на развитие личности ребенка.

4. Социально-психологическая характеристика общения людей. Основные функции общения. Виды и уровни общения.

5. Структура общения. Коммуникация как одна из сторон общения. Характеристики человеческой коммуникации (по Андреевой). Средства коммуникации.

6. Специфика делового общения. Психологические условия эффективной коммуникации в деловом общении.

7. Коммуникативные барьеры, их виды и способы предупреждения.

8. Социальная перцепция: понятие, структура, этапы. Основные схемы формирования первого впечатления.

9. Феномен каузальной атрибуции. Схемы каузального анализа. Механизм стереотипизации, частные случаи стереотипизации. Стереотипы и педагогическая деятельность.

10. Механизмы понимания человеком человека: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция. Психологические условия эффективной межличностной перцепции в образовательном процессе.

11. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Характеристика интерактивной стороны общения.

12. Влияние в условиях межличностного взаимодействия.

13. Понятие взаимоотношений в отечественной психологии. Виды, этапы развития взаимоотношений. Личность в системе взаимоотношений.

14. Психологические условия построения конструктивных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.

15. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Классификация групп.

16. Основные подходы к исследованию малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии. Характеристики малой группы (по Г.М. Андреевой, А.И. Донцову). Классификация малых групп.

17. Параметры анализа группы в социальной психологии.

18. Школьный класс как малая группа.

19. Понятие групповых норм, их характеристики (по Р.Л. Кричевскому и Е.М. Дубовской). Варианты отношения субъектов к групповым нормам. Проблема нормативного влияния большинства и меньшинства в образовательном процессе.

20. Понятие статуса субъекта в малой группе. Понятие социометрической структуры малой группы.

21. Изучение социометрического статуса ученика в школьном классе. Метод социометрии в деятельности учителя.

22. Понятие социальной роли. Роль и статус. Ролевые конфликты личности.

23. Феномен лидерства с точки зрения разных теорий происхождения лидерства. Стили лидерства. Отличия лидера от руководителя (по Б. Парыгину).

24. Феномен руководства в малой группе. Формы власти.

25. Процесс принятия группового решения. Основные методы принятия группой решения.

26. Технология проведения групповой дискуссии.

27. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малой группы.

28. Стадии и механизмы развития малой группы в концепции Л.И. Уманского.

29. Понятие сплоченности малой группы. Уровни развития групповой сплоченности (теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе А.В. Петровского).

30. Социально-психологическая характеристика коллектива как стадии развития малой группы (на примере школьного класса или педагогического коллектива).

31. Механизмы групповой динамики, обеспечивающие процессы развития и стабилизации малой группы.

32. Понятие большой социальной группы. Два вида больших социальных групп: устойчивые и стихийные. Общая характеристика больших устойчивых групп.

33. Психологические особенности этнических групп.

34. Исследование межгруппового взаимодействия в отечественной социальной психологии.

35. Роль социальных стереотипов в межгрупповом взаимодействии.

36. Общая характеристика и типы больших стихийных групп (толпа, масса, публика). Особенности поведения людей в стихийных группах.

37. Понятие социального движения. Социально-психологические особенности социальных движений.

38. Понимание личности в социальной психологии. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.

39. Стадии процесса социализации. Институты социализации. Трудности социализации индивида на современном этапе.

40. Понимание социальной установки в отечественной психологии. Традиция исследования аттитюдов в зарубежной психологии. Установки и реальное социальное поведение. Изменение установок.

41. Современная диспозиционная концепция регулирования социального поведения личности (В. Ядов).

42. Понимание конфликта в современной отечественной психологии. Инвариантные характеристики конфликта (по Н.В. Гришиной). Функции конфликта.

43. Виды конфликтов. Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия профилактики.

44. Социальные конфликты. Структура и динамика межличностного конфликта.

45. Стратегии поведения людей в конфликте.

46. Межгрупповой конфликт в понимании зарубежных и отечественных психологов.

47. Особенности педагогических конфликтов. Виды.

48. Предупреждение деструктивных педагогических конфликтов. Условия создания психологически безопасной образовательной среды.

49. Понятие социальной компетентности личности. Психологические условия формирования социальной компетентности ребенка в образовательном пространстве.

50. Социальная психология в образовании: задачи, направления, методы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.009 с.)