Кризисы, сензитивные и литические периоды психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы, сензитивные и литические периоды психического развития



(4часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение понятия «возраст» и научных представлений о специфике, структуре и динамике стабильных, критических и сензитивных периодов развития.

2. Формирование умений осуществлять устные и письменные коммуникации в учебной и профессиональной деятельности (представление графических материалов, участие в дискуссии, подготовка докладов по научным источникам и профессионально значимым проблемам)

3. Овладение навыками рефлексии и самоконтроля (взаимопроверка в парах, подготовка группового сообщения)

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Категория возраста в истории возрастной психологии: развитие представлений о возрасте в различных отечественных и зарубежных психологических теориях (презентация графических организаторов теоретического материала).

2. Структура и динамика возраста: научная позиция Л. С. Выготского и его последователей (управляемая дискуссия по статье Д. Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития»)

3. Понятие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических новообразованиях (терминологический диктант с взаимопроверкой в парах)

4. Кризисы как своеобразные психические возрасты: природа, содержание, структура и проявления (групповая работа с представлением сообщения: сравнительная характеристика двух кризисов развития)

5. Понятие о сензитивных периодах развития психики: природа, значение, проявление (индивидуальные доклады по статье Н.С. Лейтеса «К проблеме сензитивных периодов психического развития человека»).

Материалы для текущего контроля:

1. Сопоставительная таблица «Периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии».

2. Рабочие материалы по статье Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития» (список самостоятельно составленных проверочных вопросов; глоссарий, письменный развернутый ответ на три вопроса по статье).

3. Терминологический словарь по теме.

4. Характеристика двух кризисов развития (тезисы).

5. Рабочие материалы по статье Н.С. Лейтеса «К проблеме сензитивных периодов психического развития человека» (глоссарий, вопросы на понимание, текст статьи с разметкой, аннотация на статью).

Литература

Обязательная

1. Выготский, Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т.– М., 1982–1984. – Т. 4.

2. Лейтес, Н.С. // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан.– М.: Изд-во: Академия, 2003, 368 с. ISBN: 5-7695-1523-6. Серия: Высшее образование.

3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. – (Основы наук). ISBN: 5-9692-0024-7

4. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения: в 2 т. / П.П. Блонский. – М., 1979.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 1995.

3. Запорожец, АВ. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. – М., 1986. – Т. 1.

4. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995.

5. Никольская, А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России / А.А. Никольская. – Дубна, 1995.

http://www.voppsy.ru/ Сайт журнала «Вопросы психологии»
http://flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml Электронная версию книги Обуховой Л.Ф.
http://www.ipd.ru/ Институт развития личности РАО
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html Кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ

Семинар № 5

Тема 5. Психическое развитие в период младенчества, раннего и дошкольного детства

(4 часа)

Образовательные задачи

1. Освоение системы научных знаний об основных закономерностях возрастного развития ребенка от рождения до семи лет.

  1. Формирование общепрофессиональных умений (психолого-педагогической наблюдательности, рефлексии, навыка интерпретации феноменов детского поведения)
  2. Овладение специфическими способами приобретения гуманитарных и социальных знаний (анализ видеоматериалов, художественных текстов)

Вопросы для обсуждения и методы работы:

  1. Феноменология развития ребенка в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте (кейс-метод: обсуждение видеоматериалов, демонстрирующих особенности сенсомоторного, интеллектуального и социального развития ребенка в условиях взаимодействия со сверстниками и взрослыми).
  2. Игра и другие виды детской деятельности как условие полноценного психического развития (анализ художественных текстов и видеоматериалов, представляющих свободную детскую деятельность – ролевую имитационную игру).
  3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками, их генезис и роль в психическом развитии в дошкольном возрасте (сообщения студентов с последующим групповым проектированием)

 

Материалы для текущего контроля:

  1. Участие в обсуждении.
  2. Рабочие материалы по художественному тексту (на выбор студента) (целевая разметка текста, вопросы на понимание, обобщение художественных впечатлений).
  3. Проект рекомендаций родителям по организации игрового пространства в домашних условиях для ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста (по выбору студента).

Литература

Обязательная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник доля вузов. / Г.С. Абрамова. –М.: Юрайт, 2010 – 811с. ISBN 978-5-9916-0155-9

2. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПБ: Питер, 2010978-5-49807-639-3 (Серия Мастера психологии)

3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. – (Основы наук). ISBN: 5-9692-0024-7

4. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов, (издание 3-е, переработанное)./ Е.О. Смирнова. – М.: Питер, 2009 (Рекомендовано МОРФ) ISBN 978-5-388-00494-9

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная:

1. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М., 1979.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.

3. Выготский, Л.С. Младенческий возраст; Кризис первого года жизни; Раннее детство; Кризис трех лет; Кризис семи лет; Педология подростка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982–1984. – Т. 4.

4. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.

http://www.childpsy.ru/ Детская психология для специалистов
http://www.voppsy.ru/ Сайт журнала «Вопросы психологии»
http://flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml Электронная версию книги Обуховой Л.Ф.
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО

 

Семинар № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.01 с.)